Особенности теории культуры. Отличительные особенности культурологической теории культуры
Скачать 16.77 Kb.
|
Отличительные особенности культурологической теории культуры Разностороннее и детальное описание культурных феноменов в европейской науке ХIХ века, в том числе и в антропологии, существенно изменило направление развития культурологического знания. Начало этого широкого движения приходится на 50е годы ХIХ века, время, когда уже сформировалась традиция философского постижения культуры как особого способа человеческого бытия. Антропологи побудили философию культуры перейти от умозрительного рассмотрения «общего духа культуры» к исследованию самой принципиальной возможности культурного разнообразия. (1 слайд) Много времени понадобилось науке, чтобы утвердить понимание культуры как отдельного мира. Дэвид Бидни назвал эту концепцию «сверхорганической». В. Межуев обозначил общий поворот наук в ХХ веке в сторону культуры, как «культурологичский бум». Альфред Крёбер в своих поздних работах выдвинул положение: культуру нужно изучать не только как «сверхорганический опыт», но и как «сверхсоциальный», что обусловливает и поиск особых методов ее исследования. К аналогичным выводам и специфике культурологического познания пришел и Лесли Уайт. (2 слайд) Характеризуя культуру как экстрасоматический класс событий, Л.Уайт выделил новый уровень эволюции, связанный с формированием способности человека воспринимать мир с помощью символов. «Возникновение способности к символизированию, -отмечает антрополог, - имело своим результатом возникновение нового порядка явлений – экстрасоматического, культурного порядка» Ни одна из существующих наук, подчеркивает Уайт, не изучает мир символов и знаков как особый континуум, имеющий собственные законы функционирования и развития. Происхождение культуры обусловлено рождением способности человека к символизации. Именно способность использовать символы, а не создавать орудие труда, является основным отличием человека, основным средством его деятельности, обеспечивающим эффект непрерывности в его опыте, опору на традицию. Важнейший аспект культурологии, изучение культурогенеза и сущности культуры, следовательно, необходимо связать с символической природой сознания человека. (3 слайд) В этом случае в центре исследовательского интереса оказывается не человек и социум как творцы культуры, а культура как сила, созидающая человека. Предметы и явления, связанные со способностью человека символизировать могут быть рассмотрены в разнообразных контекстах: астрономическом, физическом, химическом, анатомическом, физиологическом, психологическом и культурологическом; и они, в свою очередь, станут соответственно астрономическими, физическими, химическими, анатомическими, физиологическими, психологическими и культурологическими феноменами. Ведь все предметы и явления, зависящие от символической способности человека, зависят также от солнечной энергии, которая поддерживает жизнь на нашей планете, — это астрономический контекст. Данные предметы и явления могут быть рассмотрены и объяснены в терминологии анатомических, нервных и психических процессов, происходящих в человеке. Они могут быть также рассмотрены и объяснены во взаимосвязи с организмом человека, т.е. в соматическом контексте. Кроме того, их можно рассмотреть и в экстрасоматическом контексте, т.е. во взаимосвязи с другими подобными предметами и явлениями, а не с организмом человека. (4 слайд) В том случае, когда символизированные предметы и явления рассматриваются во взаимосвязи с организмом человека, т.е. в соматическом контексте, их по праву можно назвать поведением человека, а изучающую их науку — психологией. Когда же символизированные предметы и явления рассматриваются и объясняются во взаимосвязи друг с другом, а не с организмом человека, мы называем их культурой, а изучающую их науку — культурологией. Предметы или явления, зависящие от способности человека к символизированию существуют самостоятельно, но, будучи рассмотренными в каком-либо контексте, они приобретают особый смысл. Символы можно рассматривать и объяснять во взаимосвязи с организмом человека или же во взаимосвязи друг с другом, абстрагируясь от организма человека. Я курю сигарету, голосую на выборах, раскрашиваю керамический кувшин, избегаю тещи, читаю молитву, затачиваю острие стрелы. Каждое из этих действий связано с символизированием, следовательно, каждое — символат. И я как ученый могу рассмотреть каждое из этих действий (явлений) во взаимосвязи со мной, с моим организмом или же во взаимосвязи друг с другом, с другими символатами, совершенно независимо от моего организма. В первом случае я рассматриваю символат во взаимосвязи с моим анатомическим строением: например, со структурой и функциями кистей моих рук; со стереоскопическим и цветным характером моего зрения; с моими потребностями, желаниями, надеждами, страхами, воображением, привычками, внешними реакциями и т.д. Что я чувствую, когда сознательно избегаю собственной тещи или заполняю избирательный бюллетень? Каковы мои представления об этих действиях? Имеют ли эти действия положительную эмоциональную коннотацию или же выполняются небрежно, машинально? В данном случае речь идет о человеческом поведении, а наука называется психологией. Таким же образом можно рассмотреть не только действие (явление), но и вещь (предмет). Каково мое отношение к глиняному кувшину, каменному топору, распятию, жареной свинине, виски, святой воде? Каковы мои представления о каждом из этих предметов и как я на них реагирую? Иными словами, каков характер взаимосвязи между каждым из названных предметов и моим организмом? Эти вещи не принято называть человеческим поведением, но они являются воплощением человеческого поведения; человеческий труд отличает кусок кремня от каменного топора. Топор, сосуд, распятие или прическа — это воплощенный труд человека. Таким образом, мы имеем дело с классом предметов, зависящих от символизации, и рассматриваем их во взаимосвязи с человеческим организмом. Научное рассмотрение и интерпретация этой взаимосвязи - психология. Но можно рассматривать символаты во взаимосвязи друг с другом, независимо от человеческого организма. Так, в случае с тещей, мы можем рассмотреть отношение к ней во взаимосвязи с другими символатами или с кластерами символатов, такими, как брачные обычаи — моногамия, полигиния, полиандрия, место проживания супругов после заключения брака, разделение труда между полами, способ пропитания, архитектура жилища, степень культурного развития и т.д. Если же речь идет о выборах, следует принять во внимание формы политической организации, тип правления, возраст, пол, имущественное положение; политические партии и т.д. В этом случае наши символаты становятся культурой — элементами культуры или сосредоточением элементов, институтами, обычаями, кодексами и т.п., а их научным изучением занимается культурология. Культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, который рассматривается в экстрасоматическом контексте. Это определение спасает культурную антропологию от неосязаемых, неуловимых и онтологически не существующих абстракций и снабжает ее реальным, материальным, познаваемым предметом исследования. Ибо оно проводит четкую грань между поведением и культурой; между наукой о психологии и наукой о культуре. Возвращаясь к Лесли Уайту можно сказать, что его тезис о культурологии как науке о культуре сейчас можно назвать спорным. Сегодня все больше исследователей видят в культурологии сферу научного знания, сочетающую в себе несколько наук о культуре. Несмотря на это, трудно не согласиться с тем, что культурология сравнительно молодая и многообещающая область научного познания, которой предстоят великие свершения. Человек, самое бренное и самое ценное из творений культуры, единственный смысл ее бытия, призван избежать самоуничтожения и построить более прекрасный и великодушный мир. Помочь ему в этом – подлинное предназначение культурологии. |