Главная страница
Навигация по странице:

  • Определите, какие факторы повлияли на процесс урбанизации в Казахстане в годы индустриализации. Индустриальное развитие Казахстана имело ряд крупных социально-экономических последствий.

  • 3.Отметьте на контурной карте территорию государства Хорезм. Назовите государства на территории Казахстана, граничащие с Хорезмом

  • Билет 22 1.В

  • 2.Объясните

  • Билет 23 1.

  • 2.Определите изменения, произошедшие в Казахстане в результате НЭПа

  • 3.Отметьте на контурной карте территорию улуса Джучи. Назовите государства, образовавшиеся после распада улуса.

  • Ответы на билеты по истории Казахстана 1 вариант Билет 1. Этапы формирования человека в древности


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеОтветы на билеты по истории Казахстана 1 вариант Билет 1. Этапы формирования человека в древности
    Дата19.02.2023
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла3988_bilet_1.doc
    ТипДокументы
    #944287
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Билет № 21.

    1.Казахская тематика в произведениях известных художников (Т.Шевченко, В.Верещагин, Н.Хлудов).

    В период с 1847 по 1857 годы на территории Младшего жуза отбывал ссылку великий украинский поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко. Основной причиной ссылки стали вольнолюбивые стихотворения поэта. В своих произведениях он высказывал мысль и горячее желание об обретении украинским народом свободы и независимости. В 33-летнем возрасте он был отдан в солдаты в отдельный Оренбургский корпус. Великий украинский поэт, талантливый художник стал политическим ссыльным и солдатом Российской империи. Ему даже было запрещено рисовать. Солдатскую службу он проходил в Оренбурге, Орске, на полуострове Мангистау в Новопетровском укреплении. Между Т. Шевченко и местными казахами установились теплые дружеские отношения. Царское правительство категорически запретило ему писать о казахах. Несмотря на этот запрет, Т. Шевченко написал повесть «Варнак», в которой ему удалось описать нелегкую жизнь кочевников. Впоследствии он издал повесть «Близнецы», в которой это направление получило дальнейшее развитие. Все свои творения поэт тайком записывал в маленькие, сделанные им самим книжечки ипрятал их в голенище сапога. В них вошло около 120 произведений: автобиографические, философские и исторические стихотворения, лирика с образами украинской и казахстанской природы. Тяжелой жизни казахской бедноты Т. Шевченко посвятил большинство своих картин и зарисовок. После себя он оставил такие художественные работы, как «Пастух», «Киргиз на коне», «Над ступою», «Буран», «Нищенствующие», где представлена жизнь бедных степняков. В изобразительном наследии Шевченко насчитывается около 450 работ, из которых примерно 350 посвящены Казахстану, его природе, жизни и быту его жителей. Поэт пользовался огромным уважением среди местного населения. Казахи называли его уважительно «акын Тарази» (поэт Тарас). Близко общаясь с местным казахским населением, Т. Шевченко находил много общего в исторических судьбах казахского и украинского народов.

    Центром казахской живописи стала художественная студия П. Хлудова (1850—1935), прожившего в Казахстане много лет и посвятившего ему почти все свои творения. Его полотна “Перекочевка бая”, “Похищение невесты”, “Байга” и многие другие служили примерами для начинающих молодых художников республики.

    Тема Казахстана и Средней Азии была одной из главных в творчестве известного русского живописца В.Верещагина. Его картина “Окружающие Лепсинский край горы” с удивительной точностью передает красоту казахского края.

    2.Определите, какие факторы повлияли на процесс урбанизации в Казахстане в годы индустриализации. Индустриальное развитие Казахстана имело ряд крупных социально-экономических последствий.

    Промышленность стала ведущей отраслью народного хозяйства Казахстана, удельный вес ее продукции в середине 1930-х годов начал преобладать. В 1939 г. он достиг 58,9% против 41,1% продукции сельского хозяйства. Важные социально-демографические изменения произошли в составе населения Казахстана в органической связи с его индустриальным развитием. 13 рабочих поселков превратились в города, в том числе: Караганда (1932 г.), Риддер (Лениногорск — 1934 г.), Аягуз (1937 г.), Балхаш, Степняк, Аральск (1938 г.). В 1939 г. в Казахстане уже насчитывалось 81 город и поселков городского типа, против 44 в 1926 г. За это время удельный вес городского населения вырос с 8,2% до 27,7%. Миграционный поток в Казахстан, наблюдавшийся еще в первой половине 1920-х годов, в эти годы продолжался. Хотя планового переселения в сельскую местность не было, проводился значительный набор рабочей силы для индустриальных отраслей республики. Стихийная миграция рабочей силы была значительно превышена и не подлежала учету. В 1928—1939 гг. механический прирост населения городов Казахстана за счет миграции превысил более 1,8 млн. Это были в основном русские, украинцы, белорусы и представители других национальностей. В связи с этим в 1939 г. удельный вес русских в составе городского населения республики достиг 57,7%, против 53,7% в 1926 г., казахи здесь составляли всего 21,9%. Этот мощный миграционный поток в Казахстан, а также резкое сокращение численности казахов привели к снижению удельного веса коренного населения в республике от 57,6% в 1926 г. до 38,0% в 1939 г. Итак, за данный период численность казахов уменьшилась на 1 806 тыс. человек, т. е. на 33,8%, а удельный вес русских вырос с 20,9% до 40,2%. В результате этого казахи на своей исконной территории превратились в национальное меньшинство. Усиленно шел процесс урбанизации. Выросли десятки новых городов и поселков городского типа. Но все же удельный вес казахов в составе рабочего класса и среди городского населения рос медленно. В 1939 г. в республике проживали 375 тыс. казахов. Хотя это и было в пять раз больше, чем в 1926 г.,

    представителей коренного населения было меньше. В городах и поселках городского типа накануне войны проживало всего 16% казахов. Городское население росло за счет рабочих, инженеров и техников, прибывших из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Свердловска и других городов. 3.Отметьте на контурной карте территорию государства Хорезм. Назовите государства на территории Казахстана, граничащие с Хорезмом.



    каракитаи, караханиды, кыпчаки, огузы.

    Билет 22

    1.Влияние ислама и арабского языка на развитие культуры в эпоху средневековья.

    Распрост­ранение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Создав свое централизованное государство, арабы с 633 года начали предпринимать завоеватель­ные походы против других народов, объявляя им «войну за истин­ную веру». Арабы захватили земли Ирана, Сирии, Палестины, Егип­та, Ирака, затем вторглись в южные регионы Средней Азии. Араб­ский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, затем в 714 году — Шаш, совершил поход на Испиджаб. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 годах завоевал ряд регио­нов Средней Азии и Южного Казахстана. В 751 году в битве у го­рода Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китай­скими войсками. Огромную роль в распространении исламской религии сыграла победа арабов в Атлахской битве. В IX—X в тюр­кском мире широкое распространение получила исламская рели­гия суннитского толка. В городах стали возводить мечети, изучать основы ислама и чтение Корана. В X-XI веках в развитии город­ской культуры значительную роль сыграла новая религия - ислам. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960-году объявил ислам государственной религией. Вначале исламская религия в основном распространялась в городах. В письменных источниках рассказывается о том, что люди, при­нявшие ислам, группами ходили в мечети. А в других источниках говорится, что тюрки-мусульмане кочевали между Шашем (Ташкентом) и Фарабом. Арабский историк аль-Макдиси упоминал о мечетях, возведен­ных в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу, когда они стали обязательными городскими сооруже­ниями. Это полностью подтверждено археологическими раскопка­ми. Так, были раскопаны остатки мечетей в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз и Отрар. Мечети начали строить не только в го­родах, но и на зимовках, и в кентах. Так, например, в 4-5 километ­рах южнее Отрара близ зимовки Байылдыр найдены и исследова­ны остатки мечети Жума. Укрепление позиций ислама можно про­следить и по погребальным обрядам. Например, при исследовании кладбища под городом Куйрыктобе установлено, что умершие были преданы земле с соблюдением мусульманских обрядов. Во второй половине XII века среди представителей знати кыпчаков и простого кыпчакского населения близ Хорезма началось широкое, распространение исламской религии. Укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на раз­витие различных отраслей науки и знаний на казахской земле.

    2.Объясните почему партия «Алаш» получила всенародную поддержку на выборах в Учредительное собрание

    Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учередительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство автономий, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции. После длительной подготовки в июле на первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А. Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции. Программа партии, принятая на втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов, в области государственного строительства, обороны, религии, науки и просвещения. Основные программные положения проекта нашли отражение в решениях Всеказахского съезда. Таким образом, партия «Алаш» на переломном этапе истории предложила альтернативный путь развития казахского народа с учетом реалий того времени.

    Решения съезда:

    Казахские области «должны получить областную территориально-национальную автономию».

    Возвращение 83 тысяч беженцев из Китая.

    Организация помощи голодающему населению Семиречья.

    Отвергая насилие, алашевцы выступали против диктатуры одного класса над другими, были несогласны с большевиками по вопросу о классово-репрессивной природе государства как орудия классового угнетения. В этом смысле алашевцы считали что в демократическом обществе возможна гармонизация интересов различных классов в рамках правового государства. Алашевцы в своей программе выступали за наиболее передовую тогда президентскую форму правления и демократический характер выборов, обеспечивающий участие в выборах «всех без различия происхождения», а также неприкосновенность личности, свободу слова, печати и союзов

    3. Деятельность Ибырая Алтынсарина в развитии системы образования в Казахстане

    Ыбырай Алтынсарин (1841-1889гг) –выдающийся педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф, общественный деятель. С 1844 года после смерти отца вос­питывался у деда Балгожи. в 1857г закончил школу с золотой ме­далью. В 1864г открыл первую казахскую школу в Иргизе . Ярким направлением педагогической деятельности Ыбырая стала организа­ция ремесленных и сельскохозяйственных школ. В 1879г Ыбырай был назначен инспектором школ Тургайской области. Ыбырай был основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в г Иргиз школы-интерната для казахских девочек. Просветитель также занимался организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ.Основанная в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская школа являлась передовым учебным заведением своего времени.По мнению просветителя, школа- это ключ к подлинному просвещению народа. Он написал также «Киргизскую хрестоматию» и « Основное руководство по обучению киргизов русскому языку». Эта книга предна­значена для казахских детей, обучающихся в русско-казахских шко­лах. Эти труды помогли казахским детям быстро усвоить русский язык, уважать свой народ, научить их трудолюбию, воспитали в них высокие нравственные качества.Вытеснению арабской графики из казахской письменности спо­собствовало учебное пособие И.Алтынсарина «Киргизская хресто­матия»

    Билет 23

    1.Петербургский договор 1881 года

    Петербургский договор 1881 г. для жителей Илийского края предусматривал выбор китайского или русского под­данства. Основная масса населения, учитывая десятилет­ний опыт образцового русского правления, при котором Илийский край развивался успешно, решила переселиться в пределы Российской империи.

    В хозяйстве переселившихся в Семиречье уйгуров и дунган традиционно преобладало земледелие. Скотовод­ством занимались лишь состоятельные уйгурские баи. Большинство уйгуров и дунган разводили скот в целях обеспечения хозяйств рабочим скотом. Уйгуры держали крупный рогатый скот не только как тягловую силу, но и как источник молочных продуктов. Мелкого скота у уйгу­ров и дунган было мало. Большинство земель, выделенных им, требовало искусственного орошения. На семью нарезали по пять-десять десятин земли.

    Расселение уйгуров и дунган по соседству с русскими и украинскими крестьянами и казахами-егинши (земле­дельцами) обеспечивало условия для хозяйственного вза­имовлияния. Уйгуры и дунгане выращивали разные куль­туры. Больше половины засеваемых земель приходилось на пшеницу. Сеяли ячмень, просо, овес, рис, масличные

    культуры (горчица, мак, лен). Доминирующей культурой у дунган стал рис. Большинство дунганских семей зани­малось садоводством — выращивали персики, новые для Семиречья сорта яблок, груш, слив, винограда. Уйгуры также занимались, кроме садоводства, огородничеством и бахчеводством: разводили баклажаны, редис, красный перец, фасоль, лук, чеснок, морковь, капусту, картофель, арбузы и дыни. Большое впечатление на современников производили ухоженные дунганские огороды.

    Бедная часть уйгурских и дунганских переселенцев с по­мощью своих несложных земледельческих орудий, испы­тывая неудобства от нехватки рабочей силы, обрабатывала лишь небольшие участки. Такое положение использовали богатые общинники, которые брали земли в аренду и пре­вращались в новых хозяев. Бедные дехкане легко попадали в кабалу, так как сами с трудом могли обеспечить поля поливом. Среди уйгуров и дунган была распространена и аренда земли у казахов и крестьян-переселенцев. Льготами правительства пользовалась только знать.

    2.Определите изменения, произошедшие в Казахстане в результате НЭПа В марте 1921 г.X съезд партии принял решение о замене продразверстки продналогом, о переходе от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП). С введением НЭПа разре­шалось брать в аренду землю, применять наемный труд, поощрялось развитие сельскохозяйствен­ной кредитной, потребительской кооперации. Были отменены трудовая повинность и трудовые мобилизации, введенные при «военном коммунизме». Железнодорожные и добывающие предприятия были переведены на хозрасчет. Появились первые машинопрокатные пункты.Продналог совершенствовался. Имеющие менее 6 голов КРС освобождались от налога. Вместо подворно-денежного налогов устанавливался единый натуральный налог. С укреплением рыночных отношений применялась смешанная форма налога – натурой и деньгами, а с 1 января 1924 г. - только деньгами. Налог был прогрессивным, основная тяжесть ложилась на кулаков и баев. Для восстановления сельского хозяйства было учреждено общество сельхозкредита. Оно помогало в обработке полей, приобретении сельхозмашин, мелких предприятий (мельницы, пекарни, скотобойни). Союз «Кошчи», крестьянские комитеты представляли начальную форму кооперации. Государство выделяло кредиты крестьянству на приобретение сельхозмашин и орудий. В 1924-1925 гг. в республику начали завозиться тракторы, которые приобретали кооперативы и коммуны. В 1928 г. посевная площадь Казахской АССР достигла уровня 1913 г. (4,4 млн. га). Поголовье скота возросло в 1924-1928 гг. с 24,8 млн. голов до 41 млн. (в 1922 г. - 12,2 млн. голов).Сверх­концентрация промышленности и монополия союзных трестов, а позднее - наркоматов, необходимая в период восстановления промышленности, превратилась в систему. Промышленность республики стала восстанавливаться. Досрочно сдан в эксплуатацию Риддерский свинцовый завод, который в 1923 г. давал 40% общесоюзной добычи свинца. Стали работать нефтепромыслы Доссор и Макат, узкоколейная железная дорога соединила их с городом Гурьев. В 1920 г. сдан в эксплуатацию Чимкентский сантонинный завод. В 1927 г. на Карсакпайском комбинате началась добыча меди.В период НЭПа разрешалась частная торговля, возросло значение товарообмена и товарооборота. Возродилась ярмарочная торговля в Коянды и Баянауле (Семипалатинская губерния), Атбасаре (Акмолинская), Уиле и Темире (Актюбинская) и в Урде (Букеевская). В 1927 г. функционировали 75 местных, 13 губернских, 7 краевых ярмарок с оборотом в 30 млн. руб. В них принимали участие купцы из Китая и Монголии.Новая экономическая политика на том историческом рубеже страны вдохнула жизнь во все сферы экономики Казахстана.

    3.Отметьте на контурной карте территорию улуса Джучи. Назовите государства, образовавшиеся после распада улуса.

    Территория Улуса Джучи: К востоку от Иртыша до Восточной Европы, Восточная Дешт и Кыпчак, Приаралье, весь центральный, северный, западный Казахстан, Назовите государства, образовавшиеся после распада улуса: Золотая Орда, Ак Орда, Ногайская Орда, Ханство Абулхаира
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта