Главная страница

Педагогическая теория Гербарта


Скачать 106.77 Kb.
НазваниеПедагогическая теория Гербарта
Дата30.01.2018
Размер106.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаpedagogika_61-81.docx
ТипДокументы
#35487
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Обращаясь к родителям и воспитателям, Ф. Прокопович подчеркивал значение хорошего воспитания: «каков отрок есть, таков и муж будет». По мнению Ф. Прокоповича, родители ошибочно считают, что достаточно научить своих детей читать и писать. Он полагал, что важно заложить основы морального поведения детей. В связи с этим необходимы руководства по вопросам нравственности, написанные простым языком.

Большой вклад в развитие школьного дела и русской педагогики внес Василий Никитич Татищев, просветитель, историк, государственный деятель. В.Н. Татищев полагал, что изменений в жизни страны можно достичь лишь с помощью укрепления самодержавия и распространения просвещения. Наука ведет к самопознанию, к настоящему и будущему благополучию. Наука должна дать прежде всего определенные знания.

В.Н. Татищев являлся одним из первых организаторов народной школы и профессионального обучения. Им была предложена система школьного образования, которой должна руководить коллегия, «центральное ведомство по заведованию училищами». Он считал необходимым создать начальные школы как основу образования, а в крупных городах учредить мужские и женские семинарии.

Своеобразно подошел В.Н. Татищев к пониманию проблем воспитания. Он выделял несколько «возрастов жизни»: младенчество (от рождения до 12 лет), юношество (от 12 до 25 лет), мужество (от 25 до 50 лет), старость (от 50 лет и старше). В соответствии с этим предлагалось заниматься воспитанием. В.Н. Татищев был сторонником разумных взаимоотношений старших и младших в семье, считал важным строить воспитание на добром примере. Заслугой В.Н. Татищева явилось внедрение твердого школьного распорядка, что способствовало бы успешному учению.

В.Н. Татищев одним из первых в истории русской педагогики поставил проблему личности учителя. По его мнению, учитель прежде всего должен быть высоконравственным, проявлять заботу о детях, учить их честности, уважению старших. Учитель должен быть не только моральным образцом для учеников, но и хорошо знать свой предмет.

В целом, идеи русских просветителей первой четверти XVIII в. – петровской «ученой дружины» – по своему теоретическому уровню и практическому воплощению не уступали разработкам западных мыслителей. Их отличали государственный подход, масштабность, реальность замыслов. Используя передовой опыт европейского и русского просвещения, они внесли значительный вклад в становление педагогики как науки, явились идейными предшественниками М.В. Ломоносова.

Выдающимся педагогом России XVIII в. был первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он родился в деревне Мишанинской Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Он впитал в себя традиции народной педагогики, усвоил суровый опыт воспитания в крестьянской и рыбацкой общине. Все это сказалось впоследствии на решении им педагогических проблем. В девятнадцать лет М.В. Ломоносов вместе с рыбным обозом пришел пешком в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию, скрыв свое крестьянское происхождение. В январе 1736 г. в числе двенадцати лучших учеников академии он был зачислен студентом «на академический кошт» при Академии наук, а в сентябре 1736 г. направлен на учебу в Германии, где учился у крупнейших ученых, вернувшись в Петербург, становится адъюнктом Петербургской Академии наук, затем профессором химии, а позднее – академиком. Он был ученым-энциклопедистом, который «обнял все отрасли просвещения... Историк, Ритop, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник», – писал А.С. Пушкин.

В течение всей своей работы в Академии наук М.В. Ломоносов занимался активной педагогической деятельностью: первым начал читать лекции на русском языке; учил молодых людей из числа «природных россиян»; переводил и писал учебные пособия по разным наукам для студентов; занимался разработкой проектов и программ развития образования в стране; вел борьбу с противниками распространения грамотности в России. Серия документов ученого о среднем и высшем образовании названа исследователями его творчества Ломоносовской программой организации просвещения в России. Разработке ее способствовало то, что с 1758 по 1760 гг. он руководил академической гимназией и университетом. В этот период подготовлен «Проект Регламента московских гимназий», «Проект Регламента академической гимназии». Программа была построена на основе демократизма, гуманизма и народности.

Демократизм М.В. Ломоносова выразился прежде всего в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся в них детей, о создании единой бессословной системы образования, доступной всем. Идея народности программы заключалась в опоре на истинно русское в образовании. М.В. Ломоносов выступал против засилья учителей-иностранцев.

В Ломоносовской программе предусматривалось расширение сети гимназий и школ в России: «Надлежит необходимо в знатных городах учредить гимназии, в которых бы изучали нужные европейские языки и первые основания, и при оных гимназиях некоторое число положить учеников записных на содержании казенном, другие же могут быть вольные, а по маленьким городам учредить школы, в которых будут обучать русской грамматике, арифметике и прочим первым основаниям, а из оных школ станут выходить в гимназии, а из гимназий в Кадетский корпус, в Академию и в Университет, а из сих мест в действительную службу».

Ломоносовские документы оказали положительное влияние на развитие гимназий при Академическом и Московском университетах, в Казани и других местах. Благодаря инициативе М.В. Ломоносова был открыт Московский университет. Одной из крупнейших педагогических заслуг первого российского академика следует считать популяризацию сочинений выдающегося славянского дидакта Я.А. Коменского.

Впервые в истории русской дидактики М.В. Ломоносов четко сформулировал дидактические принципы, основываясь на материалистической теории познания, учете психологии детей, индивидуализации обучения. Он предлагал в обучении опираться на принципы доступности, логичности, наглядности, высокой степени научности преподавания, основательности знаний, связи теории и практики, активности и самостоятельности учащихся, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей. Особое внимание уделялось работе со способными детьми.

Михаил Васильевич первым начал внедрять классно-урочную систему в Академической гимназии, гимназиях Московского университета, в Кадетском корпусе. Заслугой М.В. Ломоносова явилось основание методики преподавания отдельных предметов как наук. Он разработал методику преподавания русского языка, латинского, иностранных языков, химии, физики, географии.

М.В. Ломоносов предъявлял особые требования к личности учителя. Он сформулировал идеал народного учителя, под которым понимал «природного россиянина», имеющего солидную научную подготовку, обладающего педагогическим мастерством, отличающегося нравственной чистотой, «добрым примером», трудолюбием, ответственностью, любовью к детям.

Достижением ученого является разработка педагогической терминологии, в которой он выделил общенаучные педагогические понятия, дидактические категории, воспитательные термины, психологические понятия, школоведческую номенклатуру. Часть терминов взяты им из народной педагогики, из трудов Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо. М.В. Ломоносов был сторонником четкого обозначения любого понятия и выделил главные научные категории в педагогике, которыми мы пользуемся до настоящего времени.

Все это свидетельствует о том, что М.В. Ломоносов заложил основы научной отечественной педагогики, которые будут развиты в XIX в.

Выдающуюся роль в истории русского образования сыграл известный писатель-просветитель, издатель и общественный деятель Николай Иванович Новиков. Он пытался организовать в Петербурге частные народные училища, вел интенсивную издательскую и литературную работу, занимался выпуском детской литературы. Впервые в России начал издавать детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Его статья «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» посвящена проблемам физического, нравственного, умственного воспитания. Н.И. Новиков считал необходимым разрабатывать теоретическую педагогику, поскольку уже есть «довольно материалов для сия науки, которую можно назвать педагогикой…». Его заслугой является введение в научный оборот термина «педагогика», выявление сущности педагогики как науки, ее общественного назначения. Н.И. Новиков отстаивал демократичность воспитания и образования, выступал против самодержавно-крепостнической официальной педагогики.

В 1790 г. вышло сочинение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», которое сделало его знаменитым. Александр Николаевич Радищев является крупнейшим представителем прогрессивной педагогической мысли конца века. Он выступил против крепостных порядков, бесправия и произвола в стране. Свобода, вольность, равенство всех людей, истинное их просвещение – вот подлинное счастье народа. А.Н. Радищев был сторонником широкого просвщения и образования народа. Цель воспитания он видел в формировании «сынов отечества», наделенных высокими моральными качествами. Это должны быть настоящие патриоты, активные борцы за свободу и счастье родины. ЕкатеринаII считала, что сочинения Радищева направлены против власти, и назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева». За вольнолюбивые мысли он был приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Илимский острог. Взглады А.Н. Радищева в области воспитания и образования стали венцом русской педагогической мысли XVIII в.
71. Система народного образования в России к XIX в. включала следующие учебные заведения: главные и малые народные училища, в которых обучалось около 20 тысяч учащихся, частные пансионы и привилегированные корпусы для дворянства, институт благородных девиц в Петербурге, Московский университет, Академию наук, Славяно-греко-латинскую академию в Москве.

Доживала свой век Киево-Могилянская академия.

XIX век наступил под сильным впечатлением французской буржуазной революции, заставившей российское правительство пересмотреть вопрос о постановке народного образования.

В 1804 г. Александр I подписал «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (устав был подготовлен негласным комитетом, состоящим из дворянской молодежи, имевшей европейское образование).

Впервые в России по Уставу 1804 г. была узаконена стройная государственная система образования, состоявшая из четырех звеньев (ступеней):

I ступень – приходская школа – 1 год.

II ступень – уездное училище – 2 года, в уездных городах. Его цель – дать законченное начальное образование детям городских жителей, не принадлежащих к дворянству и духовенству. Училище должно было готовить детей к гимназическому образованию.

III ступень – гимназия, 4 года, в губернских городах, на базе главных народных училищ, для дворян, чиновников. Цель гимназии – подготовить к университетскому образованию.

IV ступень – университетское образование.

Желающие учиться в университете должны предварительно пройти курс гимназии, поступающие в гимназию – курс уездного училища, в уездное училище можно было поступить, только окончив приходское училище.

Согласно уставу 1804 г. все школы объявлялись бессословными, доступными, бесплатными.

Содержание образования было определено для каждой ступени. В приходском училище – чтение, письмо, счет, Закон божий. В уездном училище предусматривался широкий набор учебных предметов. Один учитель мог вести 6 – 8 учебных предметов.

В гимназии были широко представлены гуманитарные предметы, иностранные языки, искусство, философия, логика, математика с геометрией и др.

Университет получал право осуществлять руководство всеми учебными заведениями, которые были в его округе. А в то время в России было 6 округов и соответственно 6 университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский, Вильнюсский.

Университеты обладали правом автономии: могли открывать свою типографию и издавать учебники для учебных учреждений, иметь научные объединения и студенческие общества. Предусматривалась выборность ректора, деканов и других должностей.

По своей направленности правительственные реформы Александра I были либеральными реформами. Однако реализация этой системы была утопичной: не было необходимой материальной базы, не хватало учителей, не были подготовлены к этому городское самоуправление и земства – в деревнях. Начальная (первая) ступень образования – приходские училища оставались без всякой поддержки.

В России царским правительством была проведена реформа просвещения. Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища — директору гимназии, гимназии же — ректору университета, университет — попечителю учебного округа.

Приходские училища с одногодичным курсом обучения могли! учреждаться во всех приходах городов и селений. Целью приходских училищ являлось, во-первых, подготовить учащихся к уездным училищам, во-вторых, дать детям низших слоев населения! религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета. Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались по одному в губернских и уездных городах, а при наличии средств — ив большем числе. Гимназии учреждались в каждом губернском городе на базе главных народных училищ, там же, где их не было, следовало открыть новые средние школы. Курс обучения в гимназии продолжался четыре года. Целью гимназий, предназначенных для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к университету, а во-вторых, преподавание наук тем, которые «пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека». Университеты составляли высшую ступень системы народного образования, в них поступали имеющие знания в объеме гимназического курса. Несмотря на многие трудности, школьное дело в стране неуклонно развивалось. С начала 30-х годов в селениях, где жили государственные и удельные крестьяне, ведомством государственных имуществ и удельным ведомством стали создаваться школы. Их задачей являлось обучение грамоте крестьянских детей и подготовка писарей и счетных работников для учреждений, которые управляли крестьянами. Царское правительство считало, что юношеству недворянского происхождения следует давать больше практических и ремесленных умений и навыков и меньше всего общеобразовательных знаний.

«Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» (1828) восстанавливал сословный, замкнутый характер школьной системы, отменял ранее введенную преемственность связи между различными типами учебных заведений, утверждал в гимназиях классицизм, представлявший собой своеобразную реакцию на идеи, возникшие в период французской буржуазной революции и освободительной борьбы русского народа против иноземного нашествия в Отечественную войну 1812 г. В учебных заведениях устанавливается полицейский надзор, вводится палочная дисциплина.

Устав 1828 г. в дальнейшем, вплоть до 60-х гг., неоднократно подвергался изменениям с целью усиления классицизма в гимназиях и узкопрактического подхода к обучению в учебных заведениях низшего типа.

По новому Уставу 1835 г. были ограничены права и автономия университетов, в частности, они были лишены права руководить школами и создавать научные общества. Учебные заведения были переданы в непосредственное ведение попечителей учебных округов.

Яркой страницей российского просвещения того времени был Царскосельский лицей.

В этот период в государственной образовательной политике становится актуальной задача воспитания нравственности в духе служения престолу и отечеству с опорой на общечеловеческие и религиозно-нравственные ценности.

72. Крупнейшим представителем русской педагогики XIX в. был Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870).

Выходец из религиозной помещичьей семьи, Ушинский получил гимназическое, а затем университетское образование.

По окончании Московского университета преподавал в Ярославском юридическом лицее, затем служил чиновником. Будучи назначен в 1859 г. инспектором Смольного женского института, произвел реформу этого учреждения, обогатив содержание образования, введя 2-летний педагогический класс. В 1860-1862 гг. редактировал "Журнал министерства просвещения". В последние годы жизни, уйдя в отставку, вел интенсивные теоретические изыскания в области педагогики. В этот период им написаны основные педагогические труды: "Человек как предмет воспитания", "Родное слово" и др.

Ушинский - основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности. Как писал один из его последователей Модзалевский, "Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор".

К.Д. Ушинский первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук. Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. Он помышлял о том, чтобы извлечь народ из "мрака нищеты и невежества", веря, что "хорошее воспитание" может избавить человечество от многих зол.

Мировоззрение молодого Ушинского складывалось под воздействием классической немецкой философии, особенно гегельянства, а также материалистических учений фаталистического толка. В дальнейшем он начал склоняться к осознанию первостепенности реального знания, к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Все это не исключало религиозного осмысления воспитания, прежде всего воспитания нравственного. В сущности, Ушинский попытался найти "срединный путь" между материализмом и идеализмом. Но в целом его воззрения характеризуются материалистической направленностью: "Искусство же воспитания в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению в философии".
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта