Проектная работа по теме Древнерусское государство. Проектная работа по истории по теме. Первые князья династии Рюриковичей и их роль в становлении Древнерусского государства
Скачать 34.71 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №14» г.Казани Проектная работа по истории по теме: «Первые князья династии Рюриковичей и их роль в становлении Древнерусского государства» Работу выполнил: ученик 11а класса МБОУ «Гимназия№14» Сафиуллин Данис Руководитель проекта: учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №14» Загуменова О.А Казань 2022 г Цель проекта: исследовать роль первых киевских князей в становлениии Древнерусского государства, выяснить основные этапы формирования государства в Древней Руси Задачи: Изучить информацию по теме; Выяснить основные этапы формирования Древнерусского государства; Определить причины возникновения древнерусского государства и роль первых князей династии Рюриковичей Изучить период принятия на Руси христианства; Рассмотреть информацию о возникновении и развитии древнерусского права. Оглавление: Введение 1.Образование Древнерусского государства 2.Деятельность первых князей. Принятие христианства. Заключение. Список использованной литературы Введение Древнерусское государство сложилось в результате длительного и естественного развития народа. Разложение первобытной общины, возникновение частной собственности и имущественного неравенства привели к формированию общины соседской. Затем соседние племена стали объединяться в союзы племен, это были предгосударственные образования. Первые государственно-политические объединения восточных славян - Куявия (с центром в Киеве), Славия (с центром в Новгороде), Артания (район Рязани) появились на территории Великой Русской равнины в VI-VII вв. Они явились фундаментом Древнерусского государства. 1. Образование Древнерусского государства Процесс распада первобытнообщинных и возникновение феодальных отношений у восточных славян к IX веку зашел столь далеко, что неизбежно должно было возникнуть государство. Началом формирования древнерусской народности следует считать IX - X вв. - время возникновения на Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства. Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись («Повесть Временных Лет» XII века) и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862 году Согласно летописи, в 862 г. члены северной федерации союзов племен изгнали варягов и прекратили выплату им дани. Однако затем внутри федерации возникла острая, вплоть до вооруженной, борьба за власть. В это время было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из правителей и тем разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение согласились три брата - Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик правил в Новгороде, Синеус на Белоозере, Трувор в Изборске. Двое дружинников Рюрика, Аскольд и Дир, отправившись в Константинополь, остановились в Киеве, взяли там власть и освободили полян от уплаты дани хазарам. После смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде перешла к его родственнику Олегу. В 882 г. Олег, при котором находился малолетний сын Рюрика Игорь, прибыл в Киев, убил Аскольда и Дира и занял киевский престол. Так были объединены два центра государственного образования - Киев и Новгород. Киев был объявлен столицей государства и «матерью городов русских». Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. VIII - IX вв. в истории славянства были временем разложения первобытно общинных отношений. При этом переход от одного общественного строя (первобытно общинного) к другому, более прогрессивному, а именно феодальному обществу, в конечном счете, был результатом развития производительных сил, эволюции производства, которая в свою очередь в основном явилась следствием изменения и развития орудий труда, орудий производства. Наряду с развитием производительных сил в области сельскохозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой техники огромную роль в разложении первобытно общинных отношений сыграло общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности от сельского хозяйства. Поселения становятся центрами ремесленного производства и обмена, превращаются в города. Города вырастают на основе старых городищ времен первобытного строя, возникают как ремесленно - торговые поселения. По рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. По Неве, Ладожскому озеру, Волохову озеру, Ловати и Днепру проходил водный путь “из варяг в греки ”. Торговые пути вели чрез Карпаты в Ризу и германские города. Рост торговли вызвал развитие денежного обращения. Торговля разлагала общину, способствуя еще большему укреплению экономически могущественных семейств. Господствующая верхушка в древнерусских источниках выступает под названием князей, дружинников, бояр, старой чади и т.д. Вырастает она из старой племенной знати и из местной богатой верхушки. Конец Х столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича. В 981 г. была присоединена область червенских городов. В 992 г. вошли в состав Древнерусского государства земли хорватов лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. В 981 г. к Древнерусскому государству присоединилась земля Вятичей. Спустя 3 года в 984 г. после битвы на реке Пищане власть Киева распространилась на Радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве. 2. Деятельность первых князей Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862-879). Сведений о правлении Рюрика практически не сохранилось. По одному из преданий, спустя год после его прибытия в Новгород, там произошло восстание некоего Вадима Храброго, который "сеял смуту против власти чужеземца Рюрика". (Н.М. Карамзин) Во время правления Рюрика к землям славян были присоединены земли фино-угорских племен. Согласно летописи, Рюрик был женат на княжне Урманской Эфанде и имел сына Игоря. По непроверенным источникам конца XVI - начала XVII века, Рюрик умер в Кореле в 879 году, передав правление государством и малолетнего сына Игоря своему дальнему родственнику Олегу. Однако в настоящее время вопрос о происхождении Рюрика дискуссионен. Современный исследователь А.Г. Кузьмин считает, что под варягамиследует понимать племя на южном берегу Балтики. Варягами, следовательно, называли жителей поморья. Призвание варягов и политика Рюрика и его потомков лишь ускорили процесс складывания славянской государственности. Олег (879 - 912 гг.) - великий князь киевский опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. После смерти Рюрика он начал править в Новгороде. Ему подчинялись окрестные племена: чудь, меря, ильменские славяне, весь, кривичи. Из них и еще из варягов собрал он большое войско и двинулся на юг. Пошел в землю северян и вскоре посадил своего ставленника в Любече. В 882 году войско Олега подошло к Киеву, где в то время правили Аскольд и Дир. Олег хитростью выманил их из города и убил. Затем он занял Киев и провозгласил его столицей, сказав: «се буди мати городам русским». С этого и начинается история Киевской Руси. Олег активно строит города, чтобы удержать завоеванные земли и защитить их от набегов кочевников. Первым признаком государства стал также регулярный сбор дани с подвластных племен. Главным занятием Олега было расширение пределов государства на восток и запад от Днепра. В 883 году ему покорилось племя древлян. Но самый значительный вклад - это установление тесных контактов с Византией. В 911 году в Константинополе был заключен договор, содержащий юридические нормы взаимоотношений русских с греками. На Руси память об Олеге, очевидно, сохранялась долго, хотя о времени его смерти и даже месте погребения, точно ничего не известно. В историю Олег вошел под именем «вещий», то есть ясновидящий, знающий будущее. По словам С.М.Соловьева, в истории он остался собирателем племен, строителем городов и начинателем порядка. Наследником Олега стал Игорь (912-945), по некоторым сведениям, сын Рюрика. При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. Он подчинил племя уличан и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Игорь продолжал активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, организовал военные походы против Византии (941,944). В 944 г. с Византией был заключен взаимовыгодный договор. Игорь первый из русских князей столкнулся с печенегами - тюркским кочевым народом. С помощью дружины князь осуществлял полюдье - периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. В 945 г. он был убит древлянами за попытку повторного сбора дани. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен. Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945-969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. Ольга, следуя традиции кровной мести, она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, о чем рассказывается в «Повести временных лет». В «Повести временных лет» дается описание государственной деятельности княгини. В отличие от Игоря, взимавшего дань произвольно, по сути дела, Ольга провела первую в истории Древнерусского государства налоговую реформу. В 946 г. она ввела фиксированный размер дани - уроки, порядок ее сборов и их систематичность, что способствовало укреплению княжеской власти на подвластных территориях. Летопись упоминает об организации Ольгой становищ и погостов, которые впоследствии становятся административными центрами государства. Экономическое укрепление, последовавшее за административными реформами княгини Ольги, способствовало повышению политического веса Киевской Руси в международных отношениях. Закрепить это новое положение своего государства Ольга решила приобщением к христианской вере. Причем княгиня стремилась получить крещение именно из рук византийского патриарха и именно в столице империи - Константинополе, так как это повышало престиж внутри Руси и за ее пределами. Согласно летописи, Ольга была первой княгиней, принявшей христианство. Видимо, это произошло в 955 г. в Константинополе. Она вернулась в Киев со священником, что способствовало дальнейшему распространению христианской религии в русских землях. В эпоху, когда война была главным средством решения политических споров, Ольга стремилась к международному признанию без применения силы. В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств. В 964 г. княгиня передала власть достигшему совершеннолетия Святославу, но во время его длительных военных походов продолжала управлять страной. Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964-972) был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами. После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980-1015). Став великим князем, Владимир присоединяет к Киеву новые земли, укрепляет границы, особенно на юге, строит там пограничные укрепленные линии («засечные полосы») с системой крепостей на реках Десна, Осетр, Трубеж, Сулла, Стугна, которые служили преградой для кочевников. Он понимал, что единому государству нужна единая религия. С этой целью он проводит языческую реформу, создает пантеон (иерархию) языческих богов во главе с Перуном. Но население это нововведение не приняло. Тогда Владимир решает выбрать новую веру, и в конце концов его выбор останавливается на православном христианстве. Официальной датой крещения Руси считают 988 г. При Владимире Святославовиче Древнерусское государство вступило в фазу своего расцвета и широкого признания. Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости - города (Переяславль, Белгород и др.). Принятие христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам. Особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское летописание. После смерти Владимира началась междоусобная война между его наследниками, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019-1054), получивший прозвище «Мудрый». При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества. Был посажен отцом на княжение сначала в Ростов, потом в Новгород. Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 1030 г. совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Юрьев (ныне г. Тарту). В 1036 г. разгромил печенегов. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников. Ярослав принял первый кодекс законов - Русскую Правду, отстроил Киев, который в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы. Князь Ярослав поставил в русские митрополиты киевского монаха Илариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами. Заключение До настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становление Древнерусского государства, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент мало подтверждений для однозначной теории его образования, вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”. На основании вышесказанного можно выделить основы государственного управления. 1. Во главе государства стоял великий князь (от слова «конязь» - предводитель войска, сидящий на коне), ему принадлежала верховная исполнительная, законодательная и судебная власть. 2. Носителем верховной власти в Киеве считался весь княжеский род, а каждый отдельный князь выступал просто как временный носитель верховной власти, которая досталась ему по старшинству. Поэтому важной особенностью государственного управления в киевской Руси был родовой принцип наследования. Этот принцип приводил к кровавым конфликтам и бесконечной борьбе за власть внутри великокняжеского рода. В середине XI века Ярослав Мудрый отменил родовой принцип наследования престола и ввел отчинный принцип наследования, при котором престол получал старший сын великого князя. 3. Власть князя основывалась на силе его войска - дружины. Старшие дружинники, наиболее опытные и влиятельные члены войска, владели значительными земельными богатствами. Из их среды постепенно формируется слой боярства (от слова «бояр» - боец, воин) - привилегированное сословие в Древней Руси. Младшие дружинники - рядовые воины - нередко выполняли разнообразные поручения князя, были слугами при княжеском дворе; они станут основой для будущего дворянского сословия. 4. В своей деятельности князь также опирался на Боярскую Думу - это был совет при князе, куда входили высшие дружинники, представители местной знати, духовенство. Дума была совещательным органом, не имела постоянного состава, не была юридически оформлена, однако ее решения оказывали существенное влияние на политику князя. В Думе обсуждались вопросы войны и мира, избрания князя, издания законов. 5. На местах управление находилось в руках местных князей, в городах - в руках посадника, представителя княжеской администрации, в сельской местности - волостеля. За свою работу они получали «корм». Так сложилась система «кормления» - сборов с местного населения на содержание местной администрации. 6. Большую роль в организации народной жизни играло вече - собрание всех свободных мужчин городской или сельской общины; к XI в. Роль вечевого собрания почти во всех городах ослабевает, исключением были Новгород и Псков с их ярко выраженными демократическими традициями. 7. Важная особенность государственного строя Древнерусского государства - существование народного ополчения - это были военные формирования, создававшиеся во время войн из всех свободных мужчин городской или сельской общины. 8. Наличие вече и народного ополчения свидетельствуют о существовании в восточных славян в древности строя военной демократии. Элементы военной демократии ослабевали параллельно с усилением государственных структур. Таким образом подводя итог, можно отметить,что первые русские князья сыграли огромную роль в формировании Древнерусского государства, одного из крупнейших государств европейского Средневековья. Таким образом, подводя итог деятельности первых русских князей хотелось бы отметить,что: во - первых, главным содержанием деятельности князей являлось объединение всех восточнославянских племен под властью великого киевского Князя; а также, приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам. - во - вторых, в результате деятельности первых русских князей оформилась территория Древнерусского государства, сформировалась княжеская администрация в виде раннефеодальной монархии. - в- третьих, при князе Владимире, а впоследствие при его сыне Ярославе Мудром были заложены условия для расцвета государства, для развития культуры и письменности. Список литературы 1. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник.- М.:Инфйра-М, 2010.- 731с 2. Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: история, теория и прак-тика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.ИНФРа-М, (2012)2013. 3. http://repository.vzfei.ru/catalog.php 4. http://www.economic.ispu.ru/history/part1/ 5. https://ru.wikipedia.org/ |