Реферат по дирижированию. реферат Шапин. П. И. Чайковский. Ноктюрн
Скачать 1.03 Mb.
|
[Введите текст] Федеральное государственное казенное профессиональное образовательное учреждение «Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова» Министерства обороны Российской Федерации РЕФЕРАТ по МДК 01.03 Дирижирование, чтение оркестровых партитур /Дирижирование/ ТЕМА: П.И. Чайковский. «Ноктюрн» Работу выполнил обучающийся IV курса Шапин Кирилл Работу проверил преподаватель отдельной дисциплин (дирижирование, инструментовка и чтение партитур): _____________(______________________) Подпись Фамилия И.О. Оценка: « » (______________________) Оценка прописью Москва, 2022 г. Содержание Введение………………………………………………………………………2 Краткие биографические сведения П. И. Чайковского……................3-4 Творческое наследие П.И. Чайковского………………………………….5 Жанр «Ноктюрн» История жанра……………………………………….6-8 Анализ музыкальной формы «Ноктюрна»……………………………9-11 Заключение……………………………………………………………………7 Список литературы…………………………………………………………..8 Введение Целью данной работы является знакомство с биографией и творчеством Петра Ильича Чайковского, а так же музыкальный анализ «Ноктюрна». Мы постараемся выявить характерные особенности данного произведения, определить его структуру, строение, форму произведения, выполнить анализ его стилистических и композиционных особенностей, понять замысел композитора, заложенный в данном номере, а также прочувствовать его Петр Ильич Чайковский-тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Новатор в области балета (музыка — ведущий компонент балетной драматургии); «Лебединое озеро», «Спящая красавица» Щелкунчик». Краткие биографические данные П.И.Чайковского Чайковский Пётр Ильич – русский композитор, дирижёр, педагог. Родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе (Удмуртия) в семье горного инженера. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 году, получив чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Но любовь к музыке оказалась сильнее — в сентябре 1861 года Пётр Ильич поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, которые в 1862 году были преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию, где стал одним из её первых студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Заремба 1 (контрапункт, музыкальная форма) и Антон Рубинштейн 2 (сочинение и инструментовка). Одновременно также обучался игре на флейте у Чезаре Чиарди 3 и на органе у Генриха Штиля4. До 1863 года Чайковский сочетал музыкальные занятия с работой чиновника, затем по настоянию Антона Рубинштейна он бросил службу и целиком отдался музыке, а после окончания с серебряной медалью консерватории (1866 г.) был приглашён занять должность профессора в Московской консерватории. В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию («Зимние грёзы»), в 1869 г. — оперу «Воевода» и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», в 1875 г. — знаменитый Первый фортепианный концерт, в 1876 г. — балет «Лебединое озеро». В конце 70-х гг. композитор пережил тяжёлый душевный кризис, связанный с неудачной женитьбой, в 1878 г. оставил преподавание. Тем не менее, именно в этот год было создано одно из лучших его произведений — опера «Евгений Онегин» на сюжет А. С. Пушкина. Настоящей вершиной стала опера «Пиковая дама» (1890 г.), также на сюжет Пушкина. В 1891 г. Чайковский написал свою последнюю оперу «Иоланта». Сочинял он и музыку к балетам: «Спящая красавица», 1889 г.; «Щелкунчик», 1892 г. Взлёт Чайковского – симфониста явлен в его Шестой симфонии (1893 г.). Постоянно обращался композитор и к малым формам. Он автор 100 романсов, которые являются жемчужинами вокальной лирики, а также более чем 100 фортепианных пьес (в их числе романс для фортепьяно op. 5, 1867г., цикл «Времена года», 1876 г., и «Детский альбом», 1878 г.). Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни — в 1885 г. он был избран директором Российского музыкального общества, в 1892 г. стал членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета. Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом. Скончался 6 ноября 1893 г. в Петербурге. Творческое наследие. Творческое наследие Петра Ильича Чайковского необычайно велико и многообразно. 6 симфоний: симфония «Манфред» и одночастные программные увертюры и поэмы – «Фатум», «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини», «Гамлет», «Воевода». Композитором написано 10 опер: «Воевода». «Ундина» (впоследствии уничтоженные, как не соответствующие его требованиям), «Кузнец-Вакула», опера в последующем изменении, получившая название «Черевички»; 3 оперы на исторический сюжет - «Опричник», «Мазепа». «Орлеанская Дева»; опера «Чародейка»; светлая, жизнеутверждающая лирическая «Иоланта». Вершиной оперного творчества Чайковского являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Большинство опер — это лирико-психологические драмы, в основе которых жизнь человека, мысли, чувства. Чайковским написаны три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Сюжеты всех балетов сказочные. В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом», цикл пьес «Времена года», пьесы «Ната-вальс», «Сентиментальный вальс», «Романс». Более ста романсов написано Чайковским. Они различны по настроению: радостны и светлы такие романсы как «То были раннею весной», «День ли царит», драматичны романсы «Ночь», «Снова, как прежде, один». Ряд романсов связаны с темой природы («Благословляю вас, леса», «Растворил я окно»). Глубоко и правдиво переданы различные чувства и настроения. Ведущей является лирическая тема. Жанр «Ноктюрн» Ноктюрн. Данным словом, в переводе французского означающим «ночной», в музыкальном искусстве называют небольшие инструментальные произведения, лирическое содержание которых связано с художественными образами ночного времени суток: ночной природой и ночными сокровенными размышлениями. Эти пленяющие слушателей композиции погружают в мир грёз, а также откровенно повествуют о любовных признаниях даме сердца. Помимо того певучая музыка ноктюрнов, отличающаяся мечтательным, элегическим характером, навевает светлые воспоминания о счастливых жизненных моментах. Произведения данного жанра романтической музыки со свойственным им неторопливым и спокойным темпом, обычно имеют репризную трёхчастную форму, которую можно выразить в формуле ABA. Как правило, в ноктюрнах заключительная часть повторяет первую, хотя часто с небольшими изменениями, а средний раздел своей взволнованностью и динамичностью противопоставляется крайним частям. Изложение музыкального материала композиций данного жанра происходит неизменно в гомофонно-гармонической фактуре, где мелодическая линия и сопровождение чётко разграничены. Благодаря этому ноктюрн можно представить как своего рода инструментальную песню, в которой гибкая, изящная мелодия зачастую накладывается на аккомпанемент с арпеджированными аккордами, вызывающими ассоциации с особо предпочитаемыми композиторами - романтиками пейзажными образами: шелестом листвы, колыханием волн и струящимся лунным светом. Необходимо также отметить, что ноктюрны обычно сочиняются для фортепиано, однако данные лирические миниатюры изредка создаются композиторами и для иных инструментов, а кроме того для ансамблей, оркестров и вокалистов. История Жанра Ноктюрн – это простое французское слово ещё со времён древнего Средневековья имело особое значение. В католическом богослужении так именовалась церковная служба, которая совершалась от полуночи и до рассвета, то есть музыкальный символ того далёкого прошлого – одноголосный грегорианский хорал был напрямую связан с этим названием. Однако будучи на протяжении нескольких столетий сугубо церковным термином, «ноктюрн» постепенно стал перетекать и в светское искусство. Например, в XII веке трубадуры и миннезингеры иной раз в своей куртуазной поэзии погружали слушателей в атмосферу ночных тайн: любовных свиданий и сердечных переживаний. Можно предположить, что эти лирические канцоны и наметили появление в искусстве формы ноктюрна. Периодом расцвета нового жанра стали следующие затем эпохи Ренессанса и Барокко. Термин «ноктюрн» стал внедряться и прочно укрепляться во французской, а также итальянской музыке, означая увеселительную инструментальную музыку, исполняемую в ночное время. Особо активное развитие этот жанр получил в XVIII веке в Вене. В этом городе жизнь отличалась необычайной интенсивностью, и его жители умели хорошо повеселиться не только днём, но и ночью. Это время суток тоже не обходилось без музыки: влюблённые мужчины пели серенады под окнами избранниц, а музыканты – любители устраивали весёлые шествия. Исходя из этого « ноктюрнами» стали называть небольшие инструментальные композиции исполняемые ансамблями на открытом воздухе в ночное время, причем характер произведения мог быть самый разнообразный: от шутливого, до развлекательно – танцевального. Композиторы с удовольствием сочиняли такие «ноктюрны» для небольших инструментальных составов, включающих ансамбль духовых и незначительное количество струнных. Произведения не отличались томно – мечтательным характером, как мы привыкли сегодня представлять, когда слышим слово «ноктюрн», а наоборот имели бодро – развлекательный тон. Впоследствии такие небольшие уличные ночные композиции преобразовались в полные ликующей радости, исполняемые большими оркестрами, дивертисменты – сюиты, также называемые кассациями. Великолепными примерами тому могут служить «Музыка для фейерверка» Георга Фридриха Генделя и «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта. Важно отметить, что в то время помимо инструментальных произведений ноктюрнами именовались близкие к серенаде некоторые вокальные композиции, причём как сольные, так и ансамблевые. Всё это происходило в эпоху классицизма, однако вскоре ему на смену пришёл более эмоциональный, возвышенный романтизм, композиторы которого не только переосмыслили жанр ноктюрна, но и ощутимо преобразили его. Из обширных ночных сюит он перевоплотился в небольшую инструментальную пьесу, так как музыкальные сочинители - романтики отдавали предпочтение малым музыкальным формам. В их произведениях находили отражение чувства, настроения и переживания человека, а ночь была любимым временем суток, ведь именно тогда, не отягощаясь суетой дня, наслаждаясь серебристым лунным светом и удивительной тишиной можно было передумать о многом, помечтать и полностью раскрыть душу. В дальнейшем Джон Фильд, успешно гастролируя по городам Европы, очаровывал своими сентиментальными ноктюрнами не только публику, но и профессиональных музыкантов. В результате новоявленный жанр во второй четверти девятнадцатого года стал стремительно набирать популярность. Тогда только самый ленивый композитор не пробовал сочинять похожие произведения, ведь в них со всей экспрессией можно было отобразить испытываемые человеком чувства и эмоции, что было так модно во время романтической эпохи. Само собой разумеется, что ноктюрн не мог не привлечь внимание самого поэтичнейшего композитора – романтика – Фредерика Шопена. Он стал самым успешным последователем Фильда, значительно обогатившим и углубившим этот жанр. Гениальная творческая фантазия великого польского музыканта подарила потомкам более двадцати удивительных по красоте музыкального материала и глубоких по содержанию ноктюрнов, которые не только явились кульминацией в развитии этого жанра, но также стали визитной карточкой всего романтизма. Помимо Шопена ноктюрны сочиняли такие знаменитые композиторы, как Карл Черни, Ференц Лист, Роберт Шуман, Эдвард Григ, Михаил Глинка, Милий Балакирев, Пётр Чайковский, Феликс Мендельсон, Александр Скрябин, Клод Дебюсси, Бела Барток, Пауль Хиндемит, Сергей Рахманинов. Анализ музыкальной формы «Ноктюрна» В Ноктюрне до-диез минор нашла отражение сложность, противоречивость внутреннего мира композитора, и потому лирические образы крайних и средней части (Ноктюрн написан в трехчастной форме) многогранны, многомерны. С одной стороны, им свойственна характерная Чайковскому мечтательность. С другой – то здесь, то там прорываются горькие нотки, и в подтексте произведения постоянно присутствует двойственность: мечта и безнадежность, надежда и разочарование оказываются рядом. Это проявляется в интонационном строе первой темы, включающей наряду с широкими песенными ходами щемящие малые секунды, в гармоническом плане сочинения, где все время соседствуют мажор и минор в динамическом развитии. В задумчивой первой теме Ноктюрна очевидны связи с романсной лирикой композитора. Об этом говорит и вокально-речевая выразительность мелодии, и ее интонационный язык, и фактура, естественно расслаивающаяся на два плана – романсного склада мелодию и аккордовое фортепианное сопровождение. В репризе Чайковский использовал столь любимый им прием усиления экспрессии посредством перенесения мелодии в низкий «виолончельный» регистр и полифонизации ткани. Вводя дополняющие голоса и нередко переходя от контрастно-подголосочного изложения к имитационному, композитор придает музыке все большую эмоциональную насыщенность. Длительному внутренне напряженному восхождению нижнего голоса противостоят в коде печальные фразы «прощания» верхнего, спускающегося все ниже и ниже и, наконец, замирающего с вопросительной интонацией «на Устах». И выражение Чайковским печали, и воплощение светлой надежды отличается целомудренной скромностью. Передать в этом камерном сочинении всю глубину, душевность музыки, сокровенность чувств бережно, не переходя границ хорошего вкуса – одна из важнейших задач музыканта. Список литературы Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства». М., Музыка, 1988г. Браудо И.А. «Артикуляция (о произношении мелодии)». Л., 1961г. Зенкин К. «Фортепианная миниатюра и пути развития музыкального романтизма». М., 1997г. Николаев А. «Фортепианное наследие Чайковского» Чайковский М. «Жизнь Петра Ильича Чайковского». т.1. М.: Алгоритм, 1997г. Чайковский П.И. «Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка». т.1. М., 1962г. 1 Николай Иванович Заремба — российский музыкальный педагог. 2 Антон Григорьевич Рубенштейн- русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. 3 Чизаре Чиарди-итальянский флейтист-виртуоз, композитор. Считается одним из основоположников профессионального обучения игре на флейте в России. 4 Герих Штиль- немецкий органист-виртуоз, дирижер и композитор. |