ПЕД.ситуации ИГРЫ для лагеря. Педагогические ситуации и пути их решения
Скачать 153.5 Kb.
|
17. В вашем присутствии один из ребят обнаруживает пропажу сотового телефона и начинает обвинять в краже одного из детей. После продолжительной перепалки, обвиняемый отдаёт телефон, объясняя свой поступок «шуткой». Ваши действия в этой ситуации. Варианты ответов:
18. Большинство ребят занято выполнением КТД. Однако несколько человек остаются сидеть, отказываясь участвовать. На Ваш вопрос: «Почему вы сидите?», дети отвечают: «А мы не хотим ничего делать». Что вы предпримете? Варианты ответов:
19. У одного из ребят - день рождения. Он доволен, но ведёт себя вызывающе, считает, что сегодня ему всё дозволено. Ваши действия? Варианты ответов:
20. Вожатый дает ребенку задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!». Какой должна быть реакция вожатого? Вариант ответов:
ИГРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИТУАЦИЯМИ Управленческая компетентность. Участникам игры объясняется суть управленческой позиции вожатого. Вожатый по существу своей деятельности находится в позиции управленца. Он управляет процессом организации деятельности детей (определяет цели, задачи, выбирает средства и способы их достижения, делает анализ и оценивает полученные результаты). Вожатый руководит детьми, оказывая влияние на их поведение, поступки, отношения и т.д. Управленческая позиция вожатого зависит от его собственной жизненной позиции, жизненных принципов и ценностных ориентаций. Управленческая позиция вожатого проявляется в стиле руководства и способе принятия решения. Задание № 1. Все группы получают для проигрывания одну ситуацию: «Отряд опаздывает на общелагерное дело. Задача вожатого собрать отряд». Каждая группа должна продемонстрировать ситуацию в предложенном ей стиле руководства, не называя его. Остальные участники должны определить, какой стиль демонстрируется. Группа № 1. Демократический стиль. Вожатого, придерживающегося демократических тенденций в стиле деятельности, отличает склонность к сотрудничеству, кооперации, склонность к компромиссу. При решении проблем и конфликтных ситуаций он всегда учитывает мнение детей и привлекает их к принятию решений, стимулирует развитие их самостоятельности. Способы взаимодействия:
Способ речевого обращения – доброжелательный совет. На основе этих способов взаимодействия утверждается авторитет вожатого. Группа № 2. Демократический стиль. Вожатого, придерживающегося демократических тенденций в стиле деятельности, отличает склонность к сотрудничеству, кооперации, склонность к компромиссу. При решении проблем и конфликтных ситуаций. Он всегда учитывает мнение детей и привлекает их к принятию решений, стимулирует развитие их самостоятельности. Способы взаимодействия:
Способ речевого обращения – официальное требование. На основе этих способов взаимодействия утверждается авторитет вожатого. Группа № 3. Авторитарный стиль. Вожатого, авторитарного стиля отмечает стремление к доминированию, основанное на потребности в уважении и самоуважении. Такой вожатый обращается к способам взаимодействия, основанным на подчинении детей. Он стремится к единоличному управлению детской группой и устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований. Решения принимает только он, указания руководства принимает как безусловные. В работе прибегает к прямому требованию, зачастую обладает хорошими организаторскими способностями. Способы взаимодействия:
Способ речевого обращения – официальный приказ. Группа № 4. Авторитарный стиль. Вожатого авторитарного стиля отмечает стремление к доминированию, основанное на потребности в уважении и самоуважении. Такой вожатый обращается к способам взаимодействия, основанным на подчинении детей. Он стремится к единоличному управлению детской группой и устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований. Решения принимает только он, указания руководства принимает как безусловные. В работе прибегает к прямому требованию, зачастую обладает хорошими организаторскими способностями. Способы взаимодействия:
Способ речевого обращения – требование-угроза. Группа № 5. Либеральный стиль. Такие вожатые очень терпимо относятся к вопросам жизни группы, редко вмешиваются в дела ребят. Им свойственны нерешительность, решение они принимают под давлением: или со стороны администрации или со стороны ребят. Вожатый этого стиля никогда не стремится к новшествам, остерегается проявления инициативы ребят. Установка на ребят у него нейтральная, чаще равнодушная. Способы взаимодействия:
Способ речевого обращения – нерешительная, заискивающая просьба. Участники подводят итоги выступления групп. Задание № 2. Принятие управленческого решения. Каждая группа получает ситуацию, в которой необходимо принять целесообразное педагогическое решение. Все группы выполняют задание в следующем алгоритме: Анализ ситуации - Возможные решения - Принятое решение - Возможные последствия принятого решения. Ситуации.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОДУКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Общение детей с вожатым не похоже на общение детей с родителями или учителями в их традиционном понимании. Вожатые, чаще всего, люди молодые, в них самих ещё живо детство, горят глаза, им легче понять ребёнка. Не удивительно, что дети делают вожатых кумирами. Они перенимают у взрослых всё: интонации, манеру поведения, способы общения и, что самое важное, с развитием коллектива они всё больше разделяют со взрослым его мир ценностей, делая его своим. Дети в буквальном смысле становятся такими же, как и их руководители. Ниже приведены упражнения для продуктивного педагогического общения. «Запоминание лица». Выработай в себе привычку запоминать лица окружающих тебя людей. Посмотрел – закрой глаза, попробуй восстановить в памяти всё зримо, в деталях. Не получается что-то, «не видишь» - посмотри снова, чтобы запоминание было полным. «А как он смеётся?». Глядя на лица, постарайся зрительно представить, как этот человек смеётся, плачет? Как он объясняется в любви? Каков он в растерянности? Как хитрит он, старается выкрутиться? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Как он выглядел три года назад? Каким он будет в старости? «Я глазами других». В различных ситуациях и с различными людьми постарайтесь представить, как ты выглядишь в глазах собеседника. Какое впечатление ты производишь? Что он думает о тебе? «Оценка себя». Чаще становись оцениваемым, а не оценивающим. Что от тебя ждут окружающие? Им уютно рядом с тобой? Если кто-то совершил ошибку, обрати внимание не на сам факт, а на свою реакцию. «Сопереживание». Разговаривая на личные темы, постарайся внимательно слушать своего собеседника. Если он поверяет тебе душевные тайны, не перехватывай инициативу и не «отключайся», переживай, пытайся поставить себя на его место. «Одобрение». Присматривайся к детям, к их действиям и не упускай возможности выразить им своё одобрение. «Улыбка». Ты должен приучить себя к тому, чтобы обычным выражением твоего лица стала тёплая, доброжелательная улыбка. Если нет улыбки, должна быть готовность в ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. «Перевоплощение». Попробуй почувствовать себя на месте другого человека. Представь, что ты – это он. «Обрети» его внешность, проникни – хоть чуть-чуть – в его внутренний мир. Воспроизведи его походку, мимику, движения. Перевоплотись, постарайся жить его чувствами и мыслями. «Гроза отменяется». Учись сдерживать свои отрицательные эмоции. Тебе тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учись не ругаться и не брюзжать. Попробуй целую неделю всем всё прощать, всех понимать, никого не критиковать, не делать замечаний, не осуждать. А может дольше? ИГРЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ Игры на знакомство для детского лагеря Игры на запоминание имен Описание игры: Участники игры сидят в кругу, водящий стоит в центре. Он подходит к одному из участников, произносит «Zipp» или «Zapp» и быстро считает вслух до десяти. При слове «Zipp» участник должен назвать имя соседа слева прежде, чем водящий сосчитает до десяти. Если произносится слово «Zapp», необходимо назвать имя соседа справа. Если участник не успел назвать имя, он становится водящим. Когда произносится фраза «Zipp-Zapp», все участники должны поменяться местами, а водящий успеть занять освободившееся место. Рекомендации: Для младших отрядов вместо Zipp и Zapp можно использовать слова Цип и Цап. Назови себя, назови меня Инвентарь: Мяч. Описание игры: Игроки делятся на две команды, которые располагаются друг напротив друга на небольшом расстоянии в шеренгах или линиях. Одна из команд получает мяч. По сигналу ведущего первый игрок команды бросает мяч игроку второй команды, называя свое имя. Тот ловит мяч и возвращает его следующему игроку первой команды, называя свое имя. Игрок, стоящий последним, получив мяч, передает его в обратном направлении, но уже называет свое имя и имя того, кому он бросает мяч. И так до тех пор, пока мяч не попадет в руки первому игроку первой команды. Рекомендации: Можно усложнить игру тем, что при неверном произнесении имени или потере мяча участники начинают игру заново. Покрывало Инвентарь: Покрывало. Описание игры: Участники делятся на две команды, располагаясь друг напротив друга. Вожатые натягивают между ними покрывало. По одному человеку от команды подходят со своей стороны покрывала. Вожатые считают до трех и резко опускают покрывало. Участникам необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Тот, кто позже назвал имя, переходит в команду соперников. Побеждают те, кто «перетянет» к себе как можно больше игроков. Рекомендации: Если имена прозвучали одновременно, раунд переигрывается, но уже с другими участниками. Ритм Описание игры: Участники сидят в кругу. Ведущий показывает ритм: два хлопка по коленям, два хлопка в ладоши. Все подхватывают ритм. Во время первых двух хлопков в ладоши игрок называет свое имя два раза, во время вторых хлопков свое имя и имя кого-либо из круга (за один хлопок — свое имя, за второй — другого участника), тем самым передавая ход. «Поймавший» передачу повторяет то же самое. Тот, кто сбился, начинает заново или выходит из круга (по усмотрению вожатого). Рекомендации: Ритм должен отбиваться всеми участниками постоянно в течение игры. Прошепчи имя Описание игры: Все участники свободно передвигаются по площадке в течение 2-5 минут, стараясь подойти к большему числу участников и прошептать на ухо свое имя. Затем задание меняется. Теперь нужно подойти к большему числу участников и прошептать каждому на ухо его имя. Рекомендации: Игра может быть использована при знакомстве большого количества людей. Вожатый объясняет второе задание только после выполнения первого. Муха Инвентарь: Газета или журнал. Описание игры: Отряд становится в круг. Вожатый предлагает участникам представить, что у игрока, чье имя назовет водящий, на плече сидит муха. Водящий называет имя и бежит к нему с внешней стороны круга, чтобы газетой «убить муху» на его плече. Игрок, чье имя названо, не должен этого позволить: он «передает» ее другому игроку, сказав: «Муха у ... (назвать имя)». Тот, на ком убили муху, становится водящим, а бывший водящий встает на его место и говорит, у кого «муха» теперь. Называть имя соседа справа или слева нельзя. Рекомендации: Начиная игру, водящий должен назвать имя участника, находящегося как можно дальше от него. Игры на знакомство с личностью Ветер дует в сторону… Инвентарь: Стул для каждого игрока. Описание игры: Участники садятся в круг. Водящий говорит: «Ветер дует в сторону того, кто...» (умеет плавать, считает себя умным, любит читать, пишет стихи, умеет играть на гитаре, занимается спортом и другие характеристики). Те играющие, к которым относится высказывание ведущего, должны поменяться местами, а водящий старается занять освободившееся место. Кто не успел занять стул, тот становится водящим. Рекомендации: Если нет стульев на всех или игра проводится не в помещении, можно нарисовать места мелом или обозначить бумажным скотчем. Интервью Инвентарь: Стул. Описание игры: Участники разбиваются по парам (по принципу, с кем менее знакомы) и в течение 5 минут рассказывают друг другу о себе. Затем пары поочередно занимают импровизированную сцену. Один из напарников садится на стул, второй становится за него. Тот, кто стоит за стулом, в течение минуты должен рассказать о своем напарнике всем остальным участникам. Сидящий не может комментировать или подсказывать. Затем напарники меняются. Рекомендации: Игра проходит интереснее и веселее, если участники рассказывают о напарнике от первого лица (т.е. становясь на время им самим), при этом остальные задают вопросы, на которые отвечает только рассказчик. Туалетная бумага Инвентарь: Рулон туалетной бумаги. Описание игры: Ничего не объясняя, ведущий предлагает каждому участнику отмотать от рулона ленту любого размера. Далее вожатый поясняет, что каждый по очереди выходит на сцену, заматывая свою ленту в трубочку, одновременно рассказывает о себе до тех пор, пока лента его туалетной бумаги не будет полностью замотана в рулончик. Рекомендации: Игра способствует веселому настроению и раскрепощению. Построение Описание игры: Ведущий предлагает участникам построиться в шеренгу по: • цвету глаз (от самых светлых до самых темных); • числам и месяцам рождения; • первым буквам имен в алфавитном порядке; • цвету волос; • размеру обуви; • знаку зодиака и т.д. Рекомендации: Можно поделить отряд на две команды и устроить соревнования, кто быстрее построится по тому или иному признаку. Дорога вопросов Описание игры: Вызывается любой участник. Определяется дистанция от старта до финиша. Задача участника пройти дистанцию, а задача остальных не дать ему это сделать, задавая вопросы о нем. Во время ответа участник должен стоять на месте и двигаться только тогда, когда никто не задает вопросов. Рекомендации: Вожатому необходимо следить за процессом, так как, возможно, вопросы будут задаваться одновременно. «Меня зовут, я люблю себя за...» Описание игры: Каждый по очереди в кругу повторяет и заканчивает фразу: «Меня зовут..., я люблю себя за...». Рекомендации: Если ваш отряд раскрепощен и активен, то игру можно разнообразить просьбами продемонстрировать (по возможности) то, за что они себя любят. |