Главная страница

Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен


Скачать 1.98 Mb.
НазваниеОсвобождение от психологического насилия Стивен Хассен
Дата22.01.2023
Размер1.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKhassen_Stiven_-_Osvobozhdenie_ot_psikhologicheskogo_nasilia.doc
ТипДокументы
#898054
страница19 из 41
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   41
97 СОЗДАНИЕ КАРТЫ САМООЦЕНКИ
На листе бумаги перечислите свои сильные стороны по каждому из нижеследующих пунктов. Используйте точный наглядный язык, будьте конкретнее, избегайте расплывчатых общих черт. Тщательно
опишите, как эти силы помогут достичь целей, преследуемых в процессе стратегического взаимодействия. 4- Физический внешний вид. 4- Характерные черты личности. - Как другие люди видят вас. - Как вы общаетесь с другими. 4- Деловые качеств. 4- Личностные качества. 4- Умственная деятельность. 4- Сексуальность.
Сделав это, определите, как можно еще больше улучшить свой образ в собственных глазах. Выделите характерные черты, которые вам мешают, или качества, не достигающие уровня, который необходим для движения вперед. Мысленно представьте себя в будущем, наделенными желаемыми чувствами и качествами.
98 ЛИЧНОСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Люди склонны считать истинными свои "карты реальности" и поэтому проецировать их на всех остальных. Мы предполагаем, что другие думают, чувствуют и реагируют на все точно так же, как мы. Конечно, это неверно. Существуют фундаментальные личностные различия между людьми, влияющие на их восприятие происходящего.
Один из способов развития самосознания и самопознания, касающегося различий между членами семьи заключается в применении личностных тестов. Когда семьи участвуют в подобных тестированиях, люди получают более глубокие знания не только о себе, но и о братьях, сестрах, родителях, детях, супругах, возлюбленных и друзьях. Это помогает им понять, почему они ведут себя именно так, а не иначе.
Я часто пользуюсь книгой Дэвида В. Кейрси "Пожалуйста, пойми меня II: Темперамент, характер, интеллект". (Keirsey David. Please Understand Me II: Temperament, Character, Intelligence. Prometheus Nemesis Book Co., 1998.) Там в качестве модели применяется пользующийся широким признанием тест-опросник личности Майерса - Бриггса (Myers -Briggs Personality Inventory Test). Члены семьи могут воспользоваться этим тестом в качестве одного из способов сбора информации. Если у вас есть доступ к Интернету, на сайте Кейрси (Keirsey Temperament and Character Web Site) можно бесплатно пройти тестирование и получить результат в баллах по личностным тестам "Классификатор характера Кейрси" (Keirsey Character Sorter) и "Классификатор темперамента Кейрси II" (Keirsey Temperament Sorter II). (Обращайтесь по адресу www.keirsey.com)
Одним из преимуществ тестирования личности является то, что возникающее в результате самосознание можно использовать для создания моста между культистом и семьей. Адепту можно сказать: "Папа относится к такому-то типу, а мама - к другому. Хотелось бы узнать, к какому типу относишься ты". Когда придет время, семьи могут просить близкого человека, находящегося в культе, пройти тестирование не один раз, а дважды: первый раз таким, каким он был бы до своего нынешнего состояния, и второй раз - так, как он себя чувствует теперь. Конечно, результаты будут меняться в зависимости от точки зрения члена культа в момент тестирования, но обычно это говорит о том, что тип его личности изменился. Чем лучше вы понимаете восприятие близким человеком своей докультовой личности, тем лучше вы будете способны распознать культовую личность - и тем легче будет бороться за возвращение его подлинного "я".
Эта стратегия сработала особенно хорошо в случае с одной женщиной, участвовавшей в библейском культе. Когда ее муж впервые позвонил мне, он совершенно не знал, что делать. Хотя он всегда считал себя христианином, его жена пугала детей заявлениями вроде: "Ваш отец попадет в ад". Я посоветовал ему подготовиться к воздействию, а в целях создания мостов связаться с родственниками жены, которые, как выяснилось, знали о группе очень мало.
Я узнал, что брат участницы культа, набожный христианин, хорошо знавший Библию, пытался обсуждать с сестрой теологические проблемы, но ничего не добился. Другой ее брат, как я узнал, был психологом, так что я указал ему на книгу Йикли "Дилемма ученичества", где тест Майерса - Бриггса использовался для измерения масштабов изменения личности у членов другого библейского культа. Кроме того, я попросил его ознакомиться с первой книгой Кейрси "Пожалуйста, пойми меня" и затем добиться того, чтобы каждый член семьи прочел эту книгу и прошел личностное тестирование. ( Keiisey David & Bates Marilyn. Please Understand Me: Character and Temperament Types. Prometheus Nemesis Books, 1984.) Он послал книгу сестре, которая была в культе, и попросил пройти тестирование по оценке личности в рамках семейного консультирования, - чтобы члены семьи могли обсудить результаты и лучше понять друг друга.
Опираясь на книгу Кейрси, далее он познакомил сестру с работой Йикли и повел речь о том, что разительные изменения личности, которые всем бросаются в глаза, не могут быть здоровыми. Брат, который был знатоком христианской доктрины, сумел указать различия между законными и незаконными библейскими группами. Это заложило основу для встречи участницы культа с бывшим членом ее группы. В итоге она предпочла оставить культ и вернуться к семье. Позднее она приняла участие в программе национального телевидения и рассказала о своем опыте.
99 ЦЕННОСТИ И ВЕРОВАНИЯ
Ценности и верования людей часто мало связаны с научными фактам или физической реальностью и не имеют к ним никакого отношения. Обьино поведение определяется ожиданиями со стороны родителей и знакомых, культурными условностями, типом личности, а также потребностью чувствовать себя любимым, защищенным и принятым окружающими. Ценности и верования, которые мы выбираем, быстро меняются в ответ на изменение нашей социальной роли. Например, профсоюзные работники, поднявшиеся до статуса менеджера, склонны переходить к новым моделям верований, которые более соответствуют новой группе коллег (peer group). (В оригинале использован термин "peer group", обозначающий группу друзей или коллег, обычно сходного происхождения, социального статуса и - что не менее важно - возраста, с наибольшей вероятностью влияющих на верования и поведение человека. (Прим. перев.)) Точно также человек, вовлеченный в культ, принимает его ценности и верования - возможно, касающиеся реинкарнации или каких-нибудь существ, поселившихся в его теле, - для того, чтобы быть принятым остальными членами группы. Об этом важно помнить, когда вы с ним общаетесь.
Особенно важно, чтобы люди, входящие в команду стратегического взаимодействия, отдавали себе отчет и решительно сопротивлялись искушению мыслить в терминах "должно" и "не должно". "Должно" является абсолютным моральным императивом, например: "Я должен был быть более лучшим родителем своему ребенку". Если мы живем не в соответствии с тем, как, по нашему мнению, нам "должно" или "не должно" поступать, мы склонны осуждать себя как дурных или недостойных людей. "Долженствования" построены на обобщениях и абсолютах и имеют тенденцию поощрять упрощенное мышление, построенное на одних только противопоставлениях. Они затрудняют нахождение общего языка между людьми. Каждому слову, несущему ценностную нагрузку ("благородный", "прилежный", "умный", "сильный", "честный"), соответствует его противоположность ("эгоистичный", "ленивый", "глупый", "слабый", "лживый"). Люди часто полагают, что являются либо теми, либо другими: "Если сделаешь это, будешь хорошим, в противном случае будешь плохим". Это далеко от истины.
Внимательно отыскивая, анализируя и пересматривая свои "долженствования", вы добьетесь более гибкого понимания своих ценностей и верований. Вы сможете четче доносить свои тревоги и опасения до близкого вам человека. Если вы сумеете смягчить возникающее чувство жесткой необходимости, вы сможете столь же ненавязчиво и спокойно обращаться с близким человеком.


Что делать
- Предложите членам команды стратегического взаимодействия пройти личностное тестирование.
- Обсудите результаты друг с другом.
- Когда сочтете это уместным, покажите результаты близкому человеку, который вовлечен в культ, обсудите их и попросите принять участие в тестировании.


100 ОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ И ВЕРОВАНИЙ
ѕ Открыты ли ваши убеждения и верования для изменений?
ѕ Принимаете ли вы во внимание исключения, когда они оправдываются обстоятельствами?
ѕ Как вы чувствуете себя, когда делаете ошибку?
ѕ Каков источник ваших ценностей (родители, образование, культурное окружение)?
ѕ Соответствуют ли ваши ценности вашим конкретным обстоятельствам, индивидуальности, потребностям?
ѕ Проверяете ли и оцениваете ли вы свои ценности, убеждения и верования?
ѕ Принимаете ли вы за чистую монету то, что вам говорят другие?
ѕ Способствуют ли ваши ценности позитивному действию и поведению?
ѕ Реалистичны ли ваши ценности?
ѕ Являются ли ваши ценности жизнеутверждающими, поддерживают ли они вас, питают ли энергией?
ѕ Находили ли вы когда-нибудь, что ваши ценности в какой-то степени стесняют вас?
ѕ Признаете ли вы свои потребности и чувства?
ѕ Что происходит, когда вы замечаете повторяющиеся ситуации, которые вызывают чувства вины, противоречия, вынужденной обязанности или которых вы избегаете?
101 ПРОБЛЕМЫ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР
Родные братья и сестры человека, вовлеченного в культ, находятся в трудном положении. Они нередко начинают ревновать и обижаться на излишнее, по их мнению, внимание, уделяемое культисту. Они могут спрашивать родителей: "Почему получается так, что вы думаете только о Джоне? Он бездумно жертвует на нужды культа свои деньги и собственность. Я работаю действительно усердно, делаю все правильно, а ты обращаешь на меня внимание только тогда, когда хочешь услышать о Джоне! ". Хотя это - крайний пример, подобные мысли и чувства могут возникать очень часто. В конечном счете, родителям не следует сосредоточиваться на участнике культа до такой степени, что другие отношения оказываются забытыми.
Иногда вместо того, чтобы общаться непосредственно, люди используют третье лицо, некоего посредника. Это явление называется триангуляцией и квалифицируется как дисфункциональный способ общения. Родители иногда определяют одного из детей на роль "распределительного щита" в общении друг с другом или в передаче сообщений другим членам семьи.
Например:
Младшая сестра: Мои родители всегда спорят по поводу того, что делать с Джоном. При этом я оказываюсь между ними. Должна лия соглашаться с мамой или с папой? Они хотят, чтобы я сказала, чья это вина. Они также делают меня посредником, прося поговорить с братом. Иногда я очень злюсь. Большую часть времени я чувствую себя расстроенной и угнетенной. Плохо уже то, что мои отношения с братом испорчены. Не хватает мне тут еще и родителей.
Подобный тип косвенного общения обычно неэффективен и может таить в себе опасность. Выход из подобной ситуации состоит в том, что человек отказывается от позиции посредника, всякий раз настаивая на том, чтобы другие заинтересованные лица не впутывали его в свои взаимоотношения и передавали нужные сообщения непосредственно тому, для кого они предназначаются.
Другая проблема возникает, когда кто-то из родных братьев или сестер, также бывших в культе, самостоятельно отказался от участия в нем. Если они были в той же группе, тогда, без сомнения, этот человек рассматривается оставшимся как предатель. Категорически необходимо, чтобы сначала бывший адепт хорошо проконсультировался и действительно разобрался в своих проблемах. Он должен ответить на некоторые из жизненно важных вопросов: "Кто я? Во что я верю? Что я ценю? Как я хочу прожить свою жизнь? ". Он должен понимать и уметь ясно формулировать основные вопросы, связанные с культовым контролем сознания. Бывший культист, вероятно, станет ключевой фигурой в процессе спасения. Если родной брат или сестра были в другой культовой группе, у них обычно больше гибкости и свободы для открытого разговора с культистом, поскольку они не рассматриваются в качестве "отступников". В данном случае появится много возможностей объяснить контроль сознания в той форме, в какой он применялся в их группе.
Что делать
- Предложите членам команды стратегического взаимодействия ответить на вопросы по оценке верований, убеждений и ценностей.
- Обсудите результаты друг с другом.
- Обратитесь за профессиональным советом о том, как использовать результаты непосредственно с членом культа.
102 ЗАВИСИМОСТИ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Одна из наиболее трудных задач, стоящих перед некоторыми членами семьи, заключается в том, чтобы откровенно и решительно признаться в каких-либо вредных наклонностях. В самом деле, сейчас проводятся воздействия, нацеленные на излечение от наркомании и алкоголизма, аналогичные тем, которые направлены на освобождение от культовой зависимости. Если у потенциального члена команды проблема с наркотиками или алкоголем, семья может провести мини-взаимодействие с этим человеком. Это даст много преимуществ:
ѕ человек будет меньше вредить себе, поправит свое здоровье;
ѕ человек станет моделью положительного изменения;
ѕ семейная система будет усилена процессом роста и изменения.
Вы можете попытаться вовлечь культиста в процесс изменения. Например, в одной семье, с которой я работал, дочь была в ньюэйджевском гуру-культе. В ходе двухдневной подготовительной работы выяснилось, что отец был алкоголиком. К счастью, он признал, что нуждается в профессиональной помощи. Он сказал, что очень любит дочь и хотел бы изменить свое поведение и помочь ей. Я предложил матери пригласить дочь домой для "воздействия против алкоголизма" с целью отправить отца в лечебный центр.
Я договорился, чтобы местный семейный терапист провел это воздействие. Дочь приехала домой и участвовала в подготовительной встрече с терапистом. Члены семьи, заранее предупрежденные о том, что следует говорить отцу, обращали внимание на конкретные вещи, которые он делал или не делал, вроде нарушенного обещания провести Пасху с семьей, или прогулов, сопровождающихся принуждением матери к тому, чтобы она покрывала его. Участница культа любила отца и приняла действительно активное участие в процедуре воздействия. Отец согласился поехать на лечение, а мощные эмоциональные узы, обозначившиеся между членами семьи, помогли ей почувствовать свою ценность для семьи.
Пару месяцев спустя, когда ее отец успешно прошел курс лечения и вернулся домой, мы провели успешную процедуру воздействия с ней самой. На сей раз инициативу взял на себя отец, поскольку именно он служил в данном случае образцом для подражания. Он сказал Дочери: "Ты поставила меня лицом к лицу с моим проблемным поведением и дала прочувствовать свою любовь. Я послушался тебя и обратился к врачу. Спасибо, что оказала мне такую большую поддержку. Теперь я должен сообщить о некоторых своих заботах, вызванных твоей нынешней ситуацией. Пожалуйста, выслушай меня и других членов семьи". Это создало нужный контекст для глубокого взаимопонимания и облегчило подход к участнице культа со стороны семьи.
103 РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Большинство людей не желают верить, что они закоснелые консерваторы - это справедливо и для близкого вам человека. Если вы - родитель, обеспокоенный тем, что ваш ребенок мыслит несамостоятельно, существенно необходимо развивать и демонстрировать собственную широту взглядов, непредубежденность, тем самым поощряя взаимность. Это может быть особенно трудно, когда дело касается религиозных проблем. Например, если вы - консервативный христианин, а близкий вам человек находится в культе, выступающем против концепции Троицы, это может стать для вас серьезным камнем преткновения. Стороны постараются навязать друг другу свою точку зрения. Трудно занимать нейтральную позицию, когда оспаривают одно из ваших центральных религиозных верований.
Также важно понять, что в большинстве библейских культов, при всей агрессивности индоктринации, она не является основной причиной, из-за которой адепты остаются в группе. Это происходит потому, что возникает ощущение, будто группа - это и есть истинный Божий народ, ощущение, формируемое методами контроля сознания. Таким образом, вступать с членом культа в спор о Библии зачастую бесполезно. В лучшем случае он воспринимает вас как пребывающего вне воли Божьей, в худшем - как ведомого Сатаной. Поэтому обычно подобные дискуссии непродуктивны, они создают барьеры между людьми и пресекают общение. ( Моя благодарность преподобному Бобу Пардону за формулирование этого параграфа.)
Когда люди упорно придерживаются своей особой точки зрения, я рекомендую мощную технику общения под названием "аргументация против аттитюдов (или стереотипов и предрассудков) ". По существу, каждой стороне дается фиксированное количество времени, скажем десять минут, на то, чтобы защитить точку зрения другого человека как свою собственную. Например, человек, не верящий в Троицу, доказывает, почему он верит в Троицу. Тот же, кто разделяет это верование, напротив, представляет все аргументы против него, имитируя противоположную точку зрения.
Как правило, ни одна из сторон не способна с должной убедительностью выразить словами все пункты, если это упражнение выполняется впервые. В конце концов, люди на самом деле даже не понимают противоположную точку зрения, не говоря уже о том, чтобы отстаивать чужие верования. Но достоинство этой методики заключается в том, что она задумана в методических целях. Благодаря ей каждый человек должен научиться доносить до собеседника свои мысли и доказать ему их состоятельность. Если это упражнение проделано обеими сторонами со взаимным уважением и сильным желанием улучшить отношения, результаты могут оказаться поистине удивительными. Цель здесь не в том, чтобы заставить другого человека действительно принять вашу точку зрения. Она - в способности погрузиться в реальность другого человека и посмотреть на вещи с его точки зрения. Чтобы иметь свободное сознание, вам необходимо уметь выйти из собственной перспективы и поставить себя на место других. Если вы думаете, что член культа слишком упорно придерживается своих взглядов и демонстрирует тем самым свою косность, докажите себе, что не действуете аналогичным образом.
У членов команды, являющихся по своей мировоззренческой ориентации светскими гуманистами, агностиками или атеистами, будут специфические трудности, если близкий им человек находится в религиозной группе. Когда культист пытается завербовать такого человека с помощью какой-нибудь религиозной догмы, проблемы будут возникать неизбежно. Атеисты нередко заканчивают огульной критикой всей религии в целом и обычно проваливаются в коммуникативную "черную дыру".
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   41


написать администратору сайта