вопросы философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену
Скачать 258.55 Kb.
|
Специфика материалистической философии Л. Фейербаха.Философия Людвига Фейербаха (1804 - 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха - критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха, однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; большой интерес к социально-политическим вопросам; убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития, материалистическая философия стала официальной и общеобязательной. Антропология Фейербаха. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что: единственно существующими реальностями являются природа и человек. Человек является частью природы; человек есть единство материального и духовного; человек должен стать главным интересом философии; идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека; природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления матери Бог, по Фейербаху, - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек, попадает в зависимость от Бога. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, т.к. все эти атрибуты он отнимает у себя. Возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства можно только на основе материалистического мировоззрения. Фейербах предпочитал в своей философии не использовать термины "материализм" и "материя" из-за сложившегося отрицательного к ним отношения в общественном сознании и широко использовал термин "природа". Природа, по Фейербаху, существует вечно, она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии. Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить. Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность - синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли, сердца. Она опосредована общением с другим человеком. Специфика постановки и решения философских проблем в досократических школах Античной Греции.Античная философия делится на 3 периода: досократический, сократический, эллинистический. Взгляды философов досократического периода были обращены к окружающему миру и природе. Общим для всех философов данного времени было отсутствие интереса к вопросам о цели жизни и назначения отдельного человека. Объектом внимания был Космос - всеединый окружающий мир. Одни философы представляли структуру космоса в виде стихий - земля, вода, воздуха, другие рассматривали космос как состоявший из чисел, атомов или имеющий единое неподвижное и неделимое бытие. Милетская школа - наивный материализм. Фалес Милетский - мир состоит из воды, одушевлял все сущее. Естественное объяснение природы, определил продолжительность года. Мир полон богов, Земля - центр вселенной, Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Анаксимен. Первооснова - воздух. Все вещества на земле - это результат различных концентраций воздуха (разряжение и уплотнение) Не боги создали воздух, а они сами возникли из него. Анаксимандр. Основа всего - беспредельное; первоначало мира - «Апейрон» - материя, беспредельное и неопределенное вещество. Из нее все возникает, все состоит и в которую все превращается. Мир бесконечен. Человек произошел в результате эволюции животных. Элейская школа: Ксенофан - писал свои учения в стихах. Существует один единственный бог, он не имеет конкретного обличия. Бог - един, вечен, однороден, неподвижен. Первооснова - Земля появилась из воды. Люди творят богов по своему образу и подобию. Мир не изменен. Ощущения и чувства обманчивы - постичь мир можно только при помощи разума. Парменид - «Есть только бытие, небытия не существует». Противоречие - ошибка в логике, невозможно существование противопоставленных начал. Бытие - вечно и неизменно, неподвижно и однородно, находится вне времени, безгранично и бесконечно. Равенство между материальным бытием и чел мыслью. Зенон Элейский. Отдал первенство разумному познанию над чувственным. Лишь разумом можно претендовать на истинность, пытался защитить своего учителя Парменида с помощью Апорий (противоречий): Стадион - о множественности вещей, Дихотомия - разделение на 2, Ахилес и черепаха, Стрела. Пифагор. «О воспитании», «О природе», «О государстве». Первопричина всего - число, оно неотъемлемое физическое свойство любого вещества. Единица - мельчайшая частица всего, все циклично и развивается и повторяется с определенной периодичностью. Числа приписывал мистические свойства. Гераклит. «Все течет, все меняется». Основоположник диалектики. «В одну и ту же реку нельзя зайти дважды», « война есть мать всего и повелительница всего». Первоначало всего - огонь. Весь мир не создан ни кем из богов, ни кем из людей. Логос - мировой закон, космический разум, Вселенский порядок, Закономерность. Эмпедокл - стихийный материалист. В качестве первоначал - земля, вода, воздух, огонь - корни всех вещей. Все происходящее в мире объясняет борьбой 2 сил - любви и вражды. Демокрит - «все состоит из атомов» - атомистический материалист Материальный мир состоит из атомов - мельчайших частиц. Атомы - неделимы, имеют различную форму. Находятся в постоянном движении. Между атомами пространство - пустота. Их невозможно увидеть путем чувственного познания. Анаксагор - первый ученый профессионал. Первоначало всего - гомеомерии («семена всех вещей» - мельчайшие, невидимые, вечные, неизменные частицы). Нус - мировой разум - движущая сила Гомеомерий. Их можно познать только умом. «Все из всего» («Все во всем и все из всего выделяется»). Софисты - первые учителя мудрости. Брали за свои уроки деньги. «Цель оправдывает средства», для них главное - это выиграть спор, не важно, какими способами. Отрицали все традиционные привычки, правила, основанные на недосказанном знании. Были субъективистами в оценках и суждениях. Появление двойных речей. Старшие софисты - Протагор «ничто не возникает само по себе, но возникает в связи с чем-то, Горий, Критий. Младшие софисты - Каямекл, Кинофон и.т.д. |