Главная страница
Навигация по странице:

  • социального

  • досуг

  • Возрастная психология. Возр. психология. Периодизация личностного развития во взрослых возрастах (В. Ф. Моргун)


    Скачать 43.35 Kb.
    НазваниеПериодизация личностного развития во взрослых возрастах (В. Ф. Моргун)
    АнкорВозрастная психология
    Дата27.06.2022
    Размер43.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВозр. психология.docx
    ТипДокументы
    #617024

    1. Периодизации взрослыx возрастов менее детально разработаны и изучены, чем периодизации детского развития. В зрелости не происходит качественных изменений («метаморфоз») в развитии психологических процессов, нет существенных сдвигов, личностное развитие в целом стабилизируется. Нормативно исторические факторы (экономический подъем или спад, война, революция, политическая стабильность), по мнению американских психологов, отражаются на развитии личности наиболее сильно в юности. У пожилых людей мировоззренческие взгляды и ценности давно сложились и мало зависят от обстоятельств. С возрастом повышается роль ненормативных факторов — индивидуальных условий жизни, достижения или не достижения человеком поставленных целей, важных событий: обретение любви, рождение ребенка, потеря близкого человека, тяжелая болезнь. Анализируя развитие зрелой личности, исходят не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития, поэтому возрастные границы размыты.

    В отечественной псиxологии и педагогике проблема периодизации взрослых возрастов связана с диагностикой и управлением ресурсами человека, эффективностью обучения и проблемой индивидуального развития. Опыт 15-летнего комплексного исследования многоуровневой организации человека под руководством Б. Г. Ананьева свидетельствуют о противоречивости и неравномерности развития функций в каждом периоде взрослости, на всех этапах которого выделяются сенситивные и критические периоды. Ученый пишет, что зрелость человека как индивида (умственная) и как субъекта труда (трудоспособность) во времени не совпадают.

    Периодизация личностного развития во взрослых возрастах (В. Ф. Моргун)

    Возраст

    Психологическое содержание возрастного периода


    Юность (18-23 года)

    Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение


    Молодость (24-30 лет)

    Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, пере-ход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии


    Переход к расцвету (около 30 лет)


    Кризис, если недостаточно благополучно к расцвету про-шла эпоха самоопределения


    Расцвет (31-40 лет)

    Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полно-ценным специалистом и семьянином, впервые серьезно за-думывается над вопросом: «Что останется людям?»


    Переход к зрелости (около 40 лет)

    Кризис, возможность личностных сдвигов, если на преды-дущем этапе не было целенаправленной работы по самосо-вершенствованию


    Зрелость (40-55 лет)

    Вершина жизненного пути личности. Достижение профес-сионального мастерства, положения в обществе, стремле-ние передать свой опыт другим


    Кризис

    (50-55 лет)

    Осознание возрастных перестроек, начала физиологиче-ского старения, что приводит к пессимизму или к измене-нию образа жизни, постановке новых целей


    Пожилой возраст

    (55-75 лет)

    Продолжение творческой активности, передача накоплен-ного жизненного опыта, общение


    Старческий возраст

    (75-90 лет)

    Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включе-нием в посильные виды деятельности, выполнением функ-ций бабушки или дедушки


    Долгожительство

    (свыше 90 лет)

    Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта


    В возрастной психологии ХХI века различают понятия «взрослость» и «зрелость». Период от 25–30 до 40–45 лет называют понятием «взрослость», а период от 40–45 до 55-60 лет — понятием «зрелость». Развитие взрослого человека рассматривается в трех основных аспектах: профессиональном, семейном и в аспекте развития системы представлений человека о самом себе.

    В возрасте от двадцати до тридцати лет развивается вся энергия, с ко-торой можно приступить к собственному развитию.

    Опыт в обращении с внутренними и внешними сопротивлениями при-водит в возрасте от тридцати до сорока лет к здоровому отрезвлению. Есть опасность ¾ оставить путь внутреннего развития.

    В возрасте около сорока лет остается экзистенциальный вопрос, про-должать или не продолжать идти по этому пути. К богатой внутренней жизни может привести освоение литературы, искусства, сферы социальной ответственности.

    В возрасте пятидесяти лет необходимостью становится построение внутреннего мира наряду с миром профессиональным. Пропасть разверза-ется в том случае, если человек на вопрос «Кем бы Вы были как человек, если бы вдруг потеряли работу?», отвечает «Тогда бы у меня больше ниче-го не осталось!».

    Б. Ливехуд в книге «Кризисы жизни - шансы жизни» отмечает воз-можности и типичные возрастные проблемы: «Кто уже в средней фазе жизни развил в себе интерес к искусству, науке, природе или социальной деятельности, тот почти незаметно пройдет большой поворот на своем жизненном пути после сорока лет. Он сможет черпать все больше сил для жизни из духовного источника. Кто в средней фазе жизни гнался только за личным успехом, отбрасывал в сторону все, что мешало карьере, или кто пассивно жил своей работой или жизненными обстоятельствами, тот ста-новится трагической личностью, чувствующей угрозу для себя во всем но-вом». Никогда не поздно вступить на путь внутреннего развития. Для это-го необxодимо духовное мужество ¾ сознательное принятие своей соб-ственной биографии, хорошо взвешенная постановка цели. Если человек вступает на путь внутреннего развития, то это имеет последствия для него самого, для его места в обществе, культуры и высшего мира.

    1. Молодость или ранняя взрослость

    Молодость охватывает период жизни от окончания юности (20-23 года) до примерно 30 лет. Критерием физиологической взрослости считают наступление половой зрелости (максимального полового влечения) у девушек к 23-30 годам, у мужчин к 25-30 годам. Критерием юридической взрослости выступает возможность соблюдать нормы и правила социальной жизни. Критерием психологической взрослости являются важнейшие новообразования: создание семьи и родительство.

    Встреча с будущим супругом, брак, специализация и освоение профессии.

    1. Задачи развития в молодости (R. Havighurst):

    1) выбор супруга (и);

    2) подготовка к супружеской жизни; (самодисциплина, ответственность)

    3) создание семьи;

    4) воспитание детей;

    5) ведение домашнего хозяйства;

    6) начало профессиональной деятельности;

    7) принятие гражданской ответственности;

    8) нахождение соответствующей (близкой по образу жизни) социальной группы.

    1. Особую значимость приобретает развитие межличностных отношений, обозначенного Э. Эриксоном параметром «интимность» (близость) - способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Истинная интимность возможна при условии сформированной эго-идентичности. Преодолеть кризис данной стадии помогает любовь - взаимно разделенная идентичность, высшее проявление свободы человека. Друзья относятся друг к другу по принципу: «Я думаю, что ты…», а любящие: «Я чувствую, что ты…».

    В работах В. В. Столина, В. Я. Варги, Э. Г. Эйдмиллера, В. Сатир описано как человек решает задачу своего личного развития: устройство жизни в новой семье. Физиологический аспект задачи предполагает освоение пространства своего тела и тела другого человека, его свойств. Социальный аспект состоит в построении новой общности, в противостоянии стереотипам в себе и другом (ошибочный путь ¾ воспроизведение в своей новой семье стереотипов поведения родительских семей). Психологический аспект проявляется как творчество совместной общности - общего дома для разных, но единых душ, познание другого и себя, проявление в другом и себе лучшего.

    1. Центральным новообразованием молодости считают семейные отношения и профессиональную компетентность. Период ранней взрослости Д. Левинсон называет периодом начинаний. Молодые люди обретают новый социальный статус в разныx сфераx жизни и деятельности. Для многих характерно состояние ролевой напряженности, обусловленное трудностями совмещения социальных ролей.

    2. Общие возрастные закономерности кризисов в семейных отношениях: первая кризисная ситуация возникает в периоде от 2-х до 8 лет совместной жизни, вторая -от 17 до 25 лет совместной жизни. Создание семьи требует опыта осознания собственной концепции жизни и концепции другого человека; организации деятельности не только по настроению, но и в соответствии с общей для всех членов семьи целесообразностью.

    По словам В. Сатир: «Сексуальное влечение не гарантирует ни совместимости характера, ни дружбы… Повседневные полноценные отношения требуют совместимости во многих других сферах». Успешность становления психологического пространства, по мнению Э. Шострома, состоит в осознании чувства вины, обиды, гнева и т. д., способствующем объединению с другим человеком, утверждению уникальности себя и другого. Опасность отчуждения от жизни возникает, если предметная сторона новой жизни в семье (деньги, пелёнки, новые родственники, поведение партнера по браку) заглушает целостное восприятие. Умение анализировать свои удачи и неудачи, управлять своими чувствами и проявлять их, беседовать со знающими людьми дают переживания собственной силы жить.

    Освоение родительской роли - важнейшая задача личностного развития в периоде молодости. Э. Фромм указывает на различия любви родителей к детям. Материнская любовь безусловна ¾ мать любит своего ребенка за то, что он есть. Отцовская любовь обусловлена ¾ отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания.

    Г. С. Абрамова перечисляет психологические ловушки при освоении роли отца:

    а) «Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?» ¾ отказ от экзистенциальной цели в роли отца;

    б) «Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»;

    в) «Всё как у людей» ¾ отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизни членов своей семьи;

    г) «против лома нет приема» ¾ силовые способы разрешения конфликтов;

    д) «В семье можно расслабиться» ¾ потребительство, чувство других членов семьи не учитываются;

    е) «Я ему все покупаю, что захочет» ¾ игнорирование ценности лич-ностного общения, подмена предметами;

    ж) «Мужчину везде на работу возьмут» ¾ социальная ценность пола;

    з) ревность к детям (достаточно большое время внимание жены при-надлежит маленьким детям, старикам и другим людям).

    Линия развития мужчины в период взросления ¾ построение отношений с членами своей семьи на основе разумного, правильного представления о цели и смысле семейных отношений и распределении семейных ролей. Навыки планирования семейного бюджета, коммуникативные навыки ведения межличностных переговоров необходимы для освоения родительской роли. Освоение семейных ролей требует от молодого человека принятие на себя посильных обязательств. Выработка собственного стиля жизни предполагает семейное объединение «Мы» и свободное существование «Я» каждого члена семьи.

    Опыт освоения материнской роли проникновенно описан в книге известного педагога и матери 7 детей Л. А. Никитиной «Зачем детям нужна мама?». Автор пишет: «В раннем детстве мать для ребенка - спасение, защитник, утешение, в более старшем - советчик, наставник, утешение, в зрелости - друг, утешение. Должен быть человек, у которого на груди можно плакать и в пять лет, и в пятьдесят».

    Освоение роли матери осложняется ролевым конфликтом, связанным с поиском и осуществлением своего «Я» в пространстве общества. Перегрузки, возникающие при одновременном осуществлении роли матери и роли труженицы отрицательно сказываются на психическом здоровье женщины. Принятие решения о карьере (или отказа от нее) это построение образа своей жизни, построение отношений к своим собственным силам. Взрослеющая женщина в момент выбора воплощает в своем облике будущее своей культуры.

    1. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и компетентность. В молодости завершается профессиональная подготовка. В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки.



    1. Кризис 30 лет называют кризисом смысла жизни, понимая под этим ошибочный жизненный замысел. Кризис обусловлен физиологическими изменениями. У мужчин ярче выражены первые признаки старения. У женщин - это время расцвета женственности. Изменения в самосознании связаны с переоценкой значимости других людей, принятых обязательств и обстоятельств судьбы. При гедонистической и эгоистической направленности, существуя по принципу удовольствия, человек подвержен пресыщению, «экзистенциальной фрустрации», потере смысла жизни. Способность быть самим собой, согласие с миром обретается, когда любовь, привязанность и глубокие интересы определяют содержание личности. В конце периода молодости человек решает экзистенциальные проблемы, уясняет смысл жизни, подводит ее первые итоги.



    1. Средняя зрелость (расцвет)

    Условные границы средней зрелости: 30-60 (65) лет. Социально-экономические условия индивидуального развития человека определяют возрастные пределы зрелости. В данном периоде отмечают нормативные психологические кризисы. Кризис 40-45 лет знаменует осознание утраты молодости и реальности смерти, изменения в самосознании. Кризис 50-55 лет связан с психофизиологическими и социальными изменениями. Кризи-сы зрелости протекают более скрыто, чем в детстве, без выраженных из-менений в поведении.

    У женщин «бальзаковский возраст» (30-35 лет) ¾ период соединения зрелой чувственности и разума. Продолжается освоение родительской ро-ли, заключающейся в существенном изменении психологической дистан-ции с подрастающими детьми. Возникает новая задача: самоконтроль ма-теринского чувства («Я вся испереживалась, а ему все равно»). Для адек-ватной ориентации в жизнях своих близких необходимо различать разные проявления своей и чужой жизни, разрешить себе жить не только чувствами, обнаружить в себе свою собственную психическую реальность.

    Происходит переоценка значимости людей в осуществлении соб-ственной индивидуальной судьбы. Решение проблемы осознания своей индивидуальности приводит к появлению чувства полноты жизни. Если же этого не происходит, то женщина отстраняется, погружается в мир своих чувств, создает иллюзию жизни. Пренебрежение к осознанию своих чувств приводит к несбывшимся мечтам.

    Физиологическое увядание женщин выражается наступлением кли-мактерического периода около 47 лет. Одно из глобальных переживаний женщины в период зрелости ¾ чувство возраста. Соматические изменения (понижение общего обмена веществ, лишний вес) у большинства женщин не влияют на работоспособность и самочувствие. Однако у некоторых женщин весной и осенью проявляются нервно-психические, сердечно-сосудистые, эндокринные симптомы, что может привести к депрессии.

    Ориентация женщины на внутреннюю картину здоровья позволяет ощущать полноту жизни и решать вопросы ее организации (перестройка режима питания, режима дня, распорядка работы и отдыха) без ущерба для своего «Я», в соответствии со своей концепцией жизни. Специалисты, за-нимающиеся периодом взрослости, отмечают, что способность женщины к решению жизненных задач определяется ее же отношением к происходя-щим с нею изменениям. Решению жизненных задач на новом уровне спо-собствует потребность в новых знаниях.

    С мужчиной в зрелом возрасте происходят те же закономерности, что и с женщиной. Физическое состояние мужчины во второй половине пери-ода зрелости не соответствует интеллектуальному уровню. Переживания, идущие от физиологических изменений в организме, являются причиной неуверенности в себе.

    Г.С. Абрамова пишет, что нормальный мужчина в середине периода зрелости заново открывает для себя радости жизни - от кулинарии до философии. Для нормального психологического самочувствия мужчины необходима среда друзей и людей близких по профессиональной (иной) деятельности для решения задачи идентификации (самоуважения), определения границ своего «Я» в условиях нового возрастного периода. Изменения социально-психологического пространства семьи влияет на отношения между супругами. В ситуации «опустевшего гнезда» интеллектуализация переживаний, доверительные разговоры способствуют духовному сближению мужа и жены.

    1. Период средней зрелости - это период становления человека в качестве субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности. Данный период был назван древними греками по состоянию духа человека порой «акмэ» - вершиной, расцветом, наивысшим уровнем развития интеллектуальных способностей и личности человека. Период зрелости xарактеризуется стабилизацией образа жизни, постоянством социальных отношений, ценностных ориентаций. Самореализация личности в профессиональной, семейной и творческой сферах идет по пути освоения и воспроизводства культурных ценностей. В 1928 году отечественный психолог Н. Н. Рыбников предложил обозначить термином «акмеология» специальный раздел возрастной психологии, который был бы посвящен изучению зрелой личности. Б. Г. Ананьев, описывая особенности зрелого человека, обозначил виды зрелости: общесоматическая, половая, умственная, граж-данская, личностная, трудовая.

    2. Задачи развития в период средней зрелости (R. Havighurst):

    1) достижение гражданской и социальной ответственности; степень включенности индивида в систему общественных отношений, направленность ее деятельности соответственно линии социального прогресса.

    2) выбор подходящих способов проведения досуга; предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности.досуг является фактором самовыражения, самореализации, самосовершенствования, средством погружения человека в культуру, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно-духовного развития личности.

    3) помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми; Мы помогаем им найти себя в мире. Мы проявляем заботу и сочувствие. Если они ведут себя не так, как нам бы хотелось, если их поведение не соответствует нашей системе ценностей, мы думаем, что мы можем сделать, чтобы помочь ребенку встроиться в принятую систему правил и принципов.

    • 4) усиление личностного аспекта супружеских отношений; Должен быть длительный и устойчивый контакт между партнерами, которые основан на чувствах, как устойчивом эмоциональном отношении друг к другу.

    • Ядром отношений являются сознательные усилия партнеров, которые направлены на взаимопонимание, а чувства, которые выражаются в действиях и поступках, задают содержание отношений

    5) принятие и приспособление к физиологическим переменам;

    6) приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

    1. Центральным возрастным новообразованием периода зрелости является продуктивность. Э. Эриксон говорит о проблеме выбора между генеративностью (продуктивностью, общечеловечностью) и стагнацией (застоем). Продуктивность связана с заботой о людях, результатах и идеях. Способность человека задумываться над жизнью будущих поколений предполагает просоциальную деятельность в профессии и в семье, передачу культуры будущим поколениям. Отсутствие продуктивности ведет к поглощенности собой, потворству своим желаниям (балованию себя); приводит к обеднению личной жизни, чувству застоя.

    2. Кризис 40 лет проявляется как кризис ценностей. Предшествует кризису уверенность в себе: «Я стал реалистом, в этом мире важно лишь то, что я могу. Я спланировал свое будущее, знаю пределы своих возможностей, поостерегусь их превышать». А потом в этот спланированный мир прокрадывается сомнение: «Мне уже почти сорок, мне еще 25 лет до пенсии. Еще 25 лет одно и то же! Если бы я знал, каково мое действительное предназначение в этой жизни». Если цель, к которой человек стремился, вдруг стала пустой, пошатнулась система ценностей, тогда теряется почва под ногами, появляется страх. Страх может преодолеваться еще большей работой либо одурманивающим телевидением, алкоголем, но, отодвинутый в бессознательное, страх остается активным.

    До 42 лет формируется характер, трезвость и деловитость в преодо-лении сопротивления реальности, а затем решающим становится вопрос: «Можно ли найти другие, новые ценности?». Услышать свой внутренний голос ¾ задача преодоления кризиса.

    Г. С. Абрамова перечисляет условия, способствующие развитию ре-флексии у мужчины:

    - смена оценок близких людей за счет появления в психологиче-ском пространстве чужих людей;

    - необходимость осуществлять по отношению к подрастающим детям осознанную концепцию «правильной жизни»;

    - необходимость оценивать пройденный жизненный путь (воз-можное несоответствие психологического и физического возраста).

    Кризис, пережитый мужчиной как решение задач переоценки изме-нившихся обстоятельств и условий осуществления его индивидуальной судьбы, делает его практическим философом, чувствующем в себе силы для воздействия на людей.

    Нормы поведения взрослого человека обусловлены культурой насто-ящего времени, стандартами (мышления, проявления чувств, силы воли и т. д.), существующими в конкретных видоизменяющихся группах.

    Социальная ситуация развития в период зрелости характеризуется противоречием между самовосприятием человека и тем, что окружающие склонны воспринимать его как неменяющегося, статичного. Противоречие разрешится, если человек будет стремиться к самореализации. В против-ном случае наступит кризис идентичности, ипоxондрия, проявляющаяся в потере интереса к жизни, усталости, чувстве «отставания от жизни».

    Проблема определения своего места в системе социальных отношений связана с изменением психологического пространства семьи (выросшие дети покинули дом, появились внуки, новые родственники), с изменением физиологической активности организма.

    1. Практика наставничества давно и хорошо известна во всем мире, а истоки наставничества следует искать в системе детско-родительских отношений, построенных на опеке и контроле старших над младшими. В самом общем виде наставничество можно определить как способ передачи знаний, навыков и установок от более опытного человека – менее опытному. Наставником может быть –родители, друг, директор по работе, личный психолог, лечащий врач, бабушка или дедушка.

    2. Однако работы Б. Г. Ананьева показали сложность и неоднозначность развития психических функций, которое связано со специализацией функций в профессиональной деятельности и зависит от уровня мастерства, индивидуально-личностных особенностей человека. Е. И. Степанова выделяет три макропериода в интеллектуальном развитии взрослых: первый период - 18-25 лет, второй период - 26-35 лет, третий период - 36-40 лет. Фактором оптимизации интеллектуального развития является самостоятельный процесс учения. С возрастом, по утверждению Б. Г. Ананьева, нарастает степень обучаемости, обусловленная трудовой деятельностью, практическим опытом и тренированностью; возрастают возможности «кристаллизованного» интеллекта (умение анализировать проблемы, формулировать выводы, опираясь на накопленный опыт). Выделяют оптимальные периоды профессионального творчества: в хореографии - 20-25 лет, в музыке - 30-35 лет, в поэзии, философии, науке, политике - 40-55лет. Онтогенетическая динамика творческой активности ученых разных научных сфер охватывает период с 31 года до 75 лет, имеет свои оптимумы и спады.

    В исследовании Д. Фрайера, проведенном в Великобритании, было показано, что при длительной безработице у людей возникает намного больше проблем с психическим здоровьем, чем у низкооплачиваемых, но работающих людей.

    1. Согласно Л. И. Божович, психологически зрелой личностью является человек, способный руководствоваться сознательно поставленными целями, что определяет активный характер его поведения. Эта способность обусловлена развитием трех сторон личности: рациональной, волевой, эмоциональной. Зрелое общение включает в себя компоненты: децентрацию (способность принять позицию другого, не сливаясь с ней); ответственность; личностное отношение к другому; уважение индивидуальности другого; свободу от манипуляций.

    2. Поздняя зрелость или старость (после 65 лет) ведущая деятельность и задачи развития

    Критическим периодом разделяющим среднюю зрелость от поздней зрелости является уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Снижение социального статуса, потеря привычного много-летнего жизненного ритма, приводит к острому ощущению противоречия между сохраняющейся трудоспособностью и невостребованностью; чело-век оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей жизни. Но-вая социальная ситуация развития требует изменения стереотипов жизни и установок на будущее.

    Согласно Э. Эриксону, фокус внимания в поздней зрелости сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Последнюю псиxосоциальную стадию развития человека ученый описывает как внутреннюю борьбу, внутренний процесс переосмысления собственной жизни, оценку и инте-грацию всех прошлых стадий развития. Человек оглядывается назад и пе-ресматривает свои жизненные решения, вспоминает о своих достижениях

    и неудачах. Появляется чувство старости.

    Практически во всех культурах задачи поздней зрелости одинаковы:

    1) приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья; Благополучное старение предполагает способность избегать чрезмерной сосредоточенности на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми оно сопровождается. основным содержанием жизни людей пожилого возраста является особая внутренняя работа, направленная на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек осмысливает не только свою текущую, но и всю прожитую жизнь.

    2) привыкание к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни;

    3) адаптация к смерти супруга и близких людей; в поздней взрослости чаще приходится переживать тяжелые утраты и потери и становится меньше возможностей компенсировать их. Первой потерей может стать смерть одного из супругов, близких членов семьи или друзей. Для пожилых людей становится очевидным, что жизнь не беспредельна, ограниченна, времени остается мало. Пожилые люди вынуждены мириться с тем, что в их годы постоянно приходится иметь дело со смертью близких для них людей. Глубокое, всестороннее исследование переживания горя пожилыми людьми позволило сделать вывод о том, что, несмотря на увеличение числа потерь и источников горя, в поздней взрослости люди переживают горе не так тяжело, как молодые или люди среднего возраста 

    4) установление отношений с людьми своего возраста; Существует точка зрения, что к старости человек частично теряет способность к глубоким контактам и круг его общения обязательно сужается. Общение пожилых людей, с одной стороны, является продолжением основных тенденций общения молодости, с другой – определяется успешностью адаптации к старости, т. е. удовлетворенностью настоящим. Если в течение жизни человек выработал зрелые контакты с окружающими, то и в старости он будет сохранять возможность удовлетворения потребности в эмоциональных контактах. Те, кто не умел достигать близости в общении в молодости или входил с окружающими в частые конфликты, вероятнее всего, будут страдать от недостатка общения и в поздней взрослости.

    В общении проявляет себя выраженная потребность сознавать свою значимость. Она может быть удовлетворена ощущениями того, что ты нужен семье, детям, внукам, возможностью служения другим людям своим профессиональным и жизненным опытом, а также сохранившимися способностями. 

    5) выполнение социальных и гражданских обязательств; степень включенности индивида в систему общественных отношений, направленность ее деятельности соответственно линии социального прогресса.

    наличие у человека выраженного социального интереса и включенность его в широкие социальные связи коррелируют не только с замедленными темпами старения, но и с физическим здоровьем 

    6) обеспечение удовлетворительных жизненных условий; достичь цельности развития своего Я, уверенности

    в смысле жизни, гармонии, понимаемой как сущностное качество жизни и отдельного индивида, и вселенной в целом. если человек не решает эту задачу, то он испытывает отчаяние от сознания жизненной неудачи, когда уже нет времени что-то изменить.

    7) выработка отношения к смерти. Старение выступает связующим механизмом жизни и смерти (Новик, 1992). Пожилой человек ощущает присутствие близкой смерти, и переживание этого присутствия носит глубоко личный характер, вносит свой вклад в ощущение одиночества стариков. Действительно, часто одиночество в старости вызвано не объективным отсутствием близких людей, а невозможностью разделить с ними присутствие в своем сознании скорого ухода из жизни. У многих обостряется страх смерти, что проявляется либо в категорическом избегании пожилыми людьми темы смерти, либо в постоянном обращении к ней в форме «скорей бы умереть, уже надоело жить» и т. п. Можно предположить, что именно старость должна нарушить имеющийся у человека стереотип отрицания смерти, т. е. стремление жить так, как будто будешь жить вечно. Как отмечала Дж. Рейнуотер (1992), когда человек принимает неизбежность собственной смерти, то и страх смерти отпадает сам собой. Она, правда, добавляла, что осознать этот факт необходимо человеку любого возраста, поскольку наше отношение к смерти определяет наше отношений к жизни.

    1. Прогрессивный вариант развития, выражающийся в возникновении чувства эго-интеграции (целостности), характерен для того, кто «каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, был вдохновителем для других и выдвигал идеи»; кто, оглядыва-ясь на прошлую жизнь, может сказать «Я доволен». Неотвратимость смер-ти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях.

    Негативный вариант развития выражается в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости, преобладающем раздраженном настроении у пожилых людей, отрицанием собственных недостатков пу-тем проецирования их на внешний мир, сожаления о том, что жизнь нельзя прожить заново. Замыкание на прошлом приводит к потере связи с настоящим временем, обостряет в человеке личностные качества: разговорчивость превращается в старческую болтовню, рассудительность в подозрительность.

    1. Современная геронтология (наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним) видит задачу личностного развития в возрасте поздней зрелости как расширение жизненного контекста. Умение дать дельный жизненный совет, проявить социальный интерес, навыки учительства - возможности, позволяющие установить живительные связи с окружением, пережить противоречия возраста.

    2. При прогрессивном варианте развития центральным новообразованием в периоде поздней зрелости становится мудрость. По образному выражению М. Н. Эпштейна мудрость - это «поиск лучших мнений в отсутствие точных знаний».

    Исследования отечественных психологов изменили традиционные представления о мудрости. В современном понимании мудрость - это процесс, экспертная система знаний и интуиции, которая характеризуется контекстуальностью (учетом среды), релятивизмом (принципом относительности) и неопределённостью, может проявляться даже в раннем детстве. Л. И. Анцыферова дополнила понятие мудрость важной характеристикой - даром предвидения, означающим осознание и понимание обычно незамечаемых событий, изменений; выяснение собственной неясной тревоги; доверие собственной интуиции; определение момента совершения необходимых действий. Мудрым даром предвидения, например, обладал российский император Александр II, который неудачный исход Крымской войны расценил не как катастрофическое поражение, а как неудачное стечение обстоятельств.

    Важной психологической характеристикой мудрого человека является его эмоциональная зрелость, устойчивость и уравновешенность (отсутствие склонности к активному выражению положительных и отрицательных эмоций). По ее мнению Л. И. Анцыферовой, мудрый субъект отличается от других людей более дифференцированным постижением мира, углубленной интерпретацией своего и чужого жизненного опыта. В проблемном поле мудрости ставятся вопросы понимания человеком того, кем он является на самом деле, каковы приемы постижения индивидом своего истинного Я.


    написать администратору сайта