Главная страница
Навигация по странице:

  • 14. Нравственные представления в исламе

  • 15. Основные направления этических исканий в эпоху Возрождения и Нового времени.

  • 16. Этика личности Б. Спинозы.

  • 17. Этика «разумного эгоизма» философов-просветителей.

  • 18. Этика долга и категорический императив И. Канта.

  • Понятие категорического императива

  • Категорический императив

  • 19. Г.-В.-Ф. Гегель о свободе, нравственности и праве.

  • Профессиональная этика юриста. Перечень контрольных вопросов Предмет и функции этики


    Скачать 114.04 Kb.
    НазваниеПеречень контрольных вопросов Предмет и функции этики
    Дата12.05.2018
    Размер114.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрофессиональная этика юриста.docx
    ТипДокументы
    #43422
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    13. Христианская этика: история и современность.

    солютно безупречным царством божьим.
         Центром христианской этической концепции является идея любви" богу. Любовь понимается как универсальный принцип морали (нравственное отношение к ближнему проистекает из нее); позволяет придать морали общечеловеческий статус; освящает все сущее. Из идеи любви к богу рождается новая (неизвестная античности) добродетель - милосердие; предполагающее прощение обид, готовность к состраданию и активной помощи страждущим. На фоне идеи любви получает свое выражение "золотое правило" нравственности: "Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
         В отличие от стоицизма, ориентированного на сильную личность, способную все обрести в себе самой, христианство обращено к "нищим духом", к "нуждающимся и обремененным", ко всем тем, кому нужна внешняя точка опоры. Отчаявшимся христианская мораль предлагает утешение - искупление страданий и вечное блаженство в мире ином. Итак, опять вариант бегства от реального мира, только теперь оно санкционировано и гарантировано "свыше", освящено божественным авторитетом.
         Идеалы первоначального христианства существенно отличаются от последующих исторических форм его воплощения, подчинивших диктату своей догматики философскую и этическую мысль. По мере превращения в официальную идеологию и "наступления" на европейский мир, христианство претерпевает эволюцию (от проповеди всеобщей любви к преследованию инакомыслящих, от про возглашения равенства людей и отвержения богатства: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в Царство Божье", - к санкционированию социального неравенства и т.д.), которая определяется не только социальными и классовыми обстоятельствами, но и существом христианских основоположений.
    14. Нравственные представления в исламе.

    Путь нравственного совершенствования для каждого правоверного мусульманина предписан в шариате. Шариат - это сводная часть мусульманского права, представляющего собой всеобъемлющий свод правил поведения и запретов, охватывающий имущественные отношения, налоги, торговлю, семейно-брачные отношении и обряды. Он содержит множество вытекающих из анализа Корана советов и рекомендаций, касающихся человеческих взаимоотношений.

    Предписания шариата многочисленны, строги и обязательны для Правоверного мусульманина. Основа шариата - функция социального контроля и базовое представление, что правильные поступки (сони, ни. но заметные и подлежащие контролю и исправлению) важнее, чем чувства, испытываемые при этом правоверным. Тем более что за отклонение от норм были определены соответствующие наказания. Так, в шариате действия людей подразделяются на пять категорий: обязательные, за невыполнение которых следует наказание; рекомендуемые, т.е. желательные, но не обязательные; дозволенные; предосудительные, т.е. осуждаемые, но не наказуемые, и запрещенные - наказуемые.

    В отличие от других религий, где нравственные идеалы были столь высоки, что практически недостижимы, в исламе существовала возможность реального исполнения нравственного закона своей религии в личной и общественной жизни. Мухаммад считал, что совершенная вера на деле выражается в полном самопожертвовании, а низшая ступень - в исполнении необходимых предписаний религии и нравственности. На этой ступени нормы нравственности были не только выполнимыми, но и простыми, и понятными.
    15. Основные направления этических исканий в эпоху Возрождения и Нового времени.

    Если начало новой философии характеризуется освобождением от подчинения теологии, то и новая этика возникает впервые на почве естественного разума, признавшего себя независимым от требований религиозности.

    Родоначальником этой новой этики следует признать Шаррона, который в сочинении своём «De la sagesse», вышедшем в 1610 году, высказывает мысли, удивительно напоминающие новейших моралистов от Канта и до наших дней. «Нравственность есть первое, религия же — второе, ибо религия есть нечто заученное, извне нам приходящее, усвоенное из учения и откровения и не могущее, поэтому, создать нравственность. Она скорее есть порождение этой последней, ибо нравственность первична, стало быть, старее и естественнее, и ставить её после религии — значит извращать всякий порядок». Дальнейшее развитие теория естественной нравственности получает в Англии, в исследованиях Фрэнсиса Бэкона и Гоббса. Являясь отчасти восстановителем стоического принципа естественного закона (lex naturalis), Бэкон придаёт ему социально-психологический оттенок.

    Этика Нового времени стремится осмыслить мораль и как объективный закон, и как субъективно-личностный феномен. Она пытается создать систему, обобщить то, что было сделано ранее. Связано это с развитием естествознания, которое породило убеждение, что объективный взгляд на вещи можно распространить и на мораль. Этика может приобрести научную строгость и определенность, если она заимствует методы естественных наук - физики и геометрии. В противном случае она останется предметом обыденного сознания.
         Идея суверенности морального субъекта, на которой базировалась духовная оппозиция в эпоху средневековья, становится центральной, а в качестве универсального средства ее утверждения, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступает разум.
         В понимании моральной природы человека философы разделились на два направления. Одни из них (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) считали, что человеческая природа является изначально испорченной; другие (Т. Мор, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций) считали ее доброй. Однако, и те, и другие были единодушны в одном - человек является эгоистическим существом. Только первые рассматривали эгоизм как выражение его естественной природы, а вторые видели его причину в исторически сложившихся условиях, неразумной организации общества.
         Большую роль в развитие этики внесли крупнейшие мыслители XVI-XVII в., - Т. Гоббс, Д. Локк, Б.Спиноза.
    16. Этика личности Б. Спинозы.

    Иное понимание морали присутствует у голландского мыслителя Б. Спинозы, который не связывает мораль с политикой и государством, а ищет их в природе человека. Согласно автору "Этики" существенной чертой человека является стремление к самосохранению, которое является основанием добродетели человека. Польза, расчет, выгода - вот что составляет движущую силу человеческих действий. "Расчет выгоды" составляет "рычаг и жизненный нерв всех человеческих действий". Справедливо то, что необходимо для поддержания и увеличения своей выгоды, своего достояния. Чужой интерес индивид защищает постольку, поскольку это соответствует его собственному интересу. Словом, добро тождественно пользе человека, а зло - это то, что препятствует достижению личной пользы. Но эгоизм, движущий поведением, становится моральным, только как разумный эгоизм.
         Добродетель в своем конкретном содержании раскрывается как познание. Рост познавательных возможностей человека, его способность развиваться от низших ступеней познания к высшим выступает как процесс морального совершенствования. Именно познание является в этике Спинозы высшей добродетелью, высшей, и конечной нравственной целью. Моральная ценность поступков зависит от того, насколько они основаны на разуме, на правильных знаниях о мире.
         Бенедикт Спиноза (1635-1677) по сути дела превращает этику в натурфилософию (его основной труд "Этика" представляет собой учение о субстанции:), одним из основоположений которой выступает тезис рациональной сущности человека. Проблема индивидуального и общего в морали при обретает у него ярко выраженную гносеологическую окраску, а добро и зло ("модусы мышления") интерпретируются в контексте заметной в буржуазной этике утилитаристской ориентации. Наиболее плодотворным для развития этической рефлексии окажется комплекс спинозовских идей относительно значимости познания как основы свободы и нравственного совершенствования личности, однако и утилитаристской тенденции суждено получить в дальнейшем более определенные очертания. Примером этого является концепция "разумного эгоизма" французских материалистов ХУIII века.
    17. Этика «разумного эгоизма» философов-просветителей.

    Разумного эгоизма теория - этическая концепция, выдвинутая просветителями 17 - 18 вв. В ее основе лежит принцип: правильно понятый личный интерес должен совпадать с общественным. В этике Гельвеция, Гольбаха, Дидро, позднее Фейербаха Р. э. т. выражала интересы восходящей буржуазии в ее борьбе с аскетической феодально-христианской моралью, служила идейной подготовкой буржуазных революций. Эти мыслители исходили из возможности гармонического сочетания общественных и личных интересов при сохранении частной собственности. Р. э. т. отражала практику революционной буржуазии, свободу личной инициативы, идеализировала частное предпринимательство, а «общественный интерес» выступал в ней фактически как классовый интерес буржуазии. Капиталистическая действительность развеяла иллюзию разумности буржуазного об-ва. Чернышеескии и Добролюбов отвергли нек-рые идеи фр. материалистов 18 в. о возможности сочетания общественных и личных интересов на основе установления просвещенными монархами или мудрыми законодателями «разумных» законов, а также принцип «всеобщей любви» Фейербаха. Личный интерес как мотив поведения наполняется в их этике общественным содержанием. В бескорыстном служении народу, в избавлении его от оков крепостничества, в революционном преобразовании действительности видели они смысл жизни человека, критерий его поступков. Но, несмотря на рациональное содержание, к-рое вложили в Р. э. т. рус. революционные- демократы, эта теория не давала последовательно научного объяснения законов развития нравственности, поведения человека в об-ве, ибо апеллировала к человеку вообще, к его абстрактной «вечной» природе.
    18. Этика долга и категорический императив И. Канта.

       Долг не может быть выведен из личного опыта, так как эмпирический субъект всегда эгоистичен. Долг не может быть определен и коллективным опытом, так как общность людей всегда испытывает столкновение противоположных интересов. Поэтому Кант рассматривает морально-должное как априорное свойство человеческого сознания как автономное и ничем не обусловленное. Согласно Канту существует некий нравственный закон, обладающий самоочевидным свойством императивности, т.е. обязательности для любого человека. Кант различает два вида императивов: гипотетические, т.е. требования, обусловленные какими-то внешними соображениями (цель, интерес, полезность) и категорические, которые предписывают должное поведение вне зависимости от каких бы то ни было условий. Первые не имеют никакого отношения к морали, только категорические императивы выражают должное как таковое, неизменный и всеобщий нравственный закон. Первая формулировка категорического императива гласит: "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". Вторая формулировка: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству. Таким образом, если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в котором он находится, моральные нормы, и практически осуществить их, то вопрос о том в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек виновен в ее невыполнении - это вопрос о личной ответственности. Следовательно, ответственность - это соответствие моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей личности.

    Понятие категорического императива

    «…не делай людям того, чего не желаешь себе и тогда в государстве и семье к тебе не будут чувствовать враждебность»

    Категорический императив (от лат. imperativus -- повелительный), термин, введенный И. Кантом и обозначающий основной закон, или правило, его этики. Имеет две формулировки: "... поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом" (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и "... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству" (там же, с. 270). Первая формулировка выражает характерное для Канта формальное понимание этики, вторая ограничивает этот формализм. Согласно Канту, категорический императив является всеобщим общеобязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т.д.

    Категорический императив

    Правило пользования своим разумом




    1. Поступай так, чтобы

    2. Максима

    3. твоего морального поступка

    4. могла бы служить

    5. нормой

    6. всеобщего законодательства.

    1. (Думай так, чтобы)

    2. основание или правило,

    3. из которого нечто принято,

    4. могло бы быть сделано

    5. всеобщим основоположением

    6. употребления собственного разума.













    В этих предложениях можно выделить четыре типа логических объектов, упоминаемых в суждении. Это

    - сам субъект;

    - его максимы, основания, правила;

    - его поступки, суждения;

    - всеобщие нормы поведения, законы.

    Соответственно, для анализа этих предложений нам необходимо прежде всего установить точный смысл всех этих терминов, и прежде всего прояснить понятия закона и максимы.

      Мораль, по мнению Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воле нравственно-положительного значения необходимо согласование ее с высшим нравственным законом категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна осуществить правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: "Поступай только! согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". Фиксируемая в данном случае всеобщность нравственных требований является, несомненно, специфической характеристикой морали, но весьма проблематична в качестве критерия различения добра и зла в реальной жизненной практике, поскольку любой субъективный выбор можно при желании. представить в виде общей нормы.
    19. Г.-В.-Ф. Гегель о свободе, нравственности и праве.

      Георг Гегель, как представитель немецкой классической философии, рассматривает правовую проблематику в контексте моральной. Такой подход считается общепринятым для данного направления. Немецкие классики рассматривали мораль и право как явления взаимодополняющие и в то же время автономные.

    Морально-правовая проблематика у Георга Гегеля рассматривается через три основные категории: право, мораль и нравственность. Поскольку все развитие истории по Гегелю представляет собой развитие духа, то и обозначенные выше три категории представляют собой этапы развития объективного духа. Право в его философии предстает как реализованная вовне свобода. При этом свобода в понимании Гегеля - это не возможность вседозволенности, а некоторое осознание разумности человеком. Другими словами, тот, кто поступает разумно – тот поступает свободно. В праве выражается воля личности, которая стремится к удовлетворению своих собственных интересов. По мнению Георга Гегеля, право как таковое, является формальным, абстрактным правом [2, 328]. В праве личность выступает как лицо, а лицом личность есть тогда, когда она становится владельцем собственности. Только в собственности лицо выступает как разум [1, 101].

    Следующий этап развития объективного духа – мораль. Если в праве речь идет о защите индивидуального, то мораль – это соответствие всеобщему. Здесь речь идет о воле индивидуальной и всеобщей. Если индивидуальная воля противостоит универсальной, то она является неморальной, такой, которая лишена всеобщности. Мораль представляет собой не только деятельность сознания, она активна, проявляет себя в конкретных поступках. Герг Гегель определяет мораль как субъект и ряд его поступков [там же, 167]. Мораль Георг Гегель рассматривает весьма в современном на сегодняшний день понимании, как способность человека осуществлять оценку поступков своих собственных и поступков других людей, с точки зрения принципиального противопоставления добра и зла. Сфера морали у философа тесно связана с категорией ответственности.

    Последний третий этап развития объективного духа представлен в философии Георга Гегеля нравственностью. Если рассматривать три этапа развития объективного духа по известной схеме, то право выступает тезисом, мораль – антитезисом, нравственность – синтезом. В нравственности право и мораль получают действительность. Нравственность должна лежать в основе права, поскольку, по мнению Георга Гегеля, право существует только как ветвь целого, как растение, которое обвивается вокруг некоторого в себе и для себя крепкого дерева. Без нравственности, ни мораль ни право не могут быть действительными.

    Георг Гегель впервые различает такие понятия, как мораль и нравственность. Мораль он определяет как сферу индивидуального, а нравственность как сферу общественного, всеобщего. Принципы морали и нравственности ни коем образом, по мнению философа, не зависят от субъективных мнений людей, они содержатся в самом бытии. То есть Георг Гегель определяет принципы и морали и нравственности как объективные. Как отмечает П.И. Новгородцев, в противоположность Канту Гегель обратил внимание на объективную сторону нравственности – на ее осуществление в жизни и ее связь с деятельными силами истории [4, 237].

    Философское учение Георга Гегеля о праве и морали остается выдающимся моментом истории философии. В развитии философских основ морали и права выдающийся представитель немецкой классической философии выступает против навязывания умозрительных схем, как действительных. Идея права не выступает у Гегеля как нечто абстрактное, неосуществимое. Право в его философии выступает как способ реализации свободы, которая представляет собой такую же реальность как и право. Его диалектический метод направлен на раскрытие внутренней сущности самого предмета методом выявления присущих ему противоречий.

    Современные условия развития государства, общества, личности способствуют тому, чтобы снова обратиться к философскому наследию Георга Гегеля. В его структурированной философской системе необходимо найти предпосылки и условия для дальнейшего развития философско-правовых взглядов относительно морально-правовой проблематики. Перспективы научного развития относительно данной проблематики могут идти путем дальнейшего углубленного рассмотрения взаимодействия права в философии Георга Гегеля с другими социальными регуляторами в том числе и моралью. 
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта