Главная страница
Навигация по странице:

  • Парадигма социально-исторического детерминизма

  • Парадигма социальных фактов

  • Парадигма социальных дефиниций

  • Парадигма социального поведения

  • Толкотт Парсонс

  • Ральф Дарендорф

  • Джордж Хоманс

  • Направления интегральной социологии

  • доклад социология. 2-4 социология. Парадигма социальноисторического детерминизма


    Скачать 32.06 Kb.
    НазваниеПарадигма социальноисторического детерминизма
    Анкордоклад социология
    Дата14.05.2023
    Размер32.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2-4 социология.docx
    ТипДокументы
    #1129950

    Современные социологические теории. Социологическая теория П. А. Сорокина. Структурный функционализм. Теория конфликта. Теория обмена.

    Подготовила Федянина Юлия Дмитриевна, студентка БИ-3-22-04

    В современной социологии, согласно американскому социологу Дж.Ритцеру, существуют четыре основные парадигмы – исходные концептуальные схемы, объективные модели, которые различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.

    Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами К.Маркса, Ф.Энгельса. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания – социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Более точно определить эту парадигму можно как экономический детерминизм.

    Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э.Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления – структурно-функциональный анализ (функционализм) и теория конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон, Р.Дарендорф.

    Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М.Вебера. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А.Шюц, Дж.Мид, Г.Гарфинкель, Т.Лукман.

    Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известными представителем первой является психолог Б.Скиннер, второй – Дж.Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

    Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Д.Ритцер разработал интегральную модель социальной реальности. Она представлена в виде взаимодействия четырех уровней социальной реальности: макрообъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного

    Значение этой модели состоит в том, что она позволяет, во-первых, установить реальные взаимосвязи между различными уровнями социальной реальности, во-вторых, служит основанием классификации изучаемых явлений, в-третьих, требует применения соответствующей этим явлениям методики и техники.

    Современная социология отличается необычайным разнообра­зием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциопогические теории и микросциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными яв­ляются структурный функционализм и теория социального конфликта.

    Концептуально-теоретические основы структурного функцио­нализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902—1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимо­связанных элементов. В качестве таких элементов могут высту­пать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял пост­роить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социо­логии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.

    Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

    • приспособление к окружающей среде (адаптация);

    • определение и достижение целей (целедостижение);

    • координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

    • снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность — поддержание образца).

    На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — правовые и соци­окультурные институты, латентную функцию — институты се­мьи, образования, религии.

    Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением систем­ных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

    В противовес структурно-функциональному подходу, делаю­щему акцент на стабильности социальных систем и эволюцион­ных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

    Льюис Козер (р. 1913)— автор теории позитивно-функцио­нального конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция соци­альной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др. За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологичес­кий прогресс.

    Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

    Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими фактора­ми: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены влас­ти и хотят изменить существующее положение.

    Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе стем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благопри­ятные условия для регулирования социальных конфликтов су­ществуют, по его мнению, в демократическом, открытом обще­стве, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность.

    Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвя­зей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена. В этом докладе мы рассмотрим только теорию обмена

    Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой яв­ляется американский социолог Джордж Хоманс (1910—1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в приме­нении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении» от англ. behaviour — поведение) для объяснения социальных яв­лений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники кото­рого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:

    • принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

    • принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;

    • принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;

    • принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

    С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выяви­ло определенные методологические изъяны данного социологи­ческого направления.

    Всю существующую реальность Сорокин разделил на три мира:

    • неорганический;

    • органический;

    • надорганический.

    В надорганическом мире, по мнению Сорокина, сознание и мышление находятся в своей "развитой форме".Общество – это надорганическая система, которая представляет собой "совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом". 

    Главная задача социолога – изучать статистические и динамические стороны взаимодействия людей, а также явления, которые вытекают из этого процесса. Основой теории социокультурной динамики Сорокина являются аксиологические (ценностные) социальные взаимодействия людей.

    Сорокин считал, что социология достаточно близка к естественным наукам по своей объективности, и он определил ее как "социальную химию", в отличие от О. Конта, который называл социологию -  "социальной физикой", и Г. Спенсера, который предложил считать социологию - "социальной биологией".

    Объективизм, опора на факты при изучении социальных явлений и процессов, по мнению Сорокина, должны стать постоянными составляющими социологического метода.
    Сорокин стал одним из первых американских социологов, который стал использовать количественные методы обработки эмпирических данных.

    Направления интегральной социологии

    Сорокин пытался создать интегральную социологию, определить ее предмет и границы.  От социолога О. Конта Сорокин взял идею законов функционирования и динамики, а от Г. Зиммеля - идею о социологии как самостоятельной дисциплины, изучающей родовые свойства явлений социального взаимодействия. Так он создал интегральную социологию, в которой общество является процессом и результатом социального взаимодействия.

    "Интегрализм" социологии, по мнению Сорокина, проявляется в следующих аспектах:

    • интегральная социология генерализирует знание о социокультурных явлениях и процессах, имеет свою методологию и отражает в своем содержании открытия других социальных наук;

    • интегральная социология изучает все сферы социокультурного пространства, исследуя их отдельные элементы;

    • интегральная социология учитывает множество факторов при объяснении социальной реальности;

    • интегральная социология исследует статику и динамику общественной жизни.

    Интегральная социология Питирима Сорокина имеет следующие ведущие направления работы:

    • "космосоциологическое" направление, объясняющее социальные явления и процессы географическими факторами;

    • "биосоциологическое" направление, рассматривающее общество как биологический организм;

    • "социомеханическое" направление, в котором общество рассматривается как механический агрегат, основами функционирования которого считаются механические законы;

    • "социопсихологическое" направление, которое обусловливает социальные процессы и явления состояниями человеческой психики;

    • "социокультурное" направление, которое рассматривает развитие и функционирование общества в виде процесса "цикличности" или "круговорота" различных культуры.

    Сорокин отдавал предпочтение социокультурному направлению, т.к. оно "дает нам действительную социологию в точном значении понятия".

    Интегральная социология делилась Сорокиным на две части:

    • теоретическая (общая) социология;

    • практическая (прикладная). 

    Теоретическая социология включала в себя следующие разделы:

    • социальная аналитика (рассматривает простейшие социальные явления и сложные социальные единства);

    • социальная механика (изучает социальные силы и процессы как факторы социального взаимодействия);

    • социальная генетика (анализирует эволюцию общественной жизни). 

    Прикладная социология, по мнению Сорокина, должна изучать социальные проблемы (например, проблемы города, деревни) и предлагать «рациональные реформы» общественной жизни.


    написать администратору сайта