Вам привет от Станиславского. Кокорин А. Вам привет от Станиславского (2001). Первая
Скачать 0.74 Mb.
|
важен у Чехова? Может быть, все это чушь, и надо впрямую играть и эту зевоту/ и эти чу- дачества от тоски... Ведь эта скука и эта тоска так оче- видны. Но суть как раз в том, что им не скучно сегодня. Ибо - Елена Андреевна! Подтекст как раз в том, что Астров и Войницкий сознают: их сегодня страшно волнует что-то! Одно дело - болтать о тоске в пус- тую. Другое же дело, когда случится этот приезд, появление женщины, за- пах ее, эта новизна ощущений... Они мгновенно ожили, они взвол- нованы, взбудоражены. Этот подъем и есть подтекст, и в этом подтексте - вся драма, ибо ему, подъему, суждено оборваться. И вот тогда возникает тос- ка, только гораздо страшнее преж- ней...» А вот пример/ как Андрей Михайло- вич Лобанов вскрывает подтекст Се- ребрякова в той же пьесе Чехова «Дядя Ваня». 153 - Что такое речь Серебрякова? - :прашивает он исполнителя этой роли. Однако неожиданно (а так ли уж не- )жиданно?) задает следующий вопрос, казалось бы, совсем на другую тему: - 1 все же, за что стреляют в Серебря- юва? Ведь не за то, что он бездарен! ^сли стрелять в бездарность/ можно юрестрелять много народу. Серебря- юв должен быть в первых актах сыг- ран так, чтобы заслужить себе пулю... вообще он очень практичный человек. болезнь у него есть, конечно, но глав- юе - использование болезни в своих интересах. Эгоизм/ для которого характерно: «я юлею, значит, все должны болеть». Вот это, лобановское «самооправ- дание» Серебрякова, ставшее опорой ^сех «выступлений» персонажа по всей ibece, очень убедительно подтвержда- ет важнейший акцент Станиславского: То, что в области действия называется жвозным действием, то в области речи лы называем подтекстом». Для разрядки. Лобанов даже беспо- юился о «подтексте зрителя», о его •внутреннем монологе»: «Надо чтобы зыстрел дяди Вани в Серебрякова был 5ы для всех облегчением, чтобы зри- гель подумал: «Жаль, что мимо». Полагаю, достаточно примеров. Но юдводить итоги по подтексту не бу- дем. Как мы уже знаем, все элементы «системы» находятся в постоянном взаимодействии и взаимосвязи. Следо- вательно, в процессе знакомства с дру- гими элементами мы еще не раз встре- тимся и с подтекстом. Ближе всех к подтексту - ВНУТРЕННИЙ МОНОПОГ Начнем эту тему шутя. Предлагаю вашему вниманию фрагмент театраль- ного капустника 70-х годов. - На вид такой вы умный, а молчите. - Я разговариваю, юный не- знакомец. -? - Сам с собою. -?? - Люблю поговорить я с ум- ным человеком, как только что заметили вы справедливо. ??? - По вашему психофизиче- скому состоянию я понимаю, вы с курса первого, не выше, и внутреннего монолога не каса- лись. 155 - О/ что я слышу! Он вам знаком? Я тоже жажду знать! - За знаньями - к «системе Станиславского», и к Кнебель - мастеру его ученья. - О, кто такие? Почему не знаю? - Какой позор! - Но я хочу... - Сомкни уста/ наивный, желторотый неуч! Не ровен час, убью тебя при помощи простых физических приспособлений! - О/ пощадите! Я объяс- нюсь... - Довольно, говорливый! Словесное общение с тобой гнетет меня, а мне же по нутру/ как творческой натуре, внутри себя охота быть, в себя и ухожу, во внутренний свой монолог, что значит - в думы погружа- юсь... Человек всегда думает. Даже тогда, когда он думает, что не думает - отды- хает, спит. Но мозг всегда работает, как утверждают ученые, и когда чело- век спит - мозг не отключается полно- стью. Человек - постоянно думающее су- щество. Когда человек думает - он мыслит, он мысленно разговаривает сам с собой или мысленно ведет диалог с партнером. Согласны? Тогда и мы за знаньями вновь обратимся к «системе Станиславского» и к Кнебель - мастеру его ученья. «Внутренний монолог - это внут- ренняя жизнь «человеческого духа артистороли»^ - Станиславский верен себе, он упрямо внедряет профес- сиональную терминологию. - Это умение думать, как думает персо- нажи, - вот необходимое условие, поз- воляющее актеру владеть и успешно пользоваться внутренним монологом. «Только в том случае, - вторит своему учителю Кнебель, - когда у актера на сцене, как у всякого человека в жизни, кроме тех слов, что он произносит, будут возникать слова и мысли, не высказанные вслух (а они не могут не возникать, если человек воспринимает окружаю- щее), - только в таком случае актер добьется подлинно органического существования в предлагаемых обстоятельствах пьесы н. И вот их советы, Станиславского и Кнебель: не забывать, всегда помнить, что внутренний монолог — невозможен без знания артистом 157 природы характера своего пер- сонажа/ его мировоззрения, мироощущения, его сверхзадачи и т.д.; - всегда связан с процессом об- щения, с процессом оценки происходящего, с сопоставлени- ем своей точки зрения с выска- занными мыслями партнеров; - всегда эмоционален, органи- чески связан с психофизическим самочувствием; - пособник вживанию в роль, перевоплощению в образ. М.О.Кнебель учила «уделять прис- тальное внимание не только тексту внутреннего монолога, но и его пред- лагаемым обстоятельствам», в данном случае - психофизическому самочувст- вию персонажа/ и в качестве «подхо- дящего примера» приводила фрагмент эпизода из повести М.Горького «Мать», когда Ниловна обнаруживает, что за ней следят шпики. «Попалась?» - спросила она себя. А в следующий миг ответила/ вздрагивая: «Может быть/ еще нет...» И тут же, сделав над собой усилие/ строго сказала: «Попалась!» Оглядывалась и ничего не видела/ а мысли одна за другою искрами вспыхи- вали и гасли в ее мозгу. «Оставить чемодан, - уйти?» 158 Но более ярко мелькнула другая ис- кра: «Сыновнее слово бросить? В такие руки...» Она прижала к себе чемодан. «А - с ним уйти?.. Бежать...» Эти мысли казались ей чужими, точно их кто-то извне насильно втыкал в нее. Они ее жгли, ожоги их больно кололи мозг/ хлестали по сердцу, как огненные нити... Она погасила все эти хитрые, маленькие, слабые огоньки, повелительно сказав себе: «Стыдись!» Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: «Не позорь сына-то!» Безусловно, внутренние монологи, прописанные авторами, вслух произно- симые артистами, помогают читателям, зрителям глубже «проникнуть в психо- физическое состояние персонажей», познать их характеры, понять их поступки. Известный своей «тривиальностью» прием «озвучивания» внутреннего моно- лога, используемый в комедиях, воде- вилях, когда персонажи открыто сооб- щают зрителям о своих переживаниях, о дальнейших своих действиях/ - на- столько прост и ясен, что не нуждается в «подробном исследовании». А вот внутренний монолог «закры- того типа», когда у персонажа-артиста, «кроме тех слов, что он произносит, возникают слова и мысли, не высказанные вслух», - этот монолог 159 является сложнейшим элементом актерской психотехники и потому требует к себе более «проникновен- ного» отношения. Но прежде вспомним о приобретен- ных знаниях/ скажем скромнее - тот путь, который мы уже проделали, двигаясь в избранном направлении, как от казавшихся нам простых поня- тий «смотреть и видеть»/ «слушать и слышать», «понимать и чувствовать» мы, последовательно познавая «систе- му», подошли к более высоким катего- риям актерской психотехники - «рисо- вать зрительные образы», «видеть внут- ренним взором». А если еще добавить в этот ряд «волевое усилие, соразмерное целенаправленному действию»? А «виде- ние»? А «подтекст»? Я напомнил вам об этих элементах, с которыми мы уже познакомились, конечно же, не без умысла: они сейчас очень нам понадобятся, в том числе и внутреннее психическое действие - действие, направленное внутрь себя/ на свое собственное сознание. К сожалению, правила нашего об- щения не дают нам возможности под- креплять теорию практикой непос- редственно на сценической площадке. Но у нас уже возник и прижился, по- моему, неплохой вариант «практиче- 160 ского осмысления» пройденного теоре- тического материала на примерах ана- лиза фрагментов известных пьес из- вестными режиссерами. Вот и сейчас мы детально разберем - уникальный для нашего случая - мо- нолог героини из третьего акта шек- спировской трагедии «Ромео и Джуль- етта», взяв за основу детальный анализ этого монолога, проведенный Марией Осиповной Кнебель на Высших режис- серских курсах ГИТИСа. Для начала, в экспозиции нашего разбора, восстановим в памяти фабулу/ предлагаемые обстоятельства, основ- ные крупные события и т.д. по линии Джульетты - до ее знаменитого моноло- га. Джульетта впервые встретилась с Ромео на балу в своем доме. Джульетта и Ромео - дети враж- дующих друг с другом семейств. Джульетта с первого взгляда, пылко и страстно полюбила Ромео. Ее чувство к Ромео такое сильное - она первой признается Ромео в своей любви. Ее избранник/ Ромео, тоже безгра- нично влюблен в нее. Но вот Джульетта узнает, что во время ссоры Ромео в бою на шпагах убил ее брата Тибальта. Страшное событие для Джульетты: ее возлюбленный - убийца ее родного брата! Разумеется/ Джульетта и раньше по- нимала, какую опасность таит в себе их любовь/ их тайные встречи, но сейчас ее охватывает настоящая буря проти- воречивых чувств («Он убил моего бра- та!.. Но я люблю его!»)... И опять побе- ждает любовь. Но возникают новые препятствия: ее любимому грозит изгнание из горо- да/ а самой Джульетте - назначенная родителями свадьба с Парисом. Монах Лоренцо тайно венчает Джульетту и Ромео: они хотят, чтобы сам Бог скрепил их любовь навечно. Джульетта остается одна: Ромео, скрываясь от преследования, бежит в Мантую. Поренцо, чтобы не состоялся на- сильственный для Джульетты брак с Парисом, предлагает ей выпить силь- нодействующее снотворное. Домашние примут ее глубокий сон за смерть, и отнесут ее, как заведено традицией, в открытом гробу в фамильный склеп/ а монах об этом их плане поставит в из- вестность Ромео, который тут же тайно приедет и увезет Джульетту... Еще раз хочу подчеркнуть, какие тяжелейшие испытания обрушиваются на юных героев. Обстоятельства скла- дываются так, что против них абсо- 162 лютно все, не считая монаха, да и то, если вдуматься, какой чудовищный способ он предложил (с «погребением Джульетты»), то можно, пожалуй, и его заподозрить в «общем сговоре» против героев. Итак, Джульетта осталась одна. Те- перь все зависит только от нее: сумеет ли она защитить себя и спасти свою любовью. А вы помните, сколько лет Джульетте? Четырнадцать лет... без двух недель! И вот, эта сцена: Джульетта должна принять снотворное, чтобы осущест- вился план, предложенный монахом Поренцо. Какое же сейчас она испы- тывает эмоциональное напряжение, как сильно стучит ее сердце, какой рой противоречивых мыслей вьется в ее голове, какая требуется воля, чтобы не растеряться, принять верное решение. Сосредоточимся и мы. Постараемся поставить себя на ее место/ проник- нуть в ее подтекст, зажить ее видени- ем, и, главная наша задача в этом уп- ражнении, - «услышать» ее внутренний монолог. Вы готовы к этому, настрои- лись? Тогда «воцдем» к ней в комнату... Джульетта берет в руку склянку... испуганно смотрит на нее... и отстав- ляет. Ей становится так страшно, что она готова отказаться от задуманного... Но она понимает: если не выпьет сно- творного, то будет обречена на брак с Парисом и на вечную разлуку с Ромео. - Где склянка? - она полна решимо- сти принять таинственное зелье, но... ее останавливает внезапно на- хлынувшее сомнение: - Что, если не подействует питье? - но следующая мысль ее пугает еще больше. - Тогда я/ значит, выйду зав- тра замуж? Нет, этому не бывать! Нет/нет!.. Если не подействует снотворное - тогда она сама убьёт себя: лучше смерть, чем ненавистный брак с Парисом. И Джульетта предусмотрительно кладет под подушку кинжал. Теперь в ее воображении возникает Ромео, она думает о нем/ представляет, как через сорок два часа, когда исте- чет срок действия снотворного, она встретится с ним, и они, наконец-то, после таких страданий, обретут сча- стье! Джульетта решительно подносит к губам склянку, и вдруг чудовищная мысль приходит ей в голову: не яд ли дал ей монах, он ведь тайно обвенчал ее с Ромео, не испугался ли он разо- блачения, уж не убить ли он ее заду- мал?.. Но в памяти возникает образ По- 164 ренцо - доброго, святого человека, не способного на коварство, и Джульетта отгоняет эту мысль - о возможном пре- дательстве монаха, она верит ему, как и прежде, верит, что «все будет так, как сказал монах: я не умру, я только засну». И тут же ее воображение рисует другую, более жуткую картину: она ле- жит в гробу, просыпается... и видит вокруг себя скелеты умерших предков, окровавленный труп Тибальта... - Что если я не выдержу и сойду с ума? Но вновь спасителем является Ро- мео: она видит, как он получает письмо от монаха, как спешит в дорогу - к ней, и Джульетта выпивает снотворное! Какой монолог! Какое для актрисы в нем богатство сценического мате- риала! Не зря Мария Осиповна называ- ла его знаменитым. «Знаменитым» - не только по причине, что написан он ав- тором мастерски, но еще и потому, что, сыграв его, тоже мастер- ски, актрисе уже не нужно будет ждать утра/ чтобы проснуться знаменитой, она в этот же вечер, здесь же, на сце- не, сразу после монолога, может стать знаменитой. Нет, я не забыл о нашем упражне- нии. Я заговорил о достоинстве моно- лога лишь с той целью, чтобы дать вам 165 ^сколько секунд на передышку: от Ta- rn мощной сцены (с Джульеттой) и »1хание может перехватить. А теперь признайтесь, сумели вы вбередить свою «психофизику», уда- >сь ли вам поставить себя в «предла- емые обстоятельства» Джульетты/ идеть «внутренним взором» то же, что дела она, не со стороны взирать, как [блюдатель/ а жить ее мыслями и чув- вами, достаточно ли активно было ше внутреннее, психическое Деист- 0, работало ли «видение»? А «внут- нний монолог», «подтекст»? Вы их «услышали»? У вас возникло лущение/ что вы думаете, как думает рсонаж? Если так - вам удалось упражнение. здравляю! Если нет - не лгите себе, работайте еще, приложите максимум левых усилий, но добейтесь своего/ еодолейте свои внутренние/ психи- ^кие препятствия/ как это сумела глать Джульетта. И тогда - в награду юлучите/ испытаете прекрасное чув- ю удовлетворения, и поймете истин- [й смысл изречения Станиславского: - есмь!» Ну, и с хорошим настроением - тьше. А дальше - «второй план», от горого тоже очень зависит творче- эе психофизическое самочувствие. ВТОРОЙ ПЛАН Приступая к этой теме - очередной высочайшей вершине актерского мас- терства, рекомендую, однако, устре- мить свой взор не ввысь, а внутрь себя и настроиться исключительно на «са- мопрослушивание» . Предупреждение и просьба: мы опять начнем с простого примера из «обычной жизни», но пусть это вас не расхолаживает. Если кто пропустит этот момент, то, когда мы подойдем к классическим примерам, он может оказаться беспомощным. Наверняка вы бывали за городом и не однажды видели, наблюдали грозу. |