Автреф условия формировани праздничной культуры. Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств
Скачать 483.5 Kb.
|
Таблица 1. Уровень профессиональной готовности студентов режиссерских специальностей в вузах культуры и искусств (констатирующий этап эксперимента)
корпоративного аспекта обеспечения взаимосвязи теории и практики профессиональной подготовки. В группе ЭГ – 3 (II – IV курс, первая подгруппа) проверялась действенность всех педагогических условий, т.е. к вышеназванным двум добавилось построение процесса обучения на основе интегративно-культурологического принципа. В контрольной группе (II – IV курс, вторая подгруппа) целенаправленно не применялось ни одно педагогическое условие. В рамках первого педагогического условия профессиональная подготовка студентов к режиссерской деятельности преломлялась через призму личности обучаемого, как субъекта учебной деятельности, что подразумевало его ориентацию в ценностях. При ориентации студентов в познавательно-профессиональных ценностях нами ставилась задача создания активного образа носителя будущей профессии, для чего в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин включались рассказы о профессиональной деятельности известных режиссеров праздников, тематические фильмы и спектакли, фотовыставки с праздничных мероприятий. Особый интерес представляли беседы с режиссерами профессиональных театров и праздничных агентств г. Челябинска о значении режиссерской деятельности и праздничной индустрии в целом. На протяжении обучения студенты делали устные сообщения об интересных фактах из жизни и опыта мастеров праздничной сферы. Была введена традиция публичной защиты своих авторских проектов (сценарные и постановочные планы различных форм праздничной культуры). Обучаемыми выполнялись интегративно - творческие задания – пластические этюды, песни и сценки о профессии режиссера праздничной сферы, 10 заповедей творческой личности, разработка модели современного режиссера праздников, основная цель которых – создание образа трудной, но значимой профессии. Все вышеназванные формы и методы способствовали раскрытию потенциала профессии режиссуры. Также был применен ряд методов, предусматривающих одновременное развитие профессионально-значимых качеств будущего режиссера праздников и способность адекватно оценивать образ собственного «я» через оценку других. С этой целью был использованы методы, получившие названия «Пожелания» и «Напишите свой портрет». В целях ориентации в коллективистских ценностях мы опирались на известный театральный постулат «Театр – искусство коллективное». Педагогическим средством на занятиях по специальным дисциплинам выступал «хозяин аудитории» (дома студенческого коллектива) – Домовой, сформулировавший «Правила существования студентов в пределах учебной аудитории», являющейся и репетиционной базой и основой для будущих творческих замыслов. Пропедевтическая интеллектуально – ролевая игра по принципам артистической этики, как инновационная форма обучения, применялась нами для формирования сценарных навыков моделирования сюжетных ситуаций и была направлена на развитии творческой активной актерской импровизации, фантазии, воображения и создание актерской характерности, а также способствовала повышению уровня развития мыслительных процессов (развитие образного и логического мышление) и сплочению творческого коллектива. В процессе коллективной деятельности студенты специальности РТПП выступали в разных качествах (звукорежиссера, осветителя, помощника режиссера, костюмера, гримера, реквизитора, рабочих сцены) и обязательно назначались руководителем одной из творческих групп, что также способствовало формированию коллективистских ценностей. При ориентации студентов в культурных ценностях был проведен блиц-опрос о праздничной культуре с целью выявления новых тенденций в молодежной среде, их понимания праздника. На конкурсной основе студентам было дано творческое письменное индивидуальное задание «клятва верности праздничной культуре», а также разработка эмблемы режиссуры праздников. Данный тип заданий использовался для стимулирования и проявления творческого начала личности режиссера. Использование режиссерских ситуаций в профессионально-педагогическом тренинге в процессе обучения будущих режиссеров праздников активизировало их фантазию и воображение и подталкивало к творческому поиску разрешения данных ситуаций. Создание кроссвордов и ребусов по праздничным традициям – удобная форма активизации мышления студентов. В процессе подготовки такого типа заданий студенты тщательно прорабатывали теоретический и практический материал, обращались не только к лекциям и учебникам, но и к дополнительной научной и справочной литературе. В то же время нестандартная форма задания стимулировала их искать нестандартный подход к выполнению данного задания, следовательно, активизировалась не только познавательная деятельность, но и творческое начало будущих специалистов. Реализация второго педагогического условия: «построение процесса обучения на основе интегративно-культурологического принципа» осуществлялась путем внедрения в учебный процесс разработанного нами интегративного курса «Режиссура театрализованного обряда», относящегося к мультидисциплинарному виду интеграции (взаимосвязь нескольких предметов). В реализации идеи интеграции принципиально важным для нас явилось не просто механическое соединение учебных предметов в единый интегративный курс, а взаимопроникновение в содержание, обеспечивающее овладение новыми интегративными знаниями и умениями. Курс предполагает вооружить студентов интегративными знаниями об истории ритуально-обрядовых форм праздничной культуры стран и народов мира, навыками создания драматургии обрядового действия и практическими умениями и навыками в режиссерском воплощении театрализованных обрядов. Задачами дисциплины являются: 1) сформировать у студентов представления об истории возникновения обрядовых действ; 2) познакомить студентов с традициями их празднования в прошлом и настоящем; 3) дать необходимую сумму знаний об основных структурных элементах обряда; 4) научить студентов применять полученные интегративные знания на практике, при написании сценариев, в процессе режиссерской деятельности. Эффективными реализованными нами инновационными формами процессуальной интеграции явились цикл театрализованных лекций: «Обрядово-игровые действия как возможность освоения учебного пространства», «Мантические обряды», «Чайная церемония», «Новогодние традиции», креативный семинар «Новые знаки и символы в празднике», интегративно-творческие задания: «Ритуальное приветствие», «Жертвоприношение богу КМ», «Символическое действие в обряде», обрядово - игровые тренинги. Применение указанного интегративного курса позволило активизировать познавательную деятельность будущих режиссеров, повысить их интерес к профессиональной деятельности, расширить их профессиональные знания и умения. Апробация третьего педагогического условия – «реализация регионально-корпоративного аспекта обеспечения взаимосвязи теории и практики профессиональной подготовки» осуществлялась посредством: 1) закрепления теоретического материала в ходе учебных практических занятий (при изучении тем использовались авторские тренинги и упражнения, комплексы интегративно-творческих заданий), 2) прохождения разработанной нами режиссерско-исполнительской практики (участие в региональных мероприятиях, предусмотренных планом учреждений культуры по месту практики в качестве режиссера-постановщика эпизода, помощника режиссера, сценариста, актера, ведущего; коллективные посещения различных праздничных мероприятий; ведение творческого дневника, публикация сценариев в различных изданиях: академические сборники, профессиональные специализированные журналы), 3) разработок и участием в экспериментальных региональных проектах центра традиционной культуры им. А.И. Лазарева: «Кузьминки», «Колядки», «Уральские посиделки», «Вождение Стрелы» и др. 4) организации корпоративных праздников на базе ЧГАКИ (участие в подготовке и проведении корпоративных праздников академии, таких как «День знаний», «Посвящение в студенты», «Слет отличников», «Церемония вручения премии выдающимся выпускникам ЧГАКИ им. первого ректора П.В. Сапронова», «День работников культуры», «Вручение дипломов» и др.). После проведения целенаправленной педагогической работы по апробированию выявленных нами педагогических условий, было проведено повторное исследование с помощью тех же методик, которые использовались в констатирующем эксперименте. Сравнительный анализ (см. рис.1) полученных результатов показал, что нет резких различий в экспериментальных и контрольной группах по выделенным критериям и показателям на начальном этапе формирующего эксперимента. По завершении формирующего эксперимента положительные сдвиги в экспериментальных группах существенно превышали изменения, выявленные в контрольной группе. Сопоставление данных, полученных по результатам срезов после эксперимента (см. рис.2) , показало высокие результаты в ЭГ-3, в то время как в контрольной группе результаты в целом остались на уровне, характерном для начала опытно-экспериментальной работы. В заключении диссертации в обобщенном виде представлены полученные результаты исследования: 1) конкретизированы понятия «профессиональная подготовка студентов режиссерских специальностей», «профессиональная готовность студентов режиссерских специальностей»; дана авторская трактовка понятия «праздничная культура», отражающего специфику содержания профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников; 2) определены основные исторические этапы становления и развития профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников (допрофессиональный этап - XI в. - 1918 гг., этап становления и развития профессиональный подготовки – 1918 - 1990 гг., этап реформирования профессиональной подготовки - 1990-ые годы - настоящее время), каждый из них имеет свою профессионально-педагогическую специфику и особенности; 3) теоретическое исследование и результаты проведённой опытно-экспериментальной работы дали основание утверждать, что выявленные нами педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников в вузе культуры и искусств, а именно: нацеленность профессиональной подготовки на ориентацию студентов в ценностях профессиональной деятельности режиссера; построение процесса обучения на основе интегративно - культурологического принципа; реализация регионально-корпоративного аспекта обеспечения взаимосвязи теории и практики профессиональной подготовки являются эффективными, необходимыми и достаточными для повышения результативности данной подготовки; 4) проведенный анализ полученных количественных и качественных результатов опытно-экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. Заявленная тема не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. В условиях современного развития общества особо возрастает роль повышения качества профессиональной подготовки специалистов праздничной культуры, поэтому ряд вопросов исследуемой проблемы требует дальнейшего изучения. Обстоятельного изучения требуют такие важнейшие аспекты рассматриваемой проблемы, как профессиональная подготовка студентов режиссерских специальностей в условиях многоуровневого образования (бакалавриат-магистратура); формирование готовности будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников к творческой самореализации; разработка интегративных курсов с учетом индивидуальных особенностей студентов и др. Материалы исследования автора отражены в следующих публикациях: Статьи в научных изданиях, включённых в реестр ВАК РФ:
Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях:
Учебно – методические издания:
Степанова Инна Владимировна Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки) автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Формат 60x84 1/16 Объём 1,0 п.л. Заказ № Тираж 100 экз. Челябинская государственная академия культуры и искусств 454091 Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а Лицензия ИД № 06283 от 16.11.01 Отпечатано в типографии ЧГАКИ. Ризограф |