Главная страница
Навигация по странице:

  • 14 Школа структурно-функционального анализа.

  • 15 Определение девиации.

  • 16 Биологические теории преступности

  • 17 Психологические теории преступности

  • ответы к экзамену по социологии мо. Ответы к экзамену по социологии 1 Предмет социологии


    Скачать 213.52 Kb.
    НазваниеОтветы к экзамену по социологии 1 Предмет социологии
    Дата21.11.2018
    Размер213.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы к экзамену по социологии мо.docx
    ТипОтветы к экзамену
    #57223
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    13 Школа интеракционизма в социологии.

    интеракционизм - теоретико-методологическое направление в осмыслении и анализе социальных взаимодействий, преимущественно в их символическом смысле.

    Символический интеракционизм основывается на убеждении, что природа человека и упорядоченность общественной жизни является продуктом социальной коммуникации, повседневного взаимодействия людей, постоянного взаимного приспособления.

    Социальный символ является необходимым элементом выполнения любой социальной роли, без которой говорить о взаимодействии абсурдно. По социальным символами стоит соотнесения лицом собственных действий с социальными нормами и образцами поведения. Зная социальные символы как знаки взаимодействия, можно изучать его особенности.

    Социальный процесс рассматривается социологами как выработка и изменения социальных значений, не имеющих строгой причинно обусловленности и в большей степени зависят от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды.

    В рамках социологии символического интеракционизма имели место несколько подходов. Первый из них - так называемый "драматический подход", разработанный И. Гофманом (опираясь на "психодраматические модель" социального мира Дж. Морено) - отождествляет элементы сценического действия и социального взаимодействия. В этой "версии" человек ведет игру вместе с другими индивидами, а характер и процесс их взаимодействия обусловлено благодаря таким отождествлением, как: "сценарий", "аудитория", "актер", "маска". Социальный мир как драма имеет свой сценарий, в процессе игры актеры выступают на сцене, где и происходят социальные действия. Задача "драматургической" социологии в отдельных случаях состояла в том, чтобы найти пути, способы приспособления индивидов к "сценарных" условий социальной системы.

    Другой подход чисто методологическим - рефлексивная социология, или "социология социологии», неизбежность неточностей, ложности в социологических теориях по той причине, что общие представления о мире, которые подсознательно разделяют люди, и совокупность убеждений, присущих той или иной группе людей, в которую входит и сам теоретик или социолог, - не совпадают друг с другом. А значит, возникает вопрос: "способна социология преодолеть эту свою ограниченность, и теоретические и практические вооружение должен использовать социолог для коррекции неточностей и искажений, неизбежно возникают?». Таким образом, "социология социологии" представляет собой программу социологической деятельности, автоматически корректирует свою реализационную деятельность, критически оценивает и исправляет ошибки, возникающие при освоении и познании окружающего мира.
    14 Школа структурно-функционального анализа.

    Разработка структурно-функционального анализа выполнена в основном американскими социологами. Начало положила Чикагская школа, где еще в конце прошлого века был создан первый факультет социологии. основные принципы структурно-функционального анализа, изучая городскую среду и ее функции.

    Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно-функционального анализа:

    функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования;

    универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений;

    функциональная необходимость.

    Основная теорема Р. Мертона утверждает: "Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может проявляться в различных явлениях". Он объяснил, почему люди часто против своей воли оказываются задействованными в общественных системах.Р. Мертон ввел понятие явных и латентных функций.

    Явные функции - следствие преднамеренных действий.

    латентные - последствия которых не входили в намерение человека или соц.группы. Сама общественная жизнь понимается представителями структурно-функционального анализа как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для их анализа недостаточно указать систему, в которой они находятся. Необходимо найти устойчивые элементы в самой системе. Таким образом, оказывается, что системы не состоят из людей. Люди только в них участвуют, образуя определенные структуры, выполняя роли, занимая статус. Эта схема распространяется на все общности - вплоть до семьи.

    В качестве основных категорий применяются такие, как структура, элемент, функция, система, социальная роль. На уровне эмпирической социологии эти подходы работают неплохо, и потому их охотно используют отечественные социологи в своих исследованиях. Например, социология города. Вводя в качестве определяющих такие функции социальных систем, как самосохранение, интеграция, адаптация.

    Одним из представителей технократического направления в социологии является У. Ростоу, создатель теории единого индустриального общества.

    Он определил главные стадии развития производительных сил:

    традиционное общество;

    стадия скачка;

    стадия зрелости;

    общество массового потреблени

    Структурно-функциональный анализ.

    Основателем структурно-функционального анализа считают Т. Парсонса, положившего начало системному взгляду на политический процесс. деля общество на четыре крупных элемента (подсистемы): экономическую, политическую, нормативную и культурную. Каждая подсистема выполняет определенную функцию, важную для поддержания целостности системы. Экономическая подсистема выполняет функцию адаптации к внешней по отношению к обществу среде; политическая выполняет функцию достижения общих для общества целей («получения удовлетворения от внешний объектов»); нормативная – функцию интеграции, поддержания гармоничных отношений и равновесия между элементами; культурная – воспроизводства социальной структуры, снятия напряжения и разрешения социальных конфликтов. В свою очередь каждая из подсистем может быть также представлена как система с соответствующими характеристиками.

    Как известно из курса политологии, структурно-функциональный подход явился основой для создания теории политических систем, уделявший большое внимание факторам, которые обуславливают стабильность политической системы. На этой методологической основе возникла и теория политической модернизации.

    Структурный функционализм благоприятно сказалось на развитии исследований неформальных механизмов функционирования государства и других политических институтов.

    Вместе с тем, структурно-функциональный подход был несвободен от некоторых недостатков, среди которых необходимо выделить следующие:

    1. недостаточно внимания уделялось микроуровню анализа политических процессов;

    2. политическое поведение людей рассматривалось как производное от их функционального статуса, недооценивалась самостоятельность и активность политических акторов, а также влияние социальных факторов;

    3. недостаточное внимание уделялось изучению причин и механизма конфликтов, что послужило причиной неспособности объяснить конфликтные политические процессы (например, войны и социально-политические конфликты 60-х гг.)

    Вместе с тем, наличие несомненных достоинств структурного функционализма обусловило то, что данный методологический подход, несмотря на пережитый им в 60-70 гг. кризис, и по сей день широко применяется при анализе политического процесса. Как показывает практика, наилучшие результаты дает его применение в совокупности с элементами других методологических подходов.
    15 Определение девиации.

    Слово «девиация» переводится как отклонение. Этот термин общепринят и в других науках, таких как физика и биология. В социологию он пришел сравнительно недавно и используется для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального.

    Термин «девиация» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы.

    Преступники из молодежной среды, отшельники, святые, гении, знаменитые спортсмены, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты. Девиация грозит нарушению стабильности общества.

    В отечественной социологии термин «девиация» употребляется в двух значениях – широком и узком. В широком смысле термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм. Это могут быть незначительные проступки, например опоздание на работу, или наоборот, проявление героизма, самопожертвования, гениальности. Но также это может быть и серьезное преступление, например убийство.

    В узком смыследевиантность обозначает незначительные проступки, которые не подпадают под статью уголовного или даже административного кодексов. Для более серьезных форм нарушения применяется термин делинквентность и преступность.

    Индивидуальные и групповые отклонения. Если мы сталкиваемся с индивидуальными отклонениями от норм в пределах одной субкультуры, то такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант.

    Например, самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом).

    Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества.

    Например, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы.

    В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесенные индивидуальными девиантами.

    Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана Э. Ламертом.

    Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым.

    Например, проявления эксцентричности, «маленьких шалостей», с помощью которых человек пытается выделиться, произвести впечатление на других, даже совершаемые людьми ошибки не воспринимаются окружающими как девиантность.

    Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность - девиант.

    Культурно одобряемые и осуждаемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются.

    Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения.

    Характерная черта девиантного поведения заключается в том, что рассматривать его следует с позиции культурного релятивизма. Это означает, что социальная норма, принятая либо по неписаной традиции, либо законодательно, - явление весьма относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом оцениваться как социальное отклонение.
    16 Биологические теории преступности

    формировалось изначально на основе перенесения эволюционной теории Ч. Дарвина в область исследования преступности. Первооткрывателем здесь по праву считается Чезаре Ломброзо, который в известной работе "Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения" истолковал преступление и личность преступника в категориях биологии и антропологии. Он объявил, что преступность определяется биологическими факторами, а преступник – атавистическое существо, воспроизводящее в своей личности инстинкты первобытного человека и низших животных. Тем самым Ломброзо признал, что существует специфический преступный генотип, который к тому же выражается во вполне определенном наборе внешних признаков, на основании которых можно выделить преступника из общей массы. Отсюда общий вывод учения необходимо па основании известных признаков выявлять и лечить потенциальных преступников с тем, чтобы избежать преступления.

    В традициях отечественной науки давать остро критические оценки учению Ломброзо. Однако это дело неблагодарное и малоперспективное. Неоспоримая заслуга Ломброзо состоит в том, что впервые в истории наук о преступности он не только поставил, но и доступными ему средствами решил задачу исследования одной из центральных проблем криминологии – личности преступника. До Ломброзо этим не занимался никто. Что касается непосредственно содержания самого учения, то, во-первых, надо понимать, что его некоторая наивность вполне объяснима общим уровнем развития науки; во-вторых, следует помнить, что отрицательный результат в науке не менее, а порой и более важен, чем положительный; в-третьих, не стоит упрощать концепцию Ломброзо сам никогда категорически не отвергал значения иных (в том числе социальных) факторов в генезисе преступности.

    Так, Э. Ферри в работе "Уголовная социология" систематизировал эти факторы в три группы: антропологические, или индивидуальные (органическое строение, психическая конституция, возраст, пол и др.), физические (климат, время года и др.) и социальные (состояние экономики, законодательства, политический строй, религия, право и др.). Совокупное влияние этих факторов, по Ферри, способно создавать "опасное состояние личности", Соответственно, общество должно упредить развитие этого состояния, не дать превратиться возможности в реальность, а потому должно принимать к опасному лицу так называемые меры социальной защиты – лечение, изоляцию, а иногда и уничтожение.

    Р. Гарофало и Э. Ферри, отталкиваясь от работ Ч. Ломброзо, более подробно проанализировали социальные и психологические факторы в преступности, а потому их иногда считают основоположниками биосоциологической (иногда – социологической и психологической) школы в криминологии. Преступление интересовало их не как нарушение юридической нормы, обусловленное ничем не ограниченной свободной волей человека, а как проявление особого состояния преступника, его индивидуальной склонности к преступлению, которая формируется под детерминирующим воздействием многих личностных и социальных факторов. "Преступная личность" была ядром проблемы, на которой сосредоточилось все внимание исследователей этого направления.

    Биологическое направление в криминологии не исчерпывается и не ушло в прошлое. Напротив, в настоящее время биологическое объяснение преступности получает в некоторой степени новый импульс к развитию, учитывая новейшие достижения в области собственно биологии.

    Современные биологические теории могут быть представлены, к примеру, следующими учениями:

    – теория эндокринного предрасположения человека к преступному поведению (Р. Фунес), которая причину преступлений видит в аномалиях желез внутренней секреции человека, обусловливающих его эмоциональное поведение;

    – теория конституционального предрасположения к преступному поведению (Э. Кречмер, У. Шелдон), предполагающая наличие связи между физической конституцией человека, психическим складом и типом поведения;

    – хромосомная теория (П. Джекобс), связывающая повышенную агрессивность с наличием у мужчин лишней Y-хромосомы;

    – теория "частоты пульса" (Д. Фарингтон), устанавливающая связь преступного насильственного поведения с пониженным (66 вместо 68) сердцебиением.

    Если обратиться к России, то поддержка биологических и генетических теорий в ней на протяжении многих лет считалась "дурным тоном", что можно было объяснить лишь методологическими и политическими причинами, фактически ставившими запрет на проведение соответствующих исследований. Некоторыми исключениями можно считать работы И. С. Ноя ("Методологические проблемы советской криминологии", 1975) и В. С. Овчинского ("Криминология и биотехнологии", 2005).

    Авторитет, качество и значимость всех этих теорий сложно подвергнуть сомнению. Но тем не менее нужно понимать, что все они в большей степени тяготеют к изучению индивидуального преступного поведения и в некоторых случаях действительно могут его объяснить. Но вряд ли они способны удовлетворительно интерпретировать преступность именно как социальный феномен и становятся в любом случае бессильными при объяснении преступного поведения лиц, не обладающих теми или иными биологическими особенностями.
    17 Психологические теории преступности

    берет начало с выявленных Г. Тардом законов подражания и обучения согласно которым преступному поведению, как и любой иной форме социальной активности, человек обучается в процессе своего развития, зачастую просто подражая и копируя сложившиеся и доступные ему образцы поведения. В связи с этим логично следовали выводы о значимости воспитания и малой ценности уголовного наказания в деле предупреждения преступности.

    Особое значение в психологической интерпретации преступности имеет психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда. Он рассматривает преступление как проявление глубинных подсознательных природных инстинктов и наклонностей, свойственных человеку от рождения. Максимально упрощенно схема его рассуждений сводится к следующему. В структуре личности есть три составляющие: "Я" (сфера сознания), "Оно" (сфера бессознательного) и "Сверх-Я" (усвоенные человеком или навязанные ему моральные ценности, установки общества). "Я" развивается из "Оно" в процессе социализации человека; "Сверх-Я" выступает посредником между сферой сознательного и бессознательного в их непримиримом конфликте. В итоге преступное поведение объясняется дисбалансом между "Оно" и "Сверх-Я", когда "Я" проявляет себя либо под непосредственным влиянием бессознательных страстей, либо под мощным и непреодолимым давлением социальных установок.

    Идеи Фрейда были развиты в работах его последователей, наиболее авторитетные и известные из которых – К. Хортни, К. Юнг, Э. Фромм – усматривали в деструктивном поведении (в том числе в преступности) попытку человека преодолеть банальность своего существования, выйти за жесткие рамки социальных стандартов (зачастую надуманных и необоснованных), самореализоваться и самоутвердиться как личность. Сочинения психологов и психоаналитиков внесли весомый вклад в понимание внутренних, психологических механизмов преступного поведения, акцентировали внимание на личностных особенностях преступников, позволили глубже понять личностный смысл совершаемых преступлений.

    В России психологическая и социально-психологическая интерпретация преступности и преступлений тесно связана с именами Ю. М. Антоняна ("Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Генезис и профилактика дезаптивных преступлений", 1987; "Почему люди совершают преступления. Причины преступности", 2006), Л. Ф. Зелинского ("Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении", 1986); А. М. Яковлева ("Преступность и социальная психология. Социально-психологические закономерности противоправного поведения", 1971), Н. Ф. Кузнецовой ("Проблемы криминологической детерминации", 1984) и др.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта