Педагогическая теория Гербарта
Скачать 106.77 Kb.
|
в) Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци,— это согласие с природой. Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание. г) Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». 67. а) Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Такой путь обучения он пытался сделать универсальным, что является неправильным. Обучение должно идти, по его мнению, в строгой последовательности. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться. Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические навыки. Разум, указывал он, всего лучше развивается посредством занятий, связанных с трудом и практикой. Он считал, что школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями, должна обязательно прививать им умение и навыки. Умение действовать развивается специальными систематическими упражнениями, расположенными в порядке нарастающей трудности — «от навыка в крайне простых делах к навыку в крайне сложных». б) Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основные требования он изложил в виде 33 законов и правил обучения. Он прежде всего настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них — к обозначающим их словам. Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными их органам чувств, Дистервег в то же время подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком всего чувственно воспринимаемого им материала. Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого материала. Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистервега, всегда носит воспитывающий характер. Эффективность метода обучения определяется, по Дистервегу, тем, насколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. 68. а) Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путём осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. б) Дидактика Руссо основана на развитии у ребёнка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Всё должно быть предоставлено восприятию ребёнка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность — сама природа, сами жизненные факты. Руссо выступает за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе с тем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребёнка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью. в) Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются концепцией, в основе которой лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить. г) Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными их органам чувств, Дистервег в то же время подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком всего чувственно воспринимаемого им материала. Наглядное обучение у него связано с правилами «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от более легкого к более трудному», «от известного к неизвестному». 69. а) Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремёсел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности. б) По мнению Руссо физический труд — это неизбежная обязанность общественного человека. Свободный человек должен владеть разными видами ремёсел, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. Труд — общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство. в) Попытка соединения обучения с производительным трудом была одним из важных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. Во время работы, а также в свободные от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Песталоцци придавал труду детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях. г) Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобретали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простейшими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей. 70. Общекультурное развитие страны базируется на образовании, просвещении, поэтому одной из ведущих задач государства Петр I считал переустройство школьного дела. Уже в начале века появились светские государственные школы различных типов. Новые школы имели ярко выраженный характер реального учебного заведения с профессиональным уклоном. В 1701 г. в Москве открылась школа «математических и навигацких наук», которая занималась подготовкой моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, учителей, писарей, мастеровых и т. п. Учеников предписано было набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». В школе изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. В школе обучалось не менее 200 человек, полный комплект учащихся определялся в 500 человек. Учащиеся поступали в возрасте 12–17 лет, а иногда и 20 лет. Определенного срока обучения не было. В 1715 г. старшие классы школы переведены в Петербург и на их базе была создана Морская академия. Она функционировала на основе строгой дисциплины как военно-учебное заведение. В Академии занималось 300 учеников. Учащиеся изучали арифметику, геометрию, артиллерию, навигацию, фортификацию, географию, корабельное дело, рисование, танцы. С момента своего основания Морская академия планировалась как привилегированное дворянское учебное заведение. Однако в первой четверти XVIII в. образование было ценностью для немногих. Даже в Морскую академию дворянство шло неохотно. Поэтому сословный состав был в ней достаточно пестрый. Морская академия в отличие от Навигацкой школы была военным учебным заведением. Ее ученики были вооружены ружьями, несли караул, носили форменное обмундирование. В 1720 г. Петр I принял морской устав, который требовал высокой дисциплины и ответственности. В академии по сравнению с Навигацкой школой не только специальное, но и общее образование расширилось: наряду с математическими и военными дисциплинами в ней преподавались политика, геральдика, гражданские законы, гражданская архитектура и другие «шляхетные науки», а также семь иностранных языков (по-видимому, на выбор): английский, французский, немецкий, шведский, датский, итальянский, латинский. «Военная часть» обучения должна была состоять, согласно адмиралтейскому регламенту, из артиллерии, навигации и фортификации, обучения с мушкетами и др. В 1706 г. в Москве была открыта хирургическая школа, в 1712 г. – инженерная и артиллерийская школы. В 1714 г. был издан Указ об открытии цифирных школ, светских начальных школ с математическим уклоном. В Указе говорилось: учить счету, арифметике, начальным основаниям геометрии, грамоте детей дворян, приказного чина, дьячих и подьяческих от 10 до 15 лет, кроме крестьян. В 1721 г. В.Н.Татищевым организованы горные училища на Урале. Развитие международных связей способствовало развитию лингвистического образования. В 1701 г. в Москве открылась школа по обучению учащихся шведскому, латинскому, немецкому языкам. В 1703 г. начала функционировать гимназия Глюка, в которой обучали «греческому, латинскому, итальянскому, французскому, немецкому и иным разным языкам и философской мудрости». Кроме светских, в петровское время возникли духовные школы, где сочеталось духовное и светское образование. В 1721 г. был издан «Духовный регламент», автором которого являлся профессор Киевской академии, сторонник реформ Петра Феофан Прокопович. Он считал необходимым воспитать новое духовенство, более просвещенное, преданное делу Петра. Для подготовки нового духовенства предлагалось организовать церковные школы трех типов: архиерейские (элементарные) школы, семинариумы с 8-летним курсом и академию. Новые духовные школы были закрытыми учебными заведениями гуманитарного типа, где изучали латинский язык, грамматику, историю, географию, арифметику, геометрию, логику или диалектику, риторику, физику, богословие. В духовных школах царил дух суровой дисциплины. Учащиеся должны были вставать, молиться, учиться, есть, гулять по звонку, «как солдаты на барабанный бой». 5 августа 1786 г. утвержден Устав народных училищ, по которому в России должны были открываться два типа народных училищ – главные и малые. Главное народное училище имело в составе 4 класса с курсом обучения на «языке природном» в течение 5 лет. По учебному плану в I классе изучались чтение, письмо, нумерация, священная история, краткий катехизис; во II классе добавлялись русская грамматика, чтение книги «О должностях человека и гражданина», рисование; в III и IV классах, кроме перечисленных, должны были изучаться история русская и общая, естествознание, география, геометрия, физика, механика, латинский язык и один из иностранных языков (для желающих). В учебный план малых народных училищ входили предметы, соответствовавшие первому и второму классам главного училища. Училища организовывались только в городах. В течение XVIII в. возрастало внимание общества и государственной власти женскому образованию и воспитанию. Уже в первой половине века даже небогатые семьи обучали языку мальчиков и дс вочек вместе. Женщины знатных семей получали знание по чтению, письму, арифметике, истории, географии. Почти все аристократки говорили по-немецки, возможно и по-французски, играли на лютне, клавесине, танцевали. Чаще всего девочек учили дома или в частных школах. В 1764 г. в Петербурге было открыто первое в России женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре. Задачей этого учреждения было воспитание благонравной светской барышни. В основу положено христианское благочестие и знание светских приличий. Французский язык играл главенствующую роль. С целью сообщить будущим матерям некоторые воспитательские навыки ученицы старшего класса вели педагогическую работу в первых двух классах. Большую роль в обеспечении учительскими кадрами светских школ играла Московская школа математико-навигацких наук. С 1701 по 1752 гг. она готовила учителей для начальных общеобразовательных школ. В 1779 г. при Московском университете была открыта первая в России Учительская семинария, инициатором создания которой выступил Н. И. Новиков. Первыми учениками ее явились воспитанники Московской университетской гимназии. Позднее в ней обучались студенты университета, которые получали здесь педагогическую и методическую подготовку. Подобная же Учительская семинария была открыта в Санкт-Петербурге в 1786 г., которая занималась подготовкой учителей для главных и малых народных училищ. В ней преподавались общеобразовательные предметы и методика обучения. Необходимо констатировать, что в целом проблема подготовки учителей в XVIII в. решена не была. В целом, анализ состояния школьного дела в стране в этот период позволяет сделать ряд выводов. Прежде всего, следует выделить главные принципы, на основе которых строилось образование юношества. Они были заложены Петром I и сохранялись на протяжении века: · принцип государственности школы; · принцип светскости образования; · принцип связи общего образования с реальным; · принцип профессионального обучения на основе общего образования; · принцип практической направленности образования; · принцип сословности. Обширные материалы по истории образования в России показывают, что своеобразие русских школ, их отличие от западноевропейских заключается в сочетании общеобразовательной и профессиональной подготовки, в многостороннем характере образования, его многопредметности и даже некотором энциклопедизме. Новые веяния в экономике, культупе вызвали реформу образования, активизировали деятельность просветителей, что способствовало развитию педагогической мысли. В ее истории выделяется три периода: просветительная педагогика эпохи петровских преобразований (1700–1730); просветительная педагогика ломоносовского периода (1741–1765), заложившая основы новой научной педагогики; просветительная педагогика последней трети века (1765–1790). Русских просветителей беспокоила проблема организации школьного дела в стране и содержание образования в школе. Они предлагали разные варианты решения данного вопроса. Яркими просветителями просветителей первой трети XVIII в. были Ф.С. Салтыков, Ф. Прокопович, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев. Видный государственный деятель, сторонник социально-политических, экономических, культурных преобразований петровской эпохи Федор Степанович Салтыков разработал план распространения образования в России. Ф. Салтыков рекомендовал в каждом городе учесть всех мастеровых людей, промышленников и отдавать им в учение на семь лет детей желающих. После освидетельствования ученикам разрешалось заниматься собственным ремеслом. Лучшим из них рекомендовалось обучать молодежь, чтобы совершенствовалось ремесло, а не приходило бы в упадок. Одним из первых Ф. Салтыков предложил организовать женские школы. Он выделил специфические, на его взгляд, женские науки, которым следовало учить девочек: «для домоводства», «для изящества в языках», «дабы женский наш род уровнялся с европейскими государствами…». Педагогические высказывания Ф. Салтыкова характеризовались широтой планов, реалистичностью, требованием бессословности образования. В этот же период времени творил Иван Тихонович Посошков, зажиточный человек, представитель передового купечества. И. Посошков отстаивал мысль об обязательном начальном образовании для крестьян. При этом он рекомендовал распространить грамотность как среди русских, так и среди «мордвы», «чуваши», «черемисы». По мнению И. Посошкова, основную роль в развитии просвещения среди крестьянства должно сыграть духовенство. Он предложил во всех епархиях построить просторные школы, организуя целую сеть городских и сельских церковных школ. В них следовало принимать десятилетних детей «дьяконовых, поповых, дьячковых, пономарских». Если отцы не захотят отпускать их учиться, то следовало «брать бы их и поневолею и учить грамматике и всякого книжного разума». В процессе обучения рекомендовалось следить за успехами каждого, изучать индивидуальные особенности. Заботясь о просвещении, И. Посошков высказал мысль о создании учебных книг, которыми учащиеся могли бы пользоваться самостоятельно. Особый след в истории русской просветительной мысли оставил Феофан Прокопович, видный церковный и общественный деятель, оратор, поэт, теоретик литературы, реформатор духовного и светского образования. В 1721 г. он издал «Духовный регламент», где обосновал организацию духовных школ и показал значение учения для развития производительных сил страны. Ф. Прокопович обозначил основные условия необходимые для достижения « учения доброго и основательного»: подбор учителей, отбор учеников (проверка памяти, остроумия), наличие учебной литературы, определенный режим учения. Он считал, что Академия должна гордиться не количеством обучающихся, а наличием «остроумных и добрых учащихся». |