История культуры Санкт Петербурга. 01 Пб в истории русской культуры. Петербург в истории русской культуры
Скачать 0.9 Mb.
|
Петербург в истории русской культурыВопросы1. О понятиях «культура» и «город» 2. Религиозный и светский типы культуры в русской истории Что такое культура?Обыденное понимание - правила поведения в обществе - образование, образованность, систему знаний - мышление и речь, умения, навыки и мастерство, творческую деятельность, технику, предметы быта и т. д. Что такое культура?Научное понимание У греков существовало понятие пайдейа (paideia). «Пайдейа» — это, прежде всего воспитанность и образованность. Воспитанность для эллина - гармония души и тела: в прекрасном теле обретается прекрасная душа. Марк Порций Катон , трактат «Земледелие» (II в. до). “cultura” (обработка, улучшение, возделывание), обозначив им процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. Что такое культура?Цицерон в своей работе «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э) пишет о философии как о культуре человеческой души Средневековье отдает в ведение Бога первопричину созидания, возделывание как души и тела, так и всего мира вещей Что такое культура?эпоха Возрождения идеал человека - культурное совершенство Именно в творчестве человек поднимается до богоравности: он, единственный в мире, выступает как демиург (греч. demiurgos “мастер, творец”), он несет в себе созидающее начало, как и Бог, он - творец. Что такое культура?Эпоха Просвещения. Разум, занявший главное место в осмыслении мира Иоганн Гердер культура - это постепенное развитие духовного мира человечества в целом, раскрытие способностей человеческого разума. Что такое культура?XX век - противоречия между человеком и обществом, природой и обществом (внутреннее многообразие культуры) более 500 дефиниций (лат. definitio “определение”), появившихся к настоящему времени Некоторые из существующих определений культуры:комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества (Э. Тайлор); социальная и духовная направленность, которую мы придаем нашим биологическим потенциям (Х. Ортега-и-Гассет); сотворенная человеком часть окружающей среды (М. Херсковиц); религиозная, научная, художественная, техническая, политическая и экономическая деятельность общества в их органическом единстве (Н. Данилевский); 1. О понятиях город и культураКультура результат творчества человека в различных сферах его деятельности. Совокупность всех знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития. ВыводПонимание термина “культура” остается по-прежнему неоднозначным в силу многообразия и сложности обозначаемого им явления. Факторы, определяющие особенности городской среды1. Географический, природный 2. Социальный статус и основная направленность деятельности его жителей 3. Архитектурный облик 4. Художественная жизнь горожан Санкт-Петербург16 (27) мая 1703 – дата основания города 1712 – март 1918 столица 1914 – переименован в Петроград 1924 - переименован в Ленинград 1991 – возвращено историческое название Санкт-Петербург 2. Религиозный и светский типы культуры в русской истории Сравнительный анализРелигиозный тип культуры 1. синкретизм (неразделенность) «культура-вера» Вертикально-направленный тип культуры Светский тип культуры 1. культура дифференцирована (разделена на части) культура - и – вера Горизонтально-направленный тип культуры Религ. 2. Вся худож. культура - каноническая Канон. нормы выразились в соборном – надындивидуальном Искусство иконы анонимность Светск. 2. Индивидуальное творчество Авторство Светское искусство Появление нового героя в искусстве («Гистория о российском матросе Василии кориотском» Религ. 2. Вся худож. культура - каноническая Канон. нормы выразились в соборном – надындивидуальном Искусство иконы анонимность Светск. 2. Индивидуальное творчество Авторство Светское искусство Появление нового героя в искусстве («Гистория о российском матросе Василии Кориотском») Иван Никитин Портрет напольного гетмана. 1720-е годы. ГРМ Холст, масло. 76 X 60 ГРМВ портрете впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. Свою роль играют все компоненты, формирующие восприятие зрителя: контрасты светотени, теплый, несколько мрачный колорит, сочетающий коричневые, золотые и розовые, пластичная лепка головы, деталей и складок одежды, наконец, общий характер портрета, лишенного каких-либо признаков парадности и представительности. Черты интимности придают изображению особую психологическую убедительность, и в этом прежде всего заключено новаторство Никитина, предвосхитившего путь дальнейшего развития русского портретного жанра. И.Н. Никитин. Петр I на смертном ложе. 1725. ГРМАндрей Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 (?) Холст, масло. 75,5 х 90,5 ГРМ.Религ. 3. Человек – частичка общества Единое регламентированное бытие – жизнь человека посвящена Богу Светск. 3. Человек - индивид А. П. Рябушкин «Сидение царя Мих. Фед. с боярами»Домострой 64 главыО строении духовном (Как веровати) О строении мирском (Как царя чтити) Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами) Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном) Кулинарная группа Послание и наказание ото отца к сыну Последняя глава является посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму А. П. Рябушкин «Семья купца в XVII веке»“Женщины, сами по себе красивые, белились и румянились до того, что совершенно изменяли выражение своего лица и походили на размалеванных кукол. Кроме того, они размалевывали себе шею и руки белою, красною, голубою, и коричневою красками; окрашивали ресницы и брови и при том самым уродливым образом – чернили светлое, белили черное. Даже те из женщин, которые были хороши собою и сознавали, что они хороши и без разных посторонних прикрас, должны были белиться и румяниться, чтобы не подвергнуться насмешкам. При Михаиле Федоровиче одна русская боярыня, княгиня Черкасская, красивая собою, не хотела румяниться, так тогдашнее общество издевалось над нею; так силен был обычай; а между тем церковь его не оправдывала, и в 1661 году новгородский митрополит запрещал пускать в церковь набеленных женщин” . Религ.____4._Малоподвижна__(веками_никаких_существенных_изменений)___Светск.'>Религ. 4. Малоподвижна (веками никаких существенных изменений) Светск. 4. Динамична (ускорение темпов развития) Религ. 5. Культура закрыта, замкнута этноцентризм Светск. 5. Культура открыта, способна к контактам |