анализ текста. От книжнописьменной культуры к экранноклиповой
Скачать 19.5 Kb.
|
От книжно-письменной культуры – к экранно-клиповой Наименование каждой смысловой части. Господство книжно-письменной культуры. Формирование поколений на традиционном учебнике. Экранно-клиповая культура - настоящее. Дети информационной среды. Клиповое мышление. Психологически клиповое мышление. Традиционное обучение – это неинтересно! История в свете клипового мышления. Влияние экранно-клипового мышления на систему образования. Содержание каждой части кратко. Люди старшего поколения, педагоги и родители формировались как личности в условиях господства книжно-письменной культуры. Человек, не прочитавший произведения классической литературы, не знакомый с историко-культурным наследием человечества, не мог считать себя и быть культурным человеком. Люди старшего поколения, формируясь на традиционном учебнике, мыслят категориями пересказа. Они живут по шаблону, воспроизводя и осмысливая чужие мысли. Экранно-клиповая культура – клип – англ. нарезка, стрижка; быстрота движения, вырезка (из газеты), отрывок из фильма, а также обман, воровство. Эти дети не воспитывались на романе, читали в лучшем случае сокращённое изложение литературных произведений, очень мало читают книги и предпочитают остросюжетные действа, в которых нет места чувствам, переживаниям, выражению эмоций, описанию красот природы. Это дети насыщенной информационной среды, кнопочного стиля, кратких команд, свободы выбора действий и программ, веера вариантов ответов. Их привлекает моделирование, проектирование, конструирование, программирование, а не пассивная репродукция чужих мыслей и действий, пускай даже очень умных. Им ближе инновационное оценивание в форме портфолио, чем традиционная отметка. Клиповое мышление подобно видеоряду, серии быстро сменяющихся ярких картинок и образов, слабо связанных друг с другом. Поэтому такой процесс не дает детям до конца сосредоточиться и понять какое-либо явление. Они перескакивают с одного на другое не понимая сути, и , следовательно не понимая общей картины мира. Психологически клиповое мышление имеет пониженную способность к анализу, к поиску смысла, к рациональному восприятию мира. Не прослеживается чёткая грань между ней и виртуальной реальностью. Это чревато тем, что молодёжь хочет попробовать что-то новое, дающее яркую смену образов – склонность к употреблению наркотиков, алкоголизму, токсикомании. Отсюда проблемы с развитием ряда других чувств. У них существует стойкое отвращение к традиционному обучению и книгам. Самостоятельное обучение, используя современные информационные технологии. Это в лучшем случае. В худшем случае у них вообще отсутствует интерес к обучению и нужна целая система мотивирующих приёмов для повышения их обучаемости. История в свете клипового мышления предстаёт в виде мозаики фрагментированных, разрозненных, мало связанных между собой ярких исторических фактов и образов. Дети с таким мышлением не понимают хронологичность, историзм и причинность, вдумчивость подходов и взвешенность оценок. Экранно-клиповое мышление усиливается, и в системе образования. Насыщенность учебников большим количеством рисунков, фотографий, схем, вставок, ссылок, вопросов и т.д., препятствуя развитию воображения учащихся. Если педагогически не осмысливать этот феномен, не обучать школьников рефлексии оснований клипового мышления, то его негативные проявления будут только усиливаться. Вывод Таким образом, можно сделать следующие выводы 1. Традиционная система образования воспитывала культурных и образованных людей. 2. Клиповое мышление необходимо сдерживать и заменять на более глубокие тексты, наполненные смыслом. Необходимо развивать детей творчески, мыслительно, дать самим понять, подумать и выражать свое мнение «полными выражениями». Научить детей мыслить и фантазировать. 3. Это будет сложный процесс, необходимо работать над поиском методик и способов решения данной проблемы. Тогда мы сможем переломить данную систему мышления. |