Автреф условия формировани праздничной культуры. Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств
Скачать 483.5 Kb.
|
Научная новизна исследования состоит:
а также в разработке методики их реализации;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе:
Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации служат совершенствованию образовательного процесса в вузах культуры и искусств. Она определяется тем, что: 1) апробированы педагогические условия, способствующие совершенствованию профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей; 2) разработаны и экспериментально проверены критерии готовности к профессиональной деятельности будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников; 3) разработан и апробирован интегративный курс «Режиссура театрализованного обряда»; 4) создано учебно-методическое обеспечение условий совершенствования профессиональной подготовки будущих режиссеров (учебно-методический комплекс по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, учебная программа интегративного курса, сборник сценариев академических праздников, научно-методические рекомендации для преподавателей вузов культуры и искусств по проблеме исследования). Материалы настоящего исследования могут быть использованы в практике подготовки студентов творческих специальностей, при создании курсов по выбору студентов, а также в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы. Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются анализом и учетом современных достижений психолого-педагогической науки и комплексной методикой исследования проблемы; тщательностью и длительностью опытно-экспериментальной работы; проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы, подтверждаются успешным внедрением его результатов в практику работы Челябинской государственной академии культуры и искусств (2004 - 2008 г.г.), обширной исследовательской базой, публикацией материалов и получением на них положительных отзывов. Базой для проведения опытно-экспериментальной работы послужили Челябинская государственная академия культуры и искусств (ЧГАКИ), Уфимский филиал ЧГАКИ (УфЧГАКИ) и Белорусский государственный университет культуры и искусств (БГУКИ), в нем участвовало 19 преподавателей и.323 студента специальности высшего профессионального образования 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников (РТПП). Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования, имеющего теоретическое и прикладное значение, отражены в 25-ти публикациях автора. Структура диссертации определяется логикой раскрытия темы исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 265 наименований. Работа иллюстрирована схемами, таблицами, диаграммами, отражающими основные положения и результаты исследования. Основное содержание диссертации Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, ставится цель, определяются объект и предмет исследования. Для решения обозначенной проблемы и достижения соответствующей цели предложена гипотеза и сформулированы основные задачи диссертационной работы. Представлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования, определены основные положения, выносимые на защиту. В первой главе «Профессиональная подготовка студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств как педагогическая проблема» рассмотрены определения понятий «профессиональная подготовка студентов режиссерских специальностей в вузе», «профессиональная готовность студентов режиссерских специальностей», «культура», «праздник» и «праздничная культура»; представлен анализ литературы по проблеме исследования; определены основные исторические этапы становления и развития профессиональной подготовки будущих режиссеров; разработана и обоснована структура процесса профессиональной подготовки студентов специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в вузе культуры и искусств; выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса совершенствования профессиональной подготовки режиссеров в вузе культуры и искусств. При анализе и обобщении литературных источников (В.Г. Онушкин, Е.И. Огорев, Е.В. Бондарева, Г.П. Назарова и др.) можно констатировать, что: - во-первых, профессиональная подготовка как понятие несколько уже понятия «профессиональное образование», так как профессиональная подготовка не предполагает, как правило, повышение общеобразовательного уровня обучающихся; вместе с тем сказанное не исключает, а предопределяет исследование проблем профессиональной подготовки студентов вуза в контексте проблем профессионального образования, в том числе и как неотъемлемой составляющей процесса профессионального образования, нацеленной на формирование общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности. - во-вторых, результатом профессиональной подготовки как процесса выступает совокупность общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков, качеств, профессионального опыта, норм поведения, необходимых студентам для последующей профессиональной деятельности. В соответствии с вышесказанным, «профессиональная подготовка студентов режиссерских специальностей в вузе» рассматривается нами как организованный педагогический процесс, реализуемый с целью овладения будущими режиссерами общепрофессиональными и специальными знаниями, умениями и навыками, а также профессионально – личностными качествами, необходимыми им для последующей профессиональной режиссерской деятельности. Результатом профессиональной подготовки является готовность выпускника к профессиональной деятельности. Профессиональная готовность понимается многими исследователями как один из критериев результативности процесса подготовки, как система интегративных свойств, качеств личности и как установка на будущую деятельность Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, К.К. Платонов, В.П. Каширин, Ю.В. Прошунина и др.). В нашем диссертационном исследовании профессиональная готовность студентов режиссерских специальностей понимается как результат профессиональной подготовки личности, включающей совокупность общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, качеств личности, осознающей себя способной к профессиональной режиссерской деятельности и стремящейся ее выполнять. Профессиональная деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников связана с реализацией праздничной культуры. В контексте проблематики исследования культура – сложное междисциплинарное научное общеметодологическое понятие получило свою характеристику у специалистов различных отраслей знаний. Мы рассматриваем культуру как закрепленный и транслируемый в формах общественного сознания устойчивый конструкт социального опыта, интегрирующий в себе систему ценностей, способы различных видов деятельности, уровень духовно-нравственного развития общества, знания о человеке, природе, обществе и мышлении. Одной из форм проявления культуры является праздник, понимаемый нами вслед за Л. Н. Лазаревой как духовно-практическая деятельность, опирающаяся на систему ценностей, апробированных межпоколенным общением людей и протекающая в сакральном времени и пространстве, свободно, в соответствии с регламентом праздничного кодекса. Поскольку понятие «праздничная культура» достаточно редко встречается в современной научной литературе, нами была предпринята попытка уточнения этого понятия. Многие исследователи дополняют, заменяют или отождествляют это понятие с понятиями развлекательная культура (В.М. Рябков), празднично-обрядовая культура (Г.П. Блинова, О.Я. Жирова). В исследовании термин праздничная культура – это целостное многообразное полифункциональное синкретичное этнокультурное явление, обусловленное региональной спецификой, представляющее собой совокупность знаний, ценностей, праздников, обрядов, ритуалов, норм и образов жизнедеятельности социума. Рассмотрение ретроспективно-педагогического материала позволило определить основные этапы, в которых отражается эволюция системы профессиональной подготовки режиссеров в России в дореволюционный, советский и постсоветский периоды развития общества, связанных с развитием учебных заведений культуры и искусств по профессиональной подготовке режиссеров. Первый этап (допрофессиональный - XI в. - 1918 гг.), связан со становлением режиссерского искусства и режиссуры как профессии. На Руси в роли постановщиков праздничных зрелищ и представлений нередко выступали скоморохи, «игрецы». В XVIII веке за организацию праздничных действ отвечали ведущие актеры, например Ф. Волков. В этот период произошло становление театрального искусства и актерского творчества, возникли профессиональные театры, открылись актерские школы. Роль режиссера в театре сводилась к тому, что он был «разводящим», выполнял административные функции и необходимость в подготовке таких «разводящих» отсутствовала. Начиная со второй половины XIX века и, особенно к его концу, профессия «режиссер» как на Западе, так и в России, начинает занимать ведущее место в театре, кинематографе, позднее в праздничной сфере. Второй этап (этап становления и развития профессиональной подготовки - 1918-1990 гг.) включает в себя длительный период становления и развития профессиональной подготовки режиссеров в сфере культуры и искусства и характеризуется: - открытием в 1918 году, по инициативе В.Э. Мейерхольда, первого в России, специального учебного заведения, готовящего режиссеров под названием «Курсы Мастерства сценических постановок»; - возникновением во многих творческих вузах в первой половине XX века режиссерских факультетов, выпускавших режиссеров драмы, кино, самодеятельного творчества и любительских театров; - открытием вузов культуры и искусств во второй половине XX века и созданием в структуре этих вузов специализированных кафедр методики и организации клубно-массовых мероприятий. Третий этап (этап реформирования профессиональной подготовки режиссеров ТПП - 1990-ые годы - настоящее время) характеризует процесс качественной перестройки системы образования, связанный с социально-культурными, экономическими, политическими изменениями в обществе. В 1997 году Комитет по высшей школе Министерства науки России утвердил первый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050200 — Режиссура /театрализованные представления и празднества/. Впервые выпускники кафедр РТПП стали получать квалификацию – «Режиссер театрализованных представлений и празднеств, преподаватель». В настоящее время более 25 вузов ведут подготовку режиссеров театрализованных представлений и праздников, среди них 19 вузов культуры и искусств. Дальнейшая профессиональная подготовка студентов названной специальности обуславливается современными тенденциями в развитии профессиональной режиссерской деятельности и профессионального образования. При описании структуры и содержания процесса профессиональной подготовки студентов специальности РТПП в вузе культуры и искусств мы опирались на основные положения системного и личностно-деятельностного подходов. Системный подход разрабатывался в исследованиях, интерпретирующих его к сфере образования (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Б.С. Гершунский, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.) На наш взгляд, ценность системного подхода для нашего исследования состоит в следующем: - системный подход позволяет более глубоко проникнуть в сущность процесса профессиональной подготовки студентов специальности РТПП и охватить значительный круг педагогических проблем, установить взаимосвязи между ними; - позволяет получить более объективную информацию о механизмах процесса профессиональной подготовки; - системный подход позволяет дифференцировать связи в образовательной системе, тем самым создать целостное представление о ней, более эффективно организовать педагогическое управление. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. В преломлении к нашему исследованию личностно-деятельностный подход предполагает следующее: а) в центре образовательного процесса находится сам будущий режиссер, формирование его личности средствами данного конкретного учебного предмета, б) учебный процесс подразумевает организацию и управление учебной деятельностью студентов режиссерских специальностей, направленной на их всестороннее развитие и освоение ими предметных знаний. Исходя из данных подходов, структура процесса профессиональной подготовки студентов специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» рассматривается как целостная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (мотивационно-целевого, когнитивно-деятельностного, результативно-оценочного). В структуру мотивационно-целевого компонента входят определение целей и задач, разработка и апробация нормативных документов. Структура когнитивно-деятельностного компонента включает: принципы, формы, методы и средства профессиональной подготовки. К результативно – оценочному компоненту относятся: компоненты готовности, критерии ее сформированности, а также показатели и уровни изменений объекта исследования. Содержание процесса профессиональной подготовки обладает определенной новизной: принципы, формы и методы профессиональной подготовки включают не только традиционную, но и инновационную составляющую, представленную в нашем исследовании: - интегративно-культурологическим принципом и принципом реализации индивидуально-творческой образовательной траектории профессиональной подготовки; - пропедевтической интеллектуально-ролевой игрой и театрализованной лекцией; - методами интегративно-творческих заданий и создания креативных режиссёрско-педагогических ситуаций. Более подробно они описаны при освещении результатов опытно-экспериментальной работы. Для совершенствования профессиональной подготовки студентов специальности РТПП в вузах культуры и искусств в работе нами выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, реализуемые в рамках учебного процесса. Дадим характеристику каждому условию. Первое педагогическое условие предполагает, что учебный процесс подготовки студентов должен быть нацелен на их ориентирование в ценностях профессиональной деятельности режиссера. Ведущим критерием при определении уровня готовности студента к профессиональной деятельности является содержание ценностей, которыми он руководствуется и на которые он ориентируется в своей деятельности. В диссертации отражено, что ценностные ориентации выступают с одной стороны как процесс, в котором происходит ориентация личности в ценностях; с другой стороны, что данная ориентация ведет к результату, когда ценности становятся структурным элементом личности, что закрепляется жизненным опытом, совокупностью переживаний. Профессиональные ценностные ориентации - это элемент внутренней структуры личности, выражающий её субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда и определённым компонентам профессиональной деятельности. К профессиональным ценностям режиссеров мы относим: культурные ценности, связанные с историей культурного развития народа, общества, выраженных в традициях, праздниках, обрядах и обычаях; коллективистские ценности как вид нравственных ценностей, проявляющиеся в форме солидарности, совместной деятельности, согласованности, дисциплинированности и т.д.; познавательно-профессиональные ценности, связанные со становлением режиссера праздников как специалиста, с обучением, с его духовным развитием. Нацеленность профессиональной подготовки на ориентацию студентов в ценностях профессиональной деятельности режиссера должна происходить на основе:
Вторым педагогическим условием, направленным на совершенствование профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей, является построение процесса обучения с учетом интегративно-культурологического принципа, основанного на положениях интегративного и культурологического подходов. Учитывая содержательную полиаспектность и полифункциональность творческой деятельности, именно интегративный подход, по нашему мнению, может стать основой подготовки квалифицированного специалиста – режиссера театрализованных представлений и праздников. Ведущей тенденцией развития современной образовательной теории и практики становится педагогическая интеграция (B.C. Безрукова, М.Н. Берулава, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев и др.). Под интегративным подходом к образовательным системам понимается процесс, в основе которого лежит интеграция целей, содержания, форм и методов обучения, видов деятельности, знаний, умений, качеств и свойств личности. Разделяя позицию исследователя О.М. Кузнецовой в отношении интеграции, мы рассматриваем интеграцию как средство создания интегративных курсов, и как методику их построения, и как результат. В основе содержания профессиональной деятельности режиссера театрализованных представлений и праздников находится праздничная культура, являющаяся ее культурологической составляющей, поэтому интегративный подход в рамках нашего исследования необходимо сочетать с культурологическим. Личностно-творческий аспект последнего для нашего исследования обусловлен объективной связью индивида (студента) и культуры. Индивид, в нашем случае будущий режиссер праздников, является носителем культуры. Он не только развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. становится субъектом творчества. Одним из вариантов реализации интегративно-культурологического принципа в процессе обучения режиссеров является разработанный нами интегративный курс «Режиссура театрализованного обряда», реализуемый на факультете театра, кино и телевидения кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников в Челябинской государственной академии культуры и искусств. Под интегративным курсом нами понимается учебный курс, объединяющий материалы из общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана подготовки студентов - будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, построенный на основе различных проявлений межнаучной интеграции, направленный на углубление и расширение межпредметных знаний, их систематизацию и обобщение, формирование межпредметных умений и способствующий повышению качества обучения. К дисциплинам, включенным в интегративный курс, мы отнесли: «Историю и теорию массовых праздников», «Теорию драмы и основы сценарного мастерства», «Теорию и практику современной режиссуры». Третьим педагогическим условием в нашем исследовании выступает реализация регионально-корпоративного аспекта обеспечения взаимосвязи теории и практики профессиональной подготовки. Эффективность внедрения теории в практику обучения и воспитания и готовность педагогической практики к использованию научно-теоретических исследований наиболее полно рассмотрены Ю.К. Бабанским, Г.В. Воробьевым, П.И. Карташовым, М.И. Махмутовым, В.М. Полонским и др. Применительно к профессиональной подготовке студентов специальности РТПП в вузах культуры и искусств взаимосвязь теории и практики является ведущим среди общепедагогических принципов. Для усиления внимания к вопросам, связанным с применением теории к решению практических задач, необходимых будущим режиссерам в профессиональной деятельности, мы предлагаем рассматривать вышеназванный принцип с позиции регионально-корпоративного аспекта. При профессиональной подготовке режиссеров необходимо учитывать особенности праздничной культуры того региона, где обучаются студенты и корпоративных традиций вуза, где происходит процесс обучения. Каждый регион нашей страны представляет собой некую этническую мозаичность народов. Культура каждого этноса – это исторически длительное, социально детерменированное явление, отражающее сущностные моменты развития данного этноса и наполнение системой материальных и духовных ценностей, созданных межпоколенным общением конкретного этноса. Этнические группы на протяжении истории сформировали и создали богатую и разнообразную праздничную культуру. Законом РФ «Об образовании» поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Приобщение к региональной культуре способствует ориентированию студентов на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), приобретению опыта этнокультурной ориентации, самоопределению в поликультурной среде, проявлению толерантного отношения к представителям других культур. Корпоративные праздники - праздники локальные, связанные с культурой корпоративных общностей. Корпоративные праздники являются одними из самых заметных проявлений корпоративных традиций. Они являются одним из направлений учебно-досуговой деятельности в каждом крупном вузе, способствуют налаживанию межфакультетских связей. Такая форма праздничной культуры необходима, прежде всего, для создания между студентами и профессорско-преподавательским составом вуза личностного контакта и чувства «сопричастности» общей цели, идее. Корпоративные праздники вызывают и у студентов, и у преподавателей чувство принадлежности к вузу, чувство единого целого. Поэтому знание праздничных традиций региона и вуза, на наш взгляд, является неотъемлемой частью профессионального образования будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. В рамках решения проблемы настоящего исследования регионально-корпоративный аспект обеспечения взаимосвязи теории и практики обучения учитывался при прохождении студентами разнообразных видов практики, таких как: ознакомительная (знакомство с творческой деятельностью и традициями национальных центров региона или вузов города); производственная (художественно-творческая работа с различными национальными коллективами на базе культучреждений, досуговых центров, школ и др.); дипломная (разработка дипломных проектов, связанных с культурными традициями Южного Урала или вуза). Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств» раскрываются задачи и содержание организации опытно-экспериментальной работы по изучаемой проблеме; разрабатываются уровни и критерии готовности студентов режиссерских специальностей к профессиональной деятельности; описывается проведение констатирующего и формирующего экспериментов, подводятся итоги опытно-экспериментальной работы. Цель опытно-экспериментальной работы – экспериментально проверить педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств. Задачи опытно-экспериментальной работы, вытекающие из цели и гипотезы включали: 1) апробацию педагогических условий, способствующих совершенствованию профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников; 2) проведение констатирующего и формирующего экспериментов; 3) опираясь на результаты исследования, подготовить и внедрить в учебный процесс вуза культуры и искусств научно-методические рекомендации по проблеме исследования. Для оценки результатов профессиональной готовности студентов режиссерских специальностей были выделены уровни (репродуктивный (низкий); репродуктивно-поисковый (средний); поисковый (достаточный); творческий (высокий) и определены следующие критерии: мотивационно-целевой, когнитивно-деятельностный, оценочно-результативный. Мотивационно-целевой критерий отражает увлеченность познавательной деятельностью, ориентирует на будущую профессиональную деятельность. Показателями оценки по этому критерию мы определили: степень сформированности профессионального мотива, степень сформированности стремления к творческой самореализации. Вторым является когнитивно-деятельностный критерий, отражающий совокупность знаний и умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, которые характерны для будущей профессиональной деятельности. Показателями оценки сформированности подготовки по данному критерию нами определены: степень сформированности профессиональных знаний и умений; степень сформированности профессиональной творческой самостоятельности. Оценочно-результативный критерий характеризует умение оценивать результат деятельности, критичность к действиям и умениям. Показатель по данному критерию: степень сформированности умения осуществлять самоанализ, самооценку и самокорректировку профессиональной подготовки. На первом этапе опытно-экспериментальной работы осуществлялся констатирующий эксперимент (2004-2005 гг.), целью которого явились анализ педагогического опыта профессиональной подготовки режиссеров праздников и выявления исходного состояния уровня профессиональной готовности студентов РТПП в вузах культуры и искусств. Был задействован профессорско-преподавательский состав специализированных кафедр двух вузов культуры и одного филиала в количестве 19 человек, а также 323 студента с первого по пятый курс. Для оценки каждого критериального показателя нами использовались разнообразные методики (Е. В. Бондарева, О. Г. Проничкина, Л. Москвина, В.А. Триадский), включая и авторские. Для количественной обработки полученных результатов мы присваивали каждому уровню количественные оценки 4, 3, 2 и 1, взятые произвольно. При этом 4 соответствовало высокому (творческому) уровню готовности, а 1 – низкому (репродуктивному) уровню. Для выяснения общей готовности студентов режиссерских специальностей расчеты проводились посредством вычисления коэффициента профессиональной готовности, выраженного в баллах по уровню. Обобщенные результаты уровня профессиональной готовности студентов режиссерских специальностей в вузах культуры и искусств на констатирующем этапе эксперимента, представлены в таблице № 1. Необходимость совершенствования профессиональной подготовки студентов специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» подтверждается также результатами анализа педагогического опыта. В числе недостатков педагогической работы недостаточная теоретическая обоснованность материала общепрофессиональных и специальных дисциплин, уделение внимания обучению технологиям создания неспецифических форм праздничной культуры, а театральным и эстрадным формам и др. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы (2005-2008 гг.) осуществлялся в естественных условиях учебно-воспитательного процесса на факультете театра, кино и телевидения ЧГАКИ; из числа студентов кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников были организованы четыре группы: одна контрольная и три экспериментальные (по 20 человек в каждой). В первой экспериментальной группе - ЭГ – 1 (I-III курс) нами проверялась эффективность ориентации студентов в ценностях профессиональной деятельности режиссера. Во второй экспериментальной группе - ЭГ – 2 (III-V курс) проверялось третье педагогическое условие, согласно которому происходила реализация регионально- |