Главная страница

Парадоксальный способ жить счастливо


Скачать 0.89 Mb.
НазваниеПарадоксальный способ жить счастливо
Дата22.01.2021
Размер0.89 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtonkoe_iskusstvo_pofigizma.pdf
ТипДокументы
#170416
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7
чем-то оскорблен, ощущает себя угнетенным, а потому — имеющим право возмущаться и пользоваться вниманием. СМИ поощряют и поддерживают такие настроения, ибо это полезно для бизнеса. Писатель и медийный комментатор Райан Холидей говорит о порнографии возмущения для СМИ легче (и доходнее) писать не о реальных историях и реальных проблемах, а о чем-нибудь умеренно оскорбительном — раструбить о нем как можно шире, спровоцировать возмущение, ау другой части населения вызвать вторичное возмущение этим возмущением. Кусок дерьма перебрасывается между двумя воображаемыми сторонами, отвлекая каждую от подлинных общественных проблем. Неудивительно, что в политическом плане мы более поляризованы, чем когда- либо раньше. Мода на виктимность хуже всего тем, что отвлекает внимание от реальных жертв. Как мальчик, который кричал волки, волки. Чем больше вокруг людей, которые якобы пали жертвой какой-нибудь ерунды, тем труднее разглядеть жертв настоящих. Люди подсаживаются на чувство обиды как на наркотик обида — такой улет Приятно чувствовать свою правоту и нравственное превосходство. Политический карикатурист Тим Крайдер написал в колонке The New
York Times: Возмущение подобно многим другим вещам, которые доставляют удовольствие, но со временем начинают пожирать нас изнутри. И оно коварнее большинства пороков, ибо мы не осознаем, что испытываем удовольствие. Номы живем в демократическом и свободном обществе. А значит, мы должны иметь дело со взглядами и людьми, которые нам не всегда по душе. Это цена, которую мы платим. А если угодно, в этом весь смысл
Глава системы. Похоже, люди все больше и больше забывают об этом. Мы должны внимательно выбирать, за что сражаться. И стоит хоть немножко входить в положение так называемого врага. К новостями сообщениям СМИ подобает относиться со здоровой дозой скептицизма и не судить огульно о людях, которые несогласны снами. Во главу угла следует поставить такие ценности, как честность, прозрачность и готовность сомневаться в таких установках, как собственная правота, вечный позитив и жажда мести. Эти демократические ценности все труднее сохранять среди постоянного шума и гвалта социальных сетей. Однако мы должны брать на себя ответственность и беречь их. Возможно, от этого зависит будущая стабильность наших политических систем. Нет никакого как Выслушав все это, многие скажут Хорошо, но как Я понимаю, что мои ценности никуда не годятся, и что я избегаю ответственности за мои проблемы, и что я маленькое эгоистичное дерьмо, которое думает, что вокруг меня и моих неприятностей вращается весь мир. Но как мне измениться На это могу ответить словами Йоды: Делай или не делай, нет никакого как. Вы уже делаете выбор, в каждое мгновение каждого дня, о чем заботиться. Поэтому измениться просто достаточно изменить объект забот.
Да, все проще простого. Но это легче сказать, чем сделать. А сделать нелегко, поскольку поначалу выбудете ощущать себя лузером, самозванцем и придурком. Выбудете психовать. Выбудете срываться. Возможно, выбудете устраивать сцены жене, друзьям или отцу. Безболезненно
Мы всегда выбираем старые ценности не уйдут за смену ценностей и приоритетов придется заплатить. Все просто, но дается очень и очень нелегко.
Рассмотрим некоторые побочные эффекты. Готов биться о заклад, что у вас появится неуверенность. А может, ну его Правильно ли я поступаю Отказ от ценности, на которую вы опирались годами, может дезориентировать. Вы можете почувствовать себя так, словно неспособны отличать правильное от неправильного. Это сложно, но это в порядке вещей. Затем вы почувствуете себя неудачником. Ведь вы полжизни судили о себе в свете старой ценности. Когда вы измените приоритеты и критерии, начнете вести себя иначе, без ваших старых и испытанных критериев вы ощутите себя самозванцем и нулем. И это тоже нормально, хотя и неуютно. И конечно, вы столкнетесь с отказами. Многие из ваших жизненных отношений были выстроены вокруг старых ценностей. И как только вы измените ценности — решите, что учеба важнее вечеринок, женитьба и семья важнее безудержного секса, а полезная людям работа важнее денег, — этот переворот отразится на всех ваших отношениях. Многие из них рухнут. И это нормально, хотя и неуютно. Все это необходимые, пусть болезненные, побочные эффекты смены приоритетов, переключения сил на вещи более важные и более достойные. Когда выбудете пере- осмыслять ценности, вы все время будете сталкиваться с внутренними внешним сопротивлением. И прежде всего вы ощутите неуверенность а правильно ли поступаете И как мы увидим, это хорошо.
Вы во всем неправы (и я тоже Глава Вы во всем неправы (и я тоже)
Лет пятьсот назад картографы считали Калифорнию островом. Врачи верили, что кровопускание способно исцелять болезни. Ученые верили, что огонь возникает из субстанции под названием флогистон. Женщины верили, что втирание собачьей мочи в лицо омолаживает кожу. Астрономы верили, что Солнце вращается вокруг Земли. Когда я был маленьким, то думал, что середнячок — это невкусный овощ. Я думал, что брат отыскал тайный ход в доме бабушки, ибо ему удавалось попадать наружу, не выходя из туалета. (Спойлер: в туалете было окно) Яду- мал, что, когда мой приятель и его семья побывали вместе под названием Washington B.C., они попали в прошлое, во времена динозавров ведь С. — это до нашей эры. Когда я был подростком, я направо и налево рассказывал, что мне на все плевать. На самом деле мне слишком на многое было не наплевать. Другие люди правили моим миром, а я и не подозревал об этом. Я считал счастье судьбой, а не выбором. Я думал, что любовь возникает сама собой, а нечто за нее надо бороться. Я думал, что, подражая окружающим (а не идя своим путем, можно сделаться по-настоящему классным. Когда я нашел первую подругу, я думал, что мы вечно будем вместе. А когда отношения закончились, думал, что у меня никогда не возникнут такие же чувства к другой женщине. Когда они возникли, я решил, что иногда любви недостаточно. А затем понял, что каждый человек
Глава сам решает, чего ему достаточно, и что любовь такова, какой мы ее делаем сами. Я ошибался на каждом шагу своего пути. Относительно всего. Всю жизнь я ошибался относительно себя, других, общества, культуры, мира, вселенной — всего. И надеюсь, что так оно и будет всю оставшуюся жизнь. Как Нынешний Марк может оглянуться на каждую слабость и ошибку Прошлого Марка, так однажды Будущий Марк сможет оглянуться на идеи (в том числе содержание этой книги) Нынешнего Марка и заметить ошибки. И это хорошо. Ибо это будет означать, что я вырос. Майкл Джордан сказал знаменитые слова о том, что терпел неудачу снова и снова, а потому добился успеха. Что ж, я делаю ошибки во всем, снова и снова, — а потому моя жизнь улучшается. Рост — процесс постепенный. Когда мы узнаем что-то новое, мы не переходим от неправильного к правильному. Мы переходим от неправильного к несколько менее неправильному. И с каждым новым фактом наши взгляды становятся капельку менее неправильными. Но полную истину мы не постигаем. Полного совершенства не добиваемся. Мы всегда находимся в пути. Истины в последней инстанции нам не видать. Но можно постепенно, шаг за шагом, уходить от сегодняшних ошибок, чтобы чуть-чуть меньше ошибаться завтра. Если взглянуть на вещи с этой точки зрения, в личном росте есть нечто научное. Наши ценности — это наши гипотезы вот хорошее и важное поведение, а вот плохое и вредное. Наши поступки — это эксперименты, а последующие эмоции и ход мысли — накопленные данные. Нет ни правильных догм, ни идеальной идеологии. Есть лишь то, что, согласно опыту, правильно лично для вас. Да и тоне факт, что вы сделали верные выводы. А поскольку вы, я и все остальные имеем разные потребности, разные
Вы во всем неправы (и я тоже личные истории и разные жизненные обстоятельства, мы неизбежно придем к разным правильным ответам о том, в чем смысл нашей жизни и как ее лучше прожить. Для меня правильный ответ состоит в том, чтобы путешествовать одному год за годом, жить в далеких местах и смеяться над своими оплошностями. У многих людей такой пунктик на правильном устроении своей жизни, что они толком и не живут. Есть женщина безмужняя, одинокая и мечтающая о партнере. Но она никуда не ходит и пальцем о палец не ударяет, чтобы решить свою проблему. Есть человек, который трудится до седьмого пота и считает, что заслужил повышение, ноне говорит об этом прямо своему начальнику. Считается, что они боятся неудачи, отвержения и отказа. Думаю, дело не в этом. Конечно, отказ причиняет боль. Терпеть неудачу противно. Но есть еще и стереотип мы настолько привыкаем к определенному ходу мысли, что боимся усомниться в нем и отказаться от него. Ведь речь идет о ценностях, которые определяли нашу жизнь годами. Женщина не ходит на свидания, ибо может рухнуть ее мнение о том, желанна ли она. Мужчина не просит повышения, ибо может рухнуть его мнение о ценности его труда. Легче сидеть в болезненной уверенности, что все считают тебя дурнушкой или не ценят твои таланты, чем проверить и убедиться, так ли это. Я недостаточно красива, чтобы даже пытаться, Мой начальник — сволочь, поэтому и просить нечего. Такие мысли приносят нам сиюминутное облегчение ценой возможного счастья и успеха в будущем. Никаких перспектив они не сулят, номы не можем сними расстаться, ибо убеждены в своей правоте. Мол, все понятно.
Глава И понятно, чем закончится эта история. Уверенность — враг роста. Ничто нельзя считать несомненным, пока оно не случилось. Да и тогда не факт. Вот почему любой рост невозможен без осознания наши ценности всегда несовершенны. Надо искать неуверенности, а сомнения сомнения в наших верованиях, сомнения в наших чувствах, сомнения в наших представлениях о будущем доколе мы не попадем в это будущее и не создадим его для себя. Одним словом, надо снова и снова искать неправоту, а ошибки. Ибо ошибаемся мы на каждом шагу.
Признание ошибки открывает возможность изменения. Оно приносит возможность роста. Оно означает, что вы не станете кровопусканием лечить простуду или омолаживаться, втирая собачью мочу в лицо. Оно означает, что вы поймете середнячок — это не овощ. Вы бесстрашно устремитесь к познанию. И вот парадокс на самом деле мы не знаем, что такое позитивный или негативный опыт. Подчас дикие стрессы и беды оборачиваются полезными стимулами. А приятные и комфортные переживания отвлекают и лишают мотивации. Поэтому не доверяйте своему представлению о позитивном и негативном опыте. Нам точно известно лишь одно вот это для нас сейчас болезненно, а это нет. Но такое знание немногого стоит.
Мы с ужасом читаем о том, как люди жили пятьсот лет назад. А представьте, как через пятьсот лет потомки посмеются над нашими догмами. Каким будет дико, что мы ставили во главу угла деньги и карьеру. Каким будет странно, что мы боялись сказать доброе слово близким, но расхваливали до небес этих пустышек, публичных знаменитостей. Они высмеют наши ритуалы и суеверия, волнения и войны они сочтут варварством нашу жестокость. Они будут изучать наше искусство и спорить
Вы во всем неправы (и я тоже о нашей истории. Они поймут про нас то, о чем мы и не догадываемся. И они тоже будут ошибаться. Просто меньше, чем мы. Мы — архитекторы наших взглядов
Как вам такое. Берут случайного человека и сажают егоза пульт с кнопками. Сообщают если он подберет верный алгоритм, загорится лампочка, показывающая, что он заработал одно очко. Посмотрим, сколько очков он заработает за полчаса. Психологи провели такой эксперимент — с ожидаемыми результатами. Люди садились и нажимали на все кнопки подряд, пока не загоралась лампочка, обозначающая полученное очко. Затем они (вполне логично) пытались повторить свои действия, чтобы получить больше очков. Но лампочка не загоралась. Тогда они начинали экспериментировать с более сложными последовательностями скажем, нажать на эту кнопку трижды, потом на эту кнопку один раз, потом подождать пять секунд и — динь! Еще одно очко. Потом это переставало работать. Люди думали может, дело не в кнопках Может, дело в том, как они сидят Или в том, как они прикасаются к кнопкам Или дело в ногах Динь! Еще одно очко. Да, наверное, дело в ногах. Нажимаем на другую кнопку. Динь! Обычно за 10–15 минут каждый участник находил последовательность поведения, позволяющую увеличить число очков. И обычно это было что-то странное нужно стоять на одной ноге или задействовать длинную последовательность кнопок, причем нажимать их с определенными интервалами, да еще смотреть в определенном направлении. А теперь разгадка. Лампочка загоралась без всякой системы. Закономерности не было правила не было. Была
Глава только лампочка, загоравшаяся со звоном, и люди, которые полагали, что их изобретательность дает им очки. В чем смысл эксперимента (помимо толики садизма Он показывает, как быстро человеческий мозг способен придумать полную ерунду и уверовать в нее. И оказывается, всем нам это отлично удается. Каждый участник покидает комнату с убеждением, что нашел закономерность и выиграл игру. Каждый верит, что отыскал идеальную последовательность кнопок, позволяющую набирать очки. И каждая из этих последовательностей также уникальна, как и сами индивиды. Один мужчина нашел длиннейшую последовательность кнопок, которая не имела смысла ни для кого, кроме него. Одна девушка решила, что для заработка очков нужно постучать по потолку определенное число раз. Покидая комнату для экспериментов, она хромала после сотни прыжков вверх и вниз. Наш мозг — это машина, ищущая смысл. То, что мы воспринимаем как смысл, генерируется ассоциациями, которые мозг проводит между двумя и более событиями. Мы нажимаем на кнопку, видим свети решаем, что свет загорелся из-за нажатия на кнопку. Это — основа смысла. Кнопка — свет, свет — кнопка. Мы видим стул. Мы замечаем, что он серый. Тут же мозг проводит ассоциацию между цветом (серый) и предметом (стул, создавая смысл Стул — серый. Наш мозг постоянно трудится, генерируя все новые и новые ассоциации с целью осмыслить происходящее и сориентироваться в нем. Всякий внутренний и внешний опыт порождает новые ассоциации и взаимосвязи в нашем сознании. От слов на этой странице до правил грамматики, с помощью которых ваш мозг дешифрует их, и ругательств, которые приходят вам в голову, когда моя писанина становится занудной или однообразной, — все
Вы во всем неправы (и я тоже эти мысли, импульсы и восприятия состоят из мириад нейронных взаимосвязей, которые создают узор знания и понимания.
Однако есть две проблемы. Во-первых, мозг несовершенен. Мы не всегда правильно видим и слышим. Мы легко забываем и неправильно понимаем события.
Во-вторых, после того как мы создали для себя смысл, мозг держится за этот смысл. Уж так он устроен. Мы пристрастны к смыслу, который создал наш мозг. Мы не хотим расставаться с ним. Даже если мы видим факты, которые идут с ним вразрез, мы зачастую игнорируем их и верим в найденный смысл.
Комик Эмо Филипс однажды сказал «Когда-то яду- мал, что человеческий мозг — самый замечательный орган в моем организме. Затем я понял, кто говорит мне это. К сожалению, большинство наших знаний и верований продукт врожденных недостатков и предвзятостей, свойственных нашему мозгу. Многие из наших ценностей или даже большинство из них) возникли в результате событий, которые нетипичны для мира в целом. Они также бывают следствием неправильно понятого прошлого. Какой можно сделать вывод Большинство наших верований ошибочны. А если быть точным, все наши верования ошибочны просто одни в большей степени, а другие в меньшей. Человеческий мозг поистине соткан из неточностей. Осознавать это неприятно, но, как мы увидим, чрезвычайно важно. Внимательно смотрите, во что верите В 1988 г, проходя терапию, журналистка и феминистка
Мередит Маран осознала страшную вещь когда она была маленькой, отец совершил над ней сексуальное насилие.
Глава Она была потрясена ее память начисто вытеснила этот кошмар, и большую часть своей взрослой жизни Мере- дит пребывала в неведении о нем. Нов возрасте 37 лет она поговорила с отцом, а также рассказала о случившемся своей семье. Новость привела в ужас всех ее близких. Отец категорически отрицал свою вину. Одни члены семьи встали на сторону Мередит. Другие — на сторону ее отца. Семья раскололась. Боль, давно уже ощущавшаяся Мередит вот- ношениях с отцом (задолго до этого обвинения, располз- лась, как плесень, вовсе стороны. Она разъединила всех. А в 1996 г. Мередит осознала другую неожиданную вещь сексуального насилия не было. (Можете себе представить ее чувства) Как же она так ошиблась А вот как с помощью благонамеренного терапевта она попросту выдумала свои воспоминания. Истерзанная чувством вины, она предприняла колоссальные усилия, чтобы помириться с отцом и остальными родственниками. Постоянно извинялась и пыталась объясниться. Но было уже поздно. Отец вскоре умер, а прежние отношения в семье вернуть не удалось. Но оказалось, что Мередит не одинока. Как она рассказывает в автобиографии под названием Моя ложь Подлинная история о ложной памяти (My Lie: A True Story of False Memory), в е гг. многие женщины обвиняли родственников-мужчин в сексуальном насилии, а годы спустя сознавали свою ошибку. В тоже десятилетие масса людей заявляли о сатанинских культах, совращающих детей. Полиция проводила расследования в десятках городов, ноне нашла никаких подтверждений тому, что описанные безумные оргии и впрямь имели место. Почему же люди стали внезапно выдумывать воспоминания о жутком насилии в семьях и культах И почему все это произошло в е гг.?
Вы во всем неправы (и я тоже Возможно, вам доводилось играть в детстве в Испорченный телефон. Вы шепчете фразу в ухо соседу, тот шепчет ее своему соседу, итак фраза проходит через цепочку человек в десять. Потом последний в этой цепочке встает, произносит фразу вслух, и выясняется, что она не имеет никакого отношения к сказанному вначале. В целом, таки работают наши воспоминания…
Мы переживаем некоторое событие. Уже через несколько дней мы помним о нем не вполне точно словно нам шепнули на ухо, а мы не все расслышали. Затем мы рассказываем о нем собеседнику, заполняя пробелы домыслами (чтобы история имела цельный вида мы не смотрелись глупо. Затем мысами уверуем в эти маленькие дополнения к сюжету ив следующий раз повторяем их. Тут вкрадываются еще некоторые модификации. А год спустя мы рассказываем по пьяной лавочке эту историю так, что в ней выдумок еще больше скажем откровенно, она на треть выдумана. Еще через неделю протрезвев, мы не хотим признаваться, что наврали с три короба, а потому следуем модифицированной версии, попутно внеся еще некоторые коррективы. А еще через пять лет рассказ будет верен от силы наполовину, номы готовы божиться и клясться могилой матери, что все таки было. Мы все так поступаем. Вы так поступаете. И я так поступаю. Какими бы честными и благонамеренными мы ни были, мы постоянно вводим окружающих и себя в заблуждение по той простой причине, что наш мозг нацелен на эффективность, а не на точность. Мало того что у нас худая память — настолько худая, что очевидцам не всегда верят в залах суда, — еще и наш ум чрезвычайно предвзят. Почему Наш ум всегда осмысляет текущую ситуацию исходя из наших взглядов и нашего опыта. Каждая новая информация соотносится с ценностями и выводами,
Глава которые мы уже имеем. В результате мозг постоянно предвзят в пользу того, что мы считаем истиной на данный момент. Если у нас отличные отношения с сестрой, мы интерпретируем большинство воспоминаний о ней в позитивном ключе. Если между нами пробежала черная кошка, мы зачастую смотрим нате же воспоминания иначе, объясняя ими свой нынешний гневна нее. Ее подарок на прошлое Рождество кажется уже не теплым, а снобистским. А тот случай, когда она забыла пригласить нас в свой домику озера, выглядит уже не невинной ошибкой, а вопиющим пренебрежением. Выдуманный Мередит рассказ о сексуальном насилии становится понятнее, если учесть ценности, из которых проистекали ее верования. Во-первых, большую часть жизни ее отношения с отцом были натянутыми и непростыми. Во-вторых, у нее была серия неудачных интимных отношений с мужчинами, включая несчастливый брак. Одним словом, если говорить о ее ценностях, она настраивала себя так от близких отношений с мужчинами не жди ничего хорошего. Затем вначале х гг. Мередит стала радикальной феминисткой и взялась исследовать насилие над детьми. Она сталкивалась с одной кошмарной историей за другой, без конца общалась с людьми (обычно женщинами, в детстве пережившими инцест. Она читала сообщения о новейших научных исследованиях — как впоследствии выяснилось, неточных и существенно завысивших частотность покушений на растление. (Самое знаменитое исследование утверждало, что треть взрослых женщин в детстве были жертвами таких покушений. С тех пор доказано, что эта цифра ошибочна) Мало того, Мередит влюбилась. У нее начались отношения с женщиной, которая сама была жертвой ин- цеста: отношения нездоровые, ибо Мередит находилась
Вы во всем неправы (и я тоже в сильнейшей зависимости от подруги, да еще постоянно пыталась спасти ее от травматического прошлого. А та использовала свои былые травмы как оружие, обвиняя других, чтобы обрести сочувствие Мередит (подробнее об этом и о границах в отношениях см. в главе 8). Отношения же Мередит с отцом ухудшились еще сильнее (он был не в восторге от ее лесбиянского увлечения, иона зачастила к психотерапевтам. Психотерапевты, чье поведение определялось их собственными ценностями и убеждениями, снова и снова уверяли ее, что она несчастлива не только из-за стрессов на журналистской работе и неудачной личной жизни есть что-то еще, что-то более глубокое. Примерно в это время в моду вошла так называемая терапия подавленной памяти. Психотерапевт вводит клиента в трансоподобное состояние с целью заново пережить забытые случаи из детства и убрать негатив. Зачастую такие воспоминания позитивны, но идея состоит в том, что среди них есть и воспоминания о травмах. Что же вышло Бедная Мередит, несчастная и погруженная изо дня вдень в истории инцеста и насилия над детьми, сердитая на отца и имеющая опыт одних лишь негативных отношений с мужчинами, казалось, обрела единственного человека, кто понимали любил ее женщину, которая сама пережила инцест. Да еще Мередит угодила в лапы психотерапевта, который снова и снова требовал вспомнить то, чего она не могла вспомнить. Иву- аля: перед вами идеальный рецепт выдуманного воспоминания о сексуальном насилии. Когда наш ум обрабатывает какой-то опыт, он пытается согласовать его с прежним опытом, прежними чувствами и убеждениями. Однако зачастую мы попадаем в ситуации, где прошлое и настоящее противоречат друг другу. Новый опыт бросает вызов всему, что мы привыкли
Глава считать верными правильным. И тогда в попытке достичь когерентности наш ум подчас выдумывает ложные воспоминания. Увязывая нынешний опыт с воображаемым прошлым, он позволяет нам сохранить смысл, который мы уже отыскали. Как было отмечено выше, история Мередит не уникальна. Более того, в е и начале х гг. сотни невинных людей были ложно обвинены в сексуальном насилии при сходных обстоятельствах. Многие из них попали в тюрьму. Представьте, что психотерапевт внушает подсказки человеку несчастному, да еще начитавшемуся сенсаций в СМИ Идет настоящая эпидемия сексуального насилия и сатанинских культов Ивы тоже можете быть жертвой Тут-то подсознательное и начинает корректировать воспоминания и давать такое объяснение нынешнему страданию, которое позволяет человеку чувствовать себя жертвой и избежать ответственности. Терапия подавленной памяти активировала эти подсознательные желания и придавала им форму реальных (с виду) переживаний. Этот процесс и состояние ума, которое получается в результате, сделались настолько распространенными, что им придумали название синдром ложной памяти. Это стали учитывать в суде. Тысячи психотерапевтов потеряли лицензию из-за судебных исков. Терапия подавленной памяти вышла из употребления и была заменена более практичными методами. А современные исследования лишь подтвердили болезненный урок того времени наши убеждения поддаются воздействию, анаши воспоминания крайне ненадежны. Есть масса расхожих советов вроде доверяй себе или доверяй своим чувствам. И прочие приятные на слух клише. Хотя, быть может, лучше поменьше доверять себе. Ведь, если наше сердце и наш ум столь ненадежны, надо чаще
Вы во всем неправы (и я тоже сомневаться в своих интенциях и мотивах. Если все мы ошибаемся на каждом шагу, не заключается ли единственный логический путь к прогрессу в умении усомниться в себе, решительно поставить под сомнение свои верования и предпосылки Возможно, это звучит пугающе и деструктивно. Нов реальности все наоборот. Этот путь не только самый надежный он еще и ведет к свободе. Опасность чистой уверенности
Эрин сидит напротив меня в суши-ресторане и пытается объяснить, почему не верит в смерть. Прошло уже три часа. За это время она съела четыре ролла с огурцом и выпила целую бутылку саке. (И наполовину прикончила вторую бутылку) Это самый разгар вторника, 16 часов. Яне звал ее сюда. Она выяснила по интернету, где я, и примчалась навстречу. Снова. Уже не в первый раз. Эрин, видите ли, убеждена что умеет предотвращать смерть — только для этого ей нужна моя помощь. И помощь не в деловом смысле слова. Ладно бы ей нужен был совет по рекламе. Но дело зашло дальше она хочет, чтобы я был ее бойфрендом. Почему После трех часов расспросов и полутора бутылок саке это все еще неясно. Не подумайте чего снами в ресторане была моя невеста. Эрин решила вовлечь ее в дискуссию. Эрин хотела донести до нее, что готова делиться мной и что моя девушка (а ныне моя жена) не должна чувствовать угрозу с ее стороны. Мыс Эрин познакомились на психологическом семинаре в 2008 г. Она казалась довольно симпатичной. Да, была чуть суеверна, увлекалась нью-эйджем, нос головой
Глава на плечах училась водном из самых престижных вузов и работала адвокатом. Она считала меня славным, остроумными зная меня, вы можете догадаться, что ясней переспал. Через месяц она пригласила меня переехать к ней на другой конец страны. Мне это показалось тревожным сигналом, и я попытался порвать с ней. В ответ она заявила, что наложит на себя руки, если я ее брошу. Вот уж сигнал так сигнал. Я заблокировал от нее почту и все девайсы. Это притормозило, ноне остановило ее. За много лет до нашей встречи Эрин попала в автокатастрофу и едва не погибла. То есть в медицинском плане она и погибла на несколько мгновений деятельность мозга прекратилась. Но врачи совершили чудо оживили ее. А когда она вернулась, то увидела все вином свете. Она стала очень духовной. Заинтересовалась биоэнер- гией, ангелами, универсальным сознанием и картами
Таро. Она верила, что стала целителем и эмпатом, обрела способность видеть будущее. А еще по какой-то причине после нашей встречи решила, что нам с ней вместе уготовано спасти мир (победить смерть, как она говорила. Когда я заблокировал ее, Эрин стала создавать новые электронные адреса, подчас посылая мне с десяток разгневанных писем вдень. Она создавала фейковые акка- унты в Facebook и Twitter, чтобы досаждать мне и моим близким. Она создала двойник моего сайта и написала десяток статьей о том, что я был ее приятелем, лгал ей, обманывал ее, обещал жениться и что мы принадлежим друг другу. Я попросил ее закрыть сайт, иона ответила пожалуйста — но только если я перееду в Калифорнию и буду с ней. Такой вот компромисс. Свои поступки она оправдывала всегда одинаково я — ее судьба, наш союз заключен на небесах. Она
Вы во всем неправы (и я тоже в буквальном смысле проснулась среди ночи от голосов ангелов, которые возвестили ей, что наши особые отношения станут предвестием нового и мирного века на земле. (Да, так она мне и сказала) К тому времени, как мы сидели в суши-ресторане, я получил от нее уже тысячи писем. Отвечал я или не отвечал, отвечал уважительно или сердито, ничего не менялось. Она стояла на своем, и ее вера была неколебимой. А ситуация продолжалась уже семь лети дело на этом не кончится. И вот я сидел в этом ресторанчике и глядел, как Эрин глотает рюмку за рюмкой и часами рассказывает, как духовной энергией вылечила кота от камней в почках. И мои мысли потекли по новому руслу.
Эрин — большой фанат самосовершенствования. На книги, семинары и курсы она истратила десятки тысяч долларов. И самое безумное состоит в том, что усвоенное она старается внедрять в жизнь. У нее есть мечта, и мечту она не предает. Она занимается визуализацией, предпринимает усилия, терпит отказы и неудачи, после чего встает и делает новые попытки. Она неутомимо позитивна. Да еще чертовски высокого мнения о себе. То есть она думает, что может исцелять котов, как Иисус исцелил Лазаря. Ни больше ни меньше. Но ее ценности никуда не годятся, поэтому все это без толку. Пусть она делает все правильно — у нее правоты от этого не прибавляется. Зато уверенности хоть отбавляй. Она прямо сказала мне да, ее главная идея иррациональна, безумна и приносит нам с ней несчастье. Но неизвестно почему, она кажется ей правильным, а потому она не может отказаться от нее и оставить меня в покое. В середине х гг. психолог Рой Баумайстер исследовал понятие зла. Его интересовали люди, которые делают зло зачем они это делают
Глава В ту пору полагали, что люди ведут себя плохо, ибо они о себе невысокого мнения, у них низкая самооценка. Одним из первых и удивительных открытий Баумай- стера было, что зачастую дело обстоит иначе, а обычно и вовсе наоборот. Некоторые из самых отпетых преступников были о себе далеко не низкого мнения. И это высокое мнение, абсолютно ничем необоснованное, оправдывало в их глазах бесчинства, пренебрежение другими людьми. Индивиды считают мерзкие поступки по отношению к другим оправданными, когда неколебимо уверены в собственной праведности, в собственных убеждениях и заслугах. Расисты ведут себя как расисты, ибо убеждены в своем генетическом превосходстве. Религиозные фанатики взрывают себя и убивают десятки людей, поскольку твердо рассчитывают стяжать мученический венец на небесах. Мужчины насилуют и обижают женщин, поскольку убеждены в своем праве на их тела. Злые люди никогда не считают злом себя они считают злом всех остальных. А вспомним нашумевшие эксперименты, ныне известные как эксперименты Милгрэма». (Их провел психолог
Стэнли Милгрэм.) Участникам экспериментов — абсолютно нормальным людям — предлагалось физически наказывать других участников за нарушение определенных правил. С каждым новым нарушением наказание усиливалось. И участники слушались, доходя до настоящего истязания. И почти никто не возражал всерьез, не отказывался. Людям развязывало руки чувство моральной правоты, внушенное экспериментатором. Проблема состоит не только в том, что достичь реальной уверенности практически невозможно поиск уверенности зачастую порождает новую (и более сильную) неуверенность.
Вы во всем неправы (и я тоже Многие незыблемо убеждены в своем высоком профессионализме ив том, какую зарплату они должны иметь. Но эта уверенность отнюдь не улучшает настроение другие люди получают повышение, а они нет. Они чувствуют себя недооцененными и непризнанными. Даже такие простые вещи, как заглянуть в эсэмэски своего бойфренда или спросить друга, что люди говорят о вас, диктуются неуверенностью и болезненным желанием обрести уверенность.
Да, вы можете залезть бойфренду в мобильник, проверить эсэмэски и ничего не найти. Но успокоитесь ли вы на этом В голову полезут мысли а вдруг у него есть второй мобильник? Вы можете чувствовать, что на работе вас обижают и не ценят, а потому не повышают. Это вызывает в вас недоверие к коллегам, заставляет искать двойной смысл в их словах, сомневаться в их чувствах относительно вас. И это в свою очередь делает ваше повышение менее вероятным. Вы можете гоняться за человеком, с которым вам якобы суждено быть вместе, нос каждым отказом и каждой одинокой ночью вы лишь чаще и чаще спрашиваете себя, что выделаете не так. В эти моменты неуверенности и глубокого отчаяния закрадывается коварная мысль мы заслужили право на невинный обман, чтобы добиться своего а другие люди заслужили наказание мы заслужили взять свое, и иногда насильно. Это закон обратного усилия чем больше вы пытаетесь быть уверенными в чем-либо, тем чаще вас посещают неуверенность и сомнения. Однако верно и обратное чем больше вы открываетесь сомнению и незнанию, тем комфортнее вам осознавать свое незнание. Неуверенность избавляет от желания осуждать окружающих. Мы отказывается от предвзятых и стереотипных
Глава мнений о людях, которых видим по телевизору, которых встречаем на работе и на улице. Мы также перестаем осуждать себя. Мы не знаем, любимы ли мы, привлекательны ли мы и какого успеха можем добиться в жизни. Единственный способ достичь желанного состоит в том, чтобы оставаться в неуверенности на сей счет. Надо не быть уверенным, а настраивать себя так жизнь покажет. Неуверенность — корень всякого прогресса и роста. Гласит же старая мудрость, что человек, который считает, что знает все, ничему не учится. Мы ничему не сможем научиться, если сначала не признаем пробелы в своем знании. А чем охотнее мы расписываемся в своем незнании, тем больше возможностей у насесть для научения. Наши ценности несовершенны и неидеальны. Считать их совершенными и идеальными могут только неадекватные и напыщенные догматики, которые не хотят брать на себя ответственность. Единственный способ решить проблемы — это сначала признать, что наши поступки и убеждения доселе были ошибочными и не работали. Без готовности признать свою неправоту невозможны реальные изменения и рост. Прежде чем подобрать себе здоровые ценности и приоритеты, нужно сначала усомниться в нынешних ценностях. Нужно мысленно дистанцироваться от них, увидеть их недостатки и предрассудки, их противоречие фактам взглянуть в лицо собственному невежеству и признать его масштабы. Закон Мэнсона
Наверняка вы слышали о законе Паркинсона: Работа заполняет все время, отпущенное на нее. (Он известен в разных формулировках)
Вы во всем неправы (и я тоже И уж точно вы слышали закон Мерфи: Если что-то может пойти не так, оно пойдет не так. В следующий раз, когда выбудете на крутой вечеринке и захотите блеснуть, попробуйте процитировать закон Мэнсона: Чем больше что-то угрожает вашей идентичности, тем активнее вы избегаете этого. Чем больше нечто угрожает вашему взгляду на себя, вашим понятиям о своем успехе или неуспехе и соответствии собственным ценностям, тем активнее выбудете избегать этого. В знании о том, какое место вы занимаете в мире, есть нечто комфортное. Все, что тревожит этот комфорт, — даже если потенциально это может улучшить вашу жизнь, — по определению пугает. Закон Мэнсона относится и к хорошими к плохим вещам. Если вы заработаете миллион долларов, это может угрожать вашей идентичности не меньше, чем потеря всех денег. Если вы станете знаменитой рок-звездой, это может угрожать вашей идентичности не меньше, чем увольнение с работы. Вот почему люди часто боятся успеха — по той же причине, по которой они боятся неудачи он ставит под угрозу их мнение о себе. Вы не пишете киносценарий, который давно мечтаете написать, поскольку не можете вообразить себя киносценаристом, а только оценщиком страхового убытка (кем вы и работаете. Вы боитесь предложить мужу быть изобретательнее в постели, поскольку это разрушит ваш образ добродетельной женщины. Вы не хотите говорить своему другу, что не желаете его больше видеть, поскольку жесткий разрыв противоречит вашему образу милого и прощающего человека.
Глава Мы постоянно упускаем важные и неплохие возможности, поскольку они угрожают нашему самоощущению и самовосприятию. Они угрожают ценностям, которые мы выбрали ив соответствии с которыми живем. Один мой знакомый без конца говорил, что надо бы выложить свои картины в интернет и заявить о себе как о профессиональном (или хотя бы полупрофессиональ- ном) художнике. Разговоры продолжались годами. Он копил деньги, даже создал несколько разных сайтов и загрузил портфолио. Но он таки не дал этому ход. Причины всегда находились то разрешение плохое, то он нарисовал более удачные вещи, тоне хватает времени повозиться с сайтом. Прошли годы, а он таки не отказался от своей рутинной работы. Почему Несмотря на все свои мечты о заработке искусством, вполне реальная перспектива стать Художником, Который Никому Не Нравится, пугала больше, чем перспектива остаться Художником, о Котором Никто Не Слышал. С последним он уже успел свыкнуться ему было вполне комфортно в роли Художника, о Котором Никто Не Слышал. Другой мой знакомый был завсегдатаем вечеринок, любителем выпить и подцепить девушку. Спустя годы светской жизни он ощутил одиночество и уныние, да и здоровье пошатнулось. Он захотел отказаться от загулов. Со жгучей ревностью отзывался оно тех из нас, кто завел прочные отношения и пустил корни. Носам он не менялся. Шли годы, пустая ночь за пустой ночью и бутылка за бутылкой. И вечно находились извинения. Вечно находилась причина, по которой он не мог остановиться. Отказ от прежнего образа жизни слишком угрожал его идентичности. Он не мыслил себя никем, кроме ту- совщика. Перейти на другие рельсы значило бы совершить психологическое харакири.
Вы во всем неправы (и я тоже У всех насесть ценности. И мы защищаем эти ценности. Мы пытаемся жить в соответствии сними, оправдываем и защищаем их. Даже если мы делаем это не специально, так устроен наш мозг. Как я уже сказал, у насесть предвзятость в пользу того, что мы уже знаем и исповедуем. Если я считаю себя славным парнем, я буду избегать ситуаций, которые могут показать обратное. Если я считаю себя отличным поваром, я постараюсь, чтобы у меня был шанс доказывать это снова и снова. Все идет от убеждения. И доколе мы не изменим свой взгляд на себя, свое самоощушение, мы не сможем преодолеть инерцию и тревогу. Мы не сможем измениться. В этом смысле познание себя и обретение себя могут быть опасными. Они могут закрепить нас в какой-то жесткой роли и обременить ненужными ожиданиями. Они могут закрыть нас от внутреннего потенциала и внешних возможностей. Поэтому не ищите себя. И не говорите, что нашли и познали себя. Так вы продолжите искать и бороться. Так вы останетесь смиренными в своих суждениях и терпимыми к инаковости других людей. Убейте свое Я Сточки зрения буддизма Я — это иллюзия ума, от которой лучше отказаться иллюзорное представление особ- ственном Я лишь завлекает в ловушку, мешает освободиться. В этом смысле и буддизм учит тонкому искусству пофигизма Данный подход к жизни может показаться сомнительным, нов нем есть свои психологические плюсы. Когда мы отказываемся от историй, которые рассказываем себе о самих себе, мы открываемся возможности свободно действовать и — через неудачи — расти.
Глава Когда женщина признается себе, что ее брак несло- жился, она свободна проявить волю и положить ему конец. Исчезает прежнее Я, цепляющееся за несчастливый и дурацкий брак из необходимости что-то доказывать себе. Когда студент признается себе, что он не бунтарь и даже склонен к страхам, он свободен предаться самым честолюбивым замыслам. У него нет причин чувствовать угрозу в погоне за своей научной мечтой, страшиться возможных неудач. Когда оценщик признается, что нив его мечтах, нив его работе нет ничего уникального и особенного, он может честно попытаться написать киносценарий и посмотреть, что из этого выйдет. У меня для вас есть хорошие новости и плохие новости в ваших проблемах нет практически ничего уникального и особенного. Вот почему отказ от Я освобождает. Иногда самопоглощенность сочетается со страхом, основанным на иррациональной уверенности. Когда вы полагаете, что именно ваш самолет разобьется, или что именно ваш проект все назовут идиотским, или что именно вас все высмеют и растопчут, вы по сути говорите себе Я — исключение из правила, я не такой, как все остальные я уникальный и особенный. Это чистой воды нарциссизм. Вы полагаете, что именно ваши проблемы заслуживают особого обращения, что именно ваши проблемы уникальны и не подчиняются законам физической вселенной. Даю совет оставьте мысли о собственной неповторимости. Взгляните на себя трезвее и реалистичнее. Не смотрите на себя как на восходящую звезду или непризнанного гения. Не смотрите на себя как на уникальную жертву или феерического неудачника. Говорите о себе самые простые вещи скажем, вы — студент, партнер, друг, творец.
Вы во всем неправы (и я тоже Чем более узкую и редкую идентичность вы для себя выберете, тем больше вещей вам будут казаться опасными. А потому дайте себе максимально простое и незатейливое определение. Зачастую это означает необходимость отказаться от грандиозных представлений о себе будто вы уникально умны, невероятно талантливы — или виктимизированы настолько, что никто и представить не может. Это означает отказ от чувства, что все вам чего-то должны. Это означает отказ от эмоциональных наркотиков, на которых высидели годами. Как наркоману, слезшему с иглы, вам придется пережить ломку, если вы отбросите иллюзии. Но только тогда у вас все начнет налаживаться. Как стать менее уверенным в себе Научиться задавать себе критические вопросы, сомневаться в своих мыслях и убеждениях чрезвычайно сложно. Однако это реально. Вот вопросы, которые помогут вам культивировать в себе неуверенность. Вопрос № 1: Что, если я ошибаюсь?»
Одна моя знакомая собралась замуж. Ей сделал предложение серьезный человек. Он не пьет. Не бьет и не обижает ее. Он дружелюбный, и у него хорошая работа. Однако после помолвки ее брат прожужжал ей все уши про незрелый жизненный выбор мол, наплачется она с этим человеком, и делает большую ошибку, и вообще ведет себя безответственно. Она спрашивала брата А тебе-то что Почему это так тебя волнует Он неизменно отвечает Да ничего, и уж точно ничего личного. Просто пытаюсь быть полезным, забочусь о младшей сестре. А ведь что-то его беспокоит. Может, вылезли комплексы насчет брака. Может, ощущает в ее женихе соперника.
Глава Может, ревнует. А может, настолько привык считать себя жертвой, что неспособен заботиться о счастье ближнего, не пытаясь сделать его несчастливым. Как правило, мы невидим себя со стороны. Зачастую мы последними замечаем, что мы гневаемся, ревнуем или расстраиваемся. И есть только один способ снять шоры сглаз избавиться от железных доспехов уверенности, постоянно сомневаться в собственных мотивах. Ане ревную ли я И если да, то почему Ане разозлился ли я А что, если она права, а я лишь защищаю свое самолюбие Подобные вопросы должны войти в умственную привычку. Во многих случаях само их возникновение делает нас более смиренными и сострадательными, что необходимо для решения множества проблем. Сделаем оговорку сам факт, что вы сомневаетесь в своей правоте, необязательно означает вашу неправоту. Если вас поколотил муж зато, что на плите жаркое подгорело, а выспрашиваете себя, не зря ли вы обижаетесь на него, — весьма возможно, что они впрямь дурно обошелся с вами. Ведь смысл состоит не в том, чтобы возненавидеть себя, а в том, чтобы задать вопрос и взглянуть на ситуацию критически. Следует помнить чтобы в вашей жизни произошли перемены, вы должны найти у себя ошибки. Если вы целыми днями чувствуете себя несчастным, это означает, что вы уже в чем-то серьезно напутали. И доколе вы не разберетесь, где вышла ошибка, ничего не изменится. Вопрос № 2: Что означала бы моя неправота Многие способны спросить себя, не ошибаются ли они. Значительно меньшее число людей способны сделать
Вы во всем неправы (и я тоже следующий шаги осмыслить, что означает их неправота. Ведь потенциальный смысл может оказаться весьма болезненным. Не только наши ценности оказываются под угрозой еще и надо думать, как выглядит и ощущается кардинально иная ценность. Аристотель писал Образованный ум умеет рассматривать мысль, не соглашаясь с ней. Изучать и оценивать ценности, необязательно принимая их, — вот, пожалуй, главное умение, которое необходимо для позитивного изменения собственной жизни.
Вспомним случай с братом моей знакомой. Ему бы следовало спросить себя Допустим, я неправ насчет замужества сестры. Что это означает Часто ответ на подобные вопросы очевиден Я эгоистичная/закомплек- сованная/нарциссическая задница. Если он ошибается и его сестре повезет — и у нее будет здоровый и счастливый брак, то объяснить его поведение остается лишь через комплексы и кретинские ценности. Он полагает, что лучше сестры знает, как ей жить, а она неспособна принимать важные жизненные решения. Он полагает, что у него есть право и ответственность решать за нее. Он уверен, что права остальные ошибаются. Но даже разоблачив такое поведение — в брате моей подруги или в себе — его трудно признать. Это болезненно. А кому же хочется задавать себе сложные вопросы. Однако без подобных зондирующих вопросов не добраться до проблем, которыми мотивируются его/наши безумные поступки. Вопрос № 3: Признание неправоты создаст для меня и других людей большие или меньшие проблемы, чем сейчас Это — лакмусовая бумажка. Так можно выяснить, есть ли у нас прочные ценности или мы полные невротики
Глава без царя в голове, которых кидает тов одну сторону, тов другую. Надо выяснить, какая проблема лучше. Ведь как сказал Панда Разочарования, жизненные проблемы неисчерпаемы. Взять хотя бы брата моей подруги. Какие возможности у него есть А. По-прежнему нагнетать обстановку в семье, отравлять людям жизнь, подрывать доверие и уважение к себе сестры — из-за одной лишь смутной догадки (кто-то назовет ее интуицией, что выбранный спутник жизни ей не подходит. Б. Усомниться в собственной способности думать за сестру, вести себя поскромнее и довериться ее умению принимать решения ив любом случае жить с последствиями своей любви и уважения к ней. Большинство людей выберут А. Оно и понятно так легче всего. Думать не надо, ни во что вникать не надо, терпимо относиться к чужими неприятным решениям не надо. Нов итоге несчастливы все участники ситуации. Здоровые и счастливые отношения, основанные надо- верии и уважении, создает вариант Б. Он склоняет к скромности и признанию своего невежества. Он позволяет людям преодолеть свои комплексы и увидеть, где они ведут себя импульсивно, несправедливо и эгоистично. Однако вариант Б труден и болезнен. Поэтому выбирают его немногие. Возмущаясь помолвкой сестры, брат начал воображаемую битву с самим собой. Разумеется, он считал себя рыцарем. Но все это чистой воды придурь в основе лежат сумасбродные ценности и критерии. Ибо горькая правда
Вы во всем неправы (и я тоже состоит в том, что он предпочтет разрушить отношения с сестрой, чем допустить собственную неправоту (хотя такое признание еще и помогло бы преодолеть комплексы, ставшие причиной ошибки. Одно из немногих правил, которые я установил для себя с годами, звучит так Если я считаю одно, а все остальные другое, то намного вероятнее, что ошибаюсь я. Это показал опыт. Бессчетное число разя вел себя как полный и закомплексованный идиот, глубоко убежденный в абсолютной ерунде. Яне хочу сказать, что большинство всегда право. Да, бывают случаи, когда вы правы, а остальные — нет. Но такова жизнь если вам кажется, что вы — против всего мира, скорее всего, вы идете против самого себя и только.
Неудача путь вперед
Глава Неудача — путь вперед
Я ничуть не лукавлю да, мне повезло. Я окончил университет в 2007 г, как раз поспев к финансовому коллапсу и Великому экономическому спаду. Рынок труда был плох, как никогда за последние восемьдесят с лишним лет. Примерно в это время выяснилось, что моя соседка по съемной квартире не платила за нее уже три месяца. Когда с ней заговорили об этом, она расплакалась, аза- тем исчезла, предоставив нам со вторым соседом решать ситуацию. Прощайте, последние сбережения. Последующие полгода я спал на диване приятеля, перебивался случайными работами и пытался не оказаться совсем уж по ушив долгах при поиске настоящей работы. А где же тут везение Во взрослый миря вступил неудачником. Я сразу оказался на дне. Обычно такие проблемы возникают позже. Эта опасность угрожает людям, которые начинают новый бизнес, меняют профессию или уходят с плохой работы. А тут нате, пожалуйста не успел оглянуться — сразу попал в ситуацию, которая дальше может только улучшаться. Чем невезение. Когда ты спишь на вонючем матрасе, подсчитываешь мелочь — по карману ли «Макдоналдс» — и разослал двадцать резюме, не получив ни слова в ответ, то идея начать блог и дурацкий бизнес в интернете уже не кажется безумной. Если все мои проекты провалились, а все мои резюме отправились в мусорную корзину, хуже не будет. Почему бы не попробовать
Глава Неудача — понятие относительное. Если бы я мечтал стать анархо-коммунистом и революционером, то моя неспособность сделать деньги в 2007–2008 гг. была бы бешеным успехом. Но поскольку я, как и большинство людей, хотел найти после вуза первую серьезную работу, которая позволит заплатить по счетам, я был полным неудачником. А ведь я вырос в богатой семье. Уж чего-чего, а денег хватало. Но их чаще использовали, чтобы избежать проблема не решать их. Ив этом есть свои плюсы я рано усвоил, что деньги не самоцель. Куча денег не принесет счастья, а какой-нибудь нищеброд может радоваться жизни. Стало быть, деньги не критерий того, чего я стою. Я ценил другое свободу, автономию. Идея стать предпринимателем всегда влекла меня, ибо я терпеть не мог подчиняться и предпочитал делать все по-своему. Перспектива работать в интернете была мне по душе, поскольку предполагала вольный графики возможность выполнять ее в любом месте. Я задал себе простой вопрос Что мне симпатичнее делать хорошие деньги на работе, которую я ненавижу, — или заниматься интернет-предпринимательством, но поначалу бедствовать Ответ пришел сразу конечно, второе. Тогда я спросил себя Допустим, я сделаю эту попытку, а спустя несколько лет выяснится, что ничего не вышло. Что я потеряю И ответил себе Ничего. Вместо бедного, безработного и неопытного летнего человека я стану бедным, безработными неопытным летним человеком. Невелика беда. При такой ценности именно отказ от своих проектов стал бы неудачей, а не безденежье, не отсутствие опыта работы для резюме и не нужда ночевать у друзей и близких (что продолжалось еще почти года два.
Неудача путь вперед
Парадокс успеха/неудачи
Однажды Пабло Пикассо, уже в старости, сидел в испанском кафе и рисовал что-то на использованной салфетке. Он не относился к таким вещам серьезно малевал то, что на секунду заинтересовало, как подростки рисуют пе- нисы в туалетных кабинках. Но Пикассо есть Пикассо: каракули поверх кофейных разводов были интересными кубистскими/импрессионистскими замыслами. Неподалеку сидела женщина и глядела на него с благоговением. Наконец Пикассо допил кофе и смял салфетку, собираясь уходить. Женщина остановила его. Погодите, — сказала она, — можно мне взять салфетку, на которой вы рисовали Я заплачу за нее».
«Конечно, — ответил Пикассо, — 20 тысяч долларов».
Женщина отшатнулась, словно он бросил в нее кирпич. Как У вас ушло всего две минуты на рисунок. Нет, мадам, — возразил Пикассо, — на рисунок ушло больше шестидесяти лет. Он положил салфетку в карман и вышел из кафе. Успех в любом деле основан на тысячах мелких неудач. И величина успеха основана на том, сколько раз вытерпели неудачу. Если кто-то лучше вас делает что-либо, скорее всего, они чаще вас сталкивался с неудачей. Если кто-то хуже вас, вполне возможно, он не прошел тот горький опыт жизненных уроков, который выпал вам. Представьте, как ребенок учится ходить. Он сотни раз падает и ушибается Но он жене останавливается и не думает Пожалуй, ходьба не для меня. У меня ничего не получается».
Желание избегать неудач возникает позднее. Думаю, оно во многом обусловлено нашей системой образования, которая жестко ориентирована на успехи наказывает
Глава за неуспеваемость. Немалую роль играют властные и строгие родители, которые не позволяют детям набивать шишки и наказывают за попытки сделать что-то по-новому или по-своему. А тут еще и СМИ, которые бесконечно рассказывают о чужих звездных успехах, не показывая тысячи часов скучного и монотонного труда, который потребовался для достижения этого успеха. В итоге большинство из нас начинают бояться неудач, инстинктивно избегать их, держаться лишь старых и надежных путей. Однако это душит и сковывает наши возможности. Подлинно успешны мы можем быть лишь в том, в чем захотим терпеть неудачу. Если мы неготовы к неудачам, значит, нами не слишком нужен успех. Боязнь неудач во многом вызвана дурацкими ценностями. Допустим, я сужу о себе по способности делать своих знакомых такими, как я. Это не жизнь, а сплошная нервотрепка. Ведь моя неудача на 100% определяется не моими действиями, а действиями других людей. Тут я не контролирую ситуацию моя самооценка полностью зависит от окружающих. Вместо этого можно выбрать другой критерий (улучшение социального аспекта жизни) и другую ценность хорошие отношения с окружающими. Тогда все в моих руках я сам кузнец своего счастья и самоуважения.
Как мы уже видели в главе 4, наши ценности дерь- мовы, если они завязаны на осязаемые и внешние цели, лежащие вне нашего контроля. Погоня за этими целями вызывает сильную тревогу. И даже если нам удается достигнуть их, они вызывают в нас чувство пустоты и бессмыслицы успех пришел и что делать дальше, неизвестно. Как мы опять же видели, качественные ценности ориентированы на процесс. Допустим, мы стремимся быть
Неудача путь вперед честными с окружающими, и наш критерий — честность. Очевидно, что рази навсегда добиться этой цели невозможно проблема возникает снова и снова. Каждый новый разговори каждое новое общение приносит новые вызовы и новые возможности для честного подхода. Эта ценность — постоянный процесс длиной в жизнь, который не может завершиться. Или, скажем, ваша ценность — успех поземным мерками измеряете вы его покупкой дома и дорогой машины. Двадцать лет выбудете вкалывать как проклятый, а когда достигнете цели, ваш жизненный критерий уже ничего не даст вам. И тогда начнется кризис среднего возраста, поскольку проблема, которая стимулировала вас всю вашу взрослую жизнь, исчезнет. А других возможностей для роста и совершенствования невидно, тогда как счастье нам приносит именно роста недлинный список субъективных успехов. В этом смысле цели в обычном понимании — окончить институт, купить дому озера, сбросить семь килограмм — могут дать лишь ограниченное счастье. Они хороши для достижения краткосрочных и быстрореализуемых выгод. Но строить по ним жизнь никак нельзя.
Пикассо творил всю жизнь. Ему было уже за девяносто, а он продолжал рисовать до самых последних лет жизни. Если бы он лишь мечтал стать знаменитым, или заработать больше других художников, или нарисовать тысячу картин, в какой-то момент наступила бы стагнация. Он погряз бы в тревогах и сомнениях. Он бы не смог совершенствоваться и находить новые пути в творчестве десятилетие за десятилетием. Он добился успеха по той же самой причине, по которой с удовольствием рисовал на салфетках в кафе. Его фундаментальная ценность была простой и скромной. И не предполагала совершенства, те. конца. Она состояла
Глава в честном самовыражении. И именно это сделало салфетку столь ценной. Страдание — часть процесса В е гг. польский психолог Казимир Дабровский изучал людей, переживших Вторую мировую войну как они справились со своей травмой. На долю поляков выпало немало бедствий люди пережили или видели массовый голод, сильные бомбежки, холокост, пытки военнопленных, изнасилования и/или убийства близких (сначала нацистами, затем через несколько лет советскими солдатами. Изучая жертв, Дабровский заметил нечто странное и удивительное. Многие полагали, что тяжкие страдания и травмы, пережитые ими в годы войны, сделали их лучше, ответственнее и даже счастливее. Многие считали, что до войны они были другими людьми не умели ценить и благодарить близких, ленились, погрязали в мелочных проблемах, принимали все блага как должное. После войны они обрели некую внутреннюю силу и умение благодарить, а также сохранять спокойствие перед лицом мелких бытовых неприятностей. Конечно, пережитое было кошмаром. Люди многое бы отдали, чтобы этого не случилось. Многие все еще страдали от эмоциональных шрамов и ран, оставленных войной. Но некоторым из них удалось с помощью этих шрамов серьезно измениться в лучшую сторону. И они в этой трансформации не одиноки. Многие достигли наибольшего лишь перед лицом тягот. Зачастую боль делает нас сильнее, крепче, жизнеспособнее. Неслучайно многие люди, перенесшие рак, говорят, что вышли из этой битвы более сильными и благодарными. Многие солдаты говорят, что обрели психологическую
Неудача путь вперед устойчивость после того, как пережили опасности военной зоны.
Дабровский считал, что страх, тревога и печаль не всегда нежелательны и вредны для ума зачастую без них не обходится психологический рост. Отрицать эту боль — значит отрицать наш собственный потенциал. Как для накачки мышц нужно терпеть физическую боль, так нужно терпеть эмоциональную боль для развития эмоциональной устойчивости, самостоятельности, сострадания, да и вообще для обретения счастья. Часто нас по-настоящему меняют лишь тяжелые испытания. Лишь когда мы ощущаем сильную боль, мы готовы взглянуть на наши ценности испросить себя, почему они подвели нас. Нам нужен экзистенциальный кризис, чтобы мы объективнее посмотрели на то, что считаем смыслом жизни, а затем изменили линию действий. Называют это по-разному: и падение до дна, и экзистенциальный кризис. Я предпочитаю другое наименование выдержать бурю дерьма. Выбирайте, что вам больше подходит. Возможно, вы сейчас переживаете такую бурю. Возможно, вы выходите из тяжелого кризиса и ощущаете замешательство, ибо все, что вы раньше считали правильным, нормальными хорошим, оказалось диаметрально противоположным. И это хорошо все только начинается. Повторю снова и снова боль — часть процесса. Почувствовать ее очень важно. Ибо если высчитаете себя уникальным, ищете наркотики и обезболивающие, иллюзорное позитивное мышление, если вы не относитесь к себе строго, вам не выработать нужной мотивации для реальных перемен. Помню, в детстве, когда в нашей семье появлялся новый видеомагнитофон или стереосистема, я нажимал на каждую кнопку, втыкали вынимал каждый шнур
Глава и кабель посмотреть, как все устроено. И со временем понимал, как система работает. А поскольку я это знал, зачастую только я в доме ей и пользовался Так часто бывало с поколением игрек родители считали меня чуть лине вундеркиндом. В их глазах способность запрограммировать телевизор со стереосистемой, не подглядывая в инструкцию, делала меня новым воплощением Теслы. Легко смотреть свысока на поколение родителей и хихикать над их технофобией. Однако с годами я все больше понимаю у всех насесть области в жизни, где мы ведем себя, как мои родители со стереосистемой. Сидим, смотрим и беспомощно разводим руками Но как А тут надо лишь взяться задело. Я часто получаю письма с вопросом Но как И уже много лет не знаю, что на них отвечать. Вот девушка, чьи родители, иммигранты, всю жизнь копили на то, чтобы она стала врачом. Она и впрямь поступила на медицинский факультет, но он ей осточертел. Она в гробу видала эту профессию и всей душой хочет бросить вуз. Для нее эта ситуация тупиковая. Настолько тупиковая, что она шлет в интернете письмо незнакомцу мне) с глупыми незатейливым вопросом Как мне бросить университет А вот студент, который запал на преподавательницу. Он мучается по поводу каждого жеста, каждой шутки, каждой улыбки, каждого обмена репликами и посылает мне роман на 28 страницах, который заканчивается вопросом Как мне пригласить ее на свидание Или мать-одиночка, чьи дети выросли, окончили университет, но лоботрясничают живут у нее дома, едят ее еду, тратят ее деньги и не уважают ее личное пространство. Она хочет, чтобы дальше они жили сами. Она хочет, чтобы они не сидели у нее на шее. Но она до смерти
Неудача путь вперед боится оттолкнуть их. Она настолько испугана, что задает вопрос мне Как мне попросить их переехать Таковы «стереосистемные» вопросы. Со стороны кажется чего проще — нечего рассуждать, просто возьми и сделай. Однако изнутри, сточки зрения каждого из этих людей, вопросы невыносимо сложны и запутанны: эдакие экзистенциальные загадки, закутанные в тайну и помещенные внутрь кубика Рубика. Боль — вот, в чем все дело. Написать заявление об отчислении из университета несложно. Но как разбить сердце родителей Сказать преподавательнице, что приглашаешь ее на свидание несложно. Ноне окажешься ли в глупом положении И не столкнешься лис отказом Попросить молодых людей переехать в другой дом несложно. Но как быть с чувством, что бросаешь собственных детей?
Большую часть юности и даже вначале взрослой жизни я страдал от социофобии. Я целыми днями пытался отвлечь себя видеоиграми, а ночами много пили курил, чтобы снять беспокойство. Многие годы сама мысль о том, чтобы заговорить с незнакомцем — особенно привлекательным, — казалась невозможной. Ягодами пребывал словно в трансе, терзаясь дурацкими вопросами Как Как можно просто подойти к человеку и заговорить с ним Как у людей это получается У меня сформировались совершенно бредовые убеждения вроде того, что нельзя заводить беседу с человеком, пока в этом нет практической необходимости, или что женщины примут меня за скрытого насильника, если я лишь скажу привет. Проблема состояла в том, что мои эмоции определяли мою реальность. Поскольку мне казалось, что люди не хотят со мной разговаривать, я стал верить, что люди
Глава не хотят со мной разговаривать. Отсюда и «стереосистем- ный» вопрос Как можно просто подойти к человеку и заговорить с ним Поскольку мне не удавалось отделить то, что я чувствовал, оттого, кем я был, я не мог выйти за пределы самого себя и увидеть мир таким, какой он есть простым местом, где двое могут в любой момент подойти друг к другу и заговорить. Многие, испытывая какую-то форму боли, гнева или печали, все бросают и стараются заглушить свои чувства. Им нужно срочно почувствовать себя хорошо, даже если для этого придется забыться, впасть в самообман или вернуться к ошибочным ценностям. Учитесь жить с болью, которую выбрали. Вместе с новой ценностью вы выбираете для себя и новую форму боли. Дорожите ей. Смакуйте ее. Встречайте ее с распростертыми объятиями. А затем действуйте, невзирая на нее. Лгать не буду небо покажется с овчинку. Ноне так уж все и сложно. Допустим, вы утратите ориентиры. Однако об этом мы уже говорили вы ничего не знаете. Даже если думаете, что знаете, вы не знаете реальную ситуацию. Так что же вам терять Такова жизнь точного знания нет, но нельзя сидеть сложа руки. Такова вся жизнь. В этом смысле ничего не меняется. Даже когда вы счастливы. Даже когда вы бздите волшебным порошком. Даже когда вы вытягиваете счастливый билет и покупаете флот аквабайков, вы все равно не знаете, что делаете. Не забывайте об этом. И не бойтесь этого. Принцип Делайте что-нибудь» В 2008 г, проработав по специальности шесть недель, я уволился, чтобы заняться интернет-бизнесом. Я понятия не имел, как и чего, но решил уж если мне суждено
Неудача путь вперед быть нищими несчастным, так пусть я буду нищими несчастным на работе по душе. К тому же я был поглощен романами. Да пусть все идет к черту — почему бы не начать блог, посвященный свиданиям В первое утро свободного плавания меня охватил ужас. Я сидел у ноутбука, впервые осознав, что полностью несу ответственность за все свои решения и их последствия. Я несу ответственность зато, чтобы научиться веб-дизайну, интернет-маркетингу, оптимизации поисковых систем и прочей эзотерике. Все лежит на моих плечах. А потому я сделал то, что сделал бы любой летний человек, который только что уволился с должности и понятия не имеет, что делать скачал несколько компьютерных игр и избегал работы, как вируса Эболы. Недели шли. Баланс на счету таяли стало ясно, что необходима стратегия как засучить рукава, чтобы новый бизнес сдвинулся с мертвой точки. И вдруг с неожиданной стороны пришла подсказка. Когда я учился в школе, наш учитель математики мистер Паквуд говорил Если вы завязли с проблемой, неси- дите сложа руки. Начните над ней работать. Даже если вы не знаете, что делаете, сам факт работы обязательно приведет к тому, что в голове появятся правильные идеи. В тот период, когда я пробовал встать на ноги и каждый день давался нелегко когда понятия не имел, что делать дальше, и боялся результатов (или их отсутствия, совет мистера Паквуда стал всплывать у меня из подсознания. Я услышал в нем девиз Не сидите сложа руки. Делайте что-нибудь
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта