38. Отражение как атрибут материи. Отражение как атрибут материи
Скачать 36 Kb.
|
38. Отражение как атрибут материи. Теория отражения в материалистической философии. Сознание как высшая и наиболее развитая форма отражения, отражение и информация. Ощущение как субъективный образ объективного мира. Сущность сенсуализма в его материалистической и идеалистической интерпретации. Отражение как атрибут материи. Отражение-реакция (изменение, отпечаток, след) любой вещи (явления) взаимодействующей с другой вещью: такая реакция всегда находится в определенном соответствии или сходстве с какой – либо стороной воздействующей на нее вещи. В основе этого соответствия лежат некие законы взаимодействия вещей. Вследствие этого взаимодействия отношение между ними носит характер взаимоотображения: любая из этих вещей является одновременно отражающей и отражаемой по отношению друг к другу. При определенных условиях возникают реакции особого типа на структуру воздействия, при этом на первый план выступает одностороннее отношение одной вещи (как первичной, независимой) к другой как вторичной и зависимой от первой. Понимание законов и причин такого отношения помогает сформировать информацию о прообразе, исходном объекте отражаемом во второй вещи. Теория отражения в материалистической философии. Течений в материалистической философии огромное количество, приводить все слишком трудоемко, а посему приведу нечто общее, что их объединяет. Одним из основных ее положений является утверждение о вторичности образа по отношению к оригиналу. Достаточно распространенным является учение, пренебрежительно называемое наивным реализмом. Вот его утверждения, касающиеся отражения: 1.Знание есть продукт отражения внешнего мира наподобие того, как предметы отражаются в зеркале. 2.Познавательный образ, формируемый субъектом, является более или менее точной копией оригинала. 3.Источник знания – чувственные данные, обрабатываемые и систематизируемые интеллектом. 4. Человек независим в познавании мира (от социума, культуры, практики). - Это утверждение носит название гносеологической робинзонады. 5.Сознание человека напрямую связано с функционированием мозгового субстрата (в вульгарном материализме принято полагать, что все мысли являются чисто физиологическими выделениями некой энергии, импульсов, наподобие того, как печень выделяет желчь). Диалектический материализм, который его последователи называют научным материализмом, в своих положениях незначительно расходится с наивным реализмом: Он не принимает гносеологической робинзонады, считая, что именно социальный человек принимает и преобразует информацию, формируя образ отображаемого объекта. Это учение преимущественно концентрируется на вопросах тела и психики, мозга и сознания и считающее, что явления психической жизни человека и многие ее смысловые образы, продукты и понятия можно успешно объяснить на основе физиологических процессов и состояний. Последователи марксистского материализма, также называют его научным материализмом: Теория и практика должны быть едины. Отношение образа и предмета имеет свое естественнонаучное обоснование, в котором используются данные о происхождении и развитии прообраза, об условиях и механизмах его реализации в ходе взаимодействия субъекта и объекта. Сознание как высшая и наиболее развитая форма отражения. Для определения сознания и подсознания необходимо определить понятие субъекта и объекта: Субъект – это источник целенаправленной активности, носитель предметно – практической деятельности, оценки и познания. Объект – то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно – практическая, познавательная деятельность. Каждое из философских течений считало своим долгом выработать свою концепцию понимания сознания в гносеологическом плане, в соответствии с положениями своей теории. Не будем углубляться в конкретику каждого из таких представлений, а попытаемся синтезировать их в неком едином определении. В процессе синтеза и рассмотрим каждое из таких представлений. Концепция А.Г. Спиркина является наглядным примером такого синтеза. Ее мы и рассмотрим. Под сознанием по А.Г. Спиркину, понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание сознания, а также специфические формы такого отображения на разных его уровнях. Иными словами, сознание рассматривается как некий механизм определенного по своим свойствам психического отражения объективной реальности.Под таким отражением понимается высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Такое отражение адекватно, целенаправленно, конструктивно, направлено на осознание самого себя и противопоставление себя действительности как субъекта объекту. Итак, объединяя все это и добавляя нечто новое, получим: Сознание - высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, а также другими символическими формами представления информации функция мозга, обобщенно целенаправленно и конструктивно - творчески преображающая действительность. Это определение не претендует на истинность,но с различными оговорками допускается многими философскими системами. Что же является источником индивидуального сознания? Многие полагают, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов), и не сам по себе мозг (как у вульгарных материалистов); источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаема человеком посредством высокоорганизованного субстрата (неизвестно материального или нет)- мозга, и системой надличностных форм общественного сознания. Ощущение и информацияПроцесс взаимодействия между субъектом и объектами, воспринимаясь органами чувств, создавая информативный поток в последствии анализируемый объектом. Методы анализа такого потока самые разнообразные и зависят от ряда причин, обусловленных состоянием объекта. Ощущение как субъективный образ объективного мира. Положим, что Ощущение – исходный, простейший элемент процесса отражения, элементарный результат воздействия объективной реальности на органы чувств.Многие учения, в том числе диалектический материализм и объективный сенсуализм рассматривают ощущения как единственный источник знаний человека о мире, как «субъективный образ объективного мира». (Ленин сказал, вроде бы). По диалектическому материализму всякое познание основывается на ощущениях, которые последствием анализа законов их возбуждения и совокупностей их структур, являются материалом для образования понятий, иными словами весь процесс познания основывается на конструктивном анализе поступающих к субъекту ощущений, анализа причин их возникновения и их структуры. Сущность сенсуализма в его материалистической и идеалистической интерпретации. Начнем с того, что Сенсуализм – направление теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. Сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств, а также свести все содержание сознания к их показаниям как первоначальным элементам. Материалистический сенсуализм: Усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств отражение этого мира. Соответственно научный анализ этой информации социальным человеком признавался истинным и адекватным. Идеалистический сенсуализм: Видит в чувственной деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу. Протагор и Аристипп утверждали, что чувства сообщают людям только лишь данные об их собственных состояниях, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Последние же непознаваемы и понятие истины применимо лишь к изменениям состояний субъекта. Стоицизм признавал истинными не все чувства, а лишь те, которые возникают в сознании при определенных условиях. Древняя формула сенсуализма гласит: «…нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично в органах ощущения». |