Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ

  • «Открытые» и «закрытые» общества (К.Поппер)

  • Постиндустриальное общество

  • Критерии социального прогресса

  • Социология. Открытые и закрытые общества (К. Поппер)


    Скачать 141.48 Kb.
    НазваниеОткрытые и закрытые общества (К. Поппер)
    АнкорСоциология
    Дата07.10.2022
    Размер141.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология.docx
    ТипДокументы
    #719775


    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра юриспруденции
    Форма обучения: заочная/очно-заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    СОЦИОЛОГИЯ



    Группа Во19Ю211в
    Студент
    А.В.Кузнецов


    БЕЛОЗЕРСК 2020



    1. «Открытые» и «закрытые» общества (К.Поппер)


    Общество открытое и закрытое — понятия, введенные Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. Открытое общество — демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды,— противопоставляется закрытому — догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны логическое мышление, догматизм и коллективизм, для открытого — рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм. На этом противопоставлении строится социальная и политическая философия Поппера, а также его философия истории. Развитие современной цивилизации, начавшееся в период «греческой революции» в 5—4 вв. до н. э., по мнению Поппера, идет от закрытых к открытым общественным системам.

    С этих позиций были подвергнуты критике социальные учения и теории, содержание и практика реализации которых не соответствовали этому образцу. Однако в рамках критического рационализма не была сформулирована программа перехода от «закрытого» общества к «открытому», то есть такому, которое в максимальной степени соответствовало бы идеалам разумной критики и самокритики как способам непрерывного самосовершенствования. Теоретики критического рационализма сосредоточили усилия на разработке рекомендаций «социальной технологии», выполняющей предохранительные функции по отношению к демократическим институтам, позволяющей этим институтам гибко реагировать на изменения в социальной действительности, адаптироваться к ним и удерживать контроль над ними. Огромную роль в этом процессе критический рационализм отводит НТП как движущей силе цивилизационного развития, распространению образования, повышению культурного уровня, превращению рациональности в доминирующую ценность.



    1. Постиндустриальное общество


    Постиндустриальное общество - понятие, используемое в социальных науках для характеристики новейшей стадии социального развития, отчётливо проявившейся в последней трети XX - начала XXI века в экономически наиболее развитых странах.

    Близким по содержанию является понятие информационного общества. Идейными источниками теорий постиндустриального общества выступали различные концепции «зрелого» (Р. Арон и другие) и «нового» (Дж.К. Гэлбрейт) индустриального общества, теория «стадий экономического роста» У.У. Ростоу, конвергенции экономических систем теория, деидеологизации концепция, теория и практика государства всеобщего благоденствия и другие. Классический вариант теории постиндустриального общества разработал в 1960-е - начале 1970-х годов Д. Белл; проблематика постиндустриального общества занимает заметное место в работах таких учёных и публицистов, как Ж. Фурастье, А. Турен, П. Дракер, Г. Кан, З. Бжезинский, А. Тофлер, Дж. Нейсбит, М. Кастельс, Р. Инглхарт, Й. Масуда, Ф. Фукуяма и другие.

    Постиндустриальное общество обычно рассматривается как третья ступень социальной эволюции (после доиндустриального и индустриального общества), главным фактором которой признаётся постепенная смена технологических укладов жизни (смотреть Неолитическая революция, Промышленная революция, Научно-техническая революция) и соответствующих им видов трудовой и профессиональной деятельности людей. В качестве предпосылок зарождения постиндустриального общества обычно рассматриваются беспрецедентное повышение уровня и качества жизни широких слоёв населения в передовых в экономическом отношении странах, достижения в области автоматизации, «роботизации» и информатизации производства, внедрение эффективных методов землепользования и животноводства, приведших к резкому сокращению численности работников, занятых в промышленности и сельском хозяйстве. Человек в постиндустриальном обществе выступает преимущественно как контролёр высокотехнологичных производственных процессов. Структурная перестройка экономики ориентируется на поддержку инноваций, приоритет наукоёмких отраслей, особое значение приобретают так называемые интеллектуальные технологии, связанные с разработкой систем телекоммуникации и всеобщей компьютеризацией. Исключительная роль отводится университетам и учреждениям, осуществляющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

    Новым источником общественного богатства становятся знания и информация (подобно земле, труду и капиталу на предшествующих этапах; по мнению Д. Белла, «трудовая теория стоимости» во 2-й половине XX века сменяется «информационной теорией стоимости»). Фундаментальное для индустриальной стадии деление общества на представителей наёмного труда и владельцев капитала и средств производства уходит в прошлое. На передний план в социальной структуре выходят «носители знаний», группы интеллектуального труда - профессионалы высшей квалификации, менеджеры-управленцы (смотреть Менеджмент) и так далее. Место традиционного рабочего класса XIX века постепенно занимают работники нефизического труда, так называемые белые воротнички. Возрастает влияние «экспертного» знания как средства управления, а также как значимого символического ресурса, определяющего престиж и распределение авторитета в обществе. Важнейшим признаком статуса человека в системе стратификации становятся образование и профессиональная компетентность. Широкое развитие получает сектор «производства услуг», для которого характерна прежде всего межчеловеческая коммуникация и в котором сосредоточивается значительная часть экономически активного населения, что приводит в том числе к большей востребованности женского труда.

    По мнению А. Тофлера и других, в сфере управления и организации трудовой деятельности прослеживаются тенденции от централизации и бюрократизации к децентрализации и демократизации; от внешнего контроля и регламентации к самоконтролю и самоопределяющейся активности; от «вертикальных», иерархических отношений к горизонтальным и «сетевым» структурам, гибким, способным быстро перестраиваться вслед за изменением ситуации; от унификации и стандартизации к индивидуализации; от массового к мелкосерийному производству. Ориентация на доверие и самоуправление как в политике, так и в экономике находит отражение в практике «демократии участия», гражданских инициативах, развёртывающихся прежде всего на региональном и местном уровнях. Р. Инглхарт и другие отмечают распространение в постиндустриальном обществе «постматериалистических» ценностей («внеэкономических» мотиваций действия, установки на личностный рост и самосовершенствование, поиск и выбор «интересной работы»).

    Для постиндустриального общества характерно предельное ускорение темпов социальных и экономических процессов. Профессиональная деятельность и образ жизни оказываются вариативными, неопределённость постоянно меняющихся социальных условий диктует в том числе необходимость частой переподготовки в связи с возможной сменой рода занятий, что делает актуальным «образование в течение всей жизни». Неготовность к принятию «бешеных ритмов жизни» может приводить к дезадаптации, психологическим стрессам и тому подобному. Постиндустриальное общество нередко определяется как общество риска (У. Бек, Э. Гидденс), как «текучая современность» (З. Бауман).

    Концепция постиндустриального общества подвергалась критике как отвлечённая конструкция, исходящая из технологического детерминизма и в своих оптимистических вариантах основывающаяся на идеализируемом ею ограниченном опыте ряда развитых стран. Отмечалась преемственная связь постиндустриального общества с обществами модерна («поздний», «радикализированный» модерн, конкретное воплощение процесса модернизации на его новейшем этапе). Некоторые идеи, содержавшиеся в теориях постиндустриального общества, вошли составной частью в проблемное поле дискуссий о глобализации, обществе потребления и цивилизации постмодерна.



    1. Критерии социального прогресса


    Прогресс — развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

    Социальное развитие и общественный прогресс могут быть строго оценены только на основе объективных показателей. Для этого существуют и используются строгие объективные критерии, или показатели прогресса.

    Учёные, изучающие общество и его развитие, выдвигали различные критерии общественного прогресса. Общепризнанными считаются следующие критерии:

    1.Уровень знаний и развития человеческого разума.

    2.Совершенствование нравственности, норм морали.

    3.Развитие производительных сил, в том числе самого человека.

    4.Развитие техники и науки.

    5.Степень интеграции общества (объединения людей в единое целое).

    6.Степень дифференциации общества (разделение людей на слои).

    7.Социально-политические свободы и права личности.

    8.Средняя продолжительность и уровень жизни.

    Чем выше эти критерии, тем выше социальный прогресс и развитие общества.



    написать администратору сайта