отчет2013-2014. Отчет учителя информатики Амирасланова Тимура Витальевича за 20132014 учебный год Автор Амирасланов Тимур Витальевич, учитель информатики, мкуоши Салемальская школа интернат среднего (полного) общего образования
Скачать 117 Kb.
|
Ямало – Ненецкий автономный округ Муниципальное образование Ямальский район Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа – интернат «Салемальская школа – интернат среднего/полного/ общего образования __________________________________________________________________________________________ ул. Новая 12, с. Салемал, Ямальский район, ЯНАО, 629709, тел. (34996) 2-31-00, факс (34996) 2-31-00р/с 40204810900000000013, БИК 047182000, ркц Салехард г. Салехард, ИНН:/КПП 8909000965 / 890901001 ОКПО 43131735 огРН 1028900508757 электронный адрес: School–Salemal@rambler.ru Отчет учителя информатики Амирасланова Тимура Витальевича за 2013-2014 учебный год Автор: Амирасланов Тимур Витальевич, учитель информатики, МКУОШИ «Салемальская школа – интернат среднего (полного) общего образования» 2014 год «Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать». Л.Н.Толстой. Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Образовательному Стандарту, а также расширение предметных задач для учащихся, проявляющих интерес к предмету. В педагогической деятельности ставлю несколько задач: дать учащимся качественное образование по информатики раскрыть потенциал каждого учащегося: интеллектуальный, творческий и нравственный. прививать навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях. Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии с помощью внеурочной деятельности (робототехника) совершенствовать форм организации учебной деятельности использовать новые педагогические технологии, эффективные методики обучения развивать и укреплять интерес к информатики. Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования. Программа самообразования «Проектная деятельность учащихся как средство повышения эффективности обучения» XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Информатика и Информационные технологии», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи: Способствовать формированию у учащихся ключевых компетенций: информационной - способность грамотно выполнять действия с информацией; коммуникативной - способность вступать в общение с целью быть понятым; социальной - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей; предметной - способность применять полученные знания на практике. Но реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Необходим поиск новых форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы: обеспечить высокий уровень знаний учащихся, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике; развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами; вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс; формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление. На мой взгляд, одной из технологий, обеспечивающей достижение поставленных целей, является проектная деятельность. Метод проектов – не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике и в зарубежной. Первоначально его называли методом проблем, был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Хилпатриком. В современной педагогике о проектной технологии написано очень много работ, самые известные – это работы Бычкова В.А, Гузеева В.В., Полата Е.С., Чечеля И.Д. Опираясь на эти работы, я определил, для себя,- что такое учебный проект. Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». К важным факторам проектной деятельности относятся: повышение мотивации учащихся при решении задач; развитие творческих способностей; смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому; формирование чувства ответственности; создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Технология проектной деятельности Выделяют 5 основных этапов в проектной деятельности. I. Проблемно-целевой этап: На первом этапе мы с учащимися выбираем проблемную область, ставим задачи, определяем конечный вид создаваемого программного продукта, круг пользователей, формируем состав проектной бригады и распределяем обязанности. II. Этап разработки сценария и технического задания На данном этапе учащиеся отбирают содержание, подбирают материал, производят его предельную детализацию. На этом этапе я выступаю в роли консультанта. III. Этап практической работы На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач. IV. Этап предварительной защиты На данном этапе я просматриваю рабочую версию создаваемого проекта, выявляю недоработки, предлагаю пути устранения выявленных недостатков. Учащиеся дорабатывают продукт. V. Этап презентации - публичной защиты проекта На этом этапе производится защита проектной работы участниками проекта. Примеры проектов Практико-ориентированный проект. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний. 1. Тема «Кроссворд - проверь свои знания» Учебные предметы: информатика и любой образовательный предмет Участники: учащиеся 5-11 класса Продолжительность: 1 урок + домашняя работа Цель: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов Продукты: компьютерная презентация Публичная презентация: класс Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word. Ход проекта: определение темы вопросов для кроссворда; отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами; создание макета кроссворда на бумаге; создание кроссворда на бумаге (для 5-6 классов) и на ПК (7-11 классы), при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур. Запись вопросов и ответов к кроссворду; Творческие проекты Творческие проекты, пожалуй, самые интересные для детей. Поскольку здесь они могут продемонстрировать весь свой креатив, фантазию 1. Тема: «Робот для проверки воды в аквариуме» Учебный предмет: информатика, Продолжительность: 1 четверть Участник: учащиеся 4 класса Цель: Продукт: «Робот» Публичная презентация: Выступление Ролевой проект Ход проекта: Данный проект является итоговым уроком по теме «Устройство ПК». Учащиеся предварительно разделены на две группы. Участники одной являются представителями компьютерных фирм. Они приносят на урок заготовленные рекламные объявления, прайс-листы компьютерных фирм, рекламные буклеты. Другая группа учащихся представляет собой покупателей. Каждый участник этой группы хочет купить ПК с определённой целью и на «имеющуюся» у него сумму. Со звонком продавцы занимают своё место за рабочими столами, а покупатели стараются сделать оптимальный выбор, исходя из определённых ограничений. Когда выбор сделан, между двумя сторонами подписывается договор о «продаже» компьютера. После заключения таких договоров всеми покупателями переходим к обсуждению разыгранных ситуаций. Первыми представляют свои результаты покупатели. Каждый из них объявляет с какой целью он пришёл покупать компьютер, какой суммой он располагал и какую комплектацию он выбрал. Характеристики выбранного компьютера записаны в договоре и выбор каждой комплектующей должен быть обоснован, от этого зависит оценка учащегося. Затем выступают учащиеся из группы продавцов. Они представляют свои наборы комплектующих для сделанных заказов, обосновывая их выбор. Тема: «Выбери ПК», Участники: учащиеся 8-х классов. Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям. Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики, научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель. Учебно-педагогическая задача: используя рекламные объявления из газет, прайс-листы компьютерных фирм, определить, исходя из своих интересов, наиболее подходящую конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор. Длительность: один урок. Подводя итоги проекта, я всегда обращаю внимание учащихся на их культуру поведения в моделируемых ситуациях купли-продажи, указывая на необходимость вежливого отношения друг к другу. Описанные проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавании курса информатики. Результативность. Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать следующие выводы: проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения; оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за стремление самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения; появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии. метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата. освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной. Можно отметить повышение качества обучения по классам
Вывод Собственные наблюдения показали, что в целом метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие. Работа с мотивированными детьми. К сильным учащимся следует предъявить более высокие требования, а не ограничиваться теми, которые предложены в Обязательных результатах обучения. Отсутствие таких требований может притупить живой интерес к учению, вызвать отрицательное отношение к школе, затормозить характерный для них высокий темп психического развития и даже привести к отставанию в учении. Работа с учащимися некомпетентного вида. Таких учащихся у меня обучается не очень много: Велась систематическая внеурочная деятельность (индивидуально- групповые занятия). Также регулярно работаю с такими детьми на уроках. Особенно важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, чтобы он не чувствовал себя слабым в своем классе, чтобы сохранил интерес к предмету, который трудно ему дается. Учащиеся всех классов с удовольствием посещали часы школьного компонента. Внеурочная и кружковая деятельность Цель: создание условий для изучения основ алгоритмизации и программирования с использованием робота Lego Mindstorms NXT, развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники. Задачи: · оказать содействие в конструировании роботов на базе микропроцессора NXT; · углубить знания в среде программирования ПервоРобот NXT; · оказать содействие в составлении программы управления Лего-роботами; · развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся; · развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом; · развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел; · развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей; · развивать умения творчески подходить к решению задачи; · развивать применение знаний из различных областей знаний; · развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; · стимулировать мотивацию обучающихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка. · способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям. Ожидаемые результаты привлечение школьников к исследованиям в области робототехники; обмен технической информацией и начальными инженерными знаниями между учащимися; развитие новых научно – технических идей учащихся; внедрение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий; мотивация к изучению учебных дисциплин у учащихся; организация занятости школьников во внеурочное время. Научно – исследовательская и проектная работа в классах, олимпиады, конкурсы.
Курсовая подготовка.
|