Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен
Скачать 1.98 Mb.
|
Таким образом, в ходе воздействия на мать обратившейся ко мне женщины мы выяснили, что ее брат был связан с другой деструктивной группой. Я порекомендовал ему раскрыть сестре и матери, а также отцу, уважаемому буддистскому учителю, свое участие в культе. Мать в итоге предпочла оставить группу, и семья сплотилась как никогда. Духовный путь членов семьи тем не менее продолжался: например, мать начала помогать другим людям, попавшим в сходную беду. Она даже помогла мне консультировать женщину из Аум Синрике, так называемого буддистского культа, на котором лежит ответственность за преступления с использованием нервно-паралитического газа зарина в Японии в 1994 и 1995 годах. Примерно через год мне позвонила женщина, увидевшая мое имя в статье, посвященной сайентологии и Интернету, в газете "Бостон глоб". (2 Я упоминал об этом случае в главе 1.) Ее жених только что разорвал помолвку, потому что отказался говорить о своих секретных собраниях. Она думала, что у него роман или что он уже был ранее женат, но по прочтении статьи она точно услышала щелчок и связалась со мной. Все это в значительной мере напомнило мне о прежней истории. Я позвонил молодому человеку, брату моей клиентки, и выяснилось, что он знает жениха обратившейся ко мне женщины, поскольку состоял с ним в одной организации. Я проинструктировал ее, и двое мужчин поговорили друг с другом по телефону. Вместе с ней мы вскоре встретились с ее женихом и провели совместное консультирование. Он также предпочел оставить группу, и они сейчас вместе. Культы хорошо скоординированы как системы влияния. Они добиваются успеха потому, что организуют адептов с целью оказывать давление на новичков и ловят их в западню всеобъемлющего контроля. Но согласованный униформизм культа является также и одной из его слабостей, так как делает его стратегию и тактику в высшей степени предсказуемой. Команда ПСВ, с другой стороны, может быть творческой, гибкой и непредсказуемой. Чем больше вы найдете людей, желающих участвовать в команде, тем большим числом вариантов вы будете располагать. Когда вы начнете искать подход к потенциальным членам команды, некоторые из них могут отказаться участвовать или даже будут возражать против применения ПСВ как такового. Часть людей полностью отрицает существование данной проблемы. Отрицание проблемы защищает семью и друзей культиста от неприятной необходимости что-нибудь делать. Психологический механизм отрицания может действовать и при других серьезных проблемах типа алкоголизма, наркотической зависимости или болезненного влечения к азартным играм. Начать работу с отрицанием следует со сбора информации. Поговорите с бывшими членами культов, экспертами, другими семьями, оказавшимися в сходной ситуации, а также с членами семьи и друзьями, обеспокоенными данной проблемой. Спросите человека, занимающего позицию отрицания: "Какие тебе нужны доказательства, чтобы убедиться в существовании проблемы? " Как только критерии будут сформулированы, вы сможете предпринять необходимые шаги, чтобы предоставить требуемую информацию или поделиться опытом. Многие потенциальные члены команды, когда вы начнете подходить к ним, обнаружат недостаточные знания о деструктивных культах или вовсе их отсутствие. Может статься так, что члены семьи и друзья не пожелают занять конструктивную позицию, а продемонстрируют ошибочные убеждения, блокирующие путь к какому бы то ни было содержательному диалогу или плодотворному действию. Некоторых Из друзей близкого вам человека, возможно, оттолкнула его культовая личность. Одни родственники начнут говорить, что "не хотят вмешиваться", другие - что не верят в реальность контроля сознания. Но эти трудности разрешимы. При соответствующем обучении и поддержке многие из этих людей станут эффективными членами команды. 89 ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОШИБОЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Вам понадобится направить свои силы на опровержение неправильных представлений окружающих. В конечном счете вы должны будете ясно сформулировать эти проблемы и для самого адепта. Чтобы облегчить этот процесс, я выделил десять наиболее типичных ошибок, касающихся культов, в которых применяется контроль сознания. Ошибочное представление No 1 "НИКАКОГО КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ" Люди, с порога отвергающие существование контроля сознания, обычно имеют искаженное представление o нем. "Никто не может стереть вашу личность и превратить вас в зомби с промытыми мозгами" - таково обычное убеждение. Однако, как мы уже могли убедиться, контроль сознания не стирает подлинное "я" человека, а формирует доминанту в виде культового "я", подавляющего свободную волю. В разговоре с человеком, подвергающим сомнению контроль сознания, можно обсудить, как культовая личность не допускает возможности думать, чувствовать или вести себя вразрез с доктриной культа. Понимание культового контроля сознания зависит от проведения этого решающего различия между двумя личностями одного и того же человека - культовой и подлинной. Изучив вторую главу настоящей книга, вы вооружаетесь тремя действенными моделями объяснения того, что подразумевается под термином "контроль сознания". Также полезно сослаться на пособие к лекциям, написанное профессором Стэнфордского университета Филипом Зимбардо и озаглавленное "Психология контроля сознания". Как упоминалось ранее, диагностический справочник Американской психиатрической ассоциации включает в себя категорию "Нетипичное диссоциативное расстройство 300.15", где используются такие слова, как "культы" и "промывание мозгов". Справедливо также и то, что контроль сознания не всегда действует с равной силой на всех людей. Те, кто участвует в одном и том же культе, могут испытывать на себе совершенно разные уровни контроля сознания. Некоторые адепты будут похожи на зомби с безжизненным взглядом, однако это крайние случаи, нередко являющиеся результатом недостатка сна или недоедания. Намного чаще культовая личность хоть и выглядит хорошо развитой, но на самом деле вбирает в себя таланты и навыки подлинного "я". В итоге для нетренированного взгляда культисты могут казаться вполне нормальными. Единственный способ оценить степень контроля сознания заключается в задавании вопросов, помогающих проверить мышление и свободную волю человека. (Эти вопросы будут освещены в последующих главах, особенно в главе 11.) Некоторые утверждают, что раз люди могут расстаться с культами, значит, контроля сознания не существует. Но, как правило, истина заключается в том, что они заболели, разочаровались или их изгнали. Тот факт, что люди сами уходят из культов, не означает, что контроля сознания не существует, - он означает только, что контроль сознания не абсолютен. Поскольку контроль сознания не стирает подлинное "я" человека или его душу, возможность побега и освобождения остается всегда. Зачастую контроль сознания понимается неправильно из-за того, что относительно немного людей имели опыт непосредственного общения с культами, хотя большинство из нас так или иначе сталкивались с ситуациями контроля сознания. Если потенциальному члену команды трудно понять сущность контроля сознания, нижеследующие наводящие вопросы помогут определить, с какими другими аналогичными процессами ему доводилось сталкиваться. - Выражал ли ты когда-либо доверие и любовь тому, кто лгал, манипулировал тобой и эксплуатировал тебя? - Поддерживал ли ты когда-либо с кем-либо такие отношения, при которых чувствовал, что тебя контролируют, пренебрегая твоей волей? - Гипнотизировали ли тебя когда-нибудь? Был ли ты когда-нибудь свидетелем гипноза, направленного на других людей? - Делал ли ты когда-нибудь то, чего не хотел делать, вследствие внешнего давления (отдавал деньга, занимался сексом, курил, употреблял наркотики)? - Покупал ли ты когда-нибудь продукт, в котором не нуждался, после чего осознавал, сколько рекламы этого предмета тебе пришлось увидеть и услышать? Задавая некоторые из этих вопросов, можно побудить человека сравнить подобный опыт с проблемой контроля сознания в культе. Так как процессы влияния можно рассматривать как изменяющиеся по степени воздействия, будет легче увидеть, как чрезвычайные условия, задаваемые культами, способны порождать самые удивительные результаты. Ошибочное представление No 2 "ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЯВЛЯЕТСЯ КОНТРОЛЕМ СОЗНАНИЯ" Ход мысли здесь следующий: контроль сознания существует повсюду - например, в психотерапии, рекламе, образовании и в армии, - поэтому без него не обойтись. Когда мы допускаем подобные обобщения, любые различия утрачиваются. Мы не достигаем никакой ясности. Более продуктивна модель, в соответствии с которой проявления контроля сознания и отношения к нему распределяются в некоем пространстве, на одном полюсе которого будет влияние квалифицированное, тактичное, ценящее индивидуальность и способствующее личностному росту; а на другом - исповедующее негативные ценности, такие, как конформизм адепта, его рабская зависимость от группы, полное подчинение авторитарному лидеру. Деструктивным контролем сознания может пользоваться практически любой социальный институт и организация, а также любой человек. Институты (организации) и систематические социальные программы влияния следует оценивать каждый раз конкретно. Некоторые из них вполне позитивны; другие - более или менее безопасны; третьи - пагубны. Хотя процессы влияния существуют во всех областях человеческой деятельности, культовый контроль сознания - это особый феномен, однозначно относящийся к деструктивному полюсу. Психотерапия Профессиональные психотерапевты используют полученные сведения о сознании, чтобы влиять на клиентов в процессе личностного роста и связанных с этим изменений. Локус контроля в ходе лечения должен оставаться у клиента, а не у тераписта. Верно, что многие люди, находящиеся под воздействием психической болезни, нуждаются в авторитетной помощи в принятии решений. Другие, возможно, так и не достигли уровня зрелой личности в своем развитии; иными словами, они все еще действуют как дети, а не как взрослые. Если человек сильно страдает от психического заболевания или какой-то значительной психологической проблемы, ему, возможно, бывает необходима зависимость от авторитета до тех пор, пока он сам не станет сильным. Конечно, встречаются и плохо подготовленные, а также неэтичные тераписты, способствующие развитию зависимости по корыстным причинам. Реклама Реклама оказывает глубокое экономическое, культурное и социальное воздействие на нашу жизнь. Специалисты по рекламе применяют изощренные психологические методы для манипулирования нашими желаниями, мыслями и поведением. Цель нередко заключается в том, чтобы создать потребность на пустом месте или же искусственно усилить ее, стремясь превратить всех без исключения людей в потенциальных покупателей. Как стало ясно на примере рекламной тактики табачных компаний, некоторые формы рекламы приносят вред и вводят в заблуждение. Это не отменяет существования хороших рекламных объявлений, предназначенных информировать и убеждать людей, мотивируя развитие ответственности за собственную жизнь и жизнь сограждан. Наиболее эффективные способы свести к минимуму отрицательные последствия рекламы - осознание ее власти и следующая за этим смена канала или же полное отключение телевизора или радио. Образование Без сомнения, некоторые образовательные системы предназначены скорее для индоктринации, чем для обучения. Они требуют конформизма и повиновения. На их фоне существуют другие образовательные системы, поощряющие самостоятельное мышление учащихся, творческий подход к делу, уважение к себе и другим. Образовательные системы, манипулирующие чувствами страха и вины, - в том числе и те, что сосредоточиваются на воспитании конкуренции и конформизма, -порождают готовых кандидатов в деструктивные культы. Учащихся следует обучать навыкам критического мышления и поощрять их стремление противостоять слепому конформизму. Образование должно также развивать умение учащихся думать с различных точек зрения в целях более глубокого понимания жизни. Армия Армия - пример жестко структурированной пирамидообразной организации. Здесь главенствует строгий иерархический принцип. Солдатам присваиваются номера, предписывается ношение униформы и определенной прически, их учат особым способам речи, ходьбы, маршировки и борьбы. Специфика военной карьеры заключается в большей ограниченности личного выбора по сравнению с обществом в целом. В ходе обучения в лагерях для новобранцев, особенно в морской пехоте, в SEAL ( SEAL - буквально "тюлень", обозначение диверсионно-разведывательных спецотрядов американских ВМС. (Прим. перев.)) и других специальных видах вооруженных сил, использование методов контроля сознания считается необходимым для создания личности элитного солдата. (Это тот пункт, в котором я не согласен с Маргарет Сингер и другими. Согласно моей модели, военные применяют многие компоненты контроля сознания. Чего военные не делают, так это не обманывают рекрутов (некоторые ветераны спорили со мной об этом и говорили, что их вербовщик им лгал). Структурная взаимозависимость и взаимоограничение, действующие в военной среде, обеспечивают определенную защиту подлинного "я" человека.) Но в противоположность деструктивным культам, военные признаны и ценятся обществом. При демократии военачальники несут ответственность перед другими ветвями власти, в не меньшей, если не в большей степени руководствуясь этическим кодексом и принципами внутриструктурной взаимозависимости и взаимоограничения. Люди становятся военными на заранее оговоренный период времени, за что получают зарплату и социальные привилегии. В идеале военные не применяют обман при вербовке. Становясь военными, люди, как правило, знают, что их ожидает. Солдат поощряют поддерживать контакт с семьями и друзьями, им ежегодно предоставляется отпускное время. Когда люди выдерживают суровую подготовку в медицинских, юридических, военных учебных заведениях или в семинариях, они делают сознательный выбор, стремясь стать врачами, адвокатами, солдатами или священниками. Это обучение повышает чувство их самоидентичности, предлагает знание и навыки и предоставляет множество преимуществ. Когда же человека обманом вербуют в деструктивный культ, лидеры немедленно начинают процесс разрушения и перепрограммирования подлинной идентичности человека с целью дальнейшего отказа от нее. Человек утрачивает свободную волю. Он не получает никаких личных преимуществ. В его распоряжении нет узаконенного способа уйти с честью. Ошибочное представление No3 "ПОЧЕМУ Я ДОЛЖЕН ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ? ОН ГОВОРИТ, ЧТО СЧАСТЛИВ! " Члены культа Врат Небес по очереди записывали на видеомагнитофон прощальные заявления, объяснявшие причину, по которой они решили покинуть свои "оболочки" и совершить самоубийство. Все они утверждали, что действуют по доброй воле и счастливы принять это радикальное решение. Принимать за чистую монету убеждение культиста в том, что он "счастлив", - значит принимать желаемое за действительное. В культе счастье нередко переоценивается как жертва или страдание. Счастье в группе Врата Небес определялось как преодоление "индивидуальности" и "человечности", а самоубийство трактовалось как переход на следующий уровень существования. Проглатывание роковых пилюль, запиваемых яблочным соком и водкой, и натягивание полиэтиленовых пакетов на головы рассматривалось как необходимая стадия метаморфозы. Культовая личность была "счастлива" умереть. Для членов Врат Небес отказ умирать считался подлинным самоубийством, поскольку означал отказ от перехода на более высокий уровень. Но, как мы знаем, культовая идентичность создается изощренными методами контроля сознания. Она не тождественна личности в целом. Тем, кого обманула культовая личность, можно предложить заглянуть за улыбающуюся маску. Помните, что культистов учат подавлять отрицательные мысли и эмоции личного характера. Они натренированы говорить о своем участии в культе только положительно. Когда адепт заявляет, что "счастлив", за него говорит культовая личность. Культовое "я" делает то, чему было обучено. В свою бытность адептом культа я заявлял всем, что был счастливее, чем когда-либо ранее в моей жизни. Среди мунистов пребывание рядом с Богом приносит "счастье", а Бог определяется как страдающий родитель. Следовательно, чем сильнее вы способны ощутить страдающее сердце и жертву Бога, тем счастливее вы будете. По этой логике, напоминающей сюжеты Дж. Оруэлла, счастье есть страдание. Как мунистов, нас учили подавлять все отрицательные чувства и мысли, так что мы обязаны были чувствовать себя счастливыми. Нам не разрешалось чувствовать себя как-то иначе. Если же иные чувства все-таки украдкой проникали нам в душу, нас наказывали и отправляли на переподготовку. Заявления культиста нельзя принимать без исследования более глубоких вопросов. Тут приходит время для проверки реальности. Если у потенциальных членов команды имеются сомнения на том основании, что член культа заверяет всех в том, что счастлив, необходимо предложить им задавать членам культа следующие дополнительные вопросы. - Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что счастлив? - Если бы ты был несчастным, смог бы ты в этом признаться самому себе? - Сказал бы ты нам о своем несчастье? - Что должно случиться с тобой, чтобы заставить почувствовать себя достаточно несчастным для добровольного ухода из группы? Ошибочное представление No 4 "ОН - ВЗРОСЛЫЙ. МЫ НЕ ИМЕЕМ НИКАКОГО ПРАВА ВМЕШИВАТЬСЯ" Сопротивляться вмешательству в жизнь взрослых родственников или друзей - нормальное явление. В самом деле, закон утверждает, что, как только люди достигают совершеннолетия (обычно восемнадцати лет, но в некоторых странах - двадцати одного года), они сами отвечают за свои действия. Однако культовый контроль сознания ослабляет способность человека к принятию зрелых решений. Члены семьи и друзья осознают, что что-то неправильно, особенно на начальной стадии вовлечения. Но они часто отступают, когда взрослый участник культа говорит: "Не указывайте, что мне делать. Я - взрослый человек. Не пытайтесь контролировать мою жизнь". Люди не понимают, что это - тактика, нацеленная на нейтрализацию возражений и стимулирующая пассивное принятие сложившегося положения вещей. Культисты часто угрожают отказаться от любых контактов, если с ними не будут "обращаться как со взрослыми". Тот факт, что человек достиг совершеннолетия, еще не означает, что он действует с присущей взрослому человеку ответственностью. Например, под гипнозом человека можно вернуть в детство. Он думает, чувствует и действует как ребенок. Это становится его "реальностью". Лидерам множества культов свойственно требовать от своих адептов, чтобы они стали подобными "детьми Бога". В самом деле, существенный аспект культовой идентичности заключается именно в обретении наивности. Преклонение ребенка перед фигурой родителя - это как раз то, что необходимо лидеру культа, стремящегося полностью контролировать ситуацию. Эксплуатируя миф о детской невинности, культовый контроль сознания подрывает нормальные ресурсы зрелого рассудка. |