Главная страница
Навигация по странице:

  • Современные базовые теории

  • Неопозитивизм

  • 41. Закономерности воспитательного процесса.

  • Закономерности процесса воспитания

  • Социальные закономерности

  • Психические закономерности

  • Педагогические закономерности

  • От чего зависит эффективность, качество, результативность.

  • Основные закономерности воспитательного процесса (по Вайндорф–Сысоевой М.Е.,Крившенко, Л.П.)

  • Анализируя работы исследователей по проблеме воспитания детей, можно выделить ряд положений, которые следует принять в качестве закономерности

  • Таким образом, закономерности воспитания отражают главные связи между факторами, условиями и результатами воспитательного процесса.

  • Принцип гуманизации воспитания .

  • Принцип демократизации воспитания

  • Принцип учета в воспитании индивидуальных, возрастных и половых различий детей .

  • Принцип педагогического оптимизма

  • Принцип целенаправленности воспитания

  • Принцип единства и целостности воспитательного процесса .

  • Принцип коллективности воспитания .

  • Педагогика ответы. Педагогика это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшими. Объект


    Скачать 175.93 Kb.
    НазваниеПедагогика это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшими. Объект
    Дата04.01.2022
    Размер175.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПедагогика ответы.docx
    ТипЗакон
    #323767
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    40. Базовые теории воспитания и развития личности.

    Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-педагогических идей и концепций прошлого.

    Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем мире. (Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит и др.)

    По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные направления которой отличались значительным разнообразием.

    Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания, основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в развитии его природных задатков.

    Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания, теоретиком которого считается И. Гербарт.

    В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.М. Коротов и др.).

    Современные базовые теории воспитания и развития личности, как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.

    Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.), которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США).

    Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями, что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы.

    В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает индивидуалистическую направленность воспитания. (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др.). Однако в неопрагматизме, по мнению И.П. Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми.

    Неопозитивизм(«новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта.

    Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.):

    - отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления

    - гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений;

    - создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка.

    На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.

    Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики, состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно развиваться.

    Неотомизм– религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.).

    Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке. (Дж. Уотсон) Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания.

    41. Закономерности воспитательного процесса.

    Система воспитания во многом зависит от закономерностей, которые определяют организацию воспитания и педагогическую инструментовку воспитательного процесса и дают более или менее конкретные представления о том, как оно должно осуществляться на практике. Определить закономерность – значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности. Закон – строго зафиксированная закономерность; внутренняя постоянная и необходимая связь между явлениями, процессами и явлениями.

    Закономерности процесса воспитания – это объективные, устойчивые, повторяющиеся существенные связи в воспитательном процессе, которые позволяют добиваться эффективных результатов в развитии личности. В воспитательном процессе можно выделить закономерности: социальные, психические, педагогические.

    • Социальные закономерности, когда речь идет о подготовке подрастающего человека к жизни; труду, что связано с присвоением социального опыта. В них отражается зависимость воспитания от уровня социально-экономического развития общества и его культуры. Эти факторы определенным образом влияют на закономерные связи, возникшие в воспитательном процессе.

    • Психические закономерности, когда речь идет о том, что воспитание служит развитию личности (индивида). Эта группа обусловлена природой человека, его психическими особенностями (возрастом, полом, индивидуальными особенностями и др.), отражает взаимосвязь воспитания и развития. Общеизвестно, что от качества воспитания зависит развитие личности. Существует общая программа воспитания, корректируемая с учетом особенностей детей. При использовании разнообразных средств и форм воспитания необходима диагностика развития личности.

    • Педагогические закономерности, когда рассматривается вопрос организации процесса воспитания и обусловленности его рядом факторов, в частности, сущностью самого воспитательного процесса. Воспитание личности происходит только в деятельности и общении.

    От чего зависит эффективность, качество, результативность.

    От чего зависит результат воспитания?

    1) От сложившихся воспитательных отношений, поэтому в педагогике рекомендуется негативное отношение сначала изменить на нейтральное, а лучше на положительное и только затем, опираясь на него добиваться цели.

    2) От того, соответствует ли цель организации действий.

    3) От совокупного действия объективных и субъективных факторов. К объективным относится: материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др. Субъективные: воспитатель, воспитанник, отношение между ними и психологический климат в коллективе. Результат зависит от всех факторов.

    4)От качества самовоспитания. Для успеха самовоспитания необходимо чтобы воспитанник мог правильно оценивать себя, мог увидеть у себя положительные и отрицательные качества.

    5) От качества обучения.

    6) От качества (интенсивности) взаимоотношений между воспитанниками.

    7) От интенсивности воздействия на внутреннюю среду (мотивы, потребности, интеллект).

    Основные закономерности воспитательного процесса (по Вайндорф–Сысоевой М.Е.,Крившенко, Л.П.)

    1)осуществление воспитания в процессе деятельности (т.е. какие именно отношения устанавливаются, повторяются и становятся привычными)

    2)зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми (если взаимоотношения негативны, то и результаты процесса воспитания будут низкими)

    3) единство воспитания и жизни (опыт, приобретаемый в процессе собственной жизни, есть лучший воспитатель. Жизнь воспитывает, поэтому важно ее педагогически целесообразно организовывать, включая воспитанника в различные виды деятельности.)

    4) воспитание личности происходит по закону параллельного педагогического действия (воспитанник проверяет на практике все, о чем ему говорит воспитатель)

    5) содержание воспитания зависит от конкретного исторического периода, в котором человек вступает в жизнь(Чтобы жить, участвовать в жизни общества, воспитуемый должен овладеть жизненным опытом, сложившимся на данный момент исторического периода. Необходимо учитывать достижения науки, культуры).

    6)содержание, методы и формы воспитания зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей воспитуемых

    7) воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю( чем выше доверие к воспитателю, тем эффективнее процесс воспитания)

    8)воспитание зависит от качества воспитательного воздействия воспитателя (при непрофессиональных или недостаточных по объему действиях воспитателя, результаты воспитания будут низкими)

    9) воспитание зависит от согласованности воспитательных действий и возможностей воспитанников (если воспитатели, учителя, родители, социальные педагоги учитывают возраст, психологические особенности и воздействуют на него, согласовывая свои действия, то результат будет эффективнее).

    Анализируя работы исследователей по проблеме воспитания детей, можно выделить ряд положений, которые следует принять в качестве закономерности этого процесса (они вбирают смысл всех приведенных выше положений).

    1. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой (Говоря об активности мы должны помнить, что зависит от мотивации, поэтому педагог должен опираться на потребности и мотивы ребенка, что главное для него в этот момент).

    2. Единство обучения и воспитания (Формируя знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые требуют новых знаний и умений).

    3. Целостность воспитательных влияний (Сущность в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека, развитию индивидуальности и социализации личности).

    Таким образом, закономерности воспитания отражают главные связи между факторами, условиями и результатами воспитательного процесса.

    42. Принципы воспитания.

    Принципы воспитания — основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы и методы.

    Принцип гуманизации воспитания. Этот принцип провозглашает в воспитании идею самоценности человека, идею активного человеколюбия. Он требует:

    — принимать ребенка таким, каков он есть, и верить, что каждый воспитанник может стать достойным человеком (Корчак даже утверждал, что дети имеют право не соответствовать нашим ожиданиям и делать свои ошибки);

    — проявлять живой интерес к жизни ребенка, его радостям, огорчениям, проблемам, находить «общий язык» с детьми;

    — считать ребенка равным себе в духовном смысле, осознавать свое собственное несовершенство, отказаться от возможности самоутверждаться за счет ребенка.

    Принцип демократизации воспитания. В воспитании всегда присутствует соблазн авторитарности — стремления подчинить ребенка своей власти, «переделать» его по своим представлениям об образце. Этот принцип указывает, что любое воспитательное усилие должно быть обращено не на ребенка, а на его отношения, на отношение к нему, на отношение с ним.

    Принцип демократизации требует организации всей деятельности на основе сотрудничества воспитателя и воспитанников. Воспитание возможно только «в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников, в единстве их идеалов, стремлений, мыслей, переживаний» — утверждал Сухомлинский.

    Принцип демократизации воспитания открыто провозглашает право воспитанников на свободу выбора: деятельности, ее форм и способов, товарищей и участников. Действие этого принципа значительно изменило организацию внеурочной работы в школе, деятельность классного руководителя.

    Принцип демократизации утверждает защиту личности каждого ребенка, отстаивание, в том числе и самими воспитанниками, своих прав. Конвенция «О правах ребенка», принятая ООН в 1989 г., устанавливает в цивилизованных странах права детей, равные с правами родителей и общества, устанавливает ответственность за жизнь детей, их право на защиту и образование. Эти права ребенка и призвано реализовать современное воспитание.

    Принцип учета в воспитании индивидуальных, возрастных и половых различий детей. Этот принцип указывает на то, что воспитание призвано специально создавать условия для становления уникальных, самобытных особенностей личности, для ее «движения по пути индивидуальности» (К. Юнг). Но при этом воспитание окажется безрезультатным, если будет игнорировать возрастные особенности воспитанников, основные новообразования развития в каждом возрасте, периоды кризисов развития, сензитивные периоды.

    В практике отечественного образования до Октябрьской революции и в период с 1943 по 1954 г. существовало раздельное обучение мальчиков и девочек. Но в целом система коммунистического воспитания, отстаивая политическую идею равенства всех граждан, на десятилетия отказалась от учета в воспитании половых различий детей. Воспитание не хотело считаться с тем, что между мальчиками и девочками существует множество принципиальных различий, прежде всего, в восприятии мира, в мышлении, в способах самовыражения. За этим стоят особенности строения мозга и специализация его полушарий: у мальчиков больше развито рационально-логическое мышление за счет специализации левого полушария, а у девочек — эмоционально-образное, интуитивное за счет специализации правого полушария. Дети разного пола по-разному выбирают игры и действуют в игре, по-разному дружат и строят отношения со взрослыми. Следование этому принципу вовсе не предполагает массово насаждать институты благородных девиц и кадетские корпуса. Современное воспитание должно строить любую деятельность и общение детей как совместное сотрудничество, но одновременно и как решение проблем понимания людей другого пола.

    Принцип педагогического оптимизма. Авторство этого принципа принадлежит Макаренко, но в той или иной мере педагогический оптимизм лежит в основе всех гуманистических воспитательных систем. Он декларирует, во-первых, подход к каждому воспитаннику, как говорил сам Макаренко, «с оптимистической гипотезой», т.е. с доверием к нему, несмотря на его ошибки, проступки, дурные привычки и отрицательное поведение. Во-вторых, этот принцип утверждает, что педагогически целесообразно всегда опираться на положительные качества ребенка, не стремиться строго фиксировать все его недостатки, чтобы методично от них избавляться, «перевоспитывать», а искать достоинства, давать ребенку пережить радость пусть маленького, но успеха, удовлетворения собой, гордости. Настоящее воспитание — это «культивирование» достоинств, а не «выкорчевывание» недостатков. В-третьих, смысл этого принципа указывает на необходимость создавать в процессе воспитания особый оптимистический климат: настроение радости, подъема, жизнелюбия, и вместе с тем, веселого добродушия, юмора и увлеченности.

    Принцип целенаправленности воспитания. Этот принцип указывает на социокультурную обусловленность воспитания. Воспитание всегда связано с организацией деятельности и общения воспитанников в связи с определенной целью, на специально отобранном содержании. Воспитатель для этого должен иметь в виду некое идеальное представление о будущем результате, определенную программу жизни детей. Целенаправленность столь же обязательная характеристика воспитания, сколь и противоречивая. Прямолинейное предъявление цели воспитанникам может вызвать (и так часто происходит) сопротивление воспитанию, или лицемерное ситуативное послушание. В практике школы и в семейной жизни нередко можно наблюдать примеры «бесцельного» воспитания: раздраженное дерганье детей, поверхностное общение, вседозволенность и скуку.

    Принцип единства и целостности воспитательного процесса. Макаренко утверждал: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»

    Воспитание и должно выстраивать эту «сумму влияний» как единство многих важных составляющих:

    — единство педагогических позиций самих воспитателей (например, школьных учителей и родителей, разных поколений взрослых в семье);

    — единство воспитательного взаимодействия с ребенком в учебной деятельности и после уроков, в досуговой развивающей деятельности;

    — единство общего и индивидуального развития ребенка в разнообразной деятельности;

    — единство основных направлений базовой культуры личности (нравственного, физического, трудового, интеллектуального, эстетического, политического, экономического).

    Принцип коллективности воспитания. Становление ребенка как личности требует организации специальных педагогических условий, в которых он бы получил возможность осваивать социальные нормы и правила поведения, социальные роли и функции, строить реальные отношения с людьми, в первую очередь, в среде ровесников.

    Принцип коллективности подчеркивает особое значение организации коллективной общности участников процесса воспитания:

    коллектив является реальной микросредой, отражает модель отношений, существующих в обществе, и поэтому обеспечивает естественное вхождение ребенка в социум;

    — в коллективе ребенок в полной мере удовлетворяет свои потребности в общении и совместной деятельности, приобретает опыт «быть личностью»;

    — коллективное сообщество создает возможности для развития субъектности ребенка, его активной позиции в общей деятельности, демократического опыта самоуправления.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта