Отчет по практике в детском саду
Скачать 291.58 Kb.
|
Тест "Дорисовывание" Цель исследования: выявление уровня развития творческих способностей ребенка, выявление уровня развития беглости, гибкости и оригинальности. Стимульный материал. Листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом нарисованы контуры. Инструкция. Посмотри на этот листок. Кто-то из ребят начал рисовать, но не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться, и закончи, пожалуйста, рисунок. Проведение теста. Детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5-6 контуров (по мере выполнения). После; выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке, однако при возникновении затруднения взрослый не настаивает на ответе. Обработка результатов: При интерпретаций полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывают с общим количеством ответов (например, дети дают не одно, а два-три возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т.д.). Максимальное количество баллов - 3, минимальное - 0 (если ребенок отказывается рисовать). Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания - 0 баллов, максимальное количество баллов - 3 (при использовании нескольких категорий). Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 - звери, пища, транспорт; 2 - игрушки, человек; 3 – герои сказок, одежда, птицы, растения; 4 - мебель, рыбы; 5 - насекомые, техника; б - предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности. Кроме беглости, гибкости и оригинальности, оценивают характер рисунка - важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать, воспроизведении тождественного контура рядом с основным, прикреплении овала к бумаге без называния рисунка я дорисовывания - 0 баллов. Дорисовьшание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны) -1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) - 2 балла. • Основной контур является частью других предметов или их дб! шью (включение) - 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторое действие - 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметен, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром - 5 баллов. В норме дети должны набрать 6-9 баллов, получив по 1 - 2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 3 - 4 балла за характер рисунка. Норма не зависят от возраста, которая влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренность. Дети, набравшие меньше 2 т 3 баллов, фактически не обладают творческими способностям, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень. Тест "Несуществующее животное" Цель исследования: выявления особенностей эмоционального состояния ребенка. Инструкция. Нарисуй несуществующее животное, то есть такое, которого нет в реальной жизни. Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простои карандаш, а младшим детям 4,5 - б лет можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также можно детальнее разъяснить понятие "несуществующее животное". Так, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует лишь в сказках, как и при проведении других личностных тестов, взрослый после начала работы не вмешивается в ее процесс. После того как ребенок закончит рисовать, можно попросить его ответить на следующие вопросы: "Как зовут это животное?" "С кем оно живет?" "С кем дружит?" "Чем питается?" Ответы детей фиксируют. Обработка результатов: Прежде всего, нужно обратить внимание на размер нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер, фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги - с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа часто говорит о высоких притязаниях, а в нижней: трети - о заниженных. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о его собственной идеализации, о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой. Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке ребенка и его притязаниях од самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания не всегда оправданны. Если рисунок еще и витиеватый (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности тестируемого ребенка, то есть о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не становятся лидерами группы, они выбирают роль дезорганизатора, нарушающего любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликт таких детей, так как привлекают к ним внимание, чего они .и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, обеспечить им успех в какой-то деятельности. О неуверенности тревожности и развитии комплекса неполноценности говорят рисунки в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Дети авторы таких рисунков, нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи, например на то, как хорошо они что-то нарисовали, или склеили, если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Если есть несовпадения между самооценкой ребенка и уровнем его притязаний, можно говорить о наличии внутриличностного конфликта. На рисунках, выполненных такими детьми, маленькая фигурка может располагаться в самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и поведение, и характер общения. При этом дети, на чьих рисунках небольшая фигурка сильно смещена вверх, часто свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) скрывают за нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии, который называется "агрессией от. тревоги", весьма распространен как у детей, так и у взрослых, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, где ими не занимаются, их не; любят, часто наказывают. При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, смещенная в левую сторону или смотрящая влево, может свидетельствовать об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызванной появлением брата или сестры, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), часто говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. И хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое. Большое значение имеет и преобладание в рисунке горизонтальных или вертикальных линий, фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит 6 неуверенности, тревожности, а по вертикали - наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству. Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., как и ответы детей, что, их животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии - и открытой, со стремлением к превосходству, к лидерству, и защитной, появляющейся в результате тревоги. Поэтому важно анализировать рисунок в целом, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров. Рекомендуется обращать внимание на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изображения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее свидетельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает. Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, заборов, как круглых, так и прямоугольных, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства посторонних людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которая показывает, где ребенку хотелось бы оказаться - в прошлом или в будущем. Изображение ребенка антенн, проводов, биноклей и других подобных атрибутов часто связано с его интересом к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь. Диагностика "Изучение понимания эмоциональных состояний людей" Цель исследования: выяснить, какие эмоциональные состояния дети правильно воспринимают, понимают эмоциональное содержание, переданное с помощью позы и жестов героя Стимульный материал: Подобрать картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражено их эмоциональное состояние. Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3— 7 лег проводиться 2 серии. Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и спрашивают: Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку. Вторая серия. Ребенку последовательно показывают картинки с изображением взрослых и задают вопросы: "Что делают взрослые? Как они это делают? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?" Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от уровня эмоционального развития детей. Высокий уровень – ответы полные и правильные, адекватные поставленным вопросам; средний уровень – ответы неполные, фрагментарные; низкий уровень – отказ от ответа или неправильный ответ. Понедельник 26 ноября первая половина дня и вторник 27 ноября - вторая
|