Главная страница
Навигация по странице:

  • 16.Аксиологические основы искусства в духовно-нравственном воспитании.

  • 17. Связь личностной культуры и культуры человечества.

  • 18.Толкование категорий, входящих в понятие «становление духовно-нравственной культуры личности» в научной и религиозной парадигмах.

  • 19.Осмысление категорий «дух», «духовный», «духовность», «духовная культура личности» в научной (социально-философской и психолого-педагогической) и религиозной парадигмах.

  • Ответы на вопросы к зачету Специфика духовного производства в разных видах человеческой деятельности


    Скачать 83.99 Kb.
    НазваниеОтветы на вопросы к зачету Специфика духовного производства в разных видах человеческой деятельности
    Дата18.04.2023
    Размер83.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипДокументы
    #1071423
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    15. Искусство как средство сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социокультурного опыта, духовной культуры, духовных ценностей. Искусство как основа духовного воспроизводства общества. Искусство как чувственная сфера культуры
    Искусство - форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению мира, к его воспроизведе­нию в образах и символах, опирающихся на творческое вообра­жение. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, кото­рая представляет собой отражение окружающей действи­тельности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация познавательной деятельности людей. Искусство включает в себя различные спо­собы художественного освоения мира - виды искусства.

    Искусство является особым способом познания и отражения жизни со своими законами и средствами. Эти особенности искус­ства изучает наука - эстетика (от греч. чувственный). Она иссле­дует сущность и формы прекрасного в художественном творчест­ве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в его раз­личных разновидностях (поэзии, музыке, живописи и т.д.).

    Основными чертами искусства являются:

    1) чувственное восприятие окружающею мира (искусство обращается не к логике разума, а к эмоциям, чувствам и сердцу человека);

    2) субъективность позиции автора в отображении мира в произведении искусства и индивидуальность его восприятия зрителем («на вкус и цвет товарищей нет»);

    3) образность (создание автором художественного образа как рожденного воображением художника индивидуального восприятия мира);

    4) индивидуальность инеповторимость законченных авторских произведений (законы Ньютона основывались на предыдущих научных открытиях и безусловно были бы открыты рано или поздно и без Ньютона, произведения Шекспира без него никто бы не написал).

    Развитие искусства и процессы художественного творчества напрямую не зависят от опытного знания и материальных потребностей общества. Очень часто и в неблагоприятные периоды истории рождались настоящие шедевры.

    Основной категорией искусства является прекрасное (кра­сота), сущность которого познается в противопоставлении категории безобразного. Таким образом искусство формирует у человека чувство прекрасного, направленность на некий идеал. Искусство выполняет в обществе множество функций:

    - воспитательную - способствует формированию целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей;

    - познавательную - особая форма познания окружающей действительности;

    - коммуникативную - способствует общению людей, сбли­жению их интересов;

    - гедонистическую - призвана доставлять человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

    -рекреационную - призвана организовать досуг.

    Существует несколько классификаций разнообразных видов искусств на основе различных критериев:

    1) пространственные искусства (живопись, скульптура, ар­хитектура и др.) занимают определенную часть пространства, не меняются во времени и не находятся в движении. Им противо­стоят временные искусства (литература, музыка, театр и др.), которые меняются на протяжении того времени, пока ими на­слаждается зритель или слушатель;

    2) изящные (свободные) и прикладные (практические);

    3) по средствам художественного самовыражения - речевые и изобразительные;

    4) по способу восприятия - зрительные и слуховые.

    Не все виды искусства можно четко классифицировать. По­этому искусства, объединяющие в себе особенности нескольких видов, называют синтетическими (дизайн, киноискусство, све­томузыка и др.).

    Кроме многочисленных видов, искусство существует в ог­ромном разнообразии направлений, течений и стилей, которые формируют исторически сложившиеся общие художественные признаки. Это романский и готический стили, барокко, класси­цизм, романтизм, реализм, модернизм и т.д.
    16.Аксиологические основы искусства в духовно-нравственном воспитании.
    Духовные ценности – это установки и ориентиры, выступающие в качестве идеала, эталона должного, которые определяют отношение человека к объектам действительности и регулируют его поведение и деятельность.

    Несмотря на декларирование в государственных документах приоритета общечеловеческих ценностей, в настоящее время в российском обществе не существует единой системы ценностей, которая могла бы стать основой современного воспитания подрастающего поколения. Это положение нашло свое отражение как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Наиболее полно его анализ сделан Н.Д. Никандровым [13]. Он ставит под сомнение правомерность термина «общечеловеческие ценности» (существуют ли ценности, которые принимают все люди, весь род человеческий?) и делает обзор существующих систем ценностей. Вслед за ним приведем некоторые фрагменты из истории человеческой мысли.

    Конфуций (551 – 479 гг. до н.э) ввел понятие некоего синтетического качества «жэнь», которое вполне соответствует современной гуманности и проявляется в таких более частных качествах, как справедливость, верность, искренность и др.

    В древней Греции сложилось понятие «калогатии» как идеала физического и нравственного совершенства, развитое в учении о воспитании Сократом, Платоном, Аристотелем и другими великими греками.

    Многое о нравственных добродетелях сказано в великих религиозных книгах – Библии, Коране и др. Так, по ветхозаветному преданию Бог передал людям через пророка Моисея десять заповедей, четыре из которых определяют отношение человека к Богу, шесть – отношения между людьми: чти отца твоего и мать твою; не убий; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего. Восприняв десять заповедей Ветхого Завета, христианство дополнило их учением о любви к ближнему, последовательно изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой – в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как ценности. Эти ценности присутствуют и в Коране: «Аллах любит тех, кто делает добро; Аллах с теми, кто терпеливо сносит (трудности); не делай зла другим и тебе не сделают зла; если творишь добро, творишь добро для своей собственной души; если творишь зло, делаешь это самому себе» [Цит. по: 13, с. 5].

    Законы Хаммурапи и Солона, Домострой и различные декларации, которые предшествовали революциям или следовали за ними, так или иначе провозглашали моральные нормы, включая освященные веками ценности.

    В последние годы эти попытки предпринимаются и в педагогических трудах. Подходов здесь достаточно много. Так, В.А. Караковский предлагает довольно обобщенный комплекс общечеловеческих ценностей: человек, семья, труд, знания, культура, земля, мир [8]. Н.Е. Щуркова выстраивает следующую иерархию ценностей: природа, человек, общество, образ жизни, достойный человека, который строится на принципах добра, истины, красоты, внутренний мир «Я» [16, с.5]. Другие системы ценностей названы нами в лекции об основных направлениях духовно-нравственного воспитания.

    Таким образом, даже эти примеры еще раз подтверждают мысль о неоднозначности понятия «общечеловеческие ценности». Еще один довод – это различия европейских и российских ценностей. В Европе получили развитие индивидуалистические ценности, а в России – общинные, коллективистские. Именно коллективизм во все времена был основой лучших проявлений русского характера: душевности отношений между людьми, самопожертвования, широты души русского человека.

    Следующий довод против термина «общечеловеческие ценности» выдвинули Д.Г. Левчук и О.М. Потаповская: «Опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных, «общечеловеческих» ценностей не приводит к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в «общечеловеческом смысле», – сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Сегодня видно, что несостоятельна гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. «Гуманистические плоды» демократии, явленные в наши дни, как и опыт развития человечества на протяжении «безбожного» XX века, подтвердил, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Либерально-демократические ценности вне четкой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного рода катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества».

    Н.Д. Никандров считает более правильным ориентацию на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые и представляют собой обобщенные цели воспитания. Такой подход предполагает собственное творчество учителя. Тем более что просто заимствовать какой-то набор ценностей из одного источника, по-видимому, никак не удастся по вполне прагматической причине: разброс мнений будет весьма велик.

    По мнению Н.Д. Никандрова, сейчас довольно абстрактной выглядит возможность полного «слияния», «переплавки» ценностей различных государств и наций: это смогут решить лишь будущие поколения, и сейчас трудно судить о том, желательна такая «переплавка» или нет. Американцы из-за особенностей своей истории долгое время ориентировались на идею «плавильного тигля», однако сейчас гораздо более популярна идея поликультурности, сохранения многообразия культур при принятии большинством людей некоторых общих базовых ценностей.
    17. Связь личностной культуры и культуры человечества.
    Обращенность культуры к человеку, оставаясь постоянной по существу, в своих направлениях, формах выражения все время изменяется. Исторически и логически они развертываются на трех восходящих друг над другом "ярусах". На первом, мифологическом этапе своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих сообществ, она воссоздает человека в его всеобщих, родовых качествах, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника. На втором этапе исторического развития, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, -- отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров. И в первом и во втором случае личность в произведениях личность в произведениях культуры пока еще не выявляется, она впервые находит воплощение в библейских сюжетах, а затем приобретает более четкое проявление в творениях эпохи Возрождения и Просвещения.

    Этапы взаимодействия культур и личности

    Разумеется, эти три компонента изображенной усеченной пирамиды тесно связаны между собой таким образом, что достаточно устранить один из них, чтобы вся система культуры была разрушена. Ведь каждая личность формируется в определенной социальной общности(семейной, этнической, территориальной, социокультурной и т. п.) и несет на себе следы ее влияния, но каждая общность может целостно функционировать только благодаря интегральной и регулирующей роли образцов, норм, стандартов культуры. Последняя же создается только людьми, причем каждый такой образец культуры, ее шедевр творится вполне определенной личностью. В. А. Моцартом, И. Бахом, У. Шекспиром, Л. Н. Толстым, Ф. М. Достоевским, Леонардо да Винчи, С. Дали или кем-либо другим, но всегда конкретным человеком, представляющим собой уникальную личность.

    Создавая своей творческой деятельностью произведение искусства, выдающаяся личность вольно или невольно переносит на продукт своего творчества – роман, художественное полотно, скульптуру, музыкальное произведение т. п. – печать своей личностной индивидуальности. Только индивидуальность помогает подлинному творцу в искусстве, науке, философии, политике, религии ломать устаревшие представления и стереотипы, преодолевать мышление и действие, сковывающие инициативу и энергию людей, вносить новые сюжеты, новые образцы, новые содержания и формы в развитие культуры.

    Социализация личности

    Культура, создаваемая творческой деятельностью человека, приняв форму воплощения идеала, замысла в конкретное произведение, будь то роман, опера, скульптура, храм, религиозная доктрина и т. п., сама становится мощным создателем и формирователем личности, важнейшей предпосылкой и фактором социализации личности. Социализация представляет двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения,посредством его активной социальной деятельности.

    Очень важную социализирующую роль в формировании личности выполняет система культуры. Представляя собой саморазвивающуюся систему творческой человеческой деятельности и продуктов этой деятельности в виде ценностей, норм, правил, образцов поведения, культура оказывает определяющее влияние на формирование и развитие личности. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский усматривал важную социализирующую миссию художественной литературы и в целом культуры в том, что она делает два шага навстречу человеку. Первый ее шаг состоит в том, чтобы сделать из индивида личность, обладающую собственным неповторимым, уникальным "Я", ибо, прежде чем стать кем-нибудь: крестьянином, инженером, врачом, писателем и т.п., человек сначала должен стать самим собой (позже американский социолог Ч. Кули назвал это "самостью"). Но если культура ограничится только этим шагом, то сформировавшееся "Я" сможет самовозгордиться, вознестись в своих вожделениях выше всех людей, что проявляется в индивидуализме, нарцисизме, может даже в своем самомнении и самовознесении "переступить закон", т.е. стать преступником. Поэтому, считал Ф.М. Достоевский, необходим второй шаг культуры к человеку, заключающийся в том, чтобы сформировать у него привычку и потребность относится к другому человеку именно как к человеку, уважать его стремления, мысли, взгляды, убеждения, его позицию. Только идя таким путем, культура способна сформировать социально развитую, духовно богатую личность, в которой органически соединены стремления к истине, добру и красоте.

    Таким образом, социализирующая роль культуры оказывается неразрывно связанной с индивидуализацией – процессом, в котором проявляется избирательность каждой личности в усвоении тех или иных норм или ценностей культуры.
    18.Толкование категорий, входящих в понятие «становление духовно-нравственной культуры личности» в научной и религиозной парадигмах.

    Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов». В «Толковом словаре русского языка» современной версии В. И. Даля дано определение
    духовности как «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» . Согласно И. Ф. Харламову, нравственность – это составляющая часть комплексного подхода к воспитанию личности: «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение». А. Г. Адамова под «духовно-нравственными ценностями» понимает основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

    Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллективасемьи и детского сада, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности маленьких воспитанников

    В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (2009) встречаются понятие «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие личности».

    Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России рассматривается как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские, мировое сообществ.

    Духовно – нравственное развитие личности — это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

    Духовно-нравственное воспитание и духовно-нравственный процесс развития личности взаимосвязанные понятия, которые ориентируют на становление духовно-нравственной культуры личности, в основе которой лежат традиционные духовные ценности, в том числе и народные ценности поколений.
    19.Осмысление категорий «дух», «духовный», «духовность», «духовная культура личности» в научной (социально-философской и психолого-педагогической) и религиозной парадигмах.
    Используя выражение "духовная культура", мы подчеркиваем возможность совершенствования и развития духовности человека. Термин "культура", на наш взгляд, придает духовности способность изменяться, развиваться, вступать во взаимодействие с духовным миром других людей. Следовательно, использование словосочетания "духовная культура" позволяет нам не только проследить за процессом духовного становления личности, но и выявить факторы, влияющие на этот процесс, а также наметить некоторые пути совершенствования духовного мира будущего учителя. В научной литературе понятия "духовность" и "духовная культура" практически являются синонимами. Сопоставляя эти понятия, следует подчеркнуть, что "духовность" более емкое понятие, выступающее как феномен, развивающийся, но не поддающийся прямому воздействию извне. На основе духовного потенциала личности, данного ему от природы, прижизненно развивается духовная культура. Именно поэтому, для более глубокого понимания процесса развития духовной культуры личности необходимо рассмотреть то содержание, которое вкладывают в понятие "духовность" философы, психологи, педагоги.

    Духовность включает в себя все явления и процессы, связанные с внутренним миром человека. Именно своей духовностью человек отличается от всех живых существ. Философское понятие духа противополагается природному началу. В человеке обе сферы граничат друг с другом. Природа и дух полярно противоположны и одновременно тесно связаны друг с другом. Именно это единство природы и духа в человеке и составляет его человеческую сущность, позволяет ему отделить себя от природы, исправить природу и самого себя в соответствии со своими материальными и духовными потребностями. В современной философской литературе нет единого определения понятия "духовность", однако значения понятий "дух", "душа" помогают раскрыть общепринятое значение этой категории. Дух и душа определяются как религиозно-философские понятия, означающие невещественное начало, в отличие от материального. Поскольку у человека нет легкого внешнего доступа к сущностям духа и души, то нередко существование этих скрытых миров отрицается, например у материалистов. Тенденция отрицания существования души и духа связана также с тем, что рано или поздно материальные потребности удовлетворяются, а духовные искания человека не прекращаются никогда, они становятся универсальными.

    Древние мыслители пытались объяснить духовный мир человека рассуждениями о его душе. Одни старались материализовать это понятие, другие идеализировали. Так Гераклит представлял космос в виде вечно живого огня, а душу в образе искорки. По мнению Демокрита человек - это скопление атомов различного сорта, самые подвижные среди них -атомы огня, которые и образуют душу человека. Идеалист - философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, познающее идеи в высшем мире.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта