Главная страница
Навигация по странице:

  • Научный руководитель

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования.

  • Степень научной разработанности проблемы.

  • темы

  • Объект исследования

  • Методологические основания исследования

  • Теоретические основания исследования

  • Исследование было проведено

  • Основные положения, выносимые на защиту.

  • Автреф условия формировани праздничной культуры. Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств


    Скачать 483.5 Kb.
    НазваниеПедагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств
    Дата08.01.2019
    Размер483.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАвтреф условия формировани праздничной культуры.doc
    ТипАвтореферат
    #62796
    страница1 из 3
      1   2   3



    На правах рукописи
    СТЕПАНОВА Инна Владимировна
    Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств

    Специальность: 13.00.08Теория и методика

    профессионального образования (педагогические науки)


    автореферат

    диссертации на соискание ученой степени

    кандидата педагогических наук

    Омск – 2009

    Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии ФГОУ ВПО

    «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

    Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

    Павел Иванович Костенок

    Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

    Елена Витальевна Пискунова
    кандидат педагогических наук, доцент

    Инна Витальевна Феттер


    Ведущая организация: ГОУ ВПО «Челябинский государственный

    педагогический университет»


    Защита состоится 31 марта 2009 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14, ауд. 212. (т/факс: 8-(3812)-24-37-95).


    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета.


    Автореферат разослан 28 февраля 2009 г.

    Ученый секретарь

    диссертационного совета

    кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Дука

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность исследования. Социально-культурные изменения, происходящие в современной России, нарастающие тенденции духовного возрождения, восстановления утерянной преемственности поколений предопределяют потребность в разработке концептуальных основ подготовки кадров в сфере профессионального, в том числе и социокультурного образования.

    Вузы культуры и искусств обладают исторически сложившимися ресурсами
    в подготовке кадров социально-культурной деятельности. Творческие специальности этих учебных заведений в процессе своего развития накопили богатейший опыт системы профессиональной подготовки специалистов художественного просвещения, образования, культуры и искусства. Но процессы глобализации экономики, культуры, проблемы вхождения России в международное образовательное пространство требуют решения проблемы повышения качества профессиональной подготовки специалистов, и, прежде всего тех, чья деятельность непосредственно связана с целенаправленным регулированием социокультурных процессов.

    Современная практика профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников связана с реализацией государственного образовательного стандарта, предполагающего выпуск специалиста. Вместе с тем, реализация Россией Болонских соглашений требует перехода на многоуровневое высшее профессиональное образование. Это в свою очередь обуславливает актуальность вопросов интеграции в образовании, обеспечения функциональной грамотности выпускников, усиления внимания к культурологическому содержанию профессиональной подготовки.

    В условиях модернизации театрального образования особую значимость приобретают научные труды, раскрывающие его общекультурные аспекты
    (И.Н. Радушинская, О.А. Скороходова, Н.Н. Соколова и др.).

    В педагогической науке достаточно активно разрабатываются вопросы профессионального образования будущих театральных режиссеров, тогда как вопросы профессионального образования и профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников исследованы недостаточно.

    Кроме того, современные тенденции в развитии режиссерской деятельности (увеличение объема специальных знаний, появление новых форм праздничной культуры, развитие event-технологий и т.д.) требуют подготовки профессионалов, специализирующихся по вопросам организации разносторонней социально-культурной деятельности, специалистов, способных обеспечивать художественно-педагогическую коррекцию процесса социализации детей и взрослых, организовывать оптимальную среду, способствующую самореализации личности.

    Следовательно, с целью совершенствования профессиональной подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников необходимо выявление таких педагогических условий, которые позволили бы добиться повышения эффективности данного процесса, которое отвечало бы современным требованиям.

    Степень научной разработанности проблемы. Проблемами профессиональной подготовки студентов высшей школы занимались ученые
    С.И. Архангельский, С.Я. Батышев, М.И. Дьяченко, В.И. Загвязинский,
    Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.Н. Сериков и многие другие. Авторами даны развернутые общие теоретические обоснования основополагающим понятиям: обучение, подготовка, готовность; раскрыты дидактические приемы, формы, методы и средства.

    Теоретические исследования, связанные с социокультурными проблемами профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры и искусств раскрываются в исследованиях таких ученых, как Л.Ф. Афонченко, Н.К. Бакланова, Л.А. Жумаева, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова и др. Важное значение для исследования имеют работы специалистов в области социально-культурной, культурно-досуговой деятельности, позволяющие выявить требования к специалисту социокультурной сферы, организации его профессиональной подготовки
    (Т.И. Бакланова, М. Е. Дуранов, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Е.А. Сергеев и др.)

    Анализ практики театрального образования в высшей школе свидетельствует
    о пристальном внимании к решению различных аспектов проблемы подготовки студентов режиссерских специальностей, в частности: педагогическая деятельность театрального режиссера-педагога (Е.В. Бондарева); особенности профессиональной подготовки режиссеров любительского театра в театральных вузах (В.П. Марков); педагогические аспекты системы К.С. Станиславского
    (З.А Масленникова); проблемы подготовки студентов к режиссерской деятельности на основе обучения их речевому этикетному поведению (Н.В. Суленева); индивидуализация образования театральных режиссеров на заочном отделении
    (И.И. Деркач) и др.

    Несмотря на довольно широкий спектр исследований, можно отметить недостаточную изученность условий совершенствования профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников в вузах культуры и искусств, отвечающих современным тенденциям в развитии профессиональной режиссерской деятельности и профессионального образования.

    Анализ научной литературы и современной практики высшего профессионального образования в вузах культуры и искусств позволил выявить следующие противоречия:

    • между потребностью общества в компетентных, креативных, конкурентоспособных режиссерах театрализованных представлений и праздников, обладающих высоким уровнем профессиональной готовности и недостаточной разработанностью проблемы совершенствования их профессиональной подготовки в вузе культуры и искусств;

    • между теоретическими исследованиями по проблеме совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств и ее недостаточной научно-методической разработанностью;

    • между наличием отдельных научно-методических подходов к совершенствованию процесса профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей и их недостаточной практической реализацией.

    Необходимость разрешения указанных противоречий позволяет определить проблему исследования: какие педагогические условия, учитывающие современные тенденции в развитии профессиональной режиссерской деятельности и профессионального образования, способствуют совершенствованию профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств?

    Актуальность данной проблемы, практическая востребованность и наличие теоретических предпосылок её разрешения предопределило выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств».

    Объект исследования: профессиональная подготовка студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств.

    Предмет исследования: педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств.

    Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие совершенствованию профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств.

    Гипотеза исследования. Если в процессе профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств учитываются современные тенденции в развитии режиссерской деятельности и образовательной теории и практики подготовки режиссеров и реализуются педагогические условия, при которых:

    а) систематически и целенаправленно осуществляется ориентирование студентов в ценностях профессиональной деятельности режиссера;

    б) учебный процесс строится на основе интегративно - культурологического принципа, предполагающего интеграцию культурологического содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также форм организации обучения;

    в) обеспечивается взаимосвязь теории и практики профессиональной подготовки с учетом реализации регионально-корпоративного аспекта,

    то это приведёт к совершенствованию профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников.

    В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены и решались следующие задачи исследования:

    1) выявить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике;

    2) конкретизировать понятия «профессиональная подготовка студентов режиссерских специальностей», «профессиональная готовность студентов режиссерских специальностей», а также понятия «праздничная культура», отражающего специфику содержания профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников;

    3) определить основные этапы в решении проблемы профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей;

    4) выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств, учитывающие современные тенденции в развитии профессиональной режиссерской деятельности и профессионального образования;

    5) разработать научно - методические рекомендации по проблеме исследования.

    Методологические основания исследования:

    • системный подход к профессиональному образованию (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Н.А. Паршиков, Э.Г. Юдин и др.);

    • личностно - деятельностный подход к исследованию проблем образования и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.);

    Теоретические основания исследования:

    • общетеоретические аспекты проблемы профессиональной подготовки в вузе (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, В.И. Загвязинский,
      Г.Н. Сериков и др.);

    • проблемы профессиональной подготовки в области социально-

    культурной деятельности (Н.К. Бакланова, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Е.А. Сергеев и др.);

    • идеи реализации интегративного подхода в образовании (B.C. Безрукова, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, Н.К. Чапаев и др.);

    • теория ценностных ориентаций личности (М. Е. Дуранов, Г.Я. Головных, А. В. Кирьякова, Н. Н. Лебедева и др.);

    • основные идеи и положения художественной дидактики
      (М.О. Кнебель, Б.М. Неменский, В.М. Фильштинский и др.);

    • положения театральной педагогики, посвященные воспитанию творческой личности (С.В. Гиппиус, Л.В. Грачева, Б.Е. Захава,
      М.Ш. Кипнис, Г.В. Кристи, В.И. Немирович-Данченко, Л.П. Новицкая,
      А.Д. Попов, М.Л. Соснова, Г.А. Товстоногов, М.А. Чехов и др.);

    • теоретические труды ведущих отечественных режиссеров театрализованных представлений и праздников (О.Л. Орлов, О.И. Марков, А.А. Рубб,
      А. Д. Силин, И. Г. Шароев и др.).

    Исследование было проведено поэтапно в период с 2004 по 2008 гг.

    Первый этап (2004 – 2005 гг.) был связан с:

    • анализом уровня разработанности проблемы в философской, культурологической, психологической и педагогической литературе;

    • уточнением понятий, относящихся к проблеме исследования;

    • изучением состояния подготовки студентов режиссерских специальностей в вузах культуры и искусств к профессиональной деятельности;

    • определением актуальности темы;

    • формированием рабочей гипотезы, а также с определением цели, задач, базы, разработкой программы исследования;

    • проведением констатирующего эксперимента.

    Ведущие методы исследования были следующими: анализ нормативных документов использовался для обоснования актуальности проблемы и определения путей ее решения; теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ применялся для описания понятийного поля проблемы; системный анализ послужил основой целостного рассмотрения проблемы и описания педагогической системы подготовки режиссеров; анализ и обобщение педагогического опыта подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников; констатирующий эксперимент по оценке готовности студентов режиссерских специальностей в вузах культуры и искусств к профессиональной деятельности.

    Второй этап (2005 – 2007 гг.) включал в себя решение следующих задач:

    • проведение формирующего эксперимента;

    • координацию, анализ и совершенствование деятельности преподавателей, участвующих в эксперименте;

    • апробацию материалов, полученных в ходе эксперимента.

    Основными методами исследования на этом этапа были: формирующий эксперимент по практической реализации педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки; наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, экспертиза, интервьюирование, беседа.

    На третьем этапе (2008 г.) решались следующие задачи:

    • определялась логика и систематизация изложения материала;

    • осуществлялась интерпретация результатов с формулированием выводов и научно - методических рекомендаций;

    • осуществлялось литературное оформление диссертации.

    На третьем этапе исследования применялись следующие методы научного познания: анализ, систематизация, обобщение, математические методы полученных результатов исследования.

    Основные положения, выносимые на защиту.

    1. Необходимость совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей обусловлена тенденциями в развитии современной режиссерской деятельности (увеличение объема специальных знаний, появление новых форм праздничной культуры, развитие event – технологий и т.д.) и профессионального образования (переход на многоуровневое образование, тенденция к интеграции в образовании, обеспечение функциональной грамотности выпускников, усиление внимания к культурологическому содержанию профессиональной подготовки).

    2. В качестве этапов в решении проблемы профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в теории и практике подготовки можно выделить:

    • допрофессиональный этап (XI в.-1918 гг.), связанный со становлением режиссерского искусства и режиссуры как профессии;

    • этап становления и развития профессиональный подготовки (1918-1990 гг.), связанный со становлением профессионального режиссерского образования и осуществлением профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников в рамках специальности «Культурно-просветительная работа» в вузах культуры и искусств;

    • этап реформирования профессиональной подготовки (1990-ые годы - настоящее время), характеризуемый становлением и развитием режиссуры театрализованных представлений и праздников как самостоятельной специальности высшего профессионального образования;

    каждый из этапов имеет свою профессионально-педагогическую специфику и особенности.

    3. Педагогическими условиями совершенствования профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников в вузе культуры и искусств являются:

    • нацеленность профессиональной подготовки на ориентацию студентов в ценностях профессиональной деятельности режиссера, включающих: культурные ценности, коллективистские ценности как вид нравственных ценностей и познавательно-профессиональные ценности;

    • построение процесса обучения на основе интегративно - культурологического принципа, предполагающего интеграцию культурологического содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также форм организации обучения;

    • реализация регионально-корпоративного аспекта обеспечения взаимосвязи теории и практики профессиональной подготовки, связанного с внедрением в образовательную теорию и практику подготовки студентов специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» региональных особенностей праздничной культуры и корпоративных традиций вуза.

    4. Эффективность реализации условий совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей выявляется на основании критериев профессиональной готовности как результата данной подготовки, включающих: мотивационно-целевой критерий: увлеченность познавательной деятельностью, ориентация на будущую профессиональную деятельность, стремление к творческой самореализации; когнитивно-деятельностный критерий: сформированность профессиональных знаний и умений; сформированность профессиональной творческой самостоятельности; оценочно-результативный критерий: умение осуществлять самоанализ, самооценку и самокорректировку профессиональной подготовки.
      1   2   3


    написать администратору сайта