Главная страница
Навигация по странице:

  • XIX

  • М. Вебер

  • религия и культура

  • виды подкультур.

  • Аллаху

  • исламский тип

  • Вопросы по культурологии. Первобытная культура является отражением общественной дея


    Скачать 34.55 Kb.
    НазваниеПервобытная культура является отражением общественной дея
    АнкорВопросы по культурологии
    Дата02.06.2022
    Размер34.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаebanoepk2.docx
    ТипДокументы
    #565888

    1.Культура первобытного общества Хронологические рамки и характерные черты первобытной культуры. Миф как отражение мира в сознании первобытного человека. Отражение синкретичного характера первобытной культуры в ранних формах духовной жизни (анимизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм, магия). Древнейшие культурные символы, их смыслы и функции: мировое древо, круг, квадрат, круг, треугольник. Отражение мифологически-символической картины мира в памятниках первобытной культуры: наскальная живопись, мегалитическая архитектура, скульптура.

    Первобытная культура является отражением общественной дея-

    тельности человека, направленной на овладение природой и ее силами.

    Формирование собственно человека происходило одновременно с за-

    рождением мифологических представлений, искусства, с совершен-

    ствованием речи, возникновением в ней отвлеченных понятий. Перво-

    бытная культура охватывает огромный период от 50-20 тыс. лет назад

    до 4 тыс. лет назад. Примитивнейшие основания культуры закладыва-

    лись еще в период от 1 млн до 50 тыс. лет назад.

    Понимание того, как происходил процесс развития культуры

    требует сложной исторической реконструкции, которую проводят на

    основании более поздних текстов. Этими текстами является записан-

    ный и оставшийся в устном предании эпос – мифы, сказки, былины,

    пословицы, поговорки, обряды, ритуалы и т. п., кроме того, непосред-

    ственное наблюдение ученых (этнографов) за жизнью представителей

    примитивных культур, сохранившихся до наших дней. Архаические

    (первобытные) мифы представляют собой целую мировоззренческую

    систему. В ней отражено образное восприятие мира и «очеловечива-

    ние» окружающей действительности. Целью ее является объяснение

    себе окружающей реальности, гармонизация своего существования в

    опасном окружающем мире. В результате вырабатывается главное

    правило, «первый закон» выживания и существования: «поступай по

    образцу предка». Мифология объясняла все происходящие вокруг

    процессы. Для нее свойственен тайный (эзотерический) характер, де-

    ление знания на сакральное и профанное, синкретизм, а также обряды

    инициаций и система табу.

    Функции мифа: объединительно-разделительная, коммуника-

    тивная, мировоззренческая, мощный регулятор поведенческих норм,

    транслятор знаний и правил жизни. Основные характеристики мифо-

    логии: 1) слияние мысли и действия, когда образ воспринимается как

    реальность; 2) нерасчлененность мысли, нет деления на субъект и объ-

    ект, реальность и сверхъестественное; 3) время не знает прошлого,

    настоящего и будущего; 4) жизнь – это вечное повторение, поэтому

    нет различия между жизнью и смертью; 5) характерно дологическое

    мышление, равнодушие к противоречию.

    До нас дошла уже опосредованная более поздняя мифология,

    которая делится на несколько видов: космогонические, космологиче-

    ские, антропогонические, тотемные, эсхатологические и др. Особенно-

    стью первобытной культуры является то, что мифология в ней тесно

    переплетена с ранней религией.

    Причины возникновения религии: социально-экономические,

    идеологические, политические, познавательные, психологические и

    загадка смерти. Время возникновения религии: по мнению академика

    А.П.

    Окладникова,

    религия

    появилась

    у

    неандертальцев

    150–100 тыс. лет назад. Об этом свидетельствуют захоронения, в кото-

    рых покойник лежит на боку в позе эмбриона. Захоронения ориенти-

    рованы с запада на восток, вокруг погребения находятся несколько пар

    рогов, что говорит о поклонении животным. Скелет посыпан красной

    охрой, что символизирует кровь, а следовательно, сверхъестественное

    оживление и возрождение.

    Другую точку зрения высказал академик С.А. Токарев, который

    полагал, что религия появилась лишь у кроманьонцев примерно 40 тыс.

    лет назад, а захоронения неандертальцев объясняет инстинктивным

    стремлением людей сохранить покойника.

    Науке известны несколько ранних форм духовной жизни, в ко-

    торых переплетаются и мифологические, и религиозные представле-

    ния. Это анимизм, магия, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм

    и др. Они возникают примерно 12 тыс. лет назад.
    Первобытная культура была дописьменной, но имела свой язык

    как знаковую систему, которая включала три основные типа знаков: 1)

    знаки-признаки, обозначения (индексальные); 2) знаки-образы, модели

    (иконические); 3) знаки-символы (кодово-символические). В допись-

    менной первобытной культуре все три типа знаков складывались в

    особый культурный код – мифологический. В первобытном обществе

    миф – это не только способ понимания жизни, это способ ее пережи-

    вания и в предметных, и в знаковых формах.

    Начальная ступень изобразительного творчества человечества

    относится к раннему каменному веку, первыми проявлениями изобра-

    зительной деятельности человека считают костяные и каменные пред-

    меты с простейшим орнаментом, нанесенным различной техникой:

    насеки, гравировки, роспись минеральными красками. Это параллель-

    ные и зигзагообразные линии, ромбы, кресты, круги,

    Почти одновременно в позднем каменном веке появляются раз-

    личные виды искусства: живопись, скульптура, гравюра, музыка, та-

    нец, ранняя архитектура. Причины этого явления не известны.

    Характерные черты наскальной живописи: изображения живот-

    ных рисовались на стенах и сводах пещер в основном черной, белой,

    красной минеральными красками. Животные изображались в нату-

    ральную величину, в движении с большой экспрессией.

    возможно, в магических и тотемических ритуалах.

    Первобытная скульптура представлена в основном статуэтками

    женщин. Находки фигурок мужчин, животных и птиц единичны. Ста-

    туэтки женщин условно названы палеолитическими венерами (Евра-

    зия. 30000-12000 г. до н. э.). Их отличает преувеличено подчеркнутое

    изображение половых признаков, условно изображены руки и лицо.

    Палеолитические венеры свидетельствуют о осознании первобытным

    человеком пола и, видимо, использовались в обрядах инициаций тай-

    ных мужских союзов. Широко распространены были бусы, перстни,

    браслеты, вырезанные из бивня мамонта. Их круглая форма свидетель-

    ствует о символике мировых стихий.

    Все ритуалы сопровождались песнями и танцами.
    2. Восточный тип культуры Понятие «восточный тип культуры», его хронологические и географические рамки. Причины уникальности «речных цивилизаций», складывавшихся с IV тыс. до н.э. на территории древних Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Общие характерные черты культур Древнего Востока: гармония человека с природой, традиционализм, коллективизм, религиозность, сосредоточенность на духовном, культ правителя и государственной власти. Влияние религиозно-философских школ (брахманизм, индуизм, буддизм) на древнеиндийскую культуру, ее основные идеи: реинкарнация, аскетизм, сансара, нирвана. Характеристика основных идей и понятий культуры древнего Китая: устойчивость культуры и государства, ключевая роль этики и ритуала, культ предков, этноцентризм, влияние религиозно-мировоззренческих систем (даосизм, конфуцианство, буддизм) на культуру Китая.
    Ученые XIX века открыли новые территории восточной культуры – Индия, Индонезия. Выяснено, что восточные цивилизации древнее европейских.

    Начальное представление о восточной культуре впоследствии подверглось переосмыслению, произошла подводка к научным основам бытия.

    Известный философ М. Вебер пришел к выводу, что цивилизации Индии, Китая, Ближнего Востока – это базовые цивилизации Востока. Восточные страны живут по принципам, которые воспринимаются во остальном мире «нормальными» - не выходящими за рамки обыденного, не создающими ничего гениального. В такой связи Восток представляется традиционным, давно сформировавшимся миром, не способным конкурировать с Западом.

    Именно с Востока возникла прародина человека, благодаря чему он начал свое постепенное расселение по всему миру. В этом смысле восточная культура признается главной.

    В этом типе культуры две основные составляющие – религия и культура - почти совпадают. Это своеобразный комплекс совмещает в себе свои неповторимые тайные представления, а также верования, сакральные действа, также набор этических норм, морали, правопорядка. Эти константы регулируют отношения верующих.

    Таким образом, типичное своеобразие восточного типа культуры является основным при характеристике этого типа.
    Восточный тип культуры имеет также различные виды подкультур. Они также имеют давнюю историю возникновения и развития, вследствие чего подвергаются тщательному изучению.

    Первый тип восточной культуры – это конфуцианско-даосистская культура. Она возникла в Китае, в его основной китайской этнической общности.

    На первом месте почитается высшая добродетель, а также властная иерархия и этика. Религия в восточной культуре канонизирована – все поклоняются Аллаху, его авторитет незыблем. К проблеме жизни и смерти даосисты относятся философски и с пониманием, что от судьбы никуда не уйти, каждому человеку уготовано судьбой – как он будет жить и как покинет бренный мир.

    Второй вид восточной культуры – это индо-буддийский тип.

    Эта религия, в отличие от предыдущей, - сливает в одно целое религию и философию. В основе учения Будды лежит понятие о нравственных нормах поведения человека. Лишь размеренно созерцая мир, живя мирно и без суеты, человек способен дожить до истины. Размышляя над своими поступками человек способен приблизиться к Всевышнему.

    Для буддизма характерно часто уходить в монастырь или по крайней мере вести аскетичный образ жизни. При этом необходимо отрешиться от мира и избрать метафизику способом познания этого мира.

    Следующий тип восточной культуры – исламский тип. Этот тип возник относительно недавно. Для него характерна не такая разветвленная теистическая структура – исламисты верят только в одного бога, в Аллаха. В этой культуре на высоте стоит культ поступков человека, предопределенных свыше. Вся жизнь в исламе подчинена законам религии, специально уполномоченные люди следят, чтобы эти законы выполнялись. По верованию исламистов, только человек верующий заслуживает блаженства в раю.

    Итак, всем типам восточной культуры соответствуют следующие параметры:
    - устойчивость, поэтому она развивается более равномерно, без рывков.
    - тесная связь с природой, ощущение мироздания.
    - восточные люди – приверженцы традиций.
    - трепетное отношение к религии.


    3.Западный тип

    как особый тип цивилизационного и культурного развития, сформировался в Европе примерно в XV-XVII вв.

    Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее характерные черты - это быстрое изменение техники и технологий, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются научные, а затем и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе, и его место в системе производства. Иногда на протяжении жизни одного - двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности.

    Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основными вехами ее предыстории были следующие: опыт демократии античного полиса, становление в рамках его культуры различных философских систем и первых образцов теоретической науки, а затем сформировавшаяся в эпоху европейского  средневековья христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного, «по образу и подобию Бога», и поэтому способному к рациональному постижению смысла бытия. Синтез этих двух традиций в эпоху Возрождения был одним из истоков ценностей техногенной цивилизации. В эпоху Просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определивших; последующее развитие техногенной цивилизации. В системе этих установок формировалась особая ценность прогресса науки и техники, а также убеждение в принципиальной возможности рациональной организация социальных отношений.

    В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления и развития капиталистических производственно-экономических отношений и буржуазно-демократических форм правления, становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане с индустриальным и постиндустриальным обществом.  Философы и социологи рассматривают мировоззренческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое, показывая их взаимодействие. Так, немецкий социолог и философ М.Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» убедительно показал роль протестантской Реформации и религиозного учения кальвинизма в становлении рационалистического духа капитализма и других основных ценностных установок данного общества.

    Результатом этого синтеза по Веберу явились следующие основные ценности западной культуры:

    1. Динамизм, ориентация на новизну;

    2. Утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

    3. Индивидуализм, установка на автономность личности;

    4. Рациональность;

    5. Идеалы свободы, равенства, терпимости;

    6. Уважение к частной собственности.

    Соотносимая с Востоком западная культурно-историческая традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации:

    1. Классическая эллинская культура;

    2. Эллинистически-римская ступень;

    3. Романо-германская культура христианского средневековья;

    4. Новоевропейская культура.

    Так или иначе, но у истоков и в самих основаниях всех обществ и культур западной цивилизационной традиции находится нечто невообразимое с нормальной точки зрения: хозяйство, общество, государство, культура, целиком лежащие на плечах одного единственного, самостоятельно, на свой страх и риск осуществляющего свои «труды и дни», свою деятельность и общение человека. Человека-общества, человека-государства, человека-мировоззрения, действительно целостной личности, свободной и самостоятельной в мыслях, словах и поступках

    Важнейшими изобретениями европейской культуры на языково-знаковом уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой сфере являются философия в указанном выше значении этого понятия и наука как специфическая форма познавательной деятельности, характерная для последней эпохи существования западной культурной традиции.

    С учетом других критериев, и, прежде всего представленности в европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычно в этом случае говорят об эпохах античной, греческой и римской, культуры, о культуре эпохи средневековья и о культуре Возрождения (с этой последней эпохи некоторые авторы начинают отсчет новоевропейской культуры). В рамках второго большого периода часто выделяют культуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культурную эпоху конца XVIII - начала XIX в. Этот начальный отрезок новоевропейской культуры совпадает хронологически с эпохой буржуазных и национальных революций в Западной Европе и Америке. Он является также временем утверждения экономическое формации общества (капитализма).

    Культура античности, ее основные характерные черты: агон, антропоцентризм, калокогатия, космоцентризм; гражданственность и государство, как доминанты римской культуры. Отражение основных идей в архитектуре и искусстве Древней Греции и Древнего Рима. Истоки средневековой культуры – варварство, античность, христианство. Теоцентричная картина мира средневекового человека и ее отражение в романской и готической архитектуре. Формирование новых культурных норм и ценностей в эпоху Возрождения: гуманизм, индивидуализм, универсализм. Достижения «титанов Возрождения». Особенности развития культуры Западной Европы в Новое время: секуляризация культуры, идеология Просвещения - свобода совести, «естественные права» и самостоятельность человека, рационализм, сциентизм, европоцентризм. Классицизм, барокко и реализм – художественные стили, отражающие специфику эпохи. Характерные черты культуры Западного типа: динамизм, ориентация на новизну, утверждение достоинства и уважения к человеческой личности, индивидуализм, установка на автономность личности, рациональность, идеалы свободы, равенства, терпимости; главенство закона, уважение к частной собственности, потребительское отношение к природе.

    4.Культура России IX–XIX вв

    1. Культура Древней Руси

    Еще задолго до начала периода Киевской Руси Русь называли на Западе Гардарикой – «страной городов и замков». Она находила место на перекрестке важнейших торговых и культурных путей. То, что стало явлением для западноевропейской культуры только в готический период Средневековья, было характерно для Руси намного раньше:

    1) активизация городской культуры;

    2) массовое деревянное градостроительство;

    3) обилие общественных мест;

    4) развитие большого количества ремесел и народных промыслов;

    5) активная торговля.

    Древние славяне свято верили в духов, которые населяют окружающий мир,

    Восточные славяне на разных этапах своего развития поклонялись различным богам. Боги олицетворяли важнейшие силы природы.

    На рубеже IX–X вв. появляется кириллица.

    На рубеже Х и XI вв. начинается процесс христианизации Руси. Он связан с именем новгородского князя Владимира Красное Солнышко. Крещение способствовало развитию страны и культуры:

    1) строительству каменных зданий и храмов;

    2) организации школ и распространению грамотности;

    3) совершенствованного летописания;

    4) появлению новых видов монументальной живописи: мозаики и фрески;

    5) появлению станковой живописи (иконописи).

    Первое место среди памятников древнерусской культуры принадлежит летописи. Русское летописание возникает в Х в. и продолжается до XVII в. Летописи – памятники общественной мысли, литературы, своеобразные энциклопедии знаний. Яркий пример такой летописи – «Повесть временных лет», созданная в XI в. монахом Киево-Печерской лавры Нестором.

    К началу XIII в. в Древней Руси сложилась высокоразвитая христианская культура. Появляется общность древнерусского народа, выражающаяся в:

    1) выработке литературного языка;

    2) национальном самоощущении единства;

    3) формировании общих культурных форм.

    2. Культура Московского государства (XIV–XVII вв.)

    В конце XIV в. начинается активное возрождение русской культуры, огромный ущерб которой нанесло татаромонгольское иго. После победы на Куликовом поле определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель.

    Середина XVI в. характеризуется процессом секуляризации – обмирщения, освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния церкви.

    Значимое культурное значение имело создание «Великих Четьих Миней».

    Над грандиозным сводом оригинальных и переводных литературных памятников более двадцати лет трудился большой коллектив авторов, редакторов, переписчиков.

    Каменное строительство началось в Москве во второй четверти XIV в. В 1367 г. в Москве возводился каменный Кремль. Поиски новых архитектурных форм привели к возникновению шатрового стиля. Идея устремленности вверх, воплощенная прежде всего в храме Вознесения (село Коломенское, 1532 г.), стала отражением духовной атмосферы первой половины XVII в. В конце столетия возникло т. н. барышкинское барокко. Главный его признак – сочетание внешней пышности и декоративности с четкостью и симметричностью композиции.

    В живописи проявляется интерес к человеку, с этим связано появление и развитие в XVII в. парсуны – портретной живописи.

    В литературе появляются новые жанры – демократическая сатира, бытовая повесть.

    В XVII в. появляются первые театры: придворные и школьные. До этого театры на Руси заменяли скоморохи.

    Придворные спектакли отличались большой пышностью, иногда они сопровождались музыкой и танцами.

    3. Русская культура XVIII в.

    Радикальные реформы Петра I коснулись в первую очередь культуры. Признаки Петровского времени:

    1) утверждение нового взгляда на человеческую жизнь;

    2) «спрессованность» культурного процесса;

    3) развитие «обмирщения».

    Реформа школьного образования положила начало светскому образованию.

    Появляются профессиональные школы: артиллерийская, горная, медицинская, инженерная.

    Итог Петровских преобразований – открытие Академии наук (1725 г.), объединявшей научно-исследовательские и педагогические функции.

    В 1775 г. императрицей Елизаветой Петровной был открыт Московский университет (сегодня – МГУ).

    Петровские преобразования касались не только политики и экономики, но и общественной и частной жизни.

    Были введены новые формы светского досуга, правила поведения молодых людей.

    М.В. Ломоносов (1711–1765) стал одним из наиболее ярких представителей этого времени – ученый в области естественных и гуманитарных наук, поэт и художник, инициатор создания Московского университета.

    На середину XVIII в. приходится расцвет русского изобразительного искусства и архитектуры.

    Формирование национальной композиторской школы началось в последней трети XVIII в. Ведущим жанром была опера. Композиторам были близки и народные традиции.

    4. Золотой век культуры России

    Культура России XIX в. – это невиданный взлет в вершинах своего достижения. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины.

    Вспомним их имена: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М.И. Глинка, И.С. Тургенев, К.П. Брюллов, Н.В. Гоголь, Н.Н. Некрасов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, М.П. Мусоргский, Н.С. Лесков.

    С начала века в обществе наблюдается небывалый подъем патриотизма. Еще более усилившийся с началом войны 1812 г., он способствовал углублению понимания национальной общности.

    Особое место в культуре XIX в. занимала литература. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному мировосприятию. Классическая литература XIX в. стала больше, чем просто литературой.

    Она стала синтетическим явлением культуры. Многие просвещенные люди строили свою жизнь на основе литературных образов.

    К середине века русская культура становится все более известной на Западе. Н.И. Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении Вселенной, стал первым прославившимся за рубежом российским ученым.

    Во второй половине XIX в. европейская и мировая известность русской культуры усиливается в первую очередь благодаря литературе.

    Произведения И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского получили мировую известность. Впервые культурный обмен между Россией и Европой приобрел двусторонний характер. Русская культура приобрела европейское и мировое значение.

    Но, несмотря на все грандиозные достижения культуры золотого века, глубокий культурный раскол не был преодолен. По переписи населения России в 1897 г. было только немногим более 20 % населения грамотных.

    Роковым для страны стал террор 1 марта 1881 г. Равновесие в культуре нарушилось.

    Возобладали радикальные модернистские идеи в своем разрушительном виде. Золотому веку русской культуры пришел конец.

    Начало XX в. – это серебряный век русской культуры. Российская изящная словесность никогда не знала такого богатого поэтического разнообразия: А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Брюсов, И. Северянин, Н. Гумилев. Окончательно оформилось течение космизма, которое сформировалось еще во второй половине XIX в. Представителями этого течения были писатели, философы, ученые: Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, В.С. Соловьев. Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский и др.

    Их объединяло убеждение в том, что развитие человечества приобретает все более общепланетарный характер.

    Космос и человек, природа и человек оказываются неотделимыми, и надо уметь изучать будущее человечества и будущее природы вместе.

    Сложилась самобытная русская философия.

    Русская культура в XIX – начале XX вв. находилась на грани крупных перемен, которые не состоялись из-за революции.
    Культура советского государства

    1. Специфика культуры в России послереволюционного периода

    Один из наиболее неоднозначных периодов в развитии русской культуры – это период послереволюционной культуры. Негативные черты этого времени:

    1) разрушение и уничтожение культурных памятников прошлого;

    2) разделение русской культуры на непосредственно советскую и культуру русского зарубежья;

    3) гибель множества людей.

    Также позитивными явлениями были:

    1) развитие просвещения;

    2) электрификация и индустриализация;

    3) активная правительственная поддержка развития «новой» культуры. Культура нового государства была призвана служить народу и прежде всего пролетариату. 20-30-е гг. XX в. ознаменованы функционированием Пролеткульта.

    Составной частью программы культурной революции были вопросы отношения к культурному наследию и к отечественной интеллигенции. Важнейшие задачи «культурной революции»:

    1) ликвидация неграмотности в масштабах всей страны;

    2) приобщение народа к выработанному человечеством духовному богатству;

    3) создание новой советской интеллигенции из трудящихся.

    В программе коммунистической партии оговаривались меры по широкой демократизации культуры. В 1917 г. в собственность и распоряжение народа перешли Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и т. д. В то же время революционные потрясения нанесли урон отечественной культуре, выраженный в:

    1) массовом переименовании городов, улиц, площадей и т. д., имевших богатую историю;

    2) разрушении памятников, якобы символизировавших власть старого режима;

    3) разрушении православных храмов, монастырей, сжигании икон, церковных рукописных книг, организованном вскрытии святых мощей;

    4) изъятии церковного достояния;

    5) упразднении старинных кладбищ.

    2. Культура СССР в 1930-1950-е гг.

    Начало этого периода ознаменовано массовыми репрессиями 1930-х гг. Их жертвами стали поэты

    В то же время этот период характеризуется успехами в области образования, достижениями в фундаментальных отраслях знания, развитием авиации.

    Несмотря на строгую цензуру, появляются интереснейшие литературные произведения М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, А.А. Фадеева, Б.Л. Пастернака, А.Т. Твардовского, К.Г. Паустовского, И. Ильфа и Е. Петрова, Ю. Олеши и др.

    Музыка 1930-1950-х гг. представлена именами С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, И.О. Дунаевского, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна и др.

    Подъем испытывает оперное и балетное искусство:

    С именами выдающихся режиссеров и актеров связан драматический театр этого времени. Среди них В. Мейерхольд, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, И. Москвин, В. Качалов.

    Свое развитие получили живопись, скульптура и архитектура.

    В годы Великой Отечественной войны русская культура была призвана служить победе и защите Родины.

    Во время войны появились многие произведения К. Симонова, Л. Леонова, поэма «Василий Теркин» А. Твардовского, седьмая симфония Д. Шостаковича, повесть «Наука ненависти» М. Шолохова, песни композиторов А. Александрова, М. Блан-тера, М. Фрадкина и др.

    Полными веры в победу были художественные фильмы «Небесный тихоход», «Воздушный извозчик» и др.

    После войны в связи с необходимостью восстановления отечественной промышленности широкое развитие получила наука. 4 октября 1957 г. был осуществлен первый запуск искусственного спутника Земли, а 5 декабря 1957 г. на воду был спущен первый в мире атомный ледокол «Ленин».

    Все это предопределило дальнейшее развитие науки в 1960-х гг., результатом чего прежде всего был прорыв в области космонавтики.

    3. Культура Советского государства в 60-80-е гг. XX в.

    Начало этого периода ознаменовано первым в истории человечества полетом человека в космос. Полет состоялся 12 апреля 1961 г. Первым космонавтом стал Ю.А. Гагарин. В 1956 г. был осужден культ личности Сталина, но в обществе сохранялся авторитарно-бюрократический режим. Существенно снизились темпы экономического производства. Наступившие 1970-е гг. носят название «эпоха застоя». Признав отставание СССР от западных стран, власть в 1980-х гг. взяла курс на перестройку. Тем не менее это время нельзя назвать потерянным для культуры страны. В литературе 60-80-х гг. XX в. выделяются несколько главных направлений.

    Теме Великой Отечественной войны посвящены произведения Ю. Бондарева, А. Чаковского, К. Симонова, В. Распутина.

    Важной становится проблема сохранения культурного наследия, бережного отношения к культурным отечественным традициям.

    Советский кинематограф также обращается к теме «человек и война» («Они сражались за Родину», «А зори здесь тихие», «Двадцать дней без войны» и др.).

    Развивается театральное искусство. Преодолевая препятствия, ставили спектакли Ю. Любимов, О. Ефремов, В. Плучек, А. Эфрос, И. Владимиров и др. В балетном искусстве событием стала постановка балета «Спартак» А.И. Хачатуряна в Большом театре. С большим успехом в 1975 г. прошла премьера балета И. Григоровича «Иван Грозный».

    Несмотря на все идеологические издержки советской цензуры и строгий партийный контроль, культура советского периода встретила 1990-е гг. в целостном и гармоничном состоянии.


    написать администратору сайта