Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Охарактеризуйте особенности погребений Тасмолинской культуры

  • 3.Предпосылки

  • Билет №12. 1. Иностранный капитал в Казахстане в начале XX века.

  • 2. Техника полихромного стиля.

  • 3. Оцените влияние Ассамблеи народа Казахстана в укреплении межконфессионального, межэтнического согласия и внутренней стабильности.

  • Билет № 13. 1. Казахстан – правовое, светское и социальное государство

  • 2. Определите, какое место занимает казахстанская тематика в творчестве русских художников в XIX – XX вв.

  • 3. Отметьте на контурной карте территорию расселения племени кангюев. Расскажите об археологических памятниках кангюев.

  • Билет №14. 1. Казахстан в годы революции 1905-1907 гг.

  • 2. Роль Н.А.Назарбаева в реализации идеи евразийства.

  • 3. Какие события объединяют 203г. до н.э., 188 г. до н.э. и 55г. до н.э. Определите значение этих событий.

  • Билет №15. 1. Развитие городов и торговли в Казахстане во второй половине XIX века.

  • 2. Причины репрессий против представителей казахской интеллигенции в конце 20-х - начале 50-х гг. ХХ в.

  • 3. Сравните общественное устройство кангюев и сарматов, охарактеризуйте общие и различные черты.

  • Ответы на билеты по истории Казахстана 1 вариант Билет 1. Этапы формирования человека в древности


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеОтветы на билеты по истории Казахстана 1 вариант Билет 1. Этапы формирования человека в древности
    Дата19.02.2023
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла3988_bilet_1.doc
    ТипДокументы
    #944287
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Билет 11.

    1. Алихан Букейханов - лидер национального демократического движения в начале XX века.

    Алихан Букейханов (1866-1937) – общественный и государственный деятель, лидер национально-демократической партии «Алаш», глава первого казахского национального правительства Алаш-Орда, ученый.

    Учился в русско-казахской школе, закончил Омское техническое училище, экономический факультет Санкт-Петербургского института.

    В студенческие годы активно принимает участие в работе политических кружков, участвует в студенческих «беспорядках». Его имя попадает в черный список «политически неблагонадежных».

    В 1905 году Букейханов был избран депутатом в I Государственную думу. В российских газетах появляются его статьи с критикой колониальной политики царского самодержавия.

    Принял активное участие в создании национальной газеты «Казах» (1913 г.)

    После Февральской революции принял активное участие в национально-освободительной борьбе казахского народа. После двух всеказахстанских съездов, прошедших в июле и декабре 1917 года, удалось создать партию «Алаш», провозгласить автономию казахов с правительством Алаш-Орда. Букейханов избирается председателем партии, а затем и правительства.

    После самоликвидации автономии Алаш, последние 15 лет жизни провел в Москве («ссылка»). В этот период он пишет труды по истории, этнографии, литературе.

    В 20-х годах дважды арестовывался. В 1937 году ему было предъявлено обвинение «…возглавлял контрреволюционную борьбу против Советской власти, установил связи с руководителями террористического центра в Казахстане и Москве». 27 сентября 1937 года он был расстрелян.

    2. Охарактеризуйте особенности погребений Тасмолинской культуры.

    На территории Центрального Казахстана эпоха железа представлена памятниками Тасмолинской археологической культуры саков-исседонов. Хронологические рамки культуры - VII-III вв. до н.э. Характерным типом памятников Тасмолинской культуры являются так называемые курганы с «усами». Это сложные погребальные комплексы, сооружавшиеся из камня. Они обычно состоят из трех частей: большой курган, малый курган и каменные дорожки в виде полудуг («усов»), длиной от 60 до 200 м. Эти «усы» примыкают к курганам и всегда обращены на восток. Под большим курганом в грунтовой яме, глубиной около двух метров, находится захоронение человека. В малом кургане, как правило, встречаются останки коней, глиняные сосуды. А иногда только следы огня в виде углей и обожженного грунта.

    3.Предпосылки провозглашения независимости Казахстана.

    С конца 80-х - начала 90-х годов ярче проявились тенденции распада СССР. Ярким проявлением данного процесса стал «августовский путч».

    19 августа 1991 года по радио и телевидению был зачитан Указ вице-президента Г.Янаева и заявление Советского руководства, в котором было объявлено о болезни М.Горбачева и невозможности исполнения им своих обязанностей, о том, что всю полноту власти в стране берет на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП).
    20 августа был опубликован своего рода манифест ГКЧП - обращение к советскому народу. В нем говорилось, что перестройка зашла в тупик. Вторая часть «Обращения» состояла из обещаний ГКЧП: провести всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора, восстановить законность и правопорядок, поддержать частное предпринимательство, решить продовольственную и жилищную проблемы и т.д. Но, 21 августа путч провалился. М.Горбачев вернулся в Москву, лидеры ГКЧП были арестованы. Однако эти события ускорили распад СССР. 

    1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н.А.Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. 10 декабря 1991 года Н.Назарбаев подписал принятый парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года. 
    16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». 

    Билет №12.

    1. Иностранный капитал в Казахстане в начале XX века.

    В конце XIX - начале XX века в казахскую степь начинает проникать иностранный капитал. Здесь, как и в других колониальных странах, создаются условия для вывоза капитала, для создания капиталистических предприятий с использованием местной дешевой рабочей силы. К тому же прибыль была высокой, заработная плата рабочих - низкой, сырье также обходилось дешево. Российская буржуазия считала более выгодным вывозить свой капитал в Казахстан и другие окраины Российской империи и организовывать там промышленное производство. Все это объясняет быстрый рост в Казахстане числа промышленных предприятий. Если в 1900—1901 гг. в Казахстане насчитывалось 2 663 предприятия, то в 1909—1910 гг. их число возросло до 4 044.

    Примеры (проговорите кратко): В 1896 году французские капиталисты купили у царского правительства Зыряновское месторождение полиметаллических руд и создали там «Зыряновское горнопромышленное общество». В 1904 году царское правительство передало австрийскому князю в концессию все алтайские месторождения. В этом же году Карагандинские угольные копи, Успенский медный рудник и Спасский медеплавильный завод перешли французскому капиталисту Карно на правах концессии. «Русско-Азиатская корпорация», учредившая в Казахстане два «дочерних» акционерных общества, эксплуатировала богатейшие Риддерское полиметаллическое и Экибастузское угольное месторождения. В состав этой корпорации входили американские империалисты. Нефтяная промышленность дореволюционного Казахстана находилась главным образом в руках английских капиталистов. Существовали и смешанные компании, в которых орудовали те же английские, американские, французские и русские капиталисты.

    2. Техника полихромного стиля.

    Полихромный стиль – особый стиль в декоративно-прикладном искусстве кочевников Евразии в гунно-сарматскую эпоху, при которой (в основном) золотые и серебряные украшения дополнялись вставками из цветных камней. Получил развитие в III-V вв. н. э. Был заимствован из стран Пере­дней Азии и Восточного Средиземноморья

    Для полихромного искусства характерным является разнообра­зие технических приемов украшения предметов. Наиболее часто встречаются инкрустация (вставки из цветных камней), зернь (напаивание золотых шариков на основу), скань (напаивание ви­той проволочки), шнуровое плетение тончайших золотых про­волочек, перегородчатая эмаль (заливка отдельных гнезд специальным составом) и другие приемы.

    Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль. Зооморфные мотивы (изображения животных у сакских племен) постепенно вытесняются геометрическим орнаментом. Теснейшие контакты, возникающие в эпоху переселения, народов между самыми отдаленными племенами запада и востока, севера и юга, стали одной из причин повсеместного и почти одновремен­ного расцвета полихромного стиля.

    3. Оцените влияние Ассамблеи народа Казахстана в укреплении межконфессионального, межэтнического согласия и внутренней стабильности.

    С первых дней обретения независимости консолидация (=объединение) казахстанского общества, обеспечение равноправного сосуществования всех этнических групп стали основополагающими направлениями национальной политики государства.

    Конституция страны гарантирует защиту интересов всех граждан независимо от этнической, расовой, религиозной или иной принадлежности.

    1 марта 1995 года был создан консультативно-совещательный орган при Президенте страны - Ассамблея народа Казахстана (АНК). АНК занимается вопросами обеспечения межнационального согласия в республике.

    О значимости роли, которая отводилась АНК в политической и общественной системе Казахстана, говорит уже тот факт, что во главе этой структуры встал Президент РК - Н.А. Назарбаев. С первых дней создания АНК получила широкие полномочия для решения целого комплекса задач (приведите кратко примеры из перечня): содействие в разработке и реализации государственной национальной политики; содействие формированию казахстанского патриотизма; развитие государственного языка и других языков народа Казахстана; совершенствование региональной политики в межэтнической сфере; участие в разработке и реализации планов и мероприятий в области демографии и миграции; пропаганда казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия в стране и за рубежом; осуществление просветительской и издательской деятельности, направленной на достижение межэтнического согласия; осуществление мониторинга состояния межэтнических отношений, в том числе в области применения государственного языка и других языков народа Казахстана; участие в общественно-политической экспертизе законопроектов по вопросам государственной национальной политики; поддержка казахской диаспоры в зарубежных странах в вопросах сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления ее связей с исторической Родиной.

    АНК - основной стержень уникальной модели межэтнического и межконфессионального согласия в нашей стране.

    Весной текущего года состоялась 26 сессия АНК.

    Билет № 13.

    1. Казахстан – правовое, светское и социальное государство

    Статья 1 Конституции РК (30 августа 1995 года) гласит: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

    1) СВЕТСКОЕ государство: Граждане вольны признавать какую-либо религию или не признавать никакую. Религия отделена от государства. Это означает, что государство не признает какую-либо религиозную идеологию, в государственных учебных заведениях запрещается пропаганда религиозных учений, не допускается создание и деятельность политических партий на религиозной основе.

    2) ПРАВОВОЕ государство: В правовом государстве законы выражают действительную волю всего народа, а не какой-либо его части. Поэтому граждане, должностные лица должны строго соблюдать требование законов. Граждане сами должны научиться защищать свои нарушенные права.

    3) СОЦИАЛЬНОЕ государство: Это означает, что в соответствии с Конституцией и законами народ не делится на классы. Неработоспособные, малоимущие граждане должны быть объектом особой заботы государства. Социальный характер государства проявляется в принятии особых законов о молодежи, о малоимущих гражданах, о пенсионерах, а также в практической деятельности Президента, Правительства, специальных органов.

    2. Определите, какое место занимает казахстанская тематика в творчестве русских художников в XIX – XX вв.

    В качестве примера можно рассказать о творчестве великого украинского поэта Тараса Шевченко, который также являлся и художником, посвятил ряд своих картин казахской тематике (находился в ссылке в Казахстане в 1847-1857 гг.). Из всего изобразительного наследия периода ссылки, насчитывающего около 450-ти работ, почти 350 работ посвящены жизни и быту казахского народа, природе Казахстана.

    Картины Шевченко: «Пожар в степи», «Байгуши», «Казашка», «Пастух», «Казах на коне», «Над степью», «Буран», «Казах в юрте» и др. В них реалистично представлена жизнь степняков. Местное население уважало Тараса Шевченко.

    У него было много друзей среди казахов, называвших его «акын Тарази» («поэт Тарас»). Он часто ходил в гости в аул

    возле крепости, где слушал песни и легенды. Общаясь с местным казахским населением, Т.Шевченко находил много общего в исторических судьбах казахского и украинского народов.

    Его творчество стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов. Мухтар Ауэзов дал ему высокую оценку: «Тарас Шевченко как художник первым изобразил степь в реалистичном стиле».

    Кроме города Форт-Шевченко, имя великого поэта носят улицы многих городов Казахстана, в том числе и в Астане.

    3. Отметьте на контурной карте территорию расселения племени кангюев. Расскажите об археологических памятниках кангюев.

    Основным местом рас­селения кангюев была средняя часть долины реки Сырдарья. Границы Кангюя выходили за границы современ­ного Казахстана и доходили до местности, где се­годня расположен город Ташкент, столица современного Узбекистана. С другой стороны граница владений кангюев тянулась от гор Каратау до реки Талас.

    Кангюи находились в тесных экономичес­ких, культурных и политических связях с Кита­ем и Римом.

    Археологические памятники кангюев: Археологи провели широкомасш­табные раскопки в местах проживания кангюев, в результате чего было обнаружено много поселений и могильников. Их ученые отнесли к кауншинской, отрар-каратауской, жетыасарской археологичес­ким культурам.

    Кауншинская культура была распространена в Приташкентском оазисе, отрар-каратауская культу­ра занимала территорию от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас. Зона рас­пространения жетыасарской культуры – долина ныне высохших рек Куандарьи и Жанадарьи.

    Приведите примеры (кратко): 1) На земле кангюев были города. Один из них – Кок-Мардан – был обнесен высокими глинобитными крепостными стенами, в восточной части которых имелись входные ворота. Стены до­мов сложены из сырого кирпича, проложенного обыкновенной глиной. Дом отапливался печкой, сложенной на полу.

    2) Среди раскопанных по­гребальных памятников особый интерес представляет могильник Мардан-куик в Отрарском оазисе. Могильник состоит из курганов, которые использовались как места коллективных захоронений. Хоронили в прямоугольных ямах, иногда обложенных изнутри сырцовыми кирпичами. Дно могилы застилали кошмами, на них клали покойника в вытянутом положении на спине. Вместе с ним в могилу ставили глиняные сосуды с пищей.

    Билет №14.

    1. Казахстан в годы революции 1905-1907 гг.

    Первая русская революция (1905-1907 гг.) дала толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм движения против колониального, социального и других видов угнетения.

    Активизировалось рабочее движение. В эти годы произошел ряд крупных политичес­ких и экономических выступлений рабочих, тесно связанных с общим ходом революционных процессов в России: забастовки на Успенском медном руднике в декабре 1905 г., Спасском медеплавильном заводе, в Карагандинских копях и на Успенском руднике в июне 1907 г., на предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная и других городов. Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на железнодорожном транспорте. В годы революции на линиях края неоднократно прекращалось движение поездов, желез­нодорожники явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации, создавали проф­союзы и т.д.

    Революция способствовала воз­никновению в крае первых организаций РСДРП. В Казахстане создавались марксистские кружки (в Акмолинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае, Семи­палатинске, Верном и др.). В годы революции зародилось алашское движение.

    Аграрное движение в Казахстане, получившее некоторое разви­тие в условиях первой русской революции, в целом оставалось слабым и не вышло за рамки отдельных разрознен­ных крестьянских выступлений. Эти стихийные акты протеста против произвола баев и представителей колониальных органов в основном ограничивались избиением последних, отказом от уплаты налогов, угоном их скота и т. д.

    2. Роль Н.А.Назарбаева в реализации идеи евразийства.

    Идея предложена Н.Назарбаевым.

    Идея евразийства предполагает:

    - образование Евразийского союза в постсоветском пространстве, который способствовал бы более эффективному преодолению кризисов;

    - активное взаимодействие и сотрудничество в сфере экономики, политики и культур.

    В марте 1994 года Н.А.Назарбаев выдвигает идею создания Евразийского союза. Евразийский союз предполагается создать как союз равноправных суверенных государств, и он должен быть не только экономическим и валютным союзом, а стать и политическим союзом. Предложения получили широкую поддержку государственных деятелей, ученых, общественности, были рассмотрены на Совещании Глав государств СНГ.

    Самой важной составной Евразийской идеи стала инициатива создания Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Фундаментом послужил Таможенный союз, основу которого составляют Россия, Казахстан и Беларусь. В рамках сообщества определены перспективы сотрудничества в различных сферах.

    3. Какие события объединяют 203г. до н.э., 188 г. до н.э. и 55г. до н.э. Определите значение этих событий.

    События из истории гуннов:

    Во-первых, государство гуннов образовалось в 209 г. до н.э. (по сведениям ученого Л.Гумилева) на территории Китая.

    Гунны совершали постоянные набеги на Китай (в связи с этим и началось строительство Великой Китайской стены еще при династии Цинь).

    203 г. до н.э. – начало войны гуннов с пришедшей к власти в Китае династии Хань

    188 г. до н.э. – завершение этой войны (Хань выплачивали гуннам дань)

    55 г. до н.э. – в результате междоусобной войны гуннское государство разделилось на северную и южную части (южные земли подчинились Хань). Впоследствии наступления династии Хань вынудили северных гуннов перекочевать на территорию современного Казахстана (началось «Великое переселение народов»).

    Билет №15.

    1. Развитие городов и торговли в Казахстане во второй половине XIX века. Наиболее крупные центры торговли между Казахстаном и Россией во второй половине XIX в.: Акмола, Павлодар, Каркаралинск, Баянаул, Кокчетав, Казалинск и Жаркент.

    Торговля осуществлялась в меновой и денежной форме.

    Торговля на территории Казахстана осуществлялась в таких формах как: разъездная; стационарная; ярмарочная.

    Наибольшей популярностью у торговцев скотом пользовалась ярмарочная торговля.

    Причины популярности ярмарочной торговли: 1) кочевому и полукочевому населению было удобно продавать свой скот на ярмарках, 2) была слабо развита сеть дорог.

    Кояндинская (=Ботовская, так как основал купец Ботов) ярмарка - одна из самых крупных ярмарок в Степи. Открыта в 1848 году.

    В этот период также активизировались торговые отношения России с Китаем через территорию Казахстана (являлся колонией России). Между странами был заключен целый ряд договоров: Кульджинский протокол (1851), Пекинский договор (1860), Чугучакский протокол (1864), Петербургский договор (1881). Данные соглашения способствовали росту товарооборота между странами.

    Основные центры торговли: Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Петропавловск, Капал и Верный. В торговле России с Китаем в Семиречье особо выделялась Каркаринская ярмарка.

    Успешному развитию торговли между Казахстаном и Китаем способствовало введение в строй 30 августа 1894 г. Сибирской железной дороги.

    Развитие торговли также способствовало организации финансовых учреждений в Казахстане. Так, в 1871 г. в Петропавловске открылся первый в Казахстане банк.

    2. Причины репрессий против представителей казахской интеллигенции в конце 20-х - начале 50-х гг. ХХ в.

    В 20-е годы ХХ века человек, высказывавший альтернативное мнение, причислялся к «врагам народа». Виды репрессивных мер: ссылка, заключение в исправительно-трудовые лагеря, высылка за пределы СССР, расстрел. В результате репрессий пострадала казахская творческая интеллигенция. Репрессированы Ж.Аймауытов, А.Ермеков, Х.Досмухамедов, А.Букейханов и другие члены партии «Алаш». Обвинения, выдвинутые против них, были абсурдными, в частности, их объявляли виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-х - 30-х гг., связях с японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п. В 1930 г. была арестована другая группа интеллигенции, около 40 человек, в том числе М. Тынышпаев. X. Досмухамедов.

    Укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф.Голощекина. Он провозгласил идею «Малый Октябрь». Основной задачей провозглашалось разрушение традиционного уклада жизни казахов. Представители интеллигенции, не разделявшие мнение Ф.Голощекина, подверглись репрессиям (Садвакасов, Ходжанов, Нурмаков, Мендешев, Мынбаев, Байтурсынов и др.).

    В 1937-1938 гг. репрессии приняли массовый характер. Были репрессированы и физически уничтожены (помимо вышеперечисленных) государственные и общественные деятели: Т.Рыскулов, С.Садвакасов, У.Джандосов и др.; представители казахской литературы С.Сейфуллин, Б.Майлин, И.Джансугуров; ученые К.Жубанов, С.Асфендияров и многие другие.

    В 40-50-е гг. достигает апогея идеология сталинизма. Победа в ВОВ приписывалась «вождю». Начинается новый виток политических репрессий. В антинаучных взглядах был обвинен ученый Маргулан. Дискуссии вокруг работ Маргулана, Бекмаханова, Сулейменова завершались политическими обвинениями. Так, историка Бекмаханова обвинили в антирусской пропаганде за объективную оценку движения Кенесары Касымова (был приговорен к 25 годам тюрьмы). Многие ученые были объявлены «космополитами», были вынуждены покинуть пределы республики (например, Сатпаев, Ауэзов).

    3. Сравните общественное устройство кангюев и сарматов, охарактеризуйте общие и различные черты.

    Общие черты:

    - имущественное и социальное неравенство (подтверждается археологическими источниками)

    - патриархат

    - являлись крупными союзами племен во главе с единым правителем (вождь, хан)

    - ученые признают наличие у кангюев и сарматов государственности

    - были схожи в обычаях, верованиях (кстати, имели общую границу)

    Различия:

    - общественная роль женщины у сарматов была выше, чем у кангюев
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта