Главная страница
Навигация по странице:

  • экспериментальной психологии.

  • главную цель воспитания

  • воспитывающему обучению

  • ступени обучения: на первой ступени

  • нравственное воспитание

  • "управление"

  • теории развивающего обучения.

  • просвещению.

  • Социально-значимаые эксперименты Р.Оуэна

  • Значение педагогического опыта и идеи Р. Оуэна

  • Педагогическая теория Гербарта


    Скачать 106.77 Kb.
    НазваниеПедагогическая теория Гербарта
    Дата30.01.2018
    Размер106.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаpedagogika_61-81.docx
    ТипДокументы
    #35487
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    61. Педагогическая теория Гербарта оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во многих странах. Свою педагогическую теорию Гербарт представил в следующих произведениях:

    ✓ "Общая педагогика, выведенная из целей воспитания" (1806);

    ✓ "Учебник психологии" (1816);

    ✓ "Письма о приложении психологии к педагогике" (1831);

    ✓ "Очерк лекций по педагогике" (1835).

    Все они отличаются рациональностью и довольно сложны для восприятия.

    Гербарт был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение ее в науку требует соединения "метафизики" с математикой, т. е. философских положений о психических явлениях с математическим расчетом психических процессов.

    По Гербарту, мир состоит из неизменных простейших сущностей ("реалов"), которые вступают в различные связи, создавая только впечатление, что мир изменяется. В качестве психических реалов признавал представления, а психические процессы рассматривал как отражение в сознании их взаимодействия.

    Соединение представлений прошлого опыта с новыми впечатлениями определяет отчетливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового.

    Учение Гербарта об ограниченности объема сознания, о его пороге, о важности учета порога сознания для математического исчисления психических процессов сыграло большую роль в формировании экспериментальной психологии.

    Учение о роли апперцепции в усвоении новых знаний послужило теоретической основой построения урока, последовательности, системности обучения и др.

    Определяя главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку многостороннего интереса, основными путями ее достижения считал воспитывающее обучение и нравственное воспитание, а также управление - подавление "дикой резвости" ребенка.

    Особенно большое значение придавал воспитывающему обучению, в процессе которого развивается многосторонний интерес, имеющий, согласно Гербарту, шесть видов:

    ✓ эмпирический - к окружающему миру;

    ✓ спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений;

    ✓ эстетический - к прекрасному;

    ✓ симпатический - к "близким";

    ✓ социальный - ко всем людям;

    ✓ религиозный.

    По учению Гербарта, существует четыре ступени обучения:

    на первой ступени (называемой им "ясностью") осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности;

    на второй ступени ("ассоциация") происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы;

    третья ступень ("система") характеризуется связным изложением нового материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов;

    на четвертой ступени ("метод") у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике.

    В этих положениях Гербартом отражены существенные стороны учебного процесса.

    Собственно нравственное воспитание, по Гербарту, как и вся его педагогическая система, строится на пяти нравственных идеях, которые охватывают всю этику:

    идея внутренней свободы, делающая человека цельным;

    идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая

    "внутреннюю гармонию";

    идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;

    идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы.

    К нравственному воспитанию тесно примыкает у Гербарта "управление", задача которого состоит во внешнем дисциплинировании воспитанников, в приучении их к порядку.

    Основнымисредствами управления, по Гербарту, являются: надзор,

    приказание и запрещение, наказания, вплоть до телесных, умение занять ребенка.

    Вспомогательную роль в управлении Гербарт отводит авторитету и любви воспитателя, причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь - матери.

    62. Педагогическая концепция Дистервега.

    Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 - 1866) - выдающийся немецкий педагог-демократ, последователь Песталоцци, сделавший дальнейший шаг вперед в разработке теории развивающего обучения.Автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии.

    Учился в университетах в Гейдельберге, Херборне и Тюбингене (доктор философии, 1820).

    Преподавал в 1811 - 1820 гг. физику и математику в гимназиях и образцовых школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Эльберфельде; директор учительских семинарий в Мерсе (1820 - 1832), в Берлине (1832 - 1847), преподавал в них педагогику, математику, немецкий язык. В 1827 - 1866 гг. издавал педагогический журнал "Рейнские листки", в котором поместил свыше 400 статей, особое внимание уделяя народной школе.

    Дистервег стремился к объединению немецкого учительства. В 1831 - 1841 создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 году был избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза.

    В 1847 году был отстранен от должности, а в 1850 году уволен в отставку. С 1851 года издавал "Педагогический ежегодник".

    Дистервег выступал за мирное преобразование общественных отношений, в котором важнейшее место отводил просвещению. Разделял идеи общечеловеческого воспитания.

    Задачу школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан, а не "истинных пруссаков". Дистервег подчеркивал, что любовь к своему народу неотделима от любви к человечеству.

    Основными принципами воспитания Дистервег считал:

    ✓ природосообразность - только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное развитие детей. "Основа науки о воспитании" - психология. Человек обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию, задачи воспитания - обеспечить такое самостоятельное развитие;

    ✓ культуросообразность - необходимость учитывать в содержании воспитания исторически достигнутый уровень культуры и воспитательный идеал общества. В этом требовании Дистервега заключалось определенное признание социальной обусловленности воспитания;

    ✓ самодеятельность - ее Дистервег понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования.

    Дистервег определял ценность отдельных учебных предметов исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащихся; противопоставлял развивающий метод обучения научному (сообщающему). Основы дидактики развивающего обучения сформулированы Дистервергом в четких правилах. Особое значение он придавал наглядности в обучении.

    Дистервег дал психологическое обоснование впервые выраженным Я.А. Коменским правилам:

    ✓ "от близкого к далекому",

    ✓ "от простого к сложному",

    ✓ "от более легкого к более трудному",

    ✓ "от известного к неизвестному".

    Вместе с тем он предостерегал от формального применения этих правил. Условием успешного усвоения учебного материала Дистервег считал его доступность для учащихся, подчеркивал необходимость поддержания их умственной активности и борьбы за высокую культуру речи учащихся.

    Дистервег считал, что решающую роль в воспитании и обучении детей играет учитель, призывал учителей:

    ✓ постоянно заниматься самообразованием;

    ✓ освобождаться от рутинных приемов преподавания;

    ✓ работать творчески;

    ✓ никогда не отказываться от самостоятельного мышления.

    63. Социально-значимаые эксперименты Р.Оуэна Р. Оуэн считал, что нужно не только давать детям знания, но и развивать познавательные способности. Поэтому он стремился применять в школе активные методы обучения, способствующие проявлению пытливости детского ума и приучающие учеников к самостоятельному мышлению. Большое внимание уделялось воспитательной работе. О ее положительных результатах можно было судить по бодрому виду воспитанников, по их поведению, по той дружной и радостной атмосфере, которая господствовала в школе. Несомненный воспитательный эффект давало и регулярное участие детей в трудовой деятельности. Девочек обучали шитью, кройке, вязанию, приучали держать дом в чистоте и порядке, их посылали в общественную кухню и столовую, где они должны были научиться готовить. Мальчики овладевали простейшими видами ремесленного труда, учились садоводству. Чтобы все дети, достигшие пятилетнего возраста, могли посещать начальную школу, Р. Оуэн категорически запретил нанимать их на фабрику до десяти лет. И это было в те времена, когда во всех отраслях английского производства беспощадно эксплуатировался труд малолетних. С десяти лет подростки, уже работающие на фабрике, могли продолжать учение в вечерних классах, причем до двенадцати лет у них был сокращенный рабочий день. В 1816 г. эти классы посещало около четырехсот человек. Таким образом, Р. Оуэн впервые осуществил в Нью-Ланарке соединение обучения подростков в школе с их участием в индустриальном труде. С 1815 г. Оуэн стал добиваться издания закона, который запрещал бы труд детей до десяти лет и ограничивал труд подростков до двенадцатилетнего возраста шестью часами в день, а для молодых рабочих в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет вводил бы двенадцатичасовой рабочий день, включая полтора часа на обед и ужин. В 1819 г. после длительного сопротивления предпринимателей закон о детском труде был принят английским парламентом в значительно урезанном виде.

     Просвещение взрослых Помимо учреждений для детей дошкольного и школьного возраста, созданных в Нью-Ланарке, большой интерес представляли культурно-просветительные мероприятия Р. Оуэна для взрослого рабочего населения. В “Новом институте по вечерам обучали неграмотных; там регулярно проводились музыкальные вечера; родителям давались консультации по воспитанию детей. Свои теоретические положения Оуэн стремился претворить в жизнь в колонии “Новая Гармония”. В созданные там школы ему удалось привлечь квалифицированных учителей; среди них были последователи Песталоцци. Школы колонии, в которых к середине 1826 г. обучалось около четырехсот учащихся, составляли единую систему из трех ступеней: школы для маленьких детей в возрасте от двух до пяти лет, дневной школы для детей от пяти до двенадцати лет и школы для подростков и взрослых. Эта система напоминала нью-ланаркскую, однако в ней было и новое. Так, в “Новой Гармонии дети уже с двух лет принадлежали не семье, а общине. Воспитатели заботились о том, чтобы малыши с самого раннего возраста приобретали навыки общественного поведения и приобщались в процессе игровой деятельности к простейшим видам домашнего труда. В школе второй ступени учащимся давали более широкое, чем в Нью-Ланарке, общее образование с уклоном в естественные науки; оно было полностью безрелигиозным. Умственное воспитание сочеталось с повседневным трудом детей. Мальчики овладевали в мастерских токарным, столярным, плотницким, сапожным и другими ремеслами, учились на полях, в саду и огороде сельскохозяйственным работам; девочки занимались главным образом домоводством: кройкой, шитьем, кухней и т. д. Учащиеся школ третьей ступени принимали деятельное участие в общем труде-колонии, а по вечерам приобретали теоретические знания, посещали квалифицированные лекции по химии, истории и другим наукам. В обязательном порядке они проходили сельскохозяйственную практику. Регулярное участие подрастающего поколения в трудовой деятельности Р. Оуэн считал важным фактором, способствующим его физическому, умственному и нравственному развитию. В 1839 г. он предпринял новую попытку создания коммунистической общины, на этот раз в Англии. Колония была названа “Гармони-холл”. Здесь для детей колонистов были организованы начальные и “индустриальные школы, где они жили, питались и обеспечивались одеждой за общественный счет. В отличие от “Новой Гармонии в “Гармони-холл существовало несколько фабрично-заводских предприятий, что давало возможность сочетать обучение детей и подростков с участием не только в сельскохозяйственном, но с четырнадцати лет и в промышленном труде. В колонию были приглашены квалифицированные специалисты в области сельского хозяйства и индустрии, они преподавали в “индустриальной школе, в которой большое место занимали реальные знания. В колонии делались некоторые попытки связать работу учащихся на полях и огородах с изучением ими химии и агрономии, а их труд в области промышленного производства с занятиями по математике и черчению. В 1845 г. колония прекратила свое существование. 

    Значение педагогического опыта и идеи Р. Оуэна Учение Р. Оуэна, складывавшееся в тот период, когда “решение общественных задач, еще скрытое в неразвитых экономических отношениях, приходилось выдумывать из головы , имело утопический характер. Тем не менее в этом учении и в деятельности Оуэна было много ценного. Он резко критиковал современное ему капиталистическое общество и в течение сорока лет деятельно проповедовал идеи коммунизма. Он настойчиво боролся за законодательное ограничение рабочего дня, в особенности для детей и подростков, за просвещение пролетариата. Сторонник общественного воспитания с раннего возраста, Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей пролетариата, где воспитывал их в духе коллективизма, прививал им трудовые навыки, учитывая интересы и используя в работе с ними игры и развлечения как важнейший воспитательный фактор. Оуэн создал школы нового типа, в которых образование, освобожденное от религии и построенное на изучении достоверных фактов, сочеталось с физическим воспитанием и производительным трудом, а также усвоением детьми высоких моральных принципов. Об этих школах весьма положительно отзывались А. И. Герцен и Н. А. Добролюбов. Педагогический эксперимент Р. Оуэна был высоко оценен К. Марксом, который усмотрел в нем “.зародыш воспитания эпохи будущего. Будучи утопистом, Оуэн не мог до конца понять хода исторического развития общества и возлагал надежды на воспитание как на одно из важнейших средств мирного преобразования капитализма в социализм. И все же педагогическое наследие Оуэна, в котором многое опережало его время, было критически использовано основоположниками марксизма при создании подлинно научного учения о воспитании.

    64. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой.

    Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону.

    а) По мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание). В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи. Коменский оценивал роль воспитания очень высоко.

    б) Задачей воспитания Локк считал воспитание джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания.

    в) По мнению Руссо, задача воспитания заключается в том, чтобы воспитать такого человека который ни от кого не зависел бы, жил бы плодами своих трудов, ценил бы свою свободу и умел её защитить.

    г) Центром всего воспитания у Песталоцци является формирование нравственности человека. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

    д) Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».

    е) Оуэн утверждает, что характер человека определяется независимыми от его воли условиями окружающей среды. Пороки и недостатки людей, их проступки обусловлены той обстановкой, в которой они живут. Оуэн полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой характер.

    65.

    66. а) Через все педагогические сочинения Коменского проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам.

    Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы». Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с законами природы. Коменский вводит ссылки на природу и пытается сформулировать общие закономерности природы и воспитания. Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы у Коменского встречаются ссылки на природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные особенности детей.

    б) Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта