Главная страница

Вам привет от Станиславского. Кокорин А. Вам привет от Станиславского (2001). Первая


Скачать 0.74 Mb.
НазваниеПервая
АнкорВам привет от Станиславского
Дата19.03.2020
Размер0.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКокорин А. Вам привет от Станиславского (2001).doc
ТипДокументы
#112497
страница6 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

вых образа-роли и образа спектакля?

Будут ли эти образы наполнены жиз-

ненной органикой, смогут ли они эмо-


ционально воздействовать на зрителя?
«Без видения, - говорила Мария

Осиповна Кнебель/ - искусство обре-

чено быть формальным, безжизнен-

ным. Без него «внутренний экран» пуст,

тускнеет «зеркало души» и/ как следст-
36
вие, гаснет «жизнь человеческого духа»

роли. Творческий человек не имеет

права «просто так» ходить по улице.

Постоянно всматривайтесь в жизнь, не

отворачивайтесь от чужого горя, сопе-

реживайте. Иначе - ваша душа очерст-

веет, и тогда вы не сможете/ (лишите

себя права) быть на сцене, даже в ку-

кольном театре, даже спрятавшись за

ширму».
Недавно мне позвонила ак-

триса, в прошлом - моя ученица,

и поведала о своей беде:
- Я совершенно не могу иг-

рать Катерину. Тяну роль, как

скрипучую тяжелую телегу. А в

финале - готова провалиться от

стыда! Ничего не вижу, кроме

бороды Тихона, и та меня раз-

дражает! Я должна покаяться

перед ним, а мне не стьщно, мне

и в голову не идет, как ему тя-

жело. Я мечтаю - лишь бы по-

скорее броситься с обрыва!.. Я

стала злой, бесчувственной,

безразличной к людям!.. Мне

нужно уйти из театра?..
В этом телефонном монологе

все восклицательные знаки по-

ставил я. В финальном монологе

Катерины из «Грозы» почти каж-
дую ее фразу Островский закан-

чивает именно знаком воскли-

цания. Но у звонившей актрисы

их не было. Она говорила о сво-

ей беде без всякого сострада-

ния к себе, холодно, рациональ-

но... Мое молчание слишком за-

тягивалось: я не знал, что ей

посоветовать. Если бы она про-

изнесла свой монолог с теми

восклицательными знаками/ ко-

торые я поставил, тогда и раз-

думывать не надо было: она

полна энергии, чувств/ ей стоит

лишь «разрядиться», «встрях-

нуться» - и все образуется. Но

она ведь честно призналась, что

«стала злой, бесчувственной,

безразличной к людям». Неуже-

ли - тупик, пустота? Может, она

права, она ведь лучше себя зна-

ет. Может, действительно ей


нужно уйти из театра?
- Но я без театра погибну, -

пролепетала она совсем туск-

лым голосом: угадала или «под-

слушала» мой внутренний моно-

лог.
- Вы паникер, безвольный

человек! - вдруг я чуть не за-

кричал на нее: наверное, хотел

спровоцировать агрессивность,
задеть ее самолюбие. - А ваш

опыт, мастерство?! А ваши

«закрома», «сусеки»?! Вы давно

туда не заглядывали, или они


опустели?
- Вы имеете в виду закрома

нашей Родины? - съехидничала

она, при этом голосок ее уже

зазвучал покрепче.
- Молодчина! - как можно

веселее похвалил я ее.
- Ну и ну! - она даже

хохотнула. - Я взываю о помощи

- что мне делать? Я вам про

«жить не хочу», а вы почему-то

веселитесь!
Тут я и в самом деле разве-

селился:
- Бросайте вы этот театр к

черту! Купите ларек и займитесь

продажей!
- Что-о? - пришла она в

ужас.
А я сделал вид, будто она

заинтересовалась моим предло-

жением.
- Что продавать? Да мало

ли?! Скажем, все созданные

вами образы - с приложением

фотографий. Можно пустить с

молотка и элементы актерской
психотехники/ заодно и харак-

тер - они вам тоже больше не

понадобятся!
- Зря стараетесь зацепить

меня за живое. Внутри у меня

все высохло - пустота. Я - му-

мия, вот кто я!
Но я и хотел зацепит ее за

живое;
- Тогда берите в охапку эту

мумию и прямиком на кладбище.

Похороните ее добросовестно,

облейте слезами/ и, потрясенная

горем, с возрожденными чувст-

вами, вечером реанимируете и

свою Катерину!
Все-таки я был склонен ду-

мать, что она устала не от жиз-

ни, она устала... штамповать

свою Катерину. Она уже не ис-

пытывала на спектаклях ни с

чем не сравнимое подсозна-

тельное чувство удовлетворе-

ния: «Я могу! Я умею!» Долго иг-

рая эту роль, актриса не попол-

няла свои внутренние актерские

«запасы», не углубляла подтек-

сты, не обновляла видения. В

результате - закономерные по-

следствия: притуплялся текст/

угасал «внутренний взор», она с

каждым спектаклем все хуже и
хуже видела своих партнеров,

они стали ее раздражать, злить.

А злость губительно действует

на творческое состояние. Это и

почувствовала актриса, и, как

оказалось, вовремя.
Знаете, что она сказала в

ответ на мое предложение - от-


везти мумию на кладбище?
- Ах, вот где мое место?!

Благодарны вам за совет! На том

прощевайте!
- Да неужто не услышу я вас

больше? - хотел и я ее подку-

сить, но в трубке уже пиликали

короткие гудки.
Она позвонила на второй

день поздно вечером. Я понял -

после «Грозы». И вновь произ-

несла монолог. Но какой!
- Господи, если бы вы знали,

что я пережила, испытала! -

трепетал от счастья ее краси-

вый грудной голос. - Мне сказа-

ли, что сегодня я играла Кате-

рину... как никогда!
И она рассказала/ как и чем

она «оживила» себя. Вот ее вто-

рой монолог:
- Наверно, я ждала... вы по

головке меня погладите. А вы,
как все, отмахнулись от меня.

Так мне сперва показалось. А

потом слышу... кто-то внутри

меня... кричит мне: дура, дура!

Он же хотел встряхнуть твою

душевную заводь, которая дав-

ным-давно застоялась, как бо-

лото, и ряской покрылась! Ох,

как я тут взвилась/ как стала се-

бя бичевать-хлестать! Раньше-то

жалела себя, родимую. Потому и

замкнулась, в себя ушла. Вокруг

столько вранья, хамства! Люди

так опустились, обнаглели -

пьют, воруют! Они и в театр

приходят - кто с водкой, кто с

«мобильником», в зале - булька-

нье и трезвоны! А ты играй для

них/ «прикидывайся»! Вот меня

злость и обуяла! Я ведь всех - и

зрителей и артистов - всех в од-

ну кучу! Как жить-то, думаю,

среди вас таких? - она горько,

открыто плакала. - После разго-

вора с вами всю ночь самоедст-

вом занималась, всю свою

жизнь переворошила. Много

всего у меня было - и хорошего,

и плохого. Но оказалось/ что

хорошего-то больше! И не раз-

валина я еще/ а раскисла/ как

квашня! Тут про мумию вспом-

нила. Только не смейтесь. Воб-
щем, утром я на кладбище по-

ехала. А там я еще ни разу не

была: родные-то мои, слава Бо-


гу, все живы. Понимаете меня?

Чужого горя я ведь вблизи-то не

видела... Вот и сейчас, говорю с

вами/ а перед глазами...
Ее рассказ был очень эмо-

ционален. Я лишь фабульно из-

ложу то/ что она увидела/ что/ в

результате, пережила, что вы-

несла для себя.
На кладбище хоронили це-

лый взвод молодых пареньков/

убитых на чеченской войне. Ри-

туал прощания с погибшими

солдатами нынче всем знаком:
почти каждый день мы это ви-

дим по телевидению. Видела и

актриса. Но - простите и не со-

чтите за кощунство - «живьем»

такое массовое горе предстало

пред ней во всем своем драма-

тизме впервые.
Выстроились в ряд... два-

дцать три могилы, возле них -

двадцать три гроба. Траурные

венки, траурная музыка... Пла-

чут матери и отцы, жены и не-

весты, плачут стоящие в риту-

альном карауле солдаты/ еще не

побывавшие на войне, плачут их
143
командиры...
Она (актриса) увидела не

сценическое, не поддельное, а

действительное горе во всей

своей реальности. Ей показа-

лось, что сюда, на это кладбище

пришли сегодня все-все живые

люди/ все сняли шапки и скло-

нили головы, словно прощения

просят у погибших... И она

(актриса) в их числе...
А вечером, в театре она

играет свою Катерину, как еще

никогда не играла.
Вот он, «загадочный пара-

докс» творческой профессии:
потрясенный горем человек...

создает шедевр! Оглохший

Бетховен - знаменитую «Лунную

сонату», великий русский худож-

ник Крамской/ через неделю

после смерти своего ребенка,

встает за мольберт и пишет кар-

тину высочайшего живописного

мастерства - «Неутешное горе».
И опять прошу извинить ме-

ня за вероятную жестокость су-

ждения: видимо (или все-таки),

творческие люди «нуждаются» в

эмоциональных ударах, даже

если эти удары по своему со-

держанию «отрицательно заря-

жены». Вам не кажется стран-

ным утверждение Ф.М. Достоев-

ского, что «писателю нужно

столько счастья, сколько и не-

счастья»? Неужели несчастье

стимулирует творчество? Немно-

го смягчим суждение: а может,

не сам факт несчастья является

«допингом» творчества, а чувст-


ва, пережитые по его поводу?
Вот что записал в своем

дневнике П.И.Чайковский, за-

кончив работу над финальной

картиной «Пиковой дамы»:
«Ужасно плакал, когда Гер-

манн испустил дух!»
Флоберу, например, когда

описывал сцену самоубийства

Эммы Бовари, показалось, что

он тоже отравился: так отчет-

ливо он ощутил на языке вкус

мышьяка.
И совсем печальные приме-

ры: Москвин умер на сцене во

время спектакля, играя Ивана

Грозного, Добронравов - царя

Федора. Есть и более «совре-

менные примеры»...
Какая жестокая цена за ра-

дость творческого вдохновенья,

за полноту эмоций и физических

затрат, за взволнованные внут-
14S
ренние монологи/ за яркое ви-

дение...
Но не будем на мрачной ноте

заканчивать эту тему - видение.

Обратимся к примеру, щадяще-

му нашу нервную систему.
Вот строки из «Героя нашего

1ремени» М.Ю.Пермонтова:
«Уж солнце начинало прятаться за

;неговой хребет/ когда я въехал в

^айшаурскую долину... Со всех сторон

оры неприступные/ красноватые

калы, обвешанные зеленым плющом и

венчанные купами чинар, желтые

брывы, исчерченные промоинами/ а

ам высоко-высоко золотая бахрома

негов, а внизу Арагва, обнявшись с

ругой безымянной речкой, шумно

ырывающейся из черного, полного

глою ущелья, тянется серебренною

итыо и сверкает, как змея своей

ешуею»».
Читая эти строки, уверен, вы

лолне отчетливо представляете (види-

i!) воссозданную автором «картину».

воссозданную» - потому что

арисовал» он ее, уже находясь не в

элине/ а в домашней обстановке. Так

UWM же сильным и ярким вообра-

ением, видением владел Пермонтов,
если, воздействуя на нас не впрямую,

всего лишь посредством печатного

слова/ сумел «разбудить» нашу фанта-

зию, «включить» наш «внутренний

взор», создать «зрительные образы»!
А Пушкин, помните? Он же не сидя

в театральной ложе описывает, как

танцует Истомина, как и с кем обща-

ется Онегин,' но мы прекрасно все это

видим, будто сами в это время нахо-

димся в театре и являемся свидетеля-

ми, запечатленной пером Пушкина,

сцены.
Вот какое огромное значение имеет

видение в творческом деле, и добавлю

- без преувеличения - особенно в сце-

ническом!
Завершая разговор о видении, еще

раз повторим в назидание себе: не

позволять дремать своим чувствам,

постоянно наблюдать жизнь,

фиксировать увиденное, вызванные им

впечатления, «обрабатывать» их,

формировать в «зрительные образы» и

откладывать в «кладовой» эмоцио-

нальной памяти, чтобы по мере

надобности всегда можно было ими

воспользоваться.
/1дя этого нужно изучать и

постоянно осваивать на практике
147
органические законы творчества/

развивать свои природные способ-

ности/ чему «система Станиславского» и

способствует, учит.
Прежде чем перейти к

следующему разделу, хочу

признаться: меня поначалу

немного смутило вот какое об-

стоятельство. После «словесно-

го действия», где мы справед-

ливо обратили внимание на то/

как нужно действовать актеру

своим текстом и как восприни-

мать текст партнера, мы как-то

незаметно перешли к видению/

миновав подтекст. Но, «прокру-

тив киноленту» нашего общения,

я понял, почему так произошло.

Конечно, если идти по логике

внешнего развития знакомства с

«системой»» и ее элементами, тог-

да я должен был последовать

формально принятой очеред-

ности: за «текстом» - «подтекст».

По меня «занесло» вперед, что и

смутило. Теперь же, еще раз

проанализировав, почему я пос-

тупил именно так, мне кажется,

что мои действия были право-

мерны, так как новые предла-

гаемые обстоятельства нашего

общения (потребность в

немедленном знакомстве с

видением) соответственно пот-

ребовали немедленного освое-

ния этой новой темы.
Ну, а теперь -
ПОДТЕКСТ
Сразу дадим определение,

позаимствовав его у Станиславского:
«В реальной жизни и в высокохудо-

жественных произведениях скрытое

содержание каждой фразы всегда

богаче прямого логического смысла.

Скрытое содержание текста - это и

есть подтекст... Веди текст

определяет - что говорить, то

подтекст определяет истинный

смысл сказанных слов, словесного

действия».
Вот так, как всегда у

Станиславского, лаконично и ясно.
А вот немного посложнее, но тоже

вполне доступные для понимания,

определения:
- подтекст - это явная, внутренне

ощущаемая «жизнь человеческого ду-
ллп
ха» роли/ которая непрерывно течет

под словами текста, все время оправ-

дывая и оживляя их;
- подтекст - это то/ что заставляет

нас говорить слова роли;
- подтекст артистороли определяет

и наполняет отношение говорящего к

гому, кому он говорит и к тому, о чем

эн говорит.
И уже чисто практические подсказ-

ки.
Из разряда улавливаемых на лету:
- подтекст находится в прямой зави-

симости не только от характера персо-

1ажа, но и от характера предлагаемых

)бстоятельств/ от характера событий и

'.п.
- подтекст первой фразы может

тать прямым текстом последующей

>разы, фраз...
Из разряда усваиваемых в результа-

е кропотливого психофизического

нализа, проделанного над ролью, пье-

ой за столом и на сценической пло-

щадке:
То, что в области действия назы-

ается сквозным действием, то в об"

асти речи мы называем подтек"

гом.
Не надо заучивать эти понятия и

пределения (это я - новичкам), поста-

аемся их понять и почувствовать, по-

вествовать и понять.
Поцдем от простого к сложному,

как рекомендует Станиславский.
Вот пример, пока простейший - для

скорости проникновения в его суть.
- Ах, какая музейная чистота и по-

рядок у вас! - говорит сосед, войдя в

вашу квартиру.
А в вашей квартире полным ходом

идет ремонт; ободраны обои, забрыз-

ганы известкой валяющиеся на полу

газеты, мебель друг на дружке, укры-

тая всевозможным тряпьем, одним

словом, кавардак и грязь - естествен-

ные доказательства квартирного ре-

монта, тем более, если вы, в целях

экономии, его осуществляете сами

своими подручными средствами.
Так вот, разве сосед не видит этот

беспорядок, разве не понимает, чем он

вызван? И видит, и понимает. Однако

говорит, как вам кажется, невпопад.

Почему? За его словами скрывается

какой-то иной смысл? Правильно. И ес-

ли бы вы, когда сосед произносил свой

текст, слушали его внимательно, вы

непременно бы услышали интонацию

(как был сказан текст), и по ней поня-

ли бы/ что сосед, допустим, настроен

добродушно - он вам сочувствует, или

- иронизирует: «ишь/ какой грязнуля,

неумеха», то есть вы уловили бы под-

текст сказанной соседом фразы.
151
Я уже говорил/ что приведенный

пример - упрощенное понимание и ис-

пользование подтекста. Заключается

он в простейшем «приеме контраста»:
говорю, наоборот, для остроты впе-

чатления - большого ума не требуется.

Таких примеров масса в современных

спектаклях, в кинофильмах. Подобные

элементарные «контрастные подтек-

сты» словесного и физического дейст-

вия стали уже расхожими штампами.

Ну, допустим: ОНА истерически кричит,

что ненавидит ЕГО, готова убить ско-

вородкой, замахивается и тут же/ без

малейшей психологической паузы/ без

какой-либо оценки своего поступка,

бросается ЕМУ на шею и/ уже счастли-

во улыбаясь/ тараторит словесный

примитив, но зато как органично: «Я

же люблю тебя, дурачок, ох, как я

люблю тебя/ ты даже не знаешь, как я

люблю тебя, любимый, любимый!»
На самом деле смысл подтекста и

его применение - по Станиславскому -

гораздо глубже и значительнее.
В доказательство приведу неболь-

шой фрагмент режиссерского анализа

из книги Анатолия Васильевича Эфро-

са «Профессия: режиссер».
<«В первом акте Астров жалуется,

что жизнь его засосала, что он стал чу-

даком, что он ничего не хочет/ никого

не любит.
152
И Войницкий зевает, выходит с

сонным, помятым лицом. Весь акт он

стонет, что ему тоскливо и скучно.
Все говорят обо всем впрямую, не

прячась, но в чем же подтекст, тот са-

мый подтекст, который как будто так

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта