Главная страница
Навигация по странице:

  • Образование города Санкт-Петербург

  • История мостов Санкт-Петербурга

  • «Главный мост Российской Империи»

  • Список литературы

  • Петербург - Музей под открытым небом. Петербург музей под открытым небом


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеПетербург музей под открытым небом
    Дата20.03.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПетербург - Музей под открытым небом.docx
    ТипУрок
    #405267


    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №91 г.Челябинска»

    Проект

    Тема: «Петербург – музей под открытым небом»

    Выполнил:Шефер Артем,

    ученик 7 «А» класса

    Наставник: Яковлева Ю.Р.

    Челябинск, 2019

    Введение

    Изучая на уроках истории Петра I, меня очень заинтересовал построенный им город Санкт-Петербург. Архитектура этого прекрасного города, уже многие годы будоражит фантазию многих писателей, поэтов, художников и музыкантов. Туристы с разных концов света съезжаются в это место, чтобы посмотреть на здания, большинство которых выполненные в стиле барокко. Меня тоже восхищает это прекрасный, исторически сложенный город. Санкт-Петербург не случайно нередко называют «Северной Венецией». На сегодняшний день в городе около 600 мостов намного больше, чем в той же Венеции, Амстердаме или Стокгольме. По количеству мостов Санкт-Петербург занимает первое место в стране и одно из первых мест в мире. Если все мосты города вытянуть в одну линию, то общая их протяженность составит около 16 километров. И не зря Петербург иногда называют "Музеем мостов". Определение это вполне справедливо. На примере строительства городских мостов можно изучать историю мостостроения трех последних столетий. Здесь можно увидеть мосты из самых разных материалов - дерева, чугуна, стали, камня, железобетона и даже из алюминия. В петербургских мостах заложены лучшие достижения отечественной и мировой инженерной мысли. 

    Цель проекта: изучение истории и архитектуры мостов Санкт-Петербурга, создание макета Дворцового моста

    Задачи проекта:

    -знакомство с историей города;

    - создание общего представления об истории строительства мостов Санкт- Петербурга;

    - расширение своего кругозора и обогащение словарного запаса;

    - сбор и анализ материалов о мостах Санкт-Петербурга

    Предмет исследования: история и архитектура мостов Санкт-Петербурга

    Объект исследования: история появления Дворцового моста и его современный вид

    Образование города Санкт-Петербург

    Датой основания города считается 1703 год, когда в конце мая (27.05. 1703) Петром I была возведена крепость, имеющая название Санкт-Питер-Бурх. Она была построена на территории Ингерманландии, которую русский император отвоевал у шведов. Эта постройка примечательна ещё и тем, что Пётр сам лично спроектировал её. Даровав это имя и будущей столице России, царь отдавал её под покровительство апостолов Петра и Павла.

       Город начал строиться очень быстро. В этом же году стараниями рабочих здесь был возведён первый храм – в честь Святой Троицы и получивший название Троицкого. Этот проект был важен не только с духовной точки зрения, но и экономической, поскольку Троицкая площадь сразу же приобрела статус городской пристани. Там же был открыт Гостиный двор и примыкающий к нему трактир – первый в городе. Служебные здания, воинские части и другие важные объекты – всё это находилось возле Троицкой площади.

       Поскольку город состоял из островов, то многие из них были соединены мостами. Важным моментом в расширении города явилось обустройство Васильевского острова – одного из самых крупных.

       Особенностью образования города является не только его стремительность, но и географические условия, ведь Петербург вырос на почве, не предназначенной для строительства – здесь веками стояли болота, озёра и реки. Избрав это место для возведения столицы России, Пётр отлично знал, что делает. Земли Вотской пятины отличались плодородием и имели стратегическое значение. До XVIII века шла отчаянная борьба за эти земли между местными жителями и совершавшими набеги рыцарями.

        Когда Пётр I стал императором, он одной из главнейших задач своего правления видел выход к Балтийскому морю, который как раз недавно был утерян Россией. Двадцать один год длилась война со Швецией, целью которой было завоевание места, которое открыло бы для России Балтийское море. И вот в 1703 году ему удалось добиться этого. Заложение первого камня для строящейся крепости на Заячьем острове явилось началом нового города и, следовательно, реализации этой цели.

       Проект города – строго расчерченного, геометрически пропорционального, с домами в один ряд – претворялся в жизнь нелегко. Для этого вырубались леса, осушались болота, мостились дороги – и всё это руками простых людей, содержавшихся буквально в «чёрных» условиях жизни и труда.

        Несгибаемая воля Петра держала в руках всё строительство. Результатом его явились новые улицы с новыми домами. Облик города не был похож на все существовавшие ранее русские города, т. к. император руководствовался европейскими образцами. В 1705 – 1706 году в столице, сумевшей «поглотить» болото, уже располагались Сенат и весь императорский двор.

      Так появился в России город-порт, ставший «окном в Европу» и сделавшийся новой столицей страны. Окружённый Петропавловской и Кронштадтской крепостями, он стал символом русской мощи и одновременно защитником и охраной морских владений России.

    История мостов Санкт-Петербурга

    Санкт-Петербург называют «городом мостов». И это название вполне справедливо. Шестьдесят восемь рек, каналов и протоков пересекают город в разных направлениях, образуя на его обширной территории сорок два острова.

    В день основания Петербурга на Заячьем острове заложили крепость, позднее названную Петропавловской. Одновременно на правом берегу Невы, на Городовом острове (ныне Петроградская сторона), началось строительство деревянных жилых домов.

    Тогда же, между крепостью и островом был сооружен деревянный наплавной мост — первый в молодом городе. Его настил поддерживали бревна, уложенные на деревянные барки — плашкоуты. В 1706 году началось строительство новых, кирпичных бастионов Петропавловской крепости, и мост решили заменить более прочным, тоже деревянным, но опирающимся на сваи. Немецкий путешественник, побывавший в Петербурге в 1710—1711 годах, писал о нем, что это «прекрасный в двух местах подъемный мост, имеющий около 300 шагов длины».[4] В 1738 году его снова перестроили: средняя часть по-прежнему оставалась деревянной, а у берегов соорудили каменные арки, которые можно увидеть и сейчас (хотя их пролеты уже давно заложены). Эти старые каменные конструкции стали прибрежными устоями современного Иоанновского моста, который ведет от Петроградской стороны к восточным, Иоанновским, воротам Петропавловской крепости. Нынешний Иоанновский мост — прямой «потомок» того первого, который был сооружен еще при Петре I. Но с тех пор облик его стал иным: на новых деревянных опорах теперь покоятся стальные балки. В 1950-х годах на нем установлены изящные металлические фонари и перила, выполненные по образцам первой четверти XIX века.[3]

    В 1713 году через леса и болота на левом берегу Невы проложили «Большую прешпективую дорогу», направленную к зданию Адмиралтейства. Позднее она превратилась в главную магистраль города — Невский проспект. В том месте, где дорога пересекала Фонтанку, в 1715 году построили деревянный мост. Граница города тогда проходила по Фонтанке, и здесь находилась застава. Мост этот построили солдаты, которыми командовал подполковник М. О. Аничков, и с тех пор, несмотря на неоднократные капитальные перестройки, он по-прежнему называется Аничковым. Берега Фонтанки вблизи «Большой прешпективы» тогда были низкими и болотистыми, и старый деревянный Аничков мост был почти в четыре раза длиннее ныне существующего.

    Вскоре на «Большой прешпективе», там, где она пересекала Мойку, построили еще один деревянный мост. Одно время он был покрашен в зеленый цвет, и по этому его называли Зеленым мостом. Позднее, когда в 70-х годах около моста появился дом петербургского генерал-полицмейстера, возникло и второе название — Полицейский.

    К 1749 году в городе насчитывалось уже около сорока деревянных мостов. Примерно половина из них имела разводные подъемные пролеты. Многие из этих мо­стов построил инженер ХарманванБолее — тот самый, который в конце 1710-х годов соорудил высокие деревянные шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора. Интересно отметить, что уже в то время деревянные мосты часто строились по «образцовым», то есть, выражаясь современным языком, типовым, стандартным проектам.

    В первые десятилетия XVIII века сообщение между берегами Невы поддерживалось только на лодках, а зимой — по льду. Строительство моста через главное русло Невы было сопряжено с большими техни­ческими трудностями, а кроме того, и сам Петр I полагал, что он будет мешать судоходству. Однако по мере роста города необходимость его постройки через Неву стала ощущаться все более остро. Наконец, в 1727 году соорудили первый наплавной деревянный мост на плашкоутах, соединивший берега Невы напротив Исаакиевской площади, — примерно в том месте, где теперь стоит «Медный всадник». Этот мост простоял только одно лето: в течение следующих пяти лет его не наводили. Только в 1732 году «бомбардир-лейтенант» Ф. Пальчиков снова построил наплавной мост на прежнем месте. Времени на заготовку специальных плашкоутов не хватило, поэтому решили использовать в качестве опор моста частные баржи, а на следующий год соорудили наплавной мост уже по всем правилам строительного искусства. С тех пор, вплоть до середины XIX века, Исаакиевский наплавной мост наводился каждый год: сначала только на теплое время года, а затем, с 1779 года, и зимой, по специальным каналам, прорубленным во льду. Но на время ледохода и ледостава мост приходилось все же убирать, так как мощный невский лед легко мог его повредить.

    В 1820 году при реконструкции Исаакиевского моста, осуществленной инженерами О. Бетанкуром и Г. Третером, у обоих въездов были сделаны каменные устои, облицованные гранитом и украшенные красивыми закругленными лестницами. Их можно видеть и сейчас — это два выступа набережной: один — против «Медного всадника», другой — на противоположном берегу, у здания бывшего манежа.

    Сам мост уже давно не существует: 11 июня 1916 года он сгорел от искр проходившего по Неве парохода. В XVIII—XIX веках главное русло Невы и ее северные рукава: Малую Неву, Большую. Малую и Среднюю Невки — пересекало несколько наплавных деревянных мостов. В 1758 году был построен Тучков мост между Васильевским островом и Петербургской (ныне Петроградской) стороной; в 1786-м — Воскресенский, соединивший левый берег Невы с Выборгской стороной примерно против места, где теперь находится площадь Ленина. В 1760 году навели Каменно-островский мост через Малую Невку, в 1786-м — Строгановский через Большую Невку у Каменного острова, В 1825 году против Марсова поля появился наплавной Троицкий мост, связавший центр города с Петербургской стороной.

    Все они позднее постепенно были заменены мостами постоянного типа: сначала деревянными, затем — металлическими.

    Теперь в Санкт-Петербурге нет ни одного наплавного моста, а деревянные свайные еще остались: у Петропавловской крепости, на Кировских островах и на Обводном канале. Но с каждым годом их число сокращается: на смену им приходят современные, более долговечные мосты из металла и железобетона.

    Если следовать вдоль Невы, один за другим взору открываются крупнейшие мосты Санкт-Петербурга.

    Благовещенский мост стал первым постоянным мостом через Неву. На тот момент времени это был самый длинный мост в Европе (300 метров). Мост был восьмипролётным, пролёт у правого берега был разводным; впервые в России была использована поворотная система разводного пролёта. По легенде Николай I обещал Кербедзу повышать звание за каждый пролет, отчего якобы инженер быстро пересмотрел проект в сторону увеличения числа пролётов. Кербедз действительно получил генеральский чин после завершения строительства моста, однако начиная строить мост, инженер уже получил звание подполковника. Главная техническая особенность моста в том, что все стальные конструкции выполнены с помощью электросварки без единой заклепки. Благовещенский мост - один из самых крупных в мире сварных мостов, созданных в предвоенные годы. Также важной особенностью этого моста являются массивные и одновременно ажурные перила, спроектированные архитектором А. П. Брюлловым, изображают символы водной стихии: трезубец Нептуна, раковина и два гиппокампа. Брюлов был не только выдающимся русским архитектором, но и живописцем. «Если Брюллов не гениальный живописец, то уж, наверное, ни один художник не заслуживает этого названия». [5]

    В 1930-е годы мост, хотя и доказал добротность строительства, потребовал модернизации в плане как пропуска наземного транспорта, так и крупнотоннажных судов, начавших двигаться по Беломоро-Балтийскому и Волго-Балтийскому водному пути. Кроме того, прогрессирующая деформация правобережного устоя вызывала заклинивание разводных механизмов. Реконструкция моста проведена инженером Г. П. Передерием в 1936—1939 годах. Результаты реконструкции: разводным стал пролёт в центре моста, проезжая часть расширена, при этом сохранены старые опоры.

    Одним из аспектов реконструкции было использование фонарей моста в создании композиции на Марсовом поле, где их можно видеть и по сей день.

    За Благовещенским мостом следует самый длинный мост в Санкт-Петербурге - мост Александра Невского. Длина которого, без береговых сооружений, составляет 629 м, вместе с пандусами — 905,7 м. Ширина 35 м. Семипролётный (стационарные боковые пролёты, в т. ч. над набережными, перекрыты двумя трёхпролётными неразрезными предварительно напряжёнными строениями коробчатого сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса), с разводным двукрылым пролётом в центре, железобетонный, с предварительно напряжённой арматурой.

    При строительстве моста, главную сложность составило то, что он должен был соединять два совершенно разных по архитектурному облику района - застроенный на современный лад правый берег и отличающийся старыми зданиями в классическом стиле левый. Работа длилась пять лет, и ее результатом стал один из самых необычных мостов города. В устройстве транспортных развязок перед въездами на мост и в его разводной части было использовано много инженерных новшеств, никогда раньше не применявшихся при строительстве подобных сооружений. Внутри длинных и широких пандусов моста были оборудованы гаражи для машин, что тоже стало принципиально новым строительным решением. Транспортные развязки и подходы к мосту проектировали инженеры Ю. П. Бойко, А. Д. Гутцайт и Г. С. Осокина. Около трех лет назад мост Александра Невского, в числе других крупных мостов Санкт-Петербурга, был оборудован яркой художественной подсветкой.

    Мост Александра Невского носит строгий, современный характер, и на его фоне поражает своей пышностью главный мост Российской Империи - Дворцовый мост. Разведенный на фоне заката Дворцовый мост давно стал общепризнанным символом Санкт-Петербурга.

    Дворцовый мост строился в течение четырех лет. Когда строительные работы были завершены и по мосту началось движение, его архитектурная отделка - ограда и фонари - еще долгое время оставалась незаконченной. Впоследствии авторов проекта моста не раз обвиняли в том, что Дворцовый мост, 250 метров в длину и 27 метров с небольшим в ширину, получился слишком громоздким и тяжеловесным. Критиками не нравилось в первую очередь то, что мост почти полностью загораживал исторические здания на набережной Васильевского острова - Кунсткамеру, Зоологический музей и Биржу и частично закрывал здание Адмиралтейства от тех, кто стоял на стрелке Васильевского острова. Однако такое положение моста в большой мере обусловлено не ошибками архитекторов, а чересчур низкими берегами Невы в этом месте. Мост вполне мог бы оказаться и еще более высоким, но архитекторы и строители сделали все возможное, чтобы он как можно меньше заслонял петербуржцам обзор.

    Некоторые петербуржцы до сих пор верят, что перила Дворцового моста были украшены изображениями двуглавых орлов и что после революции эти перила были сброшены с моста в Неву. Однако, на самом деле, ничего подобного никогда не происходило, так как чугунная ограда появилась на Дворцовом мосту лишь в середине 20 века. А до того времени перила моста были деревянными и выглядели очень скромно - ни двуглавых орлов, ни других изображений на них не было.

    Далее виднеется Троицкий мост - один из самых красивых мостов в Санкт-Петербурге. Интересно, что мост был построен по проекту французского инженера А. Г. Эйфеля, автора известной на весь мир Эйфелевой башни. Что касается декоративного убранства моста, в котором прослеживается стиль "модерн", то оно осталось практически без изменений. Опоры Троицкого моста, облицованные гранитом, изящные решетки и фонари подчеркивают силуэт моста, отличающийся правильными пропорциями и архитектурной простотой.

    Литейный мост. На старинных картах видно, что еще до основания города примерно здесь существовала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг. С 1786 года здесь находился второй в городе плашкоутный мост — Воскресенский (по названию Воскресенского (теперь Чернышевского) проспекта. В 1803 году перенесён к Летнему саду и получил название Петербургского. На прежнем месте построен новый наплавной мост, который наводился вплоть до 1849 года. С упразднением и сносом Литейного двора значение получила новая магистраль — Литейный проспект, поэтому Воскресенский мост был перенесён на трассу нового проспекта и получил название Литейный.[3]

    Главной отличительной чертой моста является его уникальная конструкция. Она представляла собой пять пролетов, которые перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями, и шестой поворотный разводной пролет (то есть открывавшийся как «калитка» — уникальный вариант для невских мостов).

    В 1966-1967 годах проводилась реконструкция Литейного моста по проекту инженеров Л. А. Вильдгруде, К. П. Клочкова, Н. Д. Шипова и архитектора Ю. И. Синицы. Разводной пролёт был смещён к более глубокой части русла, увеличена до 34 метров ширина переправы. У въезда на мост по обеим берегам реки была организована двухуровневая развязка.

    Перила моста изготовлены по проекту архитектора К. К. Рахау. Чугунные стойки и чугунные литые секции между ними представляют собой высокохудожественное литье. В центре секции перил был изображен картуш (щит с гербом города) — перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых вплетены в растительный орнамент. В просветах чугунных столбиков — морские животные.

    Не далеко от Смольного института раскинулся Большеохтинский мост. Строительство Большеохтинского моста было начато в 1909 году. Было решено приурочить его к празднованию 200-летия Полтавской битвы. Тогда же мосту присвоили название - мост Петра Великого. Завершилась работа спустя два года. Новый мост резко отличался от Литейного и Троицкого мостов, построенных на Большой Неве до него. У моста Петра Великого было всего три пролета, причем центральный (разводной) обрамлялся двумя высокими башнями, сделанными в форме маяков, к которым, в свою очередь, примыкали более низкие башенки, напоминающие уменьшенные копии средневековых крепостных башен. Следует отметить, что внешний вид моста понравился далеко не всем. Его создателей обвиняли и в том, что мост выглядит слишком громоздким, в то время как его центральный пролет, если смотреть на него со стороны, кажется чересчур тонким, и в том, что разные элементы конструкции моста плохо сочетаются друг с другом, а сам мост не вписывается в окружающий его пейзаж. Хотя менее консервативно настроенные петербуржцы находили новое сооружение оригинальным и по-своему красивым.

    «Главный мост Российской Империи»

    Дворцовый мост соединяет центральную часть Петербурга между Адмиралтейством и Зимним дворцом и стрелку Васильевского острова, где ранее располагалась главная биржа нашей страны. Таким образом, Дворцовый мост без преувеличения можно назвать главным мостом Российской Империи, который в прошлом соединял высшие круги власти и крупных магнатов отечественного бизнеса. Длина моста равна 260 метрам, ширина – 27,8 метра, масса его стальных конструкций достигает 7770 тонн, в том числе 2800 тонн – масса противовесов разводного пролета.               

    Надо сказать, что возведению через Неву Дворцового моста, предшествовали события, во многом похожие на предысторию остальных невских мостов. Еще в 1882 году в Городскую управу сыпались просьбы от домовладельцев и общественных организаций о замене плашкоутного Дворцового моста постоянным. Не смотря на это, лишь в 1900 году было принято решение объявить международный конкурс на проектирование нового моста, что и было сделано в 1901 году. 27 эскизных проектов будущего сооружения приняли участие в борьбе за первенство. Однако все представленные проекты не произвели должного впечатления на Городскую думу, и были оценены как непригодные, невыполнимые и производящие невыгодное впечатление. Исключение составил лишь проект фирмы "Батиньоль", которая в ответ на предложение продать его, ответила отказом, предложив в свою очередь заключить договор на постройку моста за 4 млн. 700 тыс. рублей. Эти обстоятельства привели к тому, что был объявлен второй тур конкурса, в котором приняли участие по большей мере отечественные предприятия: Путиловский и Сормовский заводы, Общество Коломенских заводов, Петербургский Металлический завод и т.д. По заключению жури конкурса, почти все предложенные работы удовлетворяли требованиям второй редакции технических условий конкурса, но вот какой из них выбрать? Таким образом, время летело, а готового к реализации  проекта все не было. Наконец 5 февраля 1911 года состоялось подписание договора  с Обществом Коломенских заводов, согласно которому строительство моста и его испытание должны завершиться к 15 ноября 1913 года. При этом главным условием было обязательное выполнение все строительных работ из отечественных материалов русскими рабочими и русскими инженерами.         Возведение нового моста решено было осуществлять по проекту А.П. Пшеницкого, который предложил использовать при декоре нового сооружения элементы, схожие с «одеждами» выстроенного в 1903 году Троицкого моста. Строительство Дворцового моста началось в 1912 году. Однако к оговоренному договором сроку строительство моста не было завершено из-за первой империалистической войны. В связи с этими форс-мажорными обстоятельствами, новая переправа была открыта лишь в 1916 году. Открытие состоялось не взирая на то, что художественное оформление – фонари, перила и павильоны управления разводной частью, были не закончены. Своего логического завершения отделка моста дождалась только в наши дни.               

    В целом, Дворцовый мост являет собой крупное инженерное сооружение. Конструкция его довольно проста и четка. Строение состоит из пяти пролетов, центральный из которых разводной, быстро раскрывающийся, перекрытый трехшарнирной аркой. Остальные пролеты перекрывают клепанные неразрезные пролетные строения со сквозными фермами, имеющими нижние криволинейные пояса. Крылья разводного пролета уравновешены за счет противовесов, подвешенных на шарнирах по системе Штрауса к его нижней части. При разводке моста противовесы опускались в специальные колодцы, предусмотренные на опорах. Масса одного крыла достигает 700 тонн, а масса противовесов – 1400 тонн. Общая длина моста составила 250 метров, а его полезная ширина – 27,7 метра. Ширина проезжей части – 27,9 метра, тротуаров – по 2,8 метра. Опоры моста сооружены на кессонных основаниях, опущенных на глубину почти 25 метров.               

    Месторасположение моста на фоне уникальных архитектурных строений обязывало его в полной мере соответствовать своим обликом создавшейся уникальной художественной и  исторической атмосфере. Однако  возведенный мост не смог гармонично влиться в общую картину города. Возможно, причиной тому стало участие слишком многих лиц, при его создании, ведь из всех невских мостов, Дворцовый стал самым конструктивно сложным. Общий неприглядный внешний вид сооружения, которое получилось высоким и громоздким, дополнили перила, или вернее оградительные сооружения, наспех выполненные из досок. Только через двадцать лет после открытия, эти ограждения были заменены на литые чугунные перила, очень скромного рисунка, которые опять-таки не соответствовали общему стилю окружающей архитектуры. Кроме того, мост оказался лишенным гармоничных пропорций, вследствие чего центральному, самому большому пролету, оказались противопоставлены с обеих сторон по два одинаковых пролета, низко нависших над водной гладью. Средние опоры разводной части моста получились несоизмеримо толстыми и выглядят слишком массивно на фоне остальных его речных устоев. Ко всему перечисленному остается отметить и градостроительные ошибки авторов моста, которые обнаружились после введения объекта в эксплуатацию. Выстроенный мост стал закрывать собою больше чем на половину высоты многие  уникальные здания Стрелки Васильевского острова, такие как Зоологический музей, Кунсткамера, Биржа и частично - здания Адмиралтейства и Главного штаба на левом берегу Невы.

    Заключение

    Санкт-Петербург не случайно называют культурной столицей России. Доказательством тому являются яркие представители культуры этого города. Все лучшие стихи, живописные полотна и эмоциональная музыка написаны под влиянием необыкновенной романтики и нескончаемой харизмы Санкт-Петербурга. Недаром огромное количество людей стремятся увидеть чудную жемчужину России «Северную Венецию», с её уникальной архитектурой. Особый романтичный облик городу придают неповторимые петербуржские мосты. Мосты — неотъемлемая часть архитектурной панорамы Санкт-Петербурга, органично вошедшая в прославленные ансамбли. Вероятно, представить себе Санкт-Петербург без мостов так же немыслимо, как, например, Нью-Йорк без небоскребов или Египет без пирамид. Они явили собой потрясающий сплав инженерной, искусствоведческой и дизайнерской мысли. Несомненно каждый из мостов уникален, но наибольшей популярностью пользуются крупнейшие разводные мосты, такие как Благовещенский, мост Александра Невского, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский. Все они перекинуты через главную реку города и именно с этими мостами у большинства иностранцев и граждан России ассоциируется великий Петербург.

    Список литературы:

    1.Антонов, Б. И. Мосты Санкт-Петербурга / Б.И. Антонов. – СПб.: Глагол, 2002. – 192 с.

    2.Гибшман, Е. Е. Проектирование деревянных мостов / Е.Е. Гибшман. – М.: Транспорт, 1976. – 272 с.

    3.Ефимов, П. П. Архитектура мостов / П.П. Ефимов. – М.: Издательство ФГУП «Информавтодор», 2003. – 288 с.

    4.Иванов А. А. Прогулки по Петербургу. Дома и люди/А. А. Иванов. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 250 с.

    5.Нежиховский, Р.А. Река Нева и Невская губа / Р.А. Нежиховский. - Л.: Гидрометеоиздат, 1981 – 181 с.

    6. Фролов, А.И. Санкт-Петербург от А до Я / А.И. Фролов. – СПб.: Глагол, 2009. – 224 с.

    Приложение 1 Чертеж моста



    Приложение 2 Мост в современное время



    Приложение 3 Чертеж моста






    написать администратору сайта