Главная страница
Навигация по странице:

  • Искусство как инструмент познания в эстетике Возрождения.

  • Эстетическое совершенство и принцип подражание природе.

  • Ренессансная концепция художественного творчества.

  • 5. Эстетические воззрения представителей северного Возрождения.

  • Альбрехт Дюрер

  • Творчество Брейгеля

  • Культурология. СКК-117. Эстетика. Сычева Е. Скк117 Гуманизм и антропоцентризм ренессансного мироощущения


    Скачать 22.14 Kb.
    НазваниеСычева Е. Скк117 Гуманизм и антропоцентризм ренессансного мироощущения
    АнкорКультурология
    Дата23.11.2021
    Размер22.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСКК-117. Эстетика.docx
    ТипДокументы
    #279382

    Сычева Е. СКК-117

    1. Гуманизм и антропоцентризм ренессансного мироощущения.

    Эпоха Возрождения является важным этапом развития мировой истории и философской мысли. В каждый период существовал свой идеал человека. Если в средневековье ценность человека зависела от его поступков и вклада в общественную жизнь, от его служения Богу, то в эпоху Возрождения в почете была ориентация на индивидуальность человека.

    Наступление Ренессанса ознаменовалось появлением гуманизма – учения, основанном на значимости человека как личности, как созидателя и активного деятеля. Гуманизм порождает свободомыслящего человека, который способен творить. Таким образом, вера в Бога сохраняется, но человек отныне ему приравнивается и становится центром мироздания.

    1. Искусство как инструмент познания в эстетике Возрождения.

    Исследователи культуры и искусства Возрождения убедительно показали, какая сложная ломка средневековой картины мира происходит в искусстве. Отказ от "готического натурализма", от творческого метода Средневековья, в основе которого лежали каноны и геометрические схемы, приводит к созданию нового художественного метода, основанного на точном воспроизведении живой природы, восстановлении доверия к чувственному опыту и человеческому восприятию, слиянию видения и понимания.

    Основной темой ренессансного искусства становится человек, человек в гармонии его духовных и физических сил. Искусство прославляет достоинство человеческой личности, бесконечные способности человека к познанию мира. Вера в человека, в возможность гармонического и всестороннего развития личности является отличительной особенностью искусства этого времени.

    Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие.

     Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через перспективу – в область оптики и физики, через проблемы пропорций – в анатомию и математику и т. д. Это приво­дило мастеров Ренессанса даже к отождествлению науки и искус­ства. Более того, некоторые из них, например, Леонардо да Винчи, считали искусство самой важной наукой, поскольку искусство дает самое точное и безупречное изображение жизни. Союз науки и ис­кусства помог искусству решить многие, очень важные изобрази­тельные проблемы. Вырабатывается новая система художествен­ного видения мира, основанная на доверии к чувственным восприя­тиям человека, прежде всего зрительным. Изображать так, как мы видим, – вот исходный принцип художников Ренессанса. А мы ви­дим вещи не изолированно, а в единстве со средой, где они находят­ся. Среда пространственна; предметы, располагаясь в пространст­ве, видятся в сокращениях.

    Художники Возрождения разрабатывают принципы, откры­вают законы прямой линейной перспективы. Создателями теории перспективы были Брунеллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство разви­вается в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой. Открытие перспективы имело важное значение: она помогла расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись про­странство, пейзаж, архитектуру.

    1. Эстетическое совершенство и принцип подражание природе.

    Эстетическая практика в своих различных формах на основе продуктивной творческого воображения формирует особое духовное образование, в котором идеально соотносятся целостность, творчество, совершенство. Это - эстетический идеал. В полном смысле эстетический идеал можно определить и как духовную цель эстетической практики. Эстетический идеал выступает как одна из форм эстетического отражения действительности. Причем отражение не пассивного, а творческого, активного, способного отбросить случайное, несущественное и проникнуть в сущность предмета есть эстетический идеал является отражением сущности предмета, явления, процесса, к тому же сущности высокого порядка, которая включает в себя высшую форму развития реальности .Такой формой является общество а носителем ее - общественный человек как совокупность всех общественных отношений эстетическим идеалом определенного конкретного общества, то есть «чувственным идеалом», и есть проявление через отдельного человека главных определяющих общественных отношениу.

    В эпоху Ренессанса формируется современное представление об искусстве, развивается теория искусства - эстетика. В центре искусства находятся человек и природа. Художники и скульпторы ищут средств приемов соответствующего воспроизводства жизни во всем его разнообразии богатстве. Для него художники обращаются к математике, анатомии, оптики. Опираясь на уровень знаний своего времени, гуманисты создают многочисленные трактаты о живописи, архитектуре, культуре вообще. Особенностью эстетики Возрождения было то, что она непосредственно связывалась с художественной практикой. Сущность искусства определялась как "подражание природе", поэтому именно живопись, как вид искусства, максимально точно отражает действительность, развивается наиболее интенсивно. Эстетика Возрождения, исходя из определения сущности искусства, большое внимание уделяет внешнему сходству. Мир, окружающий человека, прекрасный и гармоничный, а потому заслуживает воспроизведения всей его полноте. Поэтому такое большое внимание уделяется техническим проблемам искусства: линейной перспективе, светотени, тональном колорита, пропорциям.

    Но хотя художники пытаются точно воссоздать реальный мир, все же они не делают простых натуралистических копий природы. Подражание природе - это не слепое подчинение ей. Произведение искусства должен проявить всю красоту, собрать ее воедино. Поэтому в центре внимания эстетики Возрождения находятся и проблема красоты, героического, величественного. Следуя античность, гуманисты ищут объективные основы красоты. Красота не является чем-то сугубо идеальным, это не проявление божества, а качества вещей, воспринимаемых человеческими чувствами.


    1. Ренессансная концепция художественного творчества.

    Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в сред­ние века была религия, в Новое время наука и техника. Недаром отстаивалась мысль, что идеальный человек должен быть худож­ником. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художе­ственное произведение наиболее полно выражало и идеал гармо­нически организованного мира и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

    Наиболее полно эстетико-художественный идеал Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись. От­метим, что в системе искусств в этот период происходит перемещение акцентов. Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра искусств. На первый план выходит живопись. И это не случайно. Искусство Возрождения стремилось познать и отобразить реаль­ный мир, его красоту, богатство, разнообразие. И у живописи в этом плане было больше возможностей по сравнению с другими искус­ствами.

    Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Художники Ренессанса опираются на принципы подражания природе, используют перспективу, правило «золотого сечения» в построении человеческого тела. Леонардо да Винчи характеризует живопись как «величайшую из наук». Принцип «природосообразности», стремление как можно точнее воспроизвести изображаемый объект, а также присущий данному периоду интерес к индивидуальности сообщают тонкий психологизм работам мастеров Возрождения.

    Работы художников становятся подписными, т.е. подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению.

    5. Эстетические воззрения представителей северного Возрождения. 

    Самобытный характер Северного Возрождения проявил себя в первую очередь в культуре Нидерландов и Германии. Городами, оказавшимися главными центрами этой культуры, были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле. Позднее лидером станет Амстердам. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, текстильной промышленности, все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание.

    Возникает новая этика - христианская по содержанию, но светская по форме. Затем получают распространение идеи пантеизма - религиозного и философского учения, отождествляющего Бога и мировое целое. Таким образом, субъективно действиями художников руководила вера и распространенные религиозные идеи, объективно они открывали мир и делали его предметом своего творчества.

    Альбрехт Дюрер был основоположником немецкого Возрождения и единственной универсальной фигурой, подобной итальянским титанам Ренессанса. Великий гравер, живописец и рисовальщик в своем творчестве сумел оченьтонко пере дать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствием конца света, но вместе с тем и появлением нового гуманистического мышления. При этом Дюрер в своем творчестве с наибольшей полнотой выразил особенности именно немецкого Возрождения, отличного от искусства не только Италии, но и Нидерландов: в его творчестве рациональное и классическое неотделимо от готической экспрессивности и одухотворенности, тяга к знаниям соединяется с глубокой, страстной религиозностью.

    На художественное сознание Дюрера оказало большое влияние его путешествие по Италии, поэтому его манера письма близка к итальянской. Его художественное видение мира отличается стремлением как можно более объективно отразить действительность, добиться от живописи и рисунка полной достоверности.

    Творчество нидерландских художников все больше ориентировалось на изображение жизни народа. Наиболее выразительными в этом плане стали работы последнего художника нидерландского Возрождения Питера Брейгеля Старшего.

    Творчество Брейгеля характеризуют жизненный уклад и обычаи страны середины XVI в. Для мировосприятия Брейгеля были характерны представление об извечно существующем в мире противостоянии добра и зла, умение видеть глубоко заложенный высший смысл в любых проявлениях жизни. В его картинах отражается активная деятельность людей, не имеющая никакого смысла. Картины объединяет мысль о безумии человеческого существования в условиях «перевернутого мира». Композиционно это множество мелких суетящихся фигурок, которые снуют между домами, выходят из дверей, выглядывают из окон и т.д. Они не составляют единого целого, их облик — это облик людей, живущих по законам «перевернутого мира». На них печать глупости, дурашливого веселья, бессмысленного внимания. Их веселые и бестолковые забавы — своего рода символ абсурдной деятельности всего человечества. В мировой живописи пейзажи Брейгеля занимают особое место, ибо нет других таких изображений природы, где космический аспект мироощущения был бы гак органично слит с житейской повседневностью. Поэтому не случайно Брейгель считается основателем пейзажного жанра в нидерландской живописи.


    написать администратору сайта