Главная страница
Навигация по странице:

  • Цели возможные

  • Адольф Дистервег

  • Гуманизм Возрождения и его влияние на определение типа воспитани. Педагогические концепции И. Ф. Гербарта и Дистервега


    Скачать 22.91 Kb.
    НазваниеПедагогические концепции И. Ф. Гербарта и Дистервега
    Дата11.11.2022
    Размер22.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГуманизм Возрождения и его влияние на определение типа воспитани.docx
    ТипДокументы
    #782819

    Педагогические концепции И.Ф. Гербарта и Дистервега

    И. Гербарт родился в Германии в 1776 г., которая в это время была отсталым, раздробленным государством, оплотом реакции против буржуазных революций.

    Получил образование в латинской классической школе, затем в Иенском университете. Там И.Гербарт познакомился с трудами Канта, Фихте. Но наибольшее влияние на него оказало учение античного философа Парменида.

    Окончив университет, И. Гербарт стал воспитателем в семье швейцарского аристократа. В 1800г. он посетил Бургдорфский университет Песталоцци. С 1802 г. И.Гербарт работал в Геттингемском и Кенигсбергском университетах в должности профессора. Там он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил деятельностью семинарии, где готовили учителей. При семинарии он создал опытную школу, где сам преподавал ученикам математику.

    Педагогические идеи И. Гербарта получили свое развитие в его трудах: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1816г.), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831 г.), «Очерк лекций по педагогике» (1835 г.).

    И. Гербарт предпринял попытку разложить систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии.

    Он разложил психическую деятельность человека на составные элементы и выделил самый простой первичный элемент – представления, а все психические функции человека: эмоции, воля, мышление – это видоизмененные представления. Содержание человеческого сознания определяется образованием и дальнейшим движением представлений, которые вступают в определенные взаимоотношения по законам ассоциации. Вся умственная жизнь человека зависит от первоначальных представлений, усиленных опытом, общением, воспитанием. Чувства – не что иное, как задержанные представления. Воля – это желание, к которому присоединятся представления о достижении цели.

    Таким образом, все зависит от механической комбинации представлений. Воздействуя на представления ребенка, И. Гербарт рассчитывал оказать тем самым влияние на формирование его сознания, чувств, воли, то есть правильно поставленное обучение имеет воспитывающий характер.

    Воспитательные средства определяются в зависимости от воспитательной цели. Главная цель воспитания – формирование добродеятельного человека. Эта цель вечна и неизменна. Педагог должен ставить перед учениками те цели, которые тот сам поставит перед собой, когда станет взрослым.

    И.Гербарт делил воспитательные цели на:

    1.Цели возможные.

    2.Цели необходимые.

    Цели возможные – цели, которые человек сможет поставить перед собой в области определенной специальности.

    Цели необходимые – цели, которые нужны человеку в любой области его деятельности.

    Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке разнообразную многостороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать внутренней свободе и идее совершенства. В отношении же необходимых целей воспитания – воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, т. е. выбрать у него цельный нравственный характер.

    Процесс воспитания он делил на 3 раздела:

    1.Управление. 2.Обучение. 3.Нравственное воспитание

    Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т. е. в процессе самого воспитания. Поддерживая внешний порядок, управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания. Но оно само не воспитывает, а является как бы временным, но необходимым условием воспитания.

    Первое средство управления – угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект, т.к. сильные дети не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывает желание. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который весьма действенен в ранние годы. Но если надзор слишком строгий, то надзираемый постоянно ищет лазейки, чтобы уйти от него.
    Необходимо использовать приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Для детей – нарушителей рекомендуется завести специальную штрафную книгу. Наказаниям, особенно телесным, он отводил особое место.

    Авторитет и любовь – вспомогательные средства управления. По И.Гербарту, эти средства выходят за пределы управления. Дух ребенка склоняется перед авторитетом, который направляет зарождающуюся волю воспитанника к хорошему, отвращает от дурного. Но воспитатель должен идти своей дорогой и не заботиться об одобрении или неодобрении своих действий со стороны ребенка.

    Главная задача управления – отвлечь их от беспорядков и нарушений дисциплины.

    Вся идея управления основана на насилии, дрессировке и муштре. И.Гербарт полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретает путем математического обучения определенного набора представлений.

    Обучение – основное средство воспитания. И. Гербарт ввел в педагогику термин воспитывающее обучение (нет воспитания без обучения и наоборот). Но он не учитывал влияния социальной среды и эмоций, т.к. считал, что чувства и воля – не самостоятельные проявления психики, а всего лишь модификация представлений.

    Обучение должно строиться на многосторонности интересов:

    – Эмпирические интересы (отвечают на вопрос «Что это такое?» и возбуждают стремление к наблюдению).

    – Умозрительные интересы (отвечают на вопрос «Почему это так?» и подталкивают к размышлению).

    – Эстетические интересы (художественная оценка явлений).

    – Симпатические интересы направлены на членов своей семьи и круг ближайших знакомых.

    – Социальные интересы направлены на более широкий круг людей (общество народ человечество).

    – Религиозные интересы (направлены на общение с Богом).

    Эту многосторонность интересов надо возбудить с помощью создания у учащихся разнообразных и подвижных групп представлений путём изучения различных учебных предметов. Начинать надо с древнейших периодов истории, т.к. человечество проявляло в своей юности те же интересы и занималось теми же видами деятельности, которые свойственны детям и юношам. Математика хороша для развития мышления, силы духа.

    И. Гербарт считал, что должны быть элементарные, городские школы и гимназия - между ними не должно быть преемственности. Лишь из гимназии можно было поступить в вуз. Т.е. он был против единой системы образования, а был за классическое образование (для избранных - руководство, управление). Считал - что изучается с удовольствием, изучается скоро и надолго. Объяснять новое нужно опираясь на уже изученное (апперцепция).
    I. Непроизвольное внимание может быть:

    – примитивное (независимо от воли человека, благодаря силе впечатления, яркости чего-либо).

    – апперцептивное (высылает подходящие представления, необходимые для закрепления нового).

    II. Произвольное вниманиезависит от заранее принятого намерения, усилий самого ученика.

    Нужна ещё наглядность (но не до нудности), в изложении учителя всё должно быть логично, т. к. несвоевременные паузы, лишние слова словесные украшения нарушают свободное течение деятельности апперцептивного механизма и разрывают ряды представлений. Необходимо соблюдать меру трудности в обучении (оно не должно быть слишком лёгким или слишком трудным). Нужно заучивать, а не зубрить. Для этого нужно постоянно использовать заученный материал.
    Теория ступеней обучения. Обучение в соответствии с законами психической деятельности ребёнка (то есть механизма деятельности апперцептивного процесса):

    1.Углубление в изучаемый материал (углубление).

    2.Углубление учащегося в самого себя (осознание).
    Эти два момента могут осуществляться в состоянии покоя или движения души. Исходя из этого можно выделить четыре ступени обучения:

    1. ясность - углубление в состояние покоя (изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано и углубленно рассматривается). Т.е. должно быть мобилизовано внимание учащихся, а учитель излагает новый материал с использованием наглядности.

    2. ассоциация - углубление в состояние движения (новое вступает в связь с уже известным). Учащиеся - в ожидании (еще не знают, что получится), а учитель должен вести непринужденную беседу.

    3. система - осознание в состоянии покоя (поиск учащимися под руководством учителя, вывода, определения). Учащиеся - поиск, а учитель - формулировка выводов.

    4. метод - осознание в состоянии движения - применение полученных знаний к новым фактам. Учащиеся - действие, а учитель - упражнение.

    Эти ступени не зависят от конкретного содержания учебного материала и возраста учащихся.

    Нравственное воспитание – его крайний интеллектуализм. А главное место в деятельности учителя отводится внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Большое внимание уделял религиозному воспитанию, так как религия нужна как сдерживающее начало. Нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его желание, поступки.

    Все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нужно «поднять в глазах воспитанника» его собственное «Я» посредством глубокого проникающего одобрения. Даже в самом испорченном ученике можно найти что-то хорошее, а от этого И.Гербарт шел дальше.
    Средства нравственного воспитания:

    1. Удержать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Нужно устанавливать границы поведения для людей.

    2. Определять воспитанника, и поставить учащегося в такое положение, когда он без указания учителя, а из личного опыта поймет, что непослушание ведет к тяжелым переживаниям.

    3. Устанавливать четкие правила поведения.

    4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность» (чтобы он не усомнился в истине).

    5. «Волновать» душу ребенка одобрением и поощрением.

    6. «Увещевать» ребенка, указывать его промахи.

    Можно использовать воспитательные наказания (доброжелательные предостережения). Для того, чтобы пресекать проявление дурных наклонностей, учащимся нужен размеренный, постоянный уклад жизни без рассеивающих перемен. Учащиеся не должны чувствовать себя самостоятельными в своих действиях, должен быть непререкаемый авторитет учителя (то есть, чтобы ребенок не воспринимал мнение общества, чтобы оно его не увлекло).
    Адольф Дистервег (1790-1866) требовал, чтобы воспитание было природосообразным. Ребенок от рождения обладает определенными задатками, которым присуще стремление к развитию. Сущность воспитания состоит в возбуждении этих задатков в соответствии с естественным ходом развития ребенка.

    Кроме того, он выдвинул требование, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. «При воспитании должно принимать во внимание условия места и времени, при которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру, особенности культуру страны, являющейся родиной ученика в широком и всеобъемлющем смысле слова».

    Общую цель воспитания он определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».

    Свои основные дидактические требования он изложил в виде 33-х законов и правил обучения. Обучение должно идти в соответствии с особенностями детского восприятия, основываться на началах наглядности. От примеров необходимо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений – к понятиям.

    В наглядности Дистервег видит основу элементарного обучения. Наглядное обучение реализуется через правила «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».

    Большое значение придается сознательному усвоению материала, показателем которого является умение ясно и четко излагать сущность предмета. Непременным условием успешного овладения материалом является его доступность. Необходимым представляется учет уровня развития учащихся и их индивидуальных способностей.

    Обучение должно носить воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует волю, чувства и поведение. Средством такого обучения он считает дисциплину: «кто хорошо преподает, тот хорошо и дисциплинирует».

    Эффективность того или иного метода обучения определяется тем, на сколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. Для начального обучения Дистервег рекомендует «элементарный» или развивающий метод; для университетов – «научный» или сообщающий метод.

    Развитие детской самодеятельности в процессе обучения Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. «Учитель для школы – это тоже, что солнце для вселенной, он – источник той силы, которая приводит в движение всю машину. Последняя заржавеет в мертвом оцепенении, если он не сумеет вдохнуть в нее жизнь и движение».

    Конечный успех всего школьного дела определяется учителем, который должен обладать высоким интеллектуальным уровнем и в совершенстве владеть своим предметом. «Невозможно дать другому того, что не имеешь сам; и невозможно развивать, воспитывать и образовывать других, не будучи самому развитым, воспитанным и образованным». Педагог должен быть энтузиастом своего дела и увлекать учащихся своим преподаванием.

    Хороший учитель твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступая от своих требований. Только при этом условии он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать возникающие трудности. «Дидактическая способность учителя есть сила твердого характера». Строгий и требовательный учитель обязан быть и справедливым. Он может завоевать авторитет у своих учеников только в том случае, если они будут твердо уверены в его справедливом отношении к ним.

    Важным воспитательным фактором Дистервег считает личный пример. Поведение педагога, как в школе, так и вне ее, должно быть образцом организованности, точности, добросовестного отношения к делу. Учитель не мыслится Дистервегом без твердых убеждений и гражданского мужества. Он требовал постоянной работы над собой: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием».

    Помимо овладения своим предметом, педагог должен знать историю, литературу, следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике.

    Большую роль он придавал вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками. Учащиеся семинарий, которые возглавлял Дистервег, проходили длительную практику в образцовых школах, овладевая в совершенстве педагогическим мастерством.

    Автор «Руководства для немецких учителей» хотел, чтобы деятельность учителя носила подлинно творческий характер и приводила к максимальному возбуждению умственных сил учащихся. Разработанная им дидактика развивающего обучения оказала большое влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли.


    написать администратору сайта