йцв. П о лит ик а как призвание ипр о фе с сия в соответствии с вашим пожеланием я должен сделать доклад
Скачать 0.87 Mb.
|
Макс Вебер • Власть и политика Политика как призвание и профессия П О ЛИТ ИК А КАК ПРИЗВАНИЕ ИПР О ФЕ С СИЯ В соответствии с вашим пожеланием я должен сделать доклад, который, однако, непременно разочарует вас вне- скольких отношениях. От разговора о политике как призвании и профессии вы непроизвольно будете ожидать высказываний по злободневным вопросам. Но об этом речь пойдет лишь под конец, чисто формальным образом, в связи с определенными вопросами, относящимися к значению политической деятельности во всем ведении жизни. Из сегодняшнего доклада как раз должны быть исключены все вопросы о том, какую политику следует проводить, то есть какое содержание следует придавать своей политической деятельности. Ибо они не имеют никакого отношения к общему вопросу что есть и что может означать политика как призвание и профессия. Итак, к делу! Что мы понимаем под политикой Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысли охватывает все виды самостоятельной руководящей деятельности Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза вовремя забастовки можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о ПОЛИТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ ИПР О ФЕ С СИЯ политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни — государством. Но что есть политический союз сточки зрения социологического рассуждения Что есть государство Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время, вполне – исключительно – присуща тем союзам, которые называют политическими, то есть в наши дни — государствам, или союзам, которые исторически предшествовали современному государству. Напротив, дать социологическое определение современного государства можно, в конечном счете, только исходя из специфики применяемого им, как и всяким политическим союзом, средства — физического насилия. Всякое государство основано на насилии, — говорил в свое время Троцкий в Брест- Литовске. И это действительно так. Только если бы существовали социальные образования, которым было бы неизвестно насилие как средство, тогда отпало бы понятие государства, тогда наступило бы то, что в особом смысле слова можно было бы назвать анархией. Конечно, насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства — об этом нет и речи, — но оно, пожалуй, специфическое для него средство. Именно в наше время отношение государства к насилию особенно интимно. В прошлом различным союзам начиная с рода — физическое насилие было известно как совершенно нормальное средство. В противоположность этому сегодня мы должны будем сказать государство есть та МАКС ВЕБЕР ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА человеческая общность, которая внутри определенной области область включается в признак — претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия Ибо специфика нашего времени состоит в том, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие единственным источником права на насилие считается государство. Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о каком-то вопросе говорят это политический вопрос, о министре или чиновнике это политический чиновник, о некотором решении оно политически обусловлено тотем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на указанный вопросили обусловливают это решение, или определяют сферу деятельности соответствующего чиновника. Кто занимается политикой, тот стремится к власти либо к власти как средству, подчиненному другим целям идеальным или эгоистическим, либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает. Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой ПОЛИТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ ИПР О ФЕ С СИЯ В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнем с них. Во-первых, это авторитет вечно вчерашнего авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение традиционное господство, как его осуществляли патриархи патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобыденной личной благодати (харизмы, полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека откровений, героизма и других харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политического — избранный князь- военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагоги политический партийный вождь. Наконец, господство в силу легальности, в силу веры в обязательность легального устава (Satzung) и деловой компетентности, обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении уставных обязанностей — господство в том виде, в каком его осуществляют современный государственный служащий и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении. Понятно, что в действительности подчинение обусловливают чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды — страха перед местью магических сил или властителя, надежды на потустороннее или посюстороннее вознаграждение и вместе стем самые разнообразные интересы. К этому мы сейчас вернемся. Но если пытаться выяснить, на чем основана легитимность такой покорности, тогда, конечно, столкнешься с указанными тремя ее чистыми типами. А эти представления о легитимности и их внутреннее обоснование имеют большое значение для структуры господства. Правда, чистые типы редко встречаются в действительности. Но сегодня мы не можем позволить себе детальный анализ крайне запутанных изменений, переходов и комбинаций этих чистых типов это относится к проблемам общего учения о государстве МАКС ВЕБЕР ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА В данном случае нас интересует прежде всего второй из них господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется чисто личной харизме вождя. Ибо здесь коренится мысль о призвании 2 в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне или выдающегося демагога в народном собрании (Ekklesia) или в парламенте как рази означает, что человек подобного типа считается внутренне призванным руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него. Правда, сам вождь живет своим делом, жаждет свершить свой труд, если только он неограниченный и тщеславный выскочка. Именно к личности вождя и ее качествам относится преданность его сторонников апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев. В двух важнейших в прошлом фигурах с одной стороны, мага и пророка, с другой — избранного князя- военачальника, главаря банды, кондотьера — вождизм как явление встречается вовсе исторические эпохи и во всех регионах. Но особенностью Запада, что для нас более важно, является политический вождизм в образе сначала свободного демагога, существовавшего на почве города-государства, характерного только для Запада, и прежде всего для средиземноморской культуры, а затем — в образе парламентского партийного вождя, выросшего на почве конституционного государства, укорененного тоже лишь на Западе. Конечно, главными фигурами в механизме политической борьбы небыли одни только политики в силу их призвания в собственном смысле этого слова. Нов высшей степени решающую роль здесь играет тот род вспомогательных средств, которые находятся в их распоряжении. Как политически господствующие силы начинают утверждаться в своем государстве Данный вопрос относится ко всякого рода господству, то есть и к политическому господству во всех его формах к ПОЛИТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ ИПР О ФЕ С СИЯ традиционному, равно как и к легальному, и к харизматическому. Любое предприятие господства, требующее постоянного управления, нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, притязаю- щим быть носителями легитимного насилия, ас другой стороны посредством этого подчинения — в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия личный штаб управления и вещественные (sachlichen) средства управления. Штаб управления, представляющий во внешнем проявлении предприятие политического господства, как и всякое другое предприятие, прикован к властелину, конечно, не одним лишь представлением о легитимности, о котором только что шла речь. Его подчинение вызвано двумя средствами, апеллирующими к личному интересу материальным вознаграждением и социальной честью (Ehre). Лены вассалов, доходные должности наследственных чиновников, жалованье современных государственных служащих, рыцарская честь, сословные привилегии, чиновничья честь образуют вознаграждение, астрах потерять их — последнюю решающую основу солидарности штаба управления с властелином. Это относится и к господству харизматического вождя военные почести (Kriegsehre) и добыча военной дружины, «spoils» 4 ; эксплуатация тех, кто находится под господством, благодаря монополии на должности, политически обусловленная прибыль и удовлетворенное тщеславие для свиты демагога. Совершенно также, как и на хозяйственном предприятии, для сохранения любого насильственного господства требуются определенные внешние материальные средства. Теперь все государственные устройства можно разделить в соответствии стем принципом, который лежит в их основе либо этот штаб — чиновников или кого бы тони было еще, на чье послушание должен иметь возможность рассчитывать об МАКС ВЕБЕР ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА ладатель власти, — является самостоятельным собственником средств управления, будь то деньги, строения, военная техника, автопарки, лошади или чтобы там ни было либо штаб управления отделен от средств управления в таком же смысле, в каком служащие и пролетариат внутри современного капиталистического предприятия отделены от вещественных средств производства. То есть либо обладатель власти управляет самостоятельно и за свой счет организуя управление через личных слуг, или штатных чиновников, или любимцев и доверенных, которые не суть собственники (полномочные владетели) вещественных средств предприятия, но направляются сюда господином, либо же имеет место прямо противоположное. Это различие проходит через все управленческие организации прошлого. Политический союз, в котором материальные средства управления полностью или частично подчинены произволу зависимого штаба управления, мы будем называть сословным («ständisch») союзом. Например, вассал в вассальном союзе покрывал расходы на управление и правосудие в округе, пожалованном ему в лен, из собственного кармана, сам экипировался и обеспечивал себя провиантом в случае войны его вассалы делали тоже самое. Это, естественно, имело последствия для могущества господина, которое покоилось лишь на союзе личной верности и на том, что обладание леном и социальная честь вассала вели свою легитимность от господина. Но всюду, вплоть до самых ранних политических образований, мы находим и собственное правление господина через лично зависящих от него рабов, домашних служащих, слуг, любимцев и обладателей доходных мест, вознаграждаемых натурой и деньгами из его кладовых, он пытается взять управление в свои руки, оплатить средства из своего кармана, из доходов со своего родового имущества, создать войско, зависимое только от него лично, ибо оно экипировано и снабжено про ПОЛИТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ ИПР О ФЕ С СИЯ виантом из его кладовых, магазинов, оружейных. В то время как в сословном союзе господин осуществляет свое господство с помощью самостоятельной аристократии, то есть разделяет с нею господство, здесь он господствует, опираясь либо на челядь, либо на плебеев — неимущие, лишенные собственного социального престижа слои, которые полностью от него зависят и отнюдь не опираются на собственную конкурирующую власть. Все формы патриархального и патримониального господства, султанской деспотии и бюрократического государственного строя относятся к данному типу. В особенности бюрократический государственный строй, то есть тот, который в своей самой рациональной форме характерен и для современного государства и именно для него. Повсюду развитие современного государства начинается благодаря тому, что князь осуществляет экспроприацию других самостоятельных частных носителей управленческой власти, то есть тех, кто самостоятельно владеет средствами предприятия управления и военного предприятия, средствами финансового предприятия и имуществом любого рода, могущим найти политическое применение. Весь этот процесс протекает совершенно параллельно развитию капиталистического предприятия через постепенную экспроприацию самостоятельного производителя. В результате мы видим, что в современном государстве все средства политического предприятия фактически сосредоточиваются в распоряжении одной-единственной верхушки. Ни один чиновник не является больше собственником денег, которые он тратит, или зданий, запасов, инструментов, военной техники, которыми он распоряжается. Таким образом, в современном государстве полностью реализовано (и это существенно для его понятия) отделение штаба управления — управляющих чиновников и работников управления — от вещественных средств предприятия. Но здесь начинает действовать наисовременнейшая МАКС ВЕБЕР ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА для нашего времени тенденция с попыткой открытой экспроприации подобного экспроприатора политических средства тем самым политической власти. Революции это удалось по меньшей мере в том отношении, что на место уставного (gesatzten) начальства пришли вожди, которые благодаря противозаконным действиям или выборам захватили власть и получили возможность распоряжаться политическим штабом людьми) и аппаратом вещественных средств и выводят свою легитимность — все равно, с каким правом, — из воли тех, кто находится под господством. Другое дело, насколько тут оправданна надежда осуществить на основе этого успеха — по меньшей мере кажущегося — также и экспроприацию внутри капиталистических хозяйственных предприятий, руководство которыми, в сущности, несмотря на далеко идущие аналогии, следует совершенно иным законам, чем политическое управление. Но от оценок этого вопроса мы сегодня воздержимся. Для нашего рассмотрения я фиксирую момент чисто понятийный современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства и с этой целью объединил вещественные средства предприятия в руках своих руководителей, а всех сословных функционеров сих полномочиями, которые раньше распоряжались этим по собственному произволу, экспроприировали сам занял вместо них самые высшие позиции. В ходе политического процесса экспроприации, который с переменным успехом разыгрывался в разных странах мира, выступили, правда, сначала на службе у князя, первые категории профессиональных политиков во втором смысле, то есть людей, которые не хотели сами быть господами, как харизматические вожди, но поступили на службу политическим господам. В этой борьбе они предоставили себя в распоряже- ПОЛИТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ ИПР О ФЕ С СИЯ ние князьями сделали из проведения их политики, с одной стороны, доходный промысел, с другой стороны, обеспечили себе идеальное содержание своей жизни. Подчеркнем, что лишь на Западе мы находим этот род профессиональных политиков на службе не только князей, но и других сил. В прошлом они были их важнейшим инструментом для исполнения власти и осуществления политической экспроприации. Прежде чем заняться рассмотрением таких профессиональных политиков более подробно, надо всесторонне и однозначно выяснить, что представляет собой их существование. Можно заниматься политикой — то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них — как в качестве политика послу- чаю, таки в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно также, как и при экономическом ремесле. Политиками по случаю являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на политическом собрании, произносим политическую речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками по совместительству являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые — по общему правилу — занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, иона не становится для них первоочередным делом жизни нив материальном, нив идеальном отношении. Точно также занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые работают на нее лишь вовремя сессий. В прошлом мы находим такие слои именно в сословиях. Сословиями мы будем называть полно МАКС ВЕБЕР ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА мочных владельцев военных средства также владельцев важных для управления вещественных средств предприятия или личных господских сил. Значительная их часть была весьма далека оттого, чтобы полностью, или преимущественно, или даже больше чем только по случаю посвятить свою жизнь политике. Напротив, свою господскую власть они использовали в интересах получения ренты или прибыли и проявляли политическую активность на службе политического союза, только если этого специально требовали их господин или другие члены сословия. Аналогичным образом вела себя и часть вспомогательных сил, привлекаемых князем в борьбе за создание собственного политического предприятия, которое должно было находиться в его распоряжении. Это было характерно для домашних советников и, еще раньше, для значительной части советников, собирающихся в «курии» и других совещательных органах князя. Но, конечно, князь не обходился этими вспомогательными силами, действовавшими лишь по случаю и по совместительству. Он должен был попытаться создать себе штаб вспомогательных сил, полностью и исключительно избравших как основную профессию службу у князя. Оттого, откуда он брал их, существенным образом зависела структура возникающего династического политического образования, и не только она, но и все своеобразие соответствующей культуры. Перед той же необходимостью оказались тем более политические союзы, которые при полном устранении или значительном ограничении власти князей политически конституировались в качестве (так называемых) свободных сообществ (Gemeinwesen) — свободных не в смысле свободы от насильственного господства, нов смысле отсутствия насилия, легитимного в силу традиции (по большей части религиозно освященной, со стороны князя как исключительного источника всякого авторитета. Исторической родиной таких союзов является только Запада зачат ПОЛИТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ ИПР О ФЕ С СИ Яком их был город как политический союз, как таковой появившийся первоначально в культурном ареале Средиземноморья. Как выглядели во всех этих случаях те, для кого политика была основной профессией»? Есть два способа сделать из политики свою профессию либо жить для политики, либо жить за счет политики. Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере идеально, но чаще всего и материально, делают то и другое тот, кто живет для политики, в каком-то внутреннем смысле творит свою жизнь из этого — либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит делу («Sache») и тем самым придает смысл своей жизни. Пожалуй, именно в таком глубоком внутреннем смысле всякий серьезный человек, живущий для какого-то дела, живет также и этим делом. Таким образом, различие касается гораздо более глубокой стороны — экономической. За счет политики как профессии живет тот, кто стремится сделать из нее постоянный источник дохода для политики — тот, у кого иная цель. Чтобы некто в экономическом смысле мог бы жить для политики, при господстве частнособственнического порядка должны наличествовать некоторые, если угодно, весьма тривиальные предпосылки в нормальных условиях он должен быть независимым от доходов, которые может принести ему политика. Следовательно, он просто должен быть состоятельным человеком или же как частное лицо занимать такое положение в жизни, которое приносит ему достаточный постоянный доход. Так по меньшей мере обстоит дело в нормальных условиях. Правда, дружина князя-военачальника столь же мало озабочена условиями нормального хозяйствования, как и свита революционного героя улицы. Оба живут добычей, грабежом, конфискациями, контрибуциями, навязыванием ничего не сто МАКС ВЕБЕР ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА ящих принудительных средств платежа — что, в сущности, одно и тоже. Но это необходимо внеобыденные явления при обычном хозяйстве доходы приносит только собственное состояние. Однако одного этого недостаточно тот, кто живет для политики, должен быть к тому же хозяйственно обходим, то есть его доходы не должны зависеть оттого, что свою рабочую силу и мышление он лично полностью или самым широким образом постоянно использует для получения своих доходов. Безусловно обходим в этом смысле рантье, то есть тот, кто получает совершенно незаработанный доход, будь то земельная рента у помещика в прошлом, крупных землевладельцев и владетельных князей настоящего времени — а в Античности ив Средние века и рента, взимаемая с рабов икре- постных, — будь то доход от ценных бумаг или из других современных источников ренты. Ни рабочий, ни — на что следует обратить особое внимание — предприниматель, в том числе и именно современный крупный предприниматель, не являются в этом смысле обходимыми. Ибо и предприниматель, и именно предприниматель, — промышленный в значительно большей мере, чем сельскохозяйственный, из-за сезонного характера сельского хозяйства — привязан к своему предприятию и необходим. В большинстве случаев он с трудом может хотя бы на время позволить заместить себя. Столь же трудно можно заместить, например, врача, и чем более талантливыми занятым он является, тем реже возможна замена. Легче уже заместить адвоката, чисто по производственно- техническим причинами поэтому в качестве профессионального политика он играл несравненно более значительную, иногда прямо-таки господствующую роль. Мы не собираемся дальше прослеживать подобную казуистику, но проясним для себя некоторые следствия. Если государством или партией руководят люди, которые в экономическом смысле слова) живут исключительно для по ПОЛИТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ ИПР О ФЕ С СИЯ литики, а не за счет политики, то это необходимо означает плутократическое рекрутирование политических руководящих слоев. Но последнее, конечно, еще не означает обратного что наличие такого плутократического руководства предполагало бы отсутствие у политически господствующего слоя стремления также жить и за счет политики, то есть использовать свое политическое господство ив частных экономических интересах. Об этом, конечно, нет и речи. Не было такого слоя, который не делал бы нечто подобное каким-то образом. Мы сказали только одно профессиональные политики непосредственно не вынуждены искать вознаграждение за свою политическую деятельность, на что просто должен претендовать всякий неимущий политик. Ас другой стороны, это не означает, что, допустим, не имеющие состояния политики исключительно или даже только преимущественно предполагают частнохозяйственным образом обеспечить себя посредством политики и не думают или жене думают преимущественно «о деле. Ничто бы не могло быть более неправильным. Дл состоятельного человека забота об экономической безопасности своего существования эмпирически является — осознанно или неосознанно — кардинальным пунктом всей его жизненной ориентации. Совершенно безоглядный и необоснованный политический идеализм обнаруживается если и не исключительно, то по меньшей мере именно утех слоев, которые находятся совершенно вне круга, заинтересованного в сохранении экономического порядка определенного общества это в особенности относится к внеобыденным, то есть революционным, эпохам. Но сказанное означает только, что не плутократическое рекрутирование политически заинтересованных, вождей (Führerschaft ) и свиты (Gefolgschaft ) связано с само собой разумеющейся предпосылкой, что они получают регулярные и надежные доходы от предприятия политики. Руководить политикой можно либо в по МАКС ВЕБЕР ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА рядке почетной деятельности, и тогда ею занимаются, как обычно говорят, независимые, то есть состоятельные, прежде всего имеющие ренту люди. Или же к политическому руководству допускаются неимущие, и тогда они должны получать вознаграждение. Профессиональный политик, живущий за счет политики, может быть чистым «пребендарием» или чиновником на жалованье. Тогда он либо извлекает доходы из пошлин и сборов за определенные обязательные действия — чаевые и взятки представляют собой лишь одну, нерегулярную и формально нелегальную разновидность этой категории доходов или получает твердое натуральное вознаграждение, или денежное содержание, или то и другое вместе. Он может приобрести характер предпринимателя, как кондотьер, или арендатор, или покупатель должности в прошлом, или как американский босс, расценивающий свои издержки как капиталовложение, из которого он, используя свое влияние, сумеет извлечь доход. Либо же такой политик может получать твердое жалованье как редактор, или партийный секретарь, или современный министр, или политический чиновник. В прошлом лены , дарения земли, пребенды всякого рода, ас развитием денежного хозяйства в особенности места, связанные со взиманием сборов (Sportelpfründen), были типичным вознаграждением для свиты со стороны князей, одержавших победы завоевателей или удачливых глав партий ныне партийными вождями за верную службу раздаются всякого рода должности в партиях, газетах, товариществах, больничных кассах, общинах и государствах. Все партийные битвы суть не только битвы ради предметных целей, но прежде всего также и за патронаж над должностями. В Германии все противоборство партикулярист- ских и централистских устремлений закручено прежде всего и вокруг вопроса, какая из сил — берлинцы ли или же мюнхенцы, карлсруэсцы, дрезденцы — будет иметь патронаж над должностями. Ущемления в распределении должностей воспринима- ПОЛИТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ ИПР О ФЕ С СИЯ ются партиями более болезненно, чем противодействие их предметным целям. Во Франции смена префекта, имеющая партийно-политический характер, всегда считалась большим переворотом и возбуждала больше шума, чем какая-нибудь модификация правительственной программы, имевшая почти исключительно фразеологическое значение. Со времени исчезновения старых противоположностей в истолковании конституции многие партии (именно так обстоит дело в Америке) превратились в настоящие партии охотников за местами, меняющие свою содержательную программу в зависимости от возможностей улова голосов. В Испании вплоть до последних лет две крупные партии сменяли друг друга в конвенциональ- но закрепленной очередности в форме сфабрикованных свыше выборов, чтобы обеспечить должностями своих сторонников. В регионах испанских колониальных владений как при так называемых выборах, таки при так называемых революциях речь всегда идет о государственной кормушке, которой намерены воспользоваться победители. В Швейцарии партии мирно распределяют между собой должности путем пропорциональных выборов, и многие из наших революционных проектов конституции, например, первый проект, предложенный для Бадена, имели целью распространить туже систему и на министерские посты, то есть рассматривали государство и должности в нем именно как учреждение по обеспечению доходными местами. Этим прежде всего вдохновлялась партия Центра и даже провозгласила пунктом своей программы в Бадене пропорциональное распределение должностей сообразно конфессиям, то есть невзирая на успех. Вследствие общей бюрократизации с ростом числа должностей и спроса на такие должности как формы специфически гарантированного обеспечения данная тенденция усиливается для всех партий, и они вовсе большей мере становятся таким средством обеспечения для своих сторонников МАКС ВЕБЕР ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА Однако ныне указанной тенденции противостоит развитие и превращение современного чиновничества в работников, высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных многолетней подготовкой, с высокоразвитой сословной честью, гарантирующей безупречность, без чего возникла бы роковая опасность чудовищной коррупции и низкого мещанства, а это бы ставило под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата, значение которого для хозяйства, особенно с возрастанием социализации, постоянно усиливалось и будет усиливаться впредь. Дилетантское управление делящих добычу политиков, которое в Соединенных Штатах заставляло сменять сотни тысяч чиновников — вплоть до почтальонов в зависимости от исхода президентских выборов и не знало пожизненных профессиональных чиновников, давно нарушено |