Радикальное прощение. Общий доступ Колин Типпинг - Радикальное Прощение. Освободи пространство для чуда
Скачать 1.48 Mb.
|
Глава 19 ПРОЧУВСТВОВАТЬ БОЛЬ Прочувствовать свои чувства — второй этап процесса прощения, который обычно становится естественным следствием того, что человек рассказал свою историю. Чтобы осуществить этот шаг, мы должны позволить себе почувствовать свои эмоции, возникающие у нас в связи с ситуацией, — и ощутить их в полной мере. Если мы пытаемся простить, используя только ментальный процесс и отрицая такие чувства, как гнев, обида, подавленность, у нас ничего не выйдет. Я встречал многих людей, — особенно это касается тех, кто претендует на какие-то «духовные высоты», — которые считают, что необходимо отрицать свои чувства и «передавать» их Духу. Это — духовная уловка. В 1994 году я согласился провести семинар в Англии. Это было через много лет после моего переезда в Америку, и я почти забыл, насколько тщательно англичане подавляют любые чувства. Семинар должен был проходить в каком-то монастыре на востоке Англии. Большинство слушателей оказались духовными целителями. Мы приехали в монастырь. Нас никто не встречал, поэтому мы вошли в один из залов, расставили мебель, как нам удобно, и приступили к занятиям. Я начал с объяснения, что жизнь — это, прежде всего, эмоциональный опыт, предназначенный для нашего духовного роста, и цель семинара состоит именно в том, чтобы восстановить связь с подавленными эмоциями. Можно было подумать, что я предложил им станцевать вокруг костра в чем мать родила! И вот что они говорили в ответ: — О нет. Мы — люди духовные. Мы преодолели эмоции. Мы никогда не уступаем чувствам. Если они зарождаются в нашей душе, мы просто просим у Духа, чтобы он забрал их прочь, и сразу же обретаем умиротворение. Мы не верим в вашу работу. Через час я понял, что терплю крушение. Это все равно что плавать в сахарном сиропе. Я никак не мог к ним пробиться, и стало ясно, что вовлечь этих людей в работу мне не удастся. С каждой секундой я чувствовал себя все паршивее, и уже был уверен, что наш семинар провалился. И тут вмешался Дух. В помещение ворвался молодой монах в полном облачении и потребовал главного. Когда я сказал, что возглавляю группу, молодой человек изъявил желание, чтобы я вышел вместе с ним в коридор. Монах хотел «поговорить» со мной, и было очевидно, что он вот-вот лопнет от злости. Он весь раскраснелся и раздулся от переполнявших его чувств. Я ответил, что у нас идет семинар и я обязательно найду его, когда мы закончим. Молодой человек с недовольным видом вышел, но почти сразу же в ярости ворвался обратно. Он устремил на меня палец, затем согнул его и медленно притянул к себе, словно подцепив меня на крючок. — Я хочу поговорить с вами сейчас же! — завопил он. Этот жест меня «достал». Все разочарование и напряжение последнего часа выплеснулись наружу. Я обернулся к классу и сказал угрожающим тоном: — А теперь смотрите! Затем направился к раскрасневшемуся и раздувшемуся от злости монаху, устремил палец ему в лицо, едва не касаясь носа, и проговорил: —Мне безразлично, во что вы одеты и что должно символизировать ваше облачение, но вы не смеете являться на мои занятия и вызывать меня в коридор, словно провинившегося школьника. Я выйду и поговорю с вами тогда, и только тогда, когда закончу свои дела. Занятие окончится в 12:00. Если вы хотите мне что-нибудь сказать, советую вам ждать меня в коридоре ровно в этот час. Тогда и поговорим. А сейчас — вон из моей комнаты! Затем я прошагал обратно к своему столу. Все участники семинара сидели разинув рты, совершенно ошеломленные. (Ведь разговаривать в подобном тоне с духовными лицами не полагается!) —Итак, — сказал я, по очереди посмотрев на каждого из них, — я хочу, чтобы каждый из вас сейчас же сказал, что он чувствует. И не пытайтесь подсунуть мне свои ложные убеждения в том, что вы якобы сожгли все свои эмоции в лиловом пламени Духа и чувствуете только умиротворение. Я ясно вижу, что это не так. Что вы чувствуете?!! Станьте же наконец настоящими!!! Можно и не говорить, что я застал этих людей на самом гребне чувств, и мы немедленно начали их обсуждать. С помощью сердитого монаха я разбил стену их неприятия того факта, что люди испытывают чувства и это нормально. Я развеял их историю. Они прибегли к духовной уловке, и я показал им это. В 12:00 я закончил занятие и вышел в коридор. Там меня ждал монах. Я направился прямо к нему и обнял, чем поверг его в изумление, граничащее с ужасом. — Спасибо вам огромное, — сказал я, — вы стали для меня ангелом исцеления. Вы—мой семинар. Без вас все провалилось бы. Монах просто не знал, что ответить. Не думаю, что он понял, в чем дело, даже когда я попытался объяснить. Однако молодой человек успокоился. Как оказалось, он рассердился только потому, что мы не позвонили в колокольчик, чтобы дать ему знать о своем прибытии. Монах сидел в своей келье и ждал звонка. Он никак не мог предположить, что мы просто распахнем двери монастыря и обоснуемся в одном из помещений, даже не позвонив в колокольчик. Вы можете представить себе, чтобы такая мелочь привела человека в ярость? Не кажется ли вам, что им руководит собственная история — например, о том, что он никому не нужен или «недостаточно хорош»? Это был один из лучших семинаров в моей жизни. Дело в том, что эти люди стали живыми и искренними. Я вернул их к старым травмам (некоторые из них хранились в тайниках души еще со времен войны), о которых они никогда никому не рассказывали. Участники семинара поняли, что целительная сила — в чувствах, а не в разговорах или размышлениях. Ни позитивное мышление, ни даже медитация не принесут исцеления, если человек отгораживается от своих чувств. Еще один миф гласит, что бывает две разновидности чувств: позитивные и негативные, и негативных следует избегать. На самом деле такой вещи, как негативные эмоции, не существует. Чувства становятся плохими и оказывают отрицательное воздействие на человека только в том случае, если их подавляют. Позитивное мышление — это всего лишь форма самоотрицания. Мы жаждем эмоционального опыта Способность к эмоциональным переживаниям — это благодать для нас, людей. Некоторые даже утверждают, что мы решили пройти через человеческий опыт только по одной причине: Земля — единственная планета, несущая вибрации эмоциональной энергии. И мы пришли сюда именно для того, чтобы эту энергию ощутить. Поэтому, если мы не позволяем себе пережить полный спектр эмоций, но вместо этого подавляем их, наши души создают ситуации, буквально вынуждающие нас испытать эти чувства. (Вы не замечали, что люди часто получают возможность пережить сильные эмоции сразу после молитвы о духовном росте?) Это означает, что единственной причиной всех человеческих неприятностей может быть желание души пробудить в нас подавленные эмоции. Если это так, то, просто позволив себе в полную силу испытывать чувства, мы откроем путь для свободного течения энергии через наше тело и так называемая проблема сразу же исчезнет. Однако не все ситуации решаются так просто. Когда мы пытаемся совладать с глубоко укорененной проблемой и с воспоминаниями о вещах, которые кажутся нам непростительными, — например, с сексуальным надругательством, изнасилованием или физическим издевательством, — может оказаться недостаточным просто пережить соответствующие чувства, чтобы почувствовать безусловную любовь к виновнику. Дать волю эмоциям — всего лишь первый шаг на пути от напускного к реальному, и обойтись без него никак нельзя. Я не утверждаю, что понимание, обретенное в результате сдвига восприятия, который может произойти прежде, чем человек почувствует и выразит свои эмоции, не пойдет на пользу работе с эмоциями. Такое понимание, несомненно, окажется полезным. Однако обратный порядок событий невозможен: сдвиг восприятия, необходимый для осуществления Радикального Прощения, не может произойти прежде, чем человек отпустит вытесненные чувства. В любом случае, если мы испытываем желание простить кого-то или что-то, это означает, что в течение некоторого времени мы испытывали гнев. Гнев, фактически, является вторичной эмоцией. Под гневом лежит какая-нибудь первичная душевная боль — например, ущемленное самолюбие, стыд, разочарование, огорчение, ужас или страх. Гнев представляет собой движение энергии, возникающее в результате подавления боли. Мешать свободному проявлению гнева — во многих случаях все равно что пытаться заткнуть пробкой вулкан. Рано или поздно он взорвется! Первый и второй этапы Радикального Прощения помогают нам соприкоснуться не только с гневом, но и с эмоциями, скрытыми под ним. А это означает испытать их — не говорить об эмоциях, не анализировать их, не вешать на них ярлыки, но пережить в полной мере! Полюбите свой гнев Очень часто, говоря о необходимости отпустить свой гнев или освободиться от гнева, люди на самом деле хотят поскорее отделаться от него. Они видят в нем что-то плохое и нежелательное — даже пугающее. Они не хотят испытывать гнев, поэтому просто говорят о нем и пытаются работать с ним при помощи интеллекта, но это не дает никаких результатов. Попытки проработать эмоции, просто разговаривая о них, — не более чем один из способов уклониться от того, чтобы их прочувствовать. Именно поэтому большинство терапевтических методов, основанных на проговаривании, не работают. Ваше противодействие создает напряжение. Гнев представляет собой движение энергии, поэтому противодействовать ему — значит просто удерживать его внутри себя — до тех пор, пока вулкан не взорвется. На самом же деле отпустить гнев — значит освободить застоявшуюся энергию (то есть сдерживаемые эмоции), позволив ей свободно течь по телу в качестве чувств. Определенные методы работы с гневом способны помочь нам пережить эту эмоцию целенаправленно и не теряя над ней контроль. Работа с гневом способствует движению энергии Процесс, который мы называем «работой с гневом», в действительности сориентирован не на сам гнев. Он направлен на то, чтобы снова привести в движение застоявшуюся энергию. Возможно, правильнее было бы назвать это «работа по освобождению энергии». Однако независимо от названия, процедура достаточно проста: нужно просто кричать в подушку (чтобы не потревожить соседей), вопить в автомобиле, бить кулаками матрас, рубить дрова или выполнять другие бурные физические действия. Ключ к успешной работе по освобождению энергии — сочетание физической деятельности и голоса. Очень часто мы блокируем эмоциональную энергию именно в горле — будь то гнев, огорчение, вина или что-то еще, — поэтому следует, чтобы процесс всегда включал в себя работу с голосом. При этом наша задача состоит не в том, чтобы избавиться от чувства, но в том, чтобы испытать в полную силу, как оно проходит через наше тело, — без каких бы то ни было мыслей и оценочных суждений. Когда человек полностью отдается во власть эмоций, он чувствует себя по-настоящему живым (а ведь многие почти забыли, что это значит) и в конце концов обнаруживает, что застоявшаяся энергия рассеялась. Если гнев вас пугает Многим людям страшно даже подумать о том, чтобы выплеснуть гнев, — особенно если за гневом скрывается ужас. Возможно, тот, кто поступил по отношению к вам плохо, все еще оказывает очень большое влияние на ваше подсознание. В таком случае не рекомендуется проводить работу с гневом в одиночестве, а следует обратиться за помощью к кому-то, кто сумеет поддержать вас, когда вы будете испытывать гнев и ужас, — к человеку, с которым вы сможете чувствовать себя увереннее и который сумеет помочь вам пройти через эти эмоции. Хорошо, если это будет профессиональный психолог-консультант или психотерапевт. Кроме того, я рекомендую провести дыхательное упражнение «Сатори» под наблюдением опытного инструктора. Это хороший способ отпустить эмоции. Берегитесь пристрастия к гневу Здесь необходимо предостеречь читателя. К гневу очень легко пристраститься. Гнев питает сам себя и нередко перерастает в злобу. Злоба находит особое удовольствие в том, чтобы вновь и вновь ворошить старые обиды, постоянно возвращаясь к связанной с ними боли, и в той или иной форме выпускать пробуждающийся при этом гнев. В результате может возникнуть почти наркотическое пристрастие к гневу. Следует понимать, что гнев, сохраняющийся в нас, не приносит никакой пользы. Поэтому, как только вы позволили энергии гнева вылиться вместе с чувствами, следует использовать эту энергию для создания позитивного результата. Может быть, нужно ограничить дальнейшее общение с человеком, который пробуждает в вас гнев. Возможно и другое решение, например захотеть испытать сострадание к этому человеку или простить его. Избежать болезненного пристрастия к гневу можно только в том случае, если вы используете эту эмоцию в качестве катализатора для позитивных перемен, обретения внутренней силы или прощения. ОСВОБОДИТЬ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЧУДА Анкета Радикального Прощения изменила жизнь тысяч людей. Сложно объяснить, как и почему она дает такие удивительные результаты, — единственное, что можно сказать, это то, что она помогает человеку осуществить энергетический сдвиг. Фактически, само по себе заполнение данной анкеты является энергетическим опытом. В чем-то это подобно действию гомеопатических препаратов, но только здесь секретным ингредиентом является ваше желание простить — даже если вы не особенно на это настроены. Анкета — просто способ заявить об этом желании. В результате высвобождается заблокированная энергия, и ситуация разрешается сама собой. Прочитав предыдущие страницы, вы понимаете, что человек, расстраивающий вас или вызывающий у вас негативные эмоции, просто дает вам возможность исцелиться. И там, где прежде вы были бы склонны увязнуть в своей драме, теперь вам достаточно взять бланк анкеты и начать процесс прощения. Заполняйте анкету за анкетой до тех пор, пока не рассеется энергия, накопившаяся вокруг ситуации, человека или случая. Возможно, для этого потребуется несколько дней или месяцев. Хотя не исключено, что одной анкеты окажется достаточно. Все зависит от того, с какими проблемами резонирует данная ситуация и какие эмоции она в вас пробуждает. Для заполнения анкеты вам необходимо иметь общее представление о принципах, лежащих в основе Радикального Прощения, и приведенные ниже замечания призваны напомнить вам о них. Соответствующие разделы анкеты помещены в рамку и заполнены от лица Джилл, как если бы она проработала при помощи этой анкеты свою ситуацию с Джефом, описанную в первой главе. Начиная работу по Радикальному Прощению, некоторые заполняют одну анкету за другой по поводу многих людей, которых им хотелось бы простить, и сразу же пытаются проработать самые крупные проблемы своего прошлого. Однако одно из лучших качеств Радикального Прощения состоит в том, что нам не нужно копаться в прошлом, чтобы излечиться от старых травм. Человек, который доставляет вам огорчение сейчас, олицетворяет ВСЕХ, кто доставлял вам подобные огорчения в прошлом. Поэтому прежде всего поработайте с этим человеком, даже если вам кажется, что случай не стоит особого внимания. Если вы огорчены, значит, случай стоит внимания. Он вполне может привести вас к чему-то существенному. Возможно, лучше начать с чего-то незначительного — с достаточно простых вопросов, которые не несут особой эмоциональной нагрузки. Если не уделять внимания мелким проблемам, они перерастают в большие, поэтому, даже работая с тривиальными ситуациями, вы делаете очень важное дело. Кроме того, имея дело с простыми, не особенно болезненными ситуациями, легче научиться осуществлять необходимый сдвиг восприятия. Так что оставьте сложные вопросы на потом. При желании можно нумеровать эти анкеты и подшивать их. Тогда вы сможете периодически просматривать их и оценивать перемены в собственном сознании. Или, может быть, вы предпочтете устраивать ритуальное сожжение этих анкет, и это станет частью процесса Радикального Прощения. Особые благодарности Прообразом данной анкеты является анкета, созданная несколько лет назад доктором Майклом Райсом. Доктор Райе был пионером в этой области. Стремление донести идею прощения до каждого жителя планеты стало делом его жизни. Другим вдохновителем моей работы является Арнольд М. Пэйтент. Именно этот человек познакомил меня с духовными принципами, которыми я руководствуюсь, и именно ему я обязан многими мыслями, отраженными в данной анкете. Я испытываю чувство глубочайшей благодарности к людям, повлиявшим на мое мировоззрение и тем самым сыгравшим важную роль в написании этой книги. Анкета для Радикального Прощения Дата: Анкета № Объект (X) — причина вашего огорчения (человек или обстоятельства) 1. Ситуация, вызвавшая мое недовольство. Как я воспринимаю ее сейчас: 2а. Претензии к X: я сержусь на тебя за то, что: 26. Твое поведение вызывает у меня (определите здесь свои подлинные эмоции): 3. Я с любовью признаю и принимаю свои чувства и больше не осуждаю их.
4. Я — хозяин своих чувств. Никто не может заставить меня чувствовать что бы то ни было. Мои чувства — отражение того, как я вижу ситуацию.
5. Хотя мне не известно, как и почему это происходит, я теперь понимаю, что душа создала данную ситуацию для моего обучения и роста.
6. Я вижу в своей жизни некоторые ключи, — а именно повторяющиеся ситуации и другие «совпадения», — которые указывают на то, что у меня было много возможностей исцелиться, которые я в свое время не заметил. Например:
7. Я готов признать, что моя миссия, или «контракт души», включает в себя этот опыт, — и на то есть определенные причины, которые мне знать не обязательно.
8. Мое недовольство данной ситуацией послужило для меня сигналом, что я лишал себя и X любви, — что проявилось в осуждении, неоправданных ожиданиях, желании, чтобы X изменился, и в мнении, будто X несовершенен. (Перечислите свои ожидания и действия, свидетельствующие о том, что вы хотели, чтобы X изменился.) 9. Я понимаю, что расстраиваюсь только тогда, когда кто-то попадает в резонанс с теми аспектами моего существа, которые я в себе отрицаю, вытесняю и проецирую на других людей.
10. Х отражает то, что мне нужно полюбить и принять в себе.
11. X отражает мое ложное восприятие действительности. Прощая Х, я исцеляюсь и создаю для себя новую реальность.
12.Теперь я понимаю, что никакие действия X или других людей не являются ни плохими, ни хорошими. Я отказываюсь от любых суждений.
13. Я освобождаюсь от потребности судить и быть правым. Я ХОЧУ увидеть совершенство в ситуации, как она есть.
14. Хотя мне пока еще не понятно, как и почему это происходит, я осознаю, что мы оба получили то, что каждый из нас выбрал на подсознательном уровне. Мы вместе танцевали танец исцеления.
15. Я благодарю тебя, X , за то, что ты согласился сыграть свою роль в моем исцелении. И я горжусь собой за то, что сыграла роль в твоем исцелении.
16. Я освобождаю сознание от этих чувств (перечисленных в графе 2б): 17. Я благодарю тебя, X. , за готовность стать зеркалом моего ложного восприятия и за то, что ты дал мне возможность проявить Радикальное Прощение и принять себя такой, какая я есть.
Теперь я осознаю, что всё пережитое мной (история жертвы) было точным отражением моего нездорового восприятия ситуации. Теперь я понимаю, что могу изменить эту «реальность», просто проявив желание увидеть в этой ситуации совершенство. Например? (Попытайтесь переформулировать ситуацию с точки зрения Радикального Прощения. Это могут быть общие слова вроде того, что вы знаете, что всё совершенно, или же конкретный анализ вашей ситуации, если вы действительно видите, как в ней проявилось совершенство. Примечание: нередко вы этого видеть не будете.) Я полностью прощаю себя, [Ваше имя], и принимаю себя как любящую, великодушную и творческую личность. Я освобождаюсь от любой потребности цепляться за негативные эмоции и идеи, несущие в себе ограничения и недовольство собой. Я отказываюсь направлять свою энергию в прошлое и разрушаю все преграды, отделявшие меня от любви и изобилия, которыми я владею. Я, творец своих мыслей, чувств и жизни, возвращаю себе право безусловно любить и поддерживать себя — такую, какая я есть, во всем своем великолепии. Теперь я ОТДАЮ СЕБЯ ВО ВЛАСТЬ Высшей Силы, которую я называю Богом. Я уверена, что эта ситуация будет и впредь развиваться совершенным образом, в согласии с Божественным руководством и духовным законом. Я признаю свое единство с Источником и чувствую свою связь с ним. Я вернулась к своей истинной природе, которая есть Любовь, и теперь я вновь отношусь к X с любовью. Я закрываю глаза, чтобы прочувствовать, как через меня течет любовь. Меня переполняет радость, идущая рука об руку с любовью. Записка тебе, X :Сегодня, заполнив эту анкету, я ... Я всей душой прощаю тебя, X, поскольку теперь вижу, что ты не сделал ничего плохого и все происшедшее подчинено Божествен иному порядку. Я благодарю, принимаю и люблю тебя без всяких предварительных условий — такого, какой ты есть. 22. Записка себе: Я признаю, что являюсь духовной сущностью, переживающей человеческий опыт. Я люблю и одобряю себя во всех своих человеческих проявлениях. Освободить пространство для чуда Анкета для Радикального Прощения Дата: 8. 07. 1991 Анкета № 3 Объект (X) — причина вашего огорчения (человек или обстоятельства) Джеф Определите ситуацию или человека, который вас расстроил (в анкете он обозначен буквой X). В некоторых обстоятельствах это можете быть вы сами, однако, работая с собой, вы можете попасть в опасную ловушку — особенно на первых порах. Ловушка состоит в том, что, поскольку вина является источником нашего чувства отделенности от Источника, мы склонны бичевать себя по любому поводу. Поэтому я не рекомендую участникам моих семинаров начинать работу с себя. Прощение в конечном счете всегда направлено на себя. Но, на мой взгляд, лучше направлять любовь и прощение во внешний мир — на других. Оно непременно вернется к вам, и вы обнаружите, что тоже прощены, — это вселенский закон. Обязательно пишите о нем/о ней/об этом/о себе в третьем лице. Иными словами формулируйте свою историю так, будто вы кому-то рассказываете о происходящем или происшедшем. Называйте имена. |