Главная страница
Навигация по странице:

  • 41. Нравственность и право: проблема соотношения.

  • 42. Проблема нравственных и правовых конфликтов: пути их разрешения.

  • 43. Понятия справедливости, честности, достоинства. Справедливость и законность. Справедливость

  • Ответственность

  • 44. Профессиональная этика и ее взаимосвязь с общей теорией морали. Виды профессиональной этики.

  • 45. Этика науки.

  • 46. Профессиональная этика юриста. Специфические черты и структура.

  • 47. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности.

  • Профессиональная этика юриста. Перечень контрольных вопросов Предмет и функции этики


    Скачать 114.04 Kb.
    НазваниеПеречень контрольных вопросов Предмет и функции этики
    Дата12.05.2018
    Размер114.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрофессиональная этика юриста.docx
    ТипДокументы
    #43422
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Совесть представляет способность человека критически осмысливать свои поступки и переживать их, эмоционально реагировать на собственные оценки. Она представляет автономную, по сути независимую от мнения окружающих способность человеческого сознания. В этом совесть отличается от другого контрольного механизма сознания - стыда. Стыд и совесть, в общем, довольно близки. В стыде отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих, но, в отличие от совести, в стыде более четко, более формально определяются критерии несоответствия. Они всецело заданы здесь со стороны правил приличия, выработанных данной общностью, группой и т.д., в то время как в совести человек в гораздо большей степени самостоятельно определяет критерии оценки. И стыд, и совесть являются специфически нравственными чувствами сознания вины.

    41. Нравственность и право: проблема соотношения.

    Проблемы соотношения морали, нравственности и права всегда являлись достаточно неоднозначными, что проистекает уже из самой неопределенности данных понятий, поскольку прежде чем рассматривать проблемы, связанные с каким-либо понятием, в том числе и с понятием "право", необходимо, как представляется, дать определение самого понятия.

    В словаре русского языка мораль определяется как “правила нравственности и сама нравственность”, а  нравственность в свою очередь как “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”.

    В морали “выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии”.

    Мораль и нравственность – одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью – степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали. В данном случае мы исходим из тождественности этих понятий.

    Вообще, следует отметить, что проведение линии отличия между правом и нравственностью таким образом, что право остается во внешнем, а нравственность – во внутреннем мире человека, имеет под собой некоторые основания.

    В частности, система норм права устанавливается обществом, являющимся для каждого человека внешним фактором, в то время как морально-нравственные нормы, хотя и также формируются в результате принятия каких-либо норм большинством общества, получают все же своеобразное преломление во внутреннем мире человека и допускают несколько различное толкование, в то время как толкование норм права не зависит от их восприятия данным субъектом.
    42. Проблема нравственных и правовых конфликтов: пути их разрешения.

    Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.

    Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать, к какому виду конфликтов он относится.

    В философской, психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к классификации конфликтов. Их разделяют по носителям, субъектам конфликтных ситуаций. Сюда можно отнести конфликты между обществом и личностью, коллективом и личностью, между личностями.

    К «закрытым» относится один из сложнейших видов конфликтов – внутренний, т. е. разлад с самим собой. У личности подобный конфликт есть не что иное, как внутренняя борьба мотивов, чувств. Наиболее часты личностные конфликты между моральными чувствами и рассудком, интеллектом; между долгом и желаниями, возможностями и стремлениями.

    Способность разрешать нравственные конфликты, руководствуясь высшими моральными принципами, свидетельствует о нравственной зрелости личности. Зрелость личности проявляется также и в разрешении межличностных конфликтов, которые обычно обусловливаются противодействием людей друг другу. В нем сталкиваются цели, интересы людей и выражено реальное противоречие его участников.

    Конфликты бывают конструктивные и деструктивные. В результате конструктивного конфликта происходит положительное разрешение проблемы. Деструктивный же не разрешает проблему, а усугубляет ее. В период серьезных общественных конфликтов их влияние затрагивает и систему образования. Разумеется, это никак не способствует формированию воспитательной обстановки.

    Аксиомой в разрешении нравственных конфликтов нередко является положение о приоритете общественного интереса перед частным. К сожалению это положение нередко понимается и реализуется упрощенно и грубо, когда личный интерес препятствует общественному.

    Мы рассматриваем юридический конфликт как наиболее острую форму противоречий, как последнюю стадию юридических коллизий, за которой следует кризис и полное сокрушение государственно-правовых институтов. Юридический конфликт можно определить как противоборство сторон - государств и их органов, общественных объединений, граждан с целью изменения статуса и юридического состояния субъекта права.

    Юридический конфликт - не одномерное явление, выражающееся в одномоментном столкновении "правосущего" и "праводолжного" Это сложное явление, со своими подвижными элементами. Причём, каждый из них выступает в двух аспектах - как часть нормативно-правовой системы и правопорядка и как элемент деформирующейся правовой системы и юридической деятельности. Во втором случае, их нужно тщательно анализировать в тех последовательностях и связях, которые присущи развивающемуся юридическому противоречию.

    В качестве первого элемента юридического конфликта выделим прежде всего различия в правопонимании как базовые для формирования массового правого сознания.

    Обострившийся спор между пониманием права как общечеловеческих ценностей и как "писаного права", норм, законов и иных актов, приобрёл очевидную практическую направленность.

    Выделившиеся правовые конфликты переходят далее в стадию юридического спора, когда можно рассчитывать на успех путём договорённости и соглашений, посредством приостановления и отмены незаконных актов, проведения судебных разбирательств. Окончательное решение может вести либо к восстановлению прежнего юридического состояния, либо к формированию нового.

    Юридический конфликт может быть причиной, а затем составной частью другого конфликта - политического, социального, межнационального, экономического и т. д. Выступать сначала как повод, как "спичка", а потом в качестве элемента более общей конфликтной ситуации. Вычленение юридического конфликта на первой фазе, при зарождении общего конфликта и на последующих этапах позволяет вовремя погасить конфликт. Если же это не удаётся, то следует стремиться увеличить "зону юридического конфликта" и всеми средствами переводить общий конфликт с его "размытыми гранями" в юридический конфликт с присущими ему легальными средствами и процедурами. Сделать это, конечно, довольно трудно. Но предвидеть и вовремя "гасить" противоречия собственно внутри правовой системы, не давать им возможности разрастания в зоне других конфликтов, и использовать правовые средства для урегулирования любого конфликта - задача в современный период крайне важная. Юридический конфликт, как и всякий иной конфликт, проходит свои фазы. Если юридическую коллизию того или иного вида не удаётся преодолеть, то происходит обострение противоречий, и нередко коллизионные ситуации одного типа перерастают в конфликтные ситуации другого, подчас комплексные, с большим объёмом противоречий. А в них уже меняются намерения и роли участников, их отношение к предмету спора. Своеобразие юридического конфликта заключается в том, что он прорывает конституционную, правовую ткань государства и общества. Конфликт наносит удар прежде всего по Конституции, а также конституционному и административному законодательству. Это объясняется характером объекта юридического конфликта, который касается преимущественно вопросов власти и управления.

    Естественно, в конфликт может перерасти любая юридическая коллизия.

    Разрешение правовых конфликтов происходит в различных формах: путем парламентских и иных конституционных процедур, посредством рассмотрения уголовных, гражданских и других дел в суде и арбитраже, принятия решений в административных комиссиях, налоговой инспекции, милиции и многих других учреждениях, применяющих право. При всех различиях между этими учреждениями и осуществляемыми ими процедурами разрешения конфликтов юридическим путем имеет по крайней мере четыре общих признака: 1) конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным для этого государством; 2) орган, разрешающий конфликт, действует на основе и во исполнение норм права; 3) конфликтующие стороны наделяются в период рассмотрения спора определенными, предусмотренными законодательством правами и обязанностями; 4) решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон и, как правило, для других организаций и граждан.

    Юридические средства разрешения конфликта можно разделить на три основные группы: 1) конституционные процедуры, применяемые в основном при возникновении конфликтов в политической сфере; 2) судебное и арбитражное рассмотрение дел; 3) административные процедуры, практикуемые в различных правоприменительных органах.

    43. Понятия справедливости, честности, достоинства. Справедливость и законность.

    Справедливость - мера соответствия между содержанием того или иного действия и его оценкой в общественном мнении, а также мера распределения обязанностей и различных благ. Первым в истории этических учений теоретический анализ данной категории дал Аристотель. Он выделил два вида справедливости: справедливость от природы и справедливость по закону, и отмечал, что справедливость от природы (внутреннее чувство справедливости) выше справедливости по закону. А также Аристотель обозначил два принципа, определяющих сущность данной категории: принцип равенства (равное распределение обязанностей и различных благ) и принцип пропорциональности («больше поработавший получает больше, имеющий большее имущество делает больший взнос и платит больший налог»). Современное понимание справедливости изложено в работе американского мыслителя Дж. Ролза. Первый принцип (по Ролзу) говорит о том, что «каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными свободами для других людей». Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:

    а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и

    б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем).

    В соответствии с идеями Ролза, в настоящее время справедливость понимается как уважение прав человека, обеспечение равных прав и свобод, а также равных возможностей для достижения целей всем членам общества.

    Достоинство - нравственная категория, обозначающая уважение и самоуважение человеческой личности. По К. Марксу, «Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство».

    Ответственность - субъективная обязанность человека отвечать за свои поступки и их возможные последствия перед другим, перед обществом, перед самим собой. Это значит, что совершая что-либо, мы должны думать не только о своих личных интересах, но обязаны учитывать интересы ближнего, семьи, народа.
    44. Профессиональная этика и ее взаимосвязь с общей теорией морали. Виды профессиональной этики.

    Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

    Существование нравственных кодексов определенных профессий – свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безрпасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.
    45. Этика науки.

    Этика науки — система представлений, отражающих содержание и значение этической составляющей науки. Как особая дисциплина этика науки ставит своей целью прояснение и изучение этических норм, которые участвуют в научном познании, а так же анализирует конкретные коллизии морального характера, возникающие в ходе продвижения науки. Поскольку научное познание осуществляется в сложном социокультурном контексте, этике науки приходится учитывать обширное множество факторов и нюансов самой разнообразной природы: когнитивных, технологических, культурных, социально-политических, религиозных

    Этика науки — это совместный поиск разумных решений, в котором принимают участие и ученые, и общественность. Основной вопрос этики науки — проблема соотношения научного познания и ценностного мышления.

    Как известно, наука - это сфера человеческой деятельности по воспроизводству и накоплению объективных знаний о мире. Наука является социальным институтом. Она создается сообществом ученых, которое имеет систему передаваемых по традиции норм и ценностей. Известный американский ученый, социолог науки Роберт Мертон (1910-2004) сформулировал четыре основных принципа этики науки (четыре императива научного этоса):

    Универсализм (общий, универсальный характер научного знания);

    Коллективизм (результаты научной деятельности являются достоянием всего научного сообщества и не принадлежат отдельным ученым, их получившим);

    Бескорыстность (научная деятельность направлена не на материальное обогащение, либо признание в обществе, а на бескорыстный поиск и отстаивание истины);

    Организованный скептицизм (любые результаты научной деятельности могут быть подвергнуты критическому анализу).

    Эти принципы характеризуют науку как социальный институт и профессиональное сообщество.
    46. Профессиональная этика юриста. Специфические черты и структура.

    Юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии.

    В основе юридической этики лежат нормы, принципы и правила поведения, обеспечивающие нравственный характер трудовой деятельности и внеслужебного поведения юриста.

    К представителям юридических профессий предъявляются повышенные (особые) нравственные требования, что определяется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером принимаемых решений.

    Главными нравственными принципами в юридической профессии являются:

    профессиональная ответственность (перед обществом за результаты своей деятельности);

    профессиональный долг и профессиональная совесть;

    профессиональная справедливость (связана, прежде всего, с деятельностью судьи, выносящего решения от имени государства);

    профессиональный такт (связан с деятельностью в ситуации конфликта);
    47. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности.

    Правосудие - это вид государственной деятельности. Осуществление правосудия призвано обеспечить справедливость, права и интересы личности. Для этого правосудие должно базироваться на правовых и моральных началах. Законность и моральность в правосудии находятся в неразрывном единстве. Закон должен отвечать требованиям морали, а его применение судом не должно противоречить моральным нормам. Единство законности и морали в реализации правосудия способствует обеспечению основных прав и свобод человека. Обеспечение основных прав и свобод личности представляет главную моральную задачу правосудия, решению которой мировое сообщество уделяло и уделяет особое внимание.

    Каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах, явился результатом длительного исторического формирования эталонов и стандартов, которые стали нормой для современного демократического общества.

    Анализ морального содержания международно-правовых документов о правах человека представляет интерес, так как сформулированные в них моральные принципы и нормы положены в основу реформирования российского законодательства. Этот факт свидетельствует о том, что Россия встала на путь серьезных намерений и действий в области прав человека. Согласно Конституции РФ 1993 г. именно эти права и свободы являются высшей ценностью, и именно они должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти. Анализ юридических актов по правам человека, созданных в различные эпохи и в разных странах, показывает исторические корни тех норм, институтов и принципов, которые были восприняты международным правом для защиты прав человека. Признание виновным лишь по приговору суда, соразмерность правонарушения и наказания, презумпция невиновности, свобода прений, слова, печати, религии, право покидать страну и возвращаться в нее, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека - эти и другие права, вошедшие в золотой фонд гуманистических ценностей, впервые были заложены в Великой хартии вольностей (1215), развиты в английском Билле о правах (1689), Декларации независимости, американском Билле о правах, Декларации прав человека и гражданина.

    Прослеживая генезис этих ценностей, нельзя не вспомнить и древнегреческую философию, давшую импульс развитию учения об естественных правах человека, а также постулаты периода Реформации и Просвещения, которые выдвинули идеи социальной справедливости и равенства. Естественно-правовое учение играет определяющую роль в развитии прав и свобод человека, признании их приоритета Демократические нормы и принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека, оказали влияние на развитие национального законодательства. В послевоенных конституциях Италии, Японии, ФРГ права человека были представлены в специальных разделах о правах и обязанностях граждан. Во Франции основные политические и гражданские права были закреплены в преамбуле к Конституции 1946 г. со ссылкой на Декларацию прав человека и гражданина. Конституция Российской Федерации 1993 г. - первый в отечественной практике правовой документ, воплотивший широкий перечень прав и свобод человека, который сформировался как под воздействием законодательства демократических зарубежных государств, так и международных стандартов в сфере прав и свобод.

    В России не было демократических традиций признания приоритета и значимости прав и свобод. Основным достоинством Конституции Российской Федерации является признание естественной природы прав и свобод человека. Ч. 2 ст. 17 Конституции провозглашает: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Первая часть этой статьи подчеркивает неотделимость прав и свобод, вошедших в Конституцию из международного права: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Регулируя начала правосудия, Конституция РФ фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедливости и гуманности. Требование равенства между людьми выражает важнейшая категория этики - категория справедливости. Ст. 19 Конституции провозглашает: «Все равны перед законом и судом». Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения и других обстоятельств. Безусловно, принципы, имеющие моральное содержание, изложены также и в других нормах УПК РФ.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта