Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат по дисциплине “Психология” на тему: «

  • Пространство

  • Время

  • Ценностно- смысловой блок

  • Самооценка Социальная оценка Операциональный блок

  • Потребностно-эмоциональный блок

  • реферат ОТЦОВСТВО. От цовство как комплексный психологический феномен


    Скачать 35 Kb.
    НазваниеОт цовство как комплексный психологический феномен
    Дата03.07.2022
    Размер35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат ОТЦОВСТВО.docx
    ТипРеферат
    #623389


    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

    высшего образования

    "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"

    Факультет дошкольного и начального образования

    Кафедра педагогики дошкольного образования
    Реферат

    по дисциплине “Психология”

    на тему:

    «От­цовство как комплексный психологический феномен»



    Выполнила:

    Сизоненко Мария Ивановна

    студентка группы: ДБSZ-31

    Проверила:

    ст.преп. Спицына Валерия Вячеславовна



    Волгоград

    2020

    Содержание


    Введение

    1. Историческая и социокультурная специфика отцовства

    2. Современная картина отцовства

    3. Специфика отличий мужской и женской модели родительства

    4. Структура отцовства

    Заключение

    Список литературы

    Введение


    Вопросы участия мужчины во взаимодействии с будущим по­колением, в воспитании, в передаче опыта поднимались еще со вре­мен Ж.-Ж. Руссо. Различными аспектами данной проблемы в разное время занимались психоаналитики. О роли отца в развитии ребенка говорил еще 3. Фрейд, но позднее исследования влияния семьи на ребенка сосредоточились в основном на изучении взаимоотношений матери и ребенка.

    В привычной нам культурной среде материнство – одна из самых главных ипостасей женского образа, а социальные и психологические характеристики материнской роли очерчены гораздо определеннее, чем отцовской и ей присваивается большее значение. 

    Для нашей страны проблема отцовства является почти не изучен­ной и особенно актуальной в силу исторических причин, особенностей влияния тоталитарного государства на становление роли мужчины во­обще и отцовства в частности.

    1. Историческая и социокультурная специфика отцовства


    Современные сравнительно-исторические данные убедительно свидетельствуют, что современные житейские представления о родительстве не являются универсальными, и родительская любовь, как мы ее понимаем, — продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития.

    Работы социологов и историков по отцовству говорят о том, что отцовство — по существу, социальное явление. Каждое поколение формирует свой культурный идеал отца согласно своему времени и условиям, и каждое поколение имеет дело с неизбежным пробелом между тем, что LaRossa R (1993) назвал «культура» отцовства и «пове­дение» отца в семье. Социологические и исторические исследования также проясняют, что отцовство не может быть определено в изоляции от материнской заботы и ожиданий матерей, от социальных стереоти­пов заботы о детях в обществе, и что эти социальные ожидания были довольно разнообразными в двадцатом столетии: культура отцовства и поведение отцов изменяется от столетия к столетию, как изменяются и социальные, и политические условия.

    На ранних этапах развития человеческого общества уход за деть­ми и их воспитание были делом всей родовой общины. Родительские функции распределялись между широким кругом родственников, и детей поощряли считать себя принадлежащими к группе как к цело­му. Привязанность между ребенком и его физическими родителями не развивалась.

    В первобытном обществе убийство ребенка не считалось таким преступлением, как убийство взрослого, похоронный обряд сводился к минимуму или отсутствовал. Но иметь детей считалось почетным. И не только родители и близкие родственники, но и другие взрослые члены общины обычно были ласковы и внимательны к детям.

    В древней арабской культуре отец был главой семьи и решал все вопросы, в том числе и выбирал брачных партнеров своим детям. От­ношения «отец—ребенок» строились на строгости и жесткости. У древ­них израильтян отец почитался как Бог-творец, был не только защит­ником и кормильцем, но и карал за проступки. В Древней Греции отец вообще не принимал участия в воспитании своих детей, однако позд­нее, во времена полиса, вернулся к своим функциям, т.к. общество осознало, что взаимоотношения родителей и детей транслируются на все последующие поколения. В Древнем Риме отношения отца и детей строились как отношения владения вещью, а не на основе любви или заботы. У отца были более важные интересы, чем воспитание детей. Отец имел абсолютную власть над детьми, и даже сыновья не могли получить ничего, пока он был жив.

    Только во времена Ренессанса отношение к семейным функциям начинает меняться. Эпидемии и высокая смертность привели к тому, что отношения между родителями и детьми стали более близкими, особенно это справедливо для матерей, т.к. отец очень часто находился вне дома из-за войн или работы.

    Отношение родителей к детям меняется не только со временем, оно зависит от культурных традиций.

    В большинстве культур признается решающая роль матери в вы­хаживании и воспитании ребенка. Соответственно, отцовство в разных культурах зависит от факторов половых различий и жизненного цикла мужчин и женщин, культурного регулирования сексуальности, интернализации социальных норм и правил поведения, мотивов аффилиации, предприимчивости, достижения и соревнования, особенностей традиций ухода за младенцами, и даже языка и экологических условий

    Итак, рассмотрев филогенетические предпосылки отцовства, исторические изменения института отцовства, влияние культуры на особенности отцовства, можно заключить, что существуют очевидные генетически запрограммированные предпосылки отцовства, однако биология не объясняет всю специфику родительского поведения, его мотивации у человека, многие проблемы и кризис семьи в конце двадцатого века имеют достаточно длительную историю, и чтобы понять современные сложности отношений отца и ребенка, нужно рассматривать их не изолированно, а в широкой срав­нительно-исторической перспективе.

    2. Современная картина отцовства


    Современная картина отцовства достаточно разнообразна. По данным Т.Г. Гурко с одной стороны наблюдается зна­чительный кризис семьи, рост безотцовщины и уменьшение общего вклада отца в воспитание детей. Рост разводов приводит к возрастанию количества детей, живущих с одним родителем, в подавляющем боль­шинстве — с матерью. Т.А. Гурко говорит о том, что мужчины редко вно­сят материальный или духовный вклад в воспитание детей, не живущих с ними в одном домохозяйстве. А женщины в таких семьях выполняют и родительские роли, и роли добытчиц. Особенно это распространено в России, т.к. в советское время понятие «отцовство» было весьма слабо представлено в общественном мнении, появляясь только тогда, когда речь шла о лишении родительских прав.

    Фактически за очень короткое время в течение жизни двух по­колений картина отцовства существенно изменилась, изменились и социальные представления о том, каким должен быть отец и как он должен себя вести.

    Меняются и научные теоретические представления о том, какие именно функции должен выполнять отец по отношению к своим дететям. Если раньше было распространено представление о том, что мать лучше взаимодействует с ребенком-младенцем, подчиняясь природному инстинкту, и более приспособлена к этому генетически, поэтому она более компетентна в уходе за ребенком, сейчас ученые «считают, что принципиальной разницы между отцом и матерью в уходе даже за совсем маленькими детьми нет. Отец может делать это так же хорошо, как и мать, что доказано исследованиями (Schmidt-Denter U., 984). Но отец делает это совершенно по-другому, чем мать. Исследования показывают, что многие женщины считают, что отцы заботятся о детях хорошо, но делают это только тогда, когда хотят (эта проблема известна как проблема «представления о компетенции»)

    Фактически даже стиль воспитания изменился за последние не­сколько поколений. Современные отцы во многом менее авторитар­ны, чем даже поколение современных дедушек, более эмпатийны и знают больше о каждодневных проблемах и заботах своих детей. Для России это менее характерно.

    В современном обществе мысль о слабости и некомпетентности «нынешних отцов» является весьма распространенным стереотипом общественного сознания. Снижению вклада отца в воспитание способствует ломка тради­ционной системы половой стратификации. В традиционной семье отец выступает как 1) кормилец, 2) персонификация власти и высший дисциплинизатор, 3) пример для подражания и наставник во внесемейной общественной деятельности и отношениях.

    В современной городской семье эти традиции ослабели из-за жен­ского равноправия, вовлечения женщин в профессиональную работу, тесного семейного быта, где для отца не предусмотрено пьедестала, и пространственной разобщенности труда и быта. В патриархальной семье дети, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под'его руководством. В городе дети не видят, как работает отец, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери. По мере того, как «невидимый родитель» становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, снижается. Например, в Японии, где, основываясь на принципах конфуцианства, отец, как глава семьи, имел неограниченную власть и описывался как «строгий и грозный», а мать - «нежная и любящая».

    Ослабление мужской власти в семье отражается на стереотипе некомпетентности. Но главное, что мужчина оценивается по тради­ционно женским критериям, по деятельности, которой отцы раньше никогда всерьез не занимались, к которой они социально, психологи­чески и, возможно, биологически плохо подготовлены. Эта проблема ставит сложный и очень спорный вопрос: насколько вообще заменяе­мы и обратимы отцовские и материнские роли и каково соотношение их биологических и социально-культурных доминант?

    Ситуация во многом усложняется тем, что женщины сами воспри­нимают отцов, как своих заместителей, при этом зачастую мужчина во­обще не включен в общение и заботу о ребенке-младенце, хотя данный период является важным для установления взаимоотношений отца и ре­бенка. Однако потом от отца требуется участие в воспитании ребенка, с которым он уже привык не общаться. С другой стороны, мужчина-отец обязан обеспечивать семью, и если для матери общество полагает воз­можным и даже предписывает уход за ребенком и обеспечивает женщин специальным отпуском, то мужчины в данном случае менее свободны. Для гармоничного развития детей было бы желательно, чтобы больше отцов прилагали усилия к тому, чтобы быть ближе к своему ребенку, совместно переживать и узнавать мир, начиная с младенчества.

    3. Специфика отличий мужской и женской модели родительства


    Если рассматривать отцовские и материнские функции только биологически, в свете логики полового диморфизма, то генетическая функция самца состоит в том, чтобы оплодотворить как можно боль­шее количество самок, самка же обеспечивает сохранение потомства и наследуемых качеств. По данным биологии, самец обладает почти неограниченным запасом семени, тогда как количество яиц, кото­рым располагает самка, строго ограничено. Сексуальная активность самок большинства млекопитающих лимитируется определенным периодом, позволяя им выносить, выкормить и вынянчить потом­ство.

    У человека такого биологического сезонного ограничения нет. Но выкармливание и уход за маленькими детьми повсеместно со­ставляет обязанности женщины. Прежде всего, женщина теснее мужчины вовлечена в репродуктивный процесс. В мужском жизнен­ном цикле нет аналога такому событию, как роды, хотя некоторые культуры создают его искусственно.

    Женщина-мать значительно теснее отца связана со своим ре­бенком. Их контакт, первоначально имеющий характер симбиоза, начинается уже в утробной фазе развития ребенка и продолжается в дальнейшем. Женщины во всех возрастах превосходят мужчин по способности к эмпатии и самораскрытию, передаче другим более интимной, личностно значи­мой информации о себе и своем внутреннем мире.

    Ж. Пиаже обратил внимание на то, что мальчики и девочки не­одинаково относятся к правилам групповой игры. Мальчики, с их предметным и инструментальным мышлением, отдают предпочтение соблюдению общих правил, нарушение которых всегда вызывает кон­фликт. Девочки в этом вопросе более терпимы: личные отношения для них важнее формальных правил

    У высших животных, если отцы участвуют в воспитании потом­ства, то выполняют функции защиты и жизнеобеспечения. У человека различие отцовства и материнства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных особенностей и условий и су­щественно варьируются.

    Однако, помимо общих генетических различий (отцовство и ма­теринство коренятся в репродуктивной биологии), материнское и отцовское поведение зависит от гормональной регуляции. Эксперименты на животных показали, что гормональная стимуляция соответствующих центров мозга способна усилить или ослабить «материнское» поведение животных, порождая потребность ухаживать
    и ласкать, причем самки значительно восприимчивее самцов. Некоторые элементы материнского поведения женщин, например, лактация, также имеют гормональные компоненты, благодаря которым кормящая мать испытывает удовольствие.

    Наблюдение за поведением родителей по отношению к новорожденным в естественной среде показывает, что, хотя психофизиологические реакции мужчин и женщин на младенцев весьма сходны, их поведенческие реакции различны: женщины тянутся к ребенку и стремятся его приласкать, тогда как мужчины часто испытывают при тесном контакте с младенцем эмоциональный дискомфорт.

    Родительские реакции человека чрезвычайно пластичны. Обыч­но отцы начинают активный контакт с ребенком, когда ему испол­няется 1,5-2 года. С рождением ребенка мужчина приобретает много неприятностей (дополнительные материальные расходы, бытовые обязанности, уменьшение внимания со стороны жены) и практически никаких удовольствий. Предполагается, что чем раньше отец приобщается к уходу за ребенком, тем сильнее становится его родительская любовь.

    Что касается более старших детей, то привычные стереотипы от­чуждения мужчин от них преувеличены, по мнению У. Маккея, ис­следовавшего пространственное взаимодействие взрослых мужчин и женщин с детьми и выяснившего, что, хотя мужчины реже женщин бывают с детьми в общественных местах, основные параметры по­ведения - тактильный контакт, личное расстояние и визуальный контакт с ребенком - большей частью совпадают у мужчин и женщин .

    Таким образом, традиционное разделение отцовских и материн­ских функций — биологически и социально обусловлено, не является единственно возможным, это разделение связано не с разной долей влияния родителей на развитие ребенка, а с разным качеством такого влияния матери и отца, что подтверждает изучение семей с одним ро­дителем (матерью или отцом). В обоих случаях неполная семья создает трудности развития ребенка, но совершенно разного порядка, если одинокие матери испытывают трудности с дисциплинированном де­тей, то отцы — с недостаточной эмоциональной близостью.

    4. Структура отцовства


    Таким образом, в результате теоретического анализа психоло­гического концепта отцовства можно построить функциональную модель феномена отцовства (рис. 1) по принципу общего научного пентабазиса, предложенного для анализа психических феноменов В.А. Ганзеном.

    Роль пространственной характеристики феномена выполняют рассмотренные выше биологические, социокультурные и личные предпосылки определенного способа выполнения отцовских функ­ций, информационной — осведомленность и ассимиляция социаль­ной роли, статуса, функций, куда входит и инструментальный аспект, временной — процесс становления отцовства в филогенезе, его место в жизненном цикле конкретного мужчины, энергетической - активность, интернализация роли и личностное развитие.

    Пространство

    биологические, социокультурные, личные способы выполнения отцовских функций

    ОТЦОВСТВО

    Время

    Становление отцовства (история, жизненный цикл)

    Информация

    осведомленность,

    инструментальный аспект роли отца

    Энергия

    Активность, интернационализация роли, личностное развитие

    Таким образом, данная модель выполняет описательную функ­цию — характеризует и упорядочивает все возможные функции и аспекты приложения и реализации этих функций изучаемого феноме­на как в социуме, так и в жизни конкретного индивида, что позволяет изучать любой отдельный аспект феномена отцовства во взаимосвязи с другими его характеристиками.

    Хотя существует множество количественных и качественных эмпирических исследований отцовства (в основном — узких на­правлений), однако до сих пор нет теоретической модели отцовства. Исследователи главным образом используют понятия общественных наук в этой специфической эмпирической области исследования, но научное осмысление начинается с построения концептуальных моде­лей, которые могут быть использованы для дальнейших исследований, а также в практической деятельности. По мнению Магsiglio (1995), вы­деляются: а) теория жизненного пути (которая исследует, как мужской опыт отцовства изменяется в связи с различными периодами жизни); б) социальная описательная теория (которая подчеркивает, что отцы усваивают культурные образцы роли); в) теория социальной идентич­ности (которая сосредоточивается на том, как мужчины воспринимают идентичность отца относительно их других социальных ролей). Snarey (1993) использовал теорию Эриксона в контексте того, как отцовство повышает генеративность взрослых мужчин. Другие ученые применя­ли понятия экономических теорий для описания решения отца вно­сить свой вклад в жизнь ребенка или уйти из семьи .

    Самая часто используемая концептуальная модель отцовства — че-тырехфакторная модель вовлеченности отца Lamb и Pleck`a, которая слишком узка, по сравнению с теориями развития, такими, как теория Эриксона или теория социальной идентичности (Lamb и др., 1985). Однако эти факторы могут рассматриваться как дополняющие друг друга, причем основываясь на друг друге и в интерактивном режиме, они порождают сами себя — например, мотивация необходима для развития навыков Ihinger Tallman (Ihinger Tallman, 1995) предложил восьмифакторную модель взаимосвязи между идентичностью отца и фактической вовлеченностью его в семью после развода: социальные стереотипы, восприятие отцом воспитания матери, эмоциональная стабильность отца, эмоциональная стабильность матери, пол ребенка, отношения родителей между собой, экономическая безопасность отца и поддержка от окружающих.

    Для упорядочивания теоретического и эмпирического материа­ла нами были разработаны две модели отцовства - функциональная (описанная выше) и структурная, которые обобщают все феномены, факторы, влияющие на развитие отцовства, особенности и важнейшие аспекты отцовства.

    В результатах теоретического анализа работ Ш. Барта (Barth S., 1999), В.Э. Фтенакиса (Fthenakis W.E., 1985), ГГ. Филипповой (2002) нами была разработана структурная модель отцовства. По нашему предположению, в структуру отцовства входят следующие компо­ненты (рис. 2): потребностно-эмоциональный, включающий биоло­гические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания; операциональный — осве­домленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним; и ценностно-смысловой — отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Кроме того, в данную структуру включается интегральный сквозной компонент — оценочный, в кото­рый входят: 1) самооценка, как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя, как отца, и своего ребенка; 2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, т.к. через со­циальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, т.к. пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.

    Ценностно-

    смысловой блок

    Отношение к ребёнку. Экзистенциальные переживания

    О

    Ц

    Е

    Н

    К

    А

    Самооценка

    Социальная оценка

    Операциональный блок

    Знания.

    Умения общаться и ухаживать за ребёнком

    Потребностно-эмоциональный блок

    Биологические и социальные мотивации.

    Эмоциональное отношение к ребёнку

    Рис. 2. Структурная модель отцовства

    Компоненты модели выделены в соответствии с принципом психо­логической макроструктуры личности по Б.Г. Ананьеву, соответственно, структурная модель отцовства подчиняется двум принципам построения структуры личности по Б.Г. Ананьеву: субординационному и коорди­национному. То есть, более сложные компоненты оказывают непосред­ственное влияние на низлежащие уровни структуры, однако при этом все компоненты имеют достаточную автономию (Ананьев Б.Г, 2002).

    Обе модели феномена отцовства дополняют друг друга. Функ­циональная модель рассматривает различные аспекты приложения изучаемого феномена, структурная модель выделяет и соотносит друг с другом основные компоненты данного феномена. Структурная мо­дель была апробирована нами в эмпирическом исследовании и легла в основу исследования специфики влияния отцовства на оптимизацию развития личности.

    В заключение следует отметить, что эклектичность и на первый взгляд трудная интерпретируемость доступных нам результатов психо­логических исследований отцовства может быть частично преодолена общей интерпретацией данных исследований в соответствии с раз­работанной нами функциональной моделью отцовства. Анализ про­веденных исследований позволяет отметить, что изучение проблемы отцовства в отечественной психологии находится на начальном этапе, современные исследования отцовства в основном рассматривают либо отцовство применительно к развитию ребенка, включая и исследова­ния историко-культурных особенностей семьи, либо социологические аспекты данного феномена без выработки каких-либо психологиче­ских моделей структуры изучаемого явления, либо его влияния на раз­витие личности самого родителя.

    Заключение


    Большинство ученых, таких, как И.О. Кон, В.В. Бочаров подчеркивают, что именно рождение ребенка и взаи­моотношения с ним дают мужчине шанс социализироваться самому, шанс саморазвития.

    Многое зависит от того, насколько данная роль принята мужчи­ной. Речь идет о личностном принятии роли отца конкретным мужчиной.

    Мужчине гораздо сложнее, чем женщине, воспринимать ребенка как продолжение себя. Женщина готовится к общению с ребенком задолго до его рождения и в процессе родов. В период беременности у женщины появляется новый сенсорный опыт, начинается процесс духовного принятия ре­бенка.

    Мужчина отлучен от этого общения, поэтому чувство отцовства, эмоциональный отклик, восприятие ребенка затруднены.

    Кроме того, важнейшим фактором отношения к ребенку являют­ся отношения с собственным отцом, перенятие его пове­дения, стереотипа мужественности, что также не всегда способствует проявлению чувств мужчинами.

    Таким образом, принятие роли отца играет важнейшую роль в выполнении этой роли, однако, несмотря на то, что осознание себя отцом происходит преимущественно после рождения ребенка, различ­ные аспекты принятия ребенка и себя как отца начинают складываться задолго до непосредственного взаимодействия с ребенком.

    Список литературы


    1. Борисенко Ю.В.Психология отцовства.- Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН»,2007.-220с.


    написать администратору сайта