Главная страница
Навигация по странице:

  • 13.Наука, образование и воспитание как особые виды духовной деятельности общества.

  • Ответы на вопросы к зачету Специфика духовного производства в разных видах человеческой деятельности


    Скачать 83.99 Kb.
    НазваниеОтветы на вопросы к зачету Специфика духовного производства в разных видах человеческой деятельности
    Дата18.04.2023
    Размер83.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипДокументы
    #1071423
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    12.Искусство в духовной сфере жизни общества
    Искусство – это сфера духовно-практической деятельности человека, направленная на художественно-образное постижение и освоение мира. Искусство в рамках художественного творчества способно вбирать и передавать все разнообразные ситуации взаимодействия человека и мира посредством создания обобщенных художественных образов, это творчество по законам красоты.

    Искусство способно к отображению как материальных, так и духовных сторон общественной жизни, оно целостно воссоздает действительность. Основным предметом изображения в искусстве является весь окружающий нас мир, но главным предметом познания является человек, его внутренний мир, его духовная жизнь во всех соприкосновениях с окружающей действительностью. Поэтому художественные ценности – ценности искусства – это продукты духовного творчества, в котором человек проявляет все психические силы – разум, волю, чувства, а также соразмеряет свое творчество с нравственными, философскими или религиозными ценностями. Сущность искусства можно определить как самодостаточную ценность, которая создается индивидуальностью художника в его произведении.

    В искусстве взаимосвязаны два явления: традиции (с лат. traditio – передача - элементы социально-культурного наследия, обычаи, обряды, идеи, ценности) и творчество. Произведения искусства воссоздают мир в целостных наглядно-чувственных и типических картинах и несут в себе общечеловеческое содержание. Поэтому великие произведения искусства, созданные даже в отдаленные эпохи, не только не утрачивают своего значения, но и заново осмысливаются с позиций нового времени. В процессе освоения и передачи традиций творец искусства открывает в ней новые возможности, обращается к ее более глубоким пластам. Таким образом, традиция и новаторство в искусстве воплощают общечеловеческие ценности: добро и зло, возвышенное, героическое и трагическое.

    Рассматривая эволюцию искусства как развертывание изначально слитых в единое целое разновидностей художественной деятельности (мифологической, практической и игровой), в ходе своей истории в искусстве выделяется три основные разновидности.

    Во-первых, это «чистое», элитарное или профессиональное искусство, возникшее из мифологического мировоззрения первобытного человека. Особенности элитарного искусства: 1) оно не связано с решением утилитарных практических задач, его культурная значимость определяется исключительно художественной ценностью произведений искусства; 2) художественные ценности создают профессионалы – мастера художники, композиторы, режиссеры, актеры и т.д. в живописи, графике, скульптуре, музыке, театре.

    Во-вторых, это прикладное искусство, возникшее в глубокой древности для придания эстетической формы продуктам практической деятельности человека: художественное украшение одежды, посуды, мебели, орудий труда, оружия, ювелирных украшений, архитектуры и т.д. Шедевры прикладного искусства создаются руками народных мастеров. Значительное место в них занимают народные промыслы: художественная вышивка, хохломская роспись, палехская миниатюра и др. Все это произведения декоративно-прикладного искусства, они выполняют утилитарные функции.

    В-третьих, это самодеятельно-развлекательное искусство. К нему относят народную хореографию, песни, разнообразные художественные развлечения. Смысл самодеятельно-развлекательного искусства не в создании высокохудожественных произведений, а в творческом самовыражении личности, актуализации ее потребностей и вкусов.

    «Чистое», элитарное или профессиональное искусство существует в многообразии видов.

    Вид искусства – это особая область художественного творчества, которая разнообразно отражает жизнь и различается материалом, формой создания и характером художественных образов, способами удовлетворения эстетических потребностей людей.

    Существует множество классификаций искусств по различным признакам. Общепризнанной является классификация искусства по формам воплощения художественных образов.Традиционно выделяют семь видов искусства: архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф. Согласно этой классификации, искусство делится на три группы:

    1. Изобразительная группа искусств художественно отображает окружающий объективный и субъективный мир в объемном материале или на плоскости, создает зримый образ. К этой группе относятся живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

    2. Выразительная группа искусств создает незримый образ, но чувственный и переживаемый через специфический язык и отражает субъективное отражение художника к миру, к человеку и самому себе. В эту группу входят литература и музыка.

    3. Синтетическая группа искусств создает одновременно зримый и незримый образ и объединяет изобразительное и выразительное искусство в единое целое. К этой группе искусств относятся театр, кино, цирк, современная эстрада, танец (хореография), современное виртуальное искусство.

    Специфика способов воспроизведения действительности определяет особенности видов искусства: в литературе через слово; в музыке через звукоинтонации; в живописи через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира; в скульптуре через пластические образы, объемно-пространственные формы; в графике через линию рисунка, штрих, светотень; в театре и кино через воплощение актерами действий героев.

    13.Наука, образование и воспитание как особые виды духовной деятельности общества.

    Под наукой понимается определенная система знаний о природе, обществе, человеке, а также особый вид духовного производства, целью которого является получение истинных знаний, их накопление и совершенствование. Кроме того, под наукой понимается совокупность социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство.

    Наука как явление культуры появилась в XVII веке, что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны. Наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки. Она способствует удовлетворению потребностей во всех сферах жизни общества, выступает фактором общественного развития. На основе знания законов функционирования и эволюции рассматриваемых объектов наука осуществляет предвидение будущего данных объектов с целью практического освоения действительности.

    Современную науку принято называть постнеклассической. Она характеризуется тем, что опирается на системный подход в решении научных проблем, стремится целостно исследовать все формы бытия (неживую, живую, разумную природу), выявляя их универсальную связь.

    Развивающемуся научному знанию свойственны процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация – это разветвление научных направлений, дробление научных знаний на специализированные области. Интеграция – это целевой синтез знаний, отыскание общих фундаментальных принципов, описывающих процессы в различных областях мира, образование комплексных научных направлений исследований. Интеграцию научного знания по отношению к отдельным отраслям науки может выполнять философия, математика, кибернетика.

    Субъекты науки - ученые, научные коллективы, научные органи­зации, в конечном счете, общество в целом как инициатор развития данной сферы жизни общества. Научная деятельность требует специально подготовленных кадров, овладевших предшествующим и современным материалом науки, умеющих пользоваться средствами и методами науч­ных исследований, освоивших правовые нормы и нравственные ценнос­ти научного сообщества.

    Средства научного познания составляют разнообразные техни­ческие устройства (ускорители, микроскопы, спутники и т.д.), а также соотве­тствующие методы, приемы познавательной научной деятельности (фи­лософские, общенаучные, частно научные). Средства научного познания включают также современные вычислительные устройства, програм­мное и математическое обеспечение, во многом определяющие эффек­тивность познавательной активности. Сюда относится и особый язык науки, разнообразные системы символов, знаков, формул.

    Научное познание руководствуется определенными идеалами и нормами научной деятельности, которые представляют собой определен­ные подходы, принципы, установки, свойственные ученым на историчес­ки определенных этапах развития пауки. Они изменяются со временем (например, переход от физики И. Ньютона к физике А. Эйнштейна). Единство идеалов и норм научного познания, господствующих на опре­деленном этапе развития науки, выражают понятием «стиль научного мышления».

    Американский историк науки Т. Кун проанализировал характер развития научных знаний. Он указал на периоды нормальной науки, когда она развивается постепенно, накапливая факты, когда доказываются теоремы в рамках уже существующих теорий. Это состояние науки, развивающейся на основе признанных в научном сообществе норм, правил, методологических установок Кун назвал «парадигма». По мере развития науки в рамках определенной парадигмы неизбежно накапливаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих теорий. Рано или поздно приходится для их объяснения менять основания научного знания, основополагающие принципы, методологические установки, т.е. научную парадигму. Смена парадигм, по Куну, представляет собой научную революцию.

    Научная революция влечет за собой изменение научной картины мира. Научная картина мира – это целостная система понятий и принципов об общих свойствах и закономерностях действитель­ности.

    Различают общенаучную кар­тину мира, которая включает представления обо всей действительности (т. е. о природе, обществе и самом позна­нии) и естественнонаучную картину мира. Последняя, в зависимости от предмета познания, может быть физи­ческой, астрономической, химической, биологической и т. п. В общенаучной картине мира определяющим эле­ментом выступает картина мира той области научного зна­ния, которая занимает лидирующее положение на конк­ретном этапе развития науки.

    Каждая картина мира строится на основе определен­ных фундаментальных научных теорий и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменя­ются другими. Так, естественнонаучная и, прежде всего, физическая картина строилась сначала (XVII век) на базе классической механики (классическая картина мира), затем (начало XX века) на основе электродинамики, квантовой механики и теории относительности (неклассическая картина мира), а в настоящее время на основе синергетики (постнеклассическая картина мира). Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных источников его формирования.

    Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследо­ваний, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундамен­тальности, сфере применения и т.п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социаль­ные) и гуманитарные.

    К естественным наукам относятся науки

    о космосе, его строе­нии, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и др.);

    о Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);

    о физических, химических, биологических системах и процессах (формах движения материи);

    о человеке как биологическом виде, его про­исхождении и эволюции.

    Технические науки по своему содержанию основываются на есте­ственных науках. Это науки о различных формах и направлениях развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и пр.).

    Общественные науки (науки об обществе) также имеют ряд нап­равлений: экономика, социология, политология, юриспруденция и т.п.

    Гуманитарные науки - науки о духовном мире человека, отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным, (педагогика, психоло­гия, эвристика, конфликтология и др.).

    Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эс­тетика и пр.).

    Особое место в системе наук занимают философия, математика, кибернетика, информатика и другие подобные им науки, которые в силу своего обще­го характера применяются в любых исследованиях.

    В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архи­мед) постепенно превращалась в особую, относительно самостоятель­ную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, как особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов науч­ной деятельности.

    Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:

    – мировоззренческая, т.е. наука объясняет мир;

    – гносеологическая, т.е. наука способствует познанию мира;

    – преобразующая, наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества.

    Образование в системе духовного производства.

    Образование, так же как и науку, можно рассматривать в трех аспектах:

    образование – это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;

    образование – это целенаправленное обучения личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;

    образование – это система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

    Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества. Функции образования:

    – социализация;

    – воспитание;

    – подготовка квалифицированных специалистов;

    – приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.

    Основные элементы (ступени) системы образования:

    – общее среднее образование представлено средними школами, гимназиями, лицеями;

    – среднее профессиональное образование представлено колледжами, техническими, музыкальными и другими училищами;

    – высшее профессиональное образование.

    В нашей стране высшее профессиональное образование представлено институтами, академиями, университетами. Университет состоит из нескольких факультетов, отделений, институтов, которые готовят специалистов разных специальностей. Академия готовит специалистов в конкретной области науки. Институт может выступать как самостоятельное учебное заведение или как часть университета, академии.

    Послевузовское образование включает аспирантуру и докторантуру, после окончания которых, в случае защиты диссертации, присваивается ученая степень, соответственно кандидата и доктора наук.

    В настоящее время в Российской Федерации идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Основными направлениями проводимой реформы являются:

    – демократизация системы обучения и воспитания;

    – гуманитаризация и гуманизация образовательного процесса;

    – компьютеризация образовательного процесса.

    Для современного общества, помимо образования, одной из ценностей становится самообразование. Это целенаправленное самостоятельное накопление знаний и навыков. Дискретное получение знаний, т.е. разделенное во времени прохождение указанных ступеней образования, уже исчерпало свои возможности. Общество, в котором основным, базовым ресурсом становится информация, объективно требует постоянного пополнения и обновления знаний. Иначе невозможно не только эффективно трудиться, но и комфортно жить, удовлетворительно общаться, осуществлять самореализацию. Поэтому постоянное получение новых знаний становится образом жизни современной личности. Непрерывное образование осуществляется как в специальных учебных заведениях, так и самостоятельно, непосредственно в процессе общественных отношений.
    14.Художественная культура как важнейшая подсистема духовной культуры общества. Отли­чие художественной культуры от эстетической культуры Духовное содержание типов художественной культуры как отражение характера общественного сознания, свойственного порождающей его культуре
    В качестве одной из важнейших подсистем духовной культуры выступает художественная культура. Ее можно определить как совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также как процесс их создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком.

    Художественная культура начинается с искусства, но не сводится к нему. Искусство - ядро художественной жизни и культуры, ее важнейший элемент, вокруг которого образуются другие слои и пласты художественной жизни. Развитие художественной культуры, как и культуры вообще, решающим образом зависит от культурной политики, проводимой государством, творческими организациями и другими субъектами, воздействующими на культурную жизнь. Художественная культура как сфера духовной жизни людей включает в себя предметные результаты творческой деятельности людей, человеческие силы и способности, реализуемые в такой деятельности, а также социальные понятия и ценности, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению.Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры. Художественная кульутра как форма духовной культуры способно вбирать и передавать все разнообразные ситуации взаимодействия человека и мира в обобщенных образах. Художественная кульутра способно к отображению как материальных, так и духовных сторон общественной жизни.

    Духовное содержание каждого типа художественной культуры образно воплощает характер общественного сознания, свойственный порождающей его культуре. Речь идет не о диктате идеологии, не об открытом социальном заказе, но о выработке определенного образного строя мышления, отвечающего содержанию и структурным особенностям данного типа духовной культуры. Так формируются конкретные способы художественного освоения действительности -— творческий метод и стиль (или стили) искусства. Например, понять смену классицизма романтизмом, а романтизма реализмом в ходе развития европейского искусства XVII-XIX столетий можно только раскрывая духовные силы культуры, которые обусловили этот процесс.

    Каждому типу художественного сознания свойственны и определенные связи метода и стиля. В одних случаях связь эта взаимооднозначна (когда одному методу соответствует один стиль — например, готический или классицистический), а в других — неоднозначна (когда один метод — например, романтический или реалистический — порождает разные стили, не допуская канонизации того или иного стилевого выражения). Таким образом, тип связи метода и стиля в конечном итоге обусловлен соотношением личности и общества. Неразвитость личности на ранних этапах истории или же ее подавление политической организацией общества в новое и новейшее время в тоталитарных государствах ведет к превращению стиля в сверхличностную художественную структуру, заданную заранее силой традиции или приказом канона. В демократическом обществе свобода личности влечет за собой и индивидуализацию стиля, признание права каждого художника на собственный стиль или даже полистильность его творчества (например, у П. Пикассо, М. А. Булгакова, Д. Д. Шостаковича, Ф. Феллини).

    Второе измерение художественной культуры — зональное, или морфологическое — мы обнаруживаем тогда, когда от общей характеристики ее духовного'содержания переходим к характеристике ее особенностей в разных видах искусства; ибо целостность художественной культуры общества охватывает многообразие тех форм, в которых творчество выступает в искусствах словесных, изобразительных, в музыке, танце, театре, кино, архитектуре и т. д. Нужно иметь в виду, что все эти виды искусства не просто сосуществуют один рядом с другим, но образуют некую исторически самоорганизовавшуюся систему. Поскольку художественное творчество имеет духовное содержание и материальную форму, морфологическое строение художественной культуры определяется тем, как меняется их соотношение в общем пространстве культуры, в котором художественная деятельность находится как бы между сферой духовного производства и производства материального. Это ведет к тому, что на обеих границах художественной культуры образуются переходные зоны, в которых деятельность людей, оставаясь материальной в одном случае и духовной в другом, становится одновременно художественной. Так, в переходной зоне от материальной культуры к художественной находятся архитектура и прикладные искусства, плоды художествен ного ремесла, а с переходом ремесленного производства к индустриальному здесь образовалась в XX веке еще одна разновидность материально-художественного творчества — художественное конструирование, или дизайн.

    Такое же положение характерно для места встречи духовной культуры и культуры художественной: здесь художественная деятельность овладевает основным средством объективации духовной активности человека — языком, вначале устным, а затем и письменным. В результате возникают такие же двойственные структуры, как и в архитектуре и прикладных искусствах: в устной речи — ораторское искусство, а в культуре письменной словесности — художественная публицистика. Точно так же музыка, живопись, театр часто «оформляют» политическое и религиозное содержание.

    В собственном пространстве художественной культуры соотношение материальной и духовной сторон искусства меняется постепенно, спектрально. Словесное творчество (художественная литература в ее поэтической и прозаической формах) отделяется от прямой связи с идеологией и образует чисто художественные структуры — поэму, повесть, роман и т. д. Точно так же изобразительное творчество (живопись, скульптура, графика и присоединившаяся к ним в наше время художественная фотография) отделились от связи с утилитарно-технической деятельностью и стали чисто художественными формами искусства. Следующие полосы в этом спектре, в которых продолжает меняться соотношение духовного и материального начал в структуре художественной образности, — музыкальная культура, начинающаяся с «омузыкаливания» словесных форм творчества (пение), а затем вырабатывающая чисто инструментальные формы, в которых удельный вес мате- риально-звуковой стороны становится еще большим, а с Другого края, рядом с изобразительными искусствами, — пантомима и танец, в которых художественная культура совершает переход от неподвижных форм предметно-зри- мого творчества к формам движения. Духовно-выразитель- ные возможности этих искусств еще более расширяются за счет самого этого движения — ведь материалом искусства становится здесь живое человеческое тело, его мимические и жестикуляционные средства, которые непосредственно выражают жизнь человеческого духа.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта