Никифорова_Задание1. Ответы на вопросы 1 Задание. Философия
Скачать 21.11 Kb.
|
Ответы на вопросы 1 Задание. Философия – форма деятельности человека, направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мироздания и мышления. Роль философии определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему, познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Философия в системе культуры выполняет социокультурную роль, значение которой – быть особого рода формой познания, которое интегрировано в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека – к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы. Структура философии: 1) Онтология – сердцевина (онто-бытие, логос – учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия. 2) гносеология (гносео-знать, познавать) о познании, методы познания. 3) логика – учение о законах и принципах мышления. 4) этика – учение о нравственности, о морали. 5) Эстетика – учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера человеческих переживаний. 6) Соц. философия – изучает общество, его структуру, закономерности развития. 7) Философская антропология – учение о человечестве (существование человека как личности). 8) философия науки – учение о науке. 9) философия техники. 10) аксиология – учение о ценностях. Функции философии: 1) мировоззренческая – с помощью философии у человека формируется мировоззрение; 2) теоретико-познавательная – философия познает мир, вырабатывает новые знания; 3) ценностно-ориентационная – философия анализирует ценности и ориентирует человека на них; 4) интегративная – философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира; 5) критическая – критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и т.д.) 6) прогностическая – философия анализирует социальные происшествия и предсказывает всякую; 7) аксиологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания. Список литературы: Кукарников Д.Г. - “Философия: Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов” Гутнер Л.М. - “Философия. Методический комплекс” Лекция 1.1 - Философия в системе культуры 2 Задание. Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях. Первый уровень мировоззрения — мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности. Второй уровень мировоззрения — это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности. Миф — первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.Основные предпосылки перехода от мифа к философии: • развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества; • развитие государственного строя; • возникновение научной формы знания. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека. Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Основные особенности религии: • жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики; • главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании; • символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхъестественным и естественным мирами; • ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку. Список литературы: Краснова Татьяна, Козлова О.В. - “История философии: вводный курс” Дорофеева Т.Г. - “Философия” Лекция 1.1 - Философия в системе культуры Философский словарь: 1. Аксиология - (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. 2. Бытие - 1. Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В этом случае Б. следует отличать от реальности, существования, действительности и т. д. как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений. 3. Гносеология - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гноссеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Являясь философским учением о познании, любая теория познания с неизбежностью исходит из определенного понимания отношения человека к миру, характера его “вписанности” в мир. 4. Гуманизм - (лат. humanus — человечный) — система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. 5. Диалектика - (греч. dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. В более узком смысле диалектика — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления Первоначально этим термином (dialek-tike techne — “искусство диалектики”) обозначались: способность вести спор посредством вопросов и ответов; искусство классификации понятии, разделения вещей на роды и виды. 6. Идеалы - (от греч. idea — идея, прообраз) — то, что рассматривается в качестве образца, совершенства, высшей цели желаний и деятельности, т. е. некая совершенная модель действительности. 7. Идеология - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с т. зр. интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений. В сфере идеологии формируются системы ценностей различных общественных классов, здесь они осознают свои коренные интересы, место в обществе, отношение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности. 8. Категории - (греч. kategoria — высказывание, свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. 9. Метод - (греч. methodos—буквально “путь к чему-либо”) — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. В процессе развития познания выработались такие общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др. 10. Методология - 1. совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в к.-л. науке; 2. область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности. 11. Мировоззрение - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Субъектом (или носителем) мировоззрения является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этно-национальные или религиозные общности, и классы, и общество в целом. 12. Мифология - (греч. mythos—повествование, сказание и logos — учение, слово) — фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф — возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить -различные явления природы и общества. 13. Онтология - (греч. on, ontos — сущее, logos — учение) - раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. 14. Метафизика - (от греч. meta ta physika - после физики) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (1 в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин "метафизика" часто употребляется как синоним философии. противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития. (лат. pluralis — множественный) 15. Плюрализм - (лат. pluralis — множественный) 1. В философии — концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический плюрализм), основоположений и форм знания (гносеологический плюрализм). 2. Принцип организации и функционирования демократической политической системы, предполагающий наличие в обществе многообразных самостоятельных социальных и политических групп и образований, способных оказывать влияние на формирование политики и в то же время не обладающих монополией на власть. 16. Объективный - принадлежащий объекту, независящий от субъекта, существующий вне и безотносительно к нему. Применительно к продуктам духовной сферы (понятия, принципы, ценности, знания) употребляется для обозначения их непреходящей значимости, которая подтверждается практикой. 17. Субъективный - относящийся к субъекту, его природе и интересам; зависящий от субъекта; имеющий значение только для субъекта. Субъектом может быть не только индивид, но и группа лиц, общество, отдельная культура, человечество в определенный период его развития. 18. Теоцентризм - концепция, согласно которой Бог трактуется как совершенное бытие и высшее благо. Почитание Бога, служение ему выступает, согласно теоцентризму, фундаментом морали. 19. Этика -(греч. ethika, от ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, идеи о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, учения о назначении и смысле жизни человека. |