Главная страница
Навигация по странице:

  • Духовный выбор.

  • Революционные годы.

  • Последние годы, Арест и расстрел.

  • для подготовке к экзамену по философии. Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский. Павел Александрович Флоренский


    Скачать 19.62 Kb.
    НазваниеПавел Александрович Флоренский
    Анкордля подготовке к экзамену по философии
    Дата12.07.2022
    Размер19.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПа́вел Алекса́ндрович Флоре́нский.docx
    ТипДокументы
    #629498

    Па́вел Алекса́ндрович Флоре́нский родился в 1882 году — священник Русской православной церквибогословрелигиозный философпоэт, инженер.

    Духовный выбор. По благословению епископа Антония (Флоренсова) в 1904 году поступил в Московскую духовную академию, где у него возник замысел сочинения «Столп и утверждение истины», которое он завершил к концу обучения в 1908 году; был удостоен за эту работу Макариевской премии. По окончании академии читал лекции по курсу истории философии в академии, а также преподавал математику в Сергиево-Посадской женской гимназии. В 1911 году принял священнический сан и защитил магистерскую диссертацию «О духовной истине». Был назначен экстраординарным профессором Московской духовной академии по кафедре истории философии. Флоренский был заинтересован «делом Бейлиса» — фальсифицированным обвинением еврея в ритуальном убийстве христианского мальчика. Он публиковал анонимные статьи, будучи убеждённым в истинности обвинения и действительности употребления евреями крови христианских младенцев. Взгляды Флоренского при этом эволюционировали от христианского антииудаизма до расового антисемитизма. По его мнению, «даже ничтожной капли еврейской крови» достаточно, чтобы вызвать «типично еврейские» телесные и душевные черты у целых последующих поколений. «В то время как духовная элита России, либеральная общественность, а также православные христиане возмущенно и с отвращением реагировали на процесс, проводимый антисемитами на основе фальсификаций— причем никто из православных богословов не был готов защищать перед судом тезис относительно ритуальных убийств, — Флоренский, мобилизовав всю свою учёность, искал «аргументы», подтверждающие обвинение в кровопролитии.— Флоренский откровенно сознавался, что вина или невиновность подсудимого Бейлиса его нисколько не интересует, тем более что «прохвосты со всего мира» пытаются запутать ситуацию; гораздо важнее то, что к еврейству в целом пристало «общее подозрение в ритуальных убийствах как одно из проявлений мистического влечения к крови».

    Революционные годы.

    События революции 1917 года воспринял как живой апокалипсис и в этом смысле метафизически приветствовал, но философски и политически всё более склонялся к теократическому монархизму.  Участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, являясь её учёным секретарём; составил опись икон и древних панагий. Пытался убедить власти, что Троице-Сергиева лавра — величайшая духовная ценность и не может сохраниться как «мёртвый музей». На Флоренского поступали доносы, в которых его обвиняли в создании монархического кружка. Павел Флоренский написал ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа», «Иконостас», работал над воспоминаниями, написал статью «Обратная перспектива». В 1922 году он издал за свой счёт книгу «Мнимости в геометрии». В этой книге Флоренский доказывал также существование «границы между Землёй и Небом», располагавшейся между орбитами Урана и Нептуна.

    Последние годы, Арест и расстрел.

    В начале 1930-х годов против него была развязана кампания в советской прессе со статьями разгромного и доносительского характера.  В 1933 года последовал арест и через 5 месяцев — осуждение на 10 лет заключения. Выслан по этапу в восточно-сибирский лагерь. Флоренского определили работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа. Находясь в заключении, Флоренский написал записку «Предполагаемое государственное устройство в будущем». Наилучшим государственным устройством Флоренский полагал диктатуру, изолированную от внешнего мира. Возглавлять такую диктатуру должен вождь с выдающимися волевыми качествами. Переходной, несовершенной стадией в движении к такому вождю Флоренский считал Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини. Некоторые авторы оспаривали авторство Флоренского, настаивая на том, что рукопись создана в заключении. В 1934 году был направлен в Сковородино на опытную мерзлотную станцию. Здесь Флоренский проводил исследования, которые впоследствии легли в основу книги его сотрудников Н. И. Быкова и П. Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней». Также в этом году был помещён в изолятор лагеря. В ноябре 1934 года он начал работать на Соловецком лагерном заводе йодной промышленности, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и запатентовал 4 научных разработки.

    25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Точная дата смерти неизвестна. Дата 15 декабря 1943 года, указанная в извещении, высланном родственникам, была ложной. Похоронен этот выдающийся деятель российской науки, который внёс неоценимый вклад в самые различные области знаний, на Левашовой пустоши под Ленинградом, в общей безымянной могиле. В одном из своих последних писем он с горечью писал, что истина состоит в том, что за всё, что даёшь миру хорошего, ждёт расплата в виде страданий и гонений.

    Павел Флоренский, биография которого очень схожа с биографиями многих российских деятелей науки и культуры той поры, был посмертно реабилитирован. А через пятьдесят лет после его смерти увидала свет последняя книга учёного. В ней он размышлял о государственном устройстве будущих лет.


    написать администратору сайта