Главная страница

йцв. П о лит ик а как призвание ипр о фе с сия в соответствии с вашим пожеланием я должен сделать доклад


Скачать 0.87 Mb.
НазваниеП о лит ик а как призвание ипр о фе с сия в соответствии с вашим пожеланием я должен сделать доклад
Дата02.10.2022
Размер0.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVeber_Politika_kak_prizvanie_i_politika.pdf
ТипДоклад
#709046
страница7 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Фихте)«хо- лодное одобрение кантианского этического суждения, — но граждане сражались против государства церкви. Ив связи с такими ситуациями Макиавелли водном замечательном месте, если не ошибаюсь, Истории Флоренции, заставляет одного из своих героев воздать хвалу тем гражданам, для которых величие отчего города важнее, чем спасение души
31
Если вы вместо отчего города или отчизны, что как раз сейчас не для каждого может быть однозначной ценностью, станете говорить о будущем социализма или даже международном умиротворении, то вы подошли к проблеме в ее нынешнем состоянии. Ибо все это, достигнутое политическим действованием, которое использует насильственные средства и работает в русле этики ответственности, угрожает спасению души. Но если в борьбе за веру к политическому действованию будут стремиться при помощи чистой этики убеждения, тогда ему может быть нанесен ущерб и оно окажется дискредитированным намного поколений вперед, так как здесь нет ответственности за последствия Ибо тогда действующий не осознает тех дьявольских сил, которые вступи
МАКС ВЕБЕР ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА ли в игру. Они неумолимы и создают для его действования, а также для его собственной внутренней жизни такие следствия, перед которыми он оказывается совершенно беспомощным, если он их не видит. Ведь черт-то стар. И не годы, не возраст имеются тут ввиду состарьтесь, чтоб его понять. Никогда и я не смирялся стем, чтобы в дискуссии меня побеждали датой в свидетельстве о рождении но тот простой факт, что кому-то 20 лета мне зав конечном счете не может побудить меня и это считать достижением, перед которым я в почтении онемею. Дело не в возрасте, но, конечно, в вышколенной решительности взгляда на реальности жизни ив способности вынести их и внутренне оставаться на должной высоте.
В самом деле политика делается, правда, головой, носа- мо собой разумеется, не только головой. Тут совершенно правы исповедующие этику убеждения. Но должно ли нам действовать как исповедующим этику убеждения или как исповедующим этику ответственности, и когда так, а когда по-другому, — этого никому нельзя предписать. Можно сказать лишь одно если ныне, в эпоху некоей, как выдумаете, нестерильной возбужденности — но возбужденность-то все- таки чувство вообще не всегда подлинное, — внезапно наблюдается массовый рост политиков убеждения с лозунгом Мир глупи подл, ноне я ответственность за последствия касается не меня, но других, которым я служу и чью глупость или подлость я выкорчую, то скажу открыто, что я сначала спрошу о мере внутренней полновесности стоящей заданной этикой убеждения у меня создалось впечатление, что в девяти случаях из десяти я имею дело с вертопрахами, которые не чувствуют реально, что они на себя берут, но опьяняют себя романтическими ощущениями. В человеческом смысле меня это не очень интересует и не вызывает никакого потрясения. В то время как безмерным потрясением является, когда зрелый
че-
ПОЛИТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ ИПР О ФЕ С СИЯ ловек — все равно, стар он или юн годами, — который реально и всей душой ощущает свою ответственность за последствия и действует сообразно этике ответственности, в какой- то момент говорит Яне могу иначе, на том стою. Это нечто человечески подлинное и трогательное. Ибо такое именно состояние, для каждого из нас, кто, конечно, внутренне не умер, должно когда-то иметь возможность наступить. И постольку этика убеждения и этика ответственности не суть абсолютные противоположности, но взаимодополнения, которые лишь совместно составляют подлинного человека, того, кто может иметь призвание к политике».
А теперь, уважаемые слушатели, давайте поговорим об этом еще раз через десять лет Если тогда, как мне по целому ряду причин приходится опасаться, уже немало лет будет господствовать эпоха наступившей реакции, и из того, чего желают и на что надеются, конечно, многие из вас и, должен откровенно признаться, я тоже, сбудется немногое (может быть, и не совсем уж ничто не сбудется, но как минимум, по видимости, немногое — что весьма вероятно меня это не сломит, но, конечно, знать об этом — душевное бремя, — вот тогда я бы посмотрел, что в глубинном смысле слова стало из тех вас, кто чувствует себя теперь подлинным политиком убеждения и охвачен тем угаром, который символизирует эта революция. Было бы прекрасно, если бы дела обстояли так, чтобы к ним подходили слова 102 сонета Шекспира:
Тебя встречал я песней, как приветом, Когда любовь нова была для нас. Так соловей гремит в полночный час Весной, но флейту забывает летом
33
Но дело обстоит не так. Не цветение лета предстоит нам, но сначала полярная ночь ледяной мглы и суровости, какая бы
МАКС ВЕБЕР ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА по внешней видимости группа ни победила. Ибо там, где ничего нет, там право свое утерял не только кайзер, но и пролетарий. Когда понемногу начнет отступать эта ночь, кто еще будет жив тогда из тех, чья весна, по видимости, расцвела сейчас так пышно И что тогда внутренне станет изо всех вас Озлобление или обывательщина, просто тупое смирение с миром и профессией, или третий, и не самый редкий вариант мистическое бегство от мира утех, кто имеет для этого дарили часто и скверно — вымучивает из себя мистицизм как моду В любом из этих случаев я сделаю вывод они не поднялись до уровня своих собственных поступков, не поднялись и до уровня мира, каков он в действительности есть, и его повседневности призвания к профессии политика, которое, как они думали, они в себе имеют, объективно и фактически в самом глубоком смысле у них не было. Лучше бы они просто практиковали братство в межчеловеческом общении, а в остальном сугубо по-деловому обратились бык своему повседневному труду.
Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером. Мысль, в общем-то, правильная, и весь исторический опыт подтверждает, что возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному. Но тот, кто на это способен, должен быть вождем, мало того, он еще должен быть — в самом простом смысле слова — героем. И даже те, кто не суть ни тони другое, должны вооружиться той твердостью духа, которую не сломит и крушение всех надежд уже теперь они должны вооружиться ею, ибо иначе они не сумеют осуществить даже то, что возможно ныне. Лишь тот, кто уверен, что он не дрогнет, если, сего точки зрения, мир окажется слишком глупили слишком подл для того, что он хочет ему предложить лишь тот, кто вопреки всему способен сказать и все-таки!», — лишь тот имеет профессиональное призвание к политике
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта