Главная страница

вопросы философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену


Скачать 258.55 Kb.
НазваниеПеречень вопросов для подготовки к экзамену
Анкорвопросы философии
Дата08.06.2021
Размер258.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы философии.docx
ТипДокументы
#215399
страница24 из 38
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   38

Типы мировоззрения, особенности философии как формы мировоззрения.


Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил И. Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

От других форм мировоззрения философия отличается тем, что относится к научной сфере общественного сознания, имеет свой специфический аппарат опирающийся в своем развитии ни на одну какую либо дисциплину, а как весь совокупный опыт развития человека.

Философия выступает в 2 направлениях:

1. Как информацию о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.
  1. Ф. Энгельс об основном вопросе философии, проблема его актуальности в современном философском знании.


Энгельс - «Людвиг Фейрбах и конец классической немецкой философии». Основной вопрос философии - вопрос об отношении бытия и сознания, материи и духа. Этот вопрос по-разному решался на протяжении истории. Ф. Энгельс даёт классификации ОВФ в зависимости от решения вопроса.

1. Онтологическая - каково бытие? Материальное или духовное?

А) Бытие телесно, вещественно. Это породило материализм. Он всегда был связан с развитием науки.

Б) Бытие духовно, идеально. Оно само есть мысль. Вещи являются производными от духа. Это идеализм: объективный (независящий от человека; бытие - объективное духовное сознание, есть некий мировой дух, порождающий человека, мир, сюда можно отнести религию) и субъективный (принадлежащий человеку, зависящий; бытие - порождение человеческого сознания, представления этого сознания).

В философии наблюдается переход от идеализма объективного к субъективному. Есть и другие варианты кроме идеализма и материализма.

а) Бытие двойственно, т.е. дуализм, где материальное и духовное не зависят друг от друга.

б) Бытие и духовно и материально - пантеизм.

2. Гносеологическая - может ли сознание знать бытие? Есть ли тождество сознания и бытия?

А) Да (гностический).

Б) Агностицизм, т.е. человек не может знать бытие таким, каково оно есть. Мы никогда не знаем то, что есть на самом деле. Мы знаем только наши представления.

В) Скептицизм - ощущения могут представлять нам правильные положения. Но мы этого не знаем.

Энгельс считает, что истинная философия - борьба материализма и идеализма, где отражается борьба разных общественных сил, классов. Материализм представлял всегда прогрессивные классы, а идеализм - консервативные.
  1. 1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   38


написать администратору сайта