Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава I. Культура древней Руси /IX-XII1/

  • ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (IX - начало XX вв.) Учебное пособие. История русской куль туры


    Скачать 0.91 Mb.
    НазваниеИстория русской куль туры
    АнкорИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (IX - начало XX вв.) Учебное пособие.doc
    Дата16.02.2018
    Размер0.91 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (IX - начало XX вв.) Учебное пособие.doc
    ТипУчебное пособие
    #15613
    КатегорияИстория
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬ ТУРЫ

    (IX - начало XX вв.)

    Учебное пособие

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

    ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (IX - начало XX вв.)

    Учебное пособие Изд. 5-е, исправленное и дополненное

    Москва 2004

    УДК ()08(47())(09)(075)

    ББК71.4(2)я7

    И-90

    Истории русской культуры (IX- начало XX вв.): Учебное пособие I Под ред. В.В. Евланова. М: МИФИ. 2004. - 132 с.

    Учебное пособие раскрывает общие тенденции и особенности, источ­ники и направления, художественные стили и течения в истории развития русской культуры IX - начала XX вв. Освещает основные этапы и зако­номерности формирования духовного и культурно-эстетического мира русского общества, рассматривает роль и значение некоторых историче­ских памятников русской культуры, анализирует взаимосвязь и противо­речивость в развитии политики и культурно-исторического процесса. В работе рассматриваются основные тенденции во взаимодействии различ­ных культур, роль русской культуры в развитии мировой культуры, ана­лизируются основные закономерности и особенности в развитии науки и техники, теории и практики организации сосуществования человека и природы, просвещения и образования, раскрывается общественно-политическая и научная деятельность отдельных представителей русской интеллигенции. Предназначено для студентов технических вузов, уча­щихся колледжей, техникумов, лицеев и школ.

    Авторы: предисловие- д-р ист. наук проф. Евланов В.В ; глава 1 -канд. ист. наук доц. Алсксанова В.И.; глава 2 - канд. ист. наук доц. Макс-донская В. А .; глава 3 - канд. ист. наук доц. Швец Т.Д.; старший преп. Мя-кинина Н.П.; глава 4 - канд. ист. наук доц. Авдюшсва Е.А.; глава 5 - канд ист. наук доц. Иванова P.M.; глава 6 - канд. ист. наук доц. Дубинина С.А.; глава 7- старший преп. Никитенко С М.; глава 8- д-р ист. наук проф. Евланов ВВ.; глава 9 - канд. ист. наук Духанина Л.Н.

    Рецензент д-р ист. наук проф. Еремин В.Г.

    Рекомендовано редсовето.м МИФИ в качестве учебного пособия

    ISBN 5 - 7262 - 0348 - 8

    © Московский инженерно-физический институт (государственный университет), 2000, 2004

    Предисловие

    Взаимодействие общества и культуры на каждом этапе исторического развития имеет свои тенденции и закономерности, особенности и специфику. Это обусловливается не только многовариантным содержанием и функционированием самой культуры, диалектикой общественного развития, сущностью господствующих потребностей государства, общества и личности, но и характером социальных условий для развития духовной и культурной деятельности, реализации потенциальных возможностей личности. И задача гуманистического общества заключается в том, чтобы создать наиболее благоприятные предпосылки для культурного и духовного обогащения личности. Совпадение общественных интересов в формировании духовно образованных индивидов с внутренними потребностями человека, личностными мотивациями в развитии способностей воспринимать окружающий мир в культурно-нравственном срезе создает благоприятные условия для широкого взаимодействия общества и культуры, для творческой и созидательной деятельности и культурной жизни. Но если общество и государство отчуждает культурно-образованных людей, ограничивает сферу культурной жизни и творческой деятельности, не способствует расцвету культуры, то естественно общественный и личностный интерес к овладению огромных пластов культуры в значительной степени снижается. Именно в этих условиях и возникает так называемый кризис культуры и кризис общества. Особую остроту проблема взаимодействия общества, человека и культуры приобретает а условиях смены вектора общественного развития, смены идеалов, как общества, так и личности. Но в этих кризисных ситуациях как раз и обостряется понимание необходимости, всей важности и огромной значимости во всестороннем освоении огромного пласта культуры, переоценке подхода к ее освоению, поиску нового культурно-эстетического и нравственно-политического идеала. И обращение к истории русской культуры, к богатствам всемирной, общечеловеческой культуры является наиболее оптимальным путем формирования общественно-политической и культурно-нравственной стабильности, преодоления кризиса культуры. И здесь, на наш взгляд, необходимо более эффективно использовать такое средство освоения культуры, как культурно-историческое и духовно-нравственное образование личности. Именно этим путем происходит наиболее эффективное освоение всего сущего в культуре места и роли человека в созидании нового пласта культуры, органически взаимосвязанного с историческими корнями культурного пласта русского народа. Широкое культурно-гуманистическое образование создает предпосылки для преодоления одностороннего, технократического образования. Будущее страны вo многом зависит от того, каким будет человек, как он будет воспринимать культурно-исторические и общественно-политические явления, как к ним он будет относиться.

    Освоение огромного пласта русской культуры, созданного народом за многие сголетия, представляв! собой сложнейшую и труднейшую задачу Ее осуществление - эта не только социо-культурная необходимость общества. Без этого процесса освоения не может быть преемственности в развитии цивилизации, не может быть самобытного социума с общечеловеческими чертами. Культура по своей сути является интеграционным образованием, основу или сердцевину которого составляют национально-духовные, социо-культурныс и нравственные

    ценности. Более того, и личность может состояться только тогда, когда она сформирована и воспитана на культурных традициях как общекультурного плана, так и демократического характера.

    Курс «История русской культуры /IX-XX вв./ - это новый курс, поставленный кафедрой «Отечественная история» в рамках университетской программы обучения. Подготовка учебного курса обусловлена не только новым подходом к организации системы образовательного процесса в техническом университете, необходимостью гуманитаризации образования, но и общей тенденцией возрастания роли культуры в развитии общества и личности. Сегодня как никогда важно развивать и углублять менталитет, свойственный демократическому и гуманному обществу. На наш взгляд, будущее нашей страны, характер общественных отношений, духовная и культурная жизнь личности и общества во многом будут зависеть от решения этой многозначительной проблемы.

    При постановке курса «История русской культуры» кафедра исходила из того, что изучение истории русской культуры вовсе не означает, что речь должна идти о чисто национальном подходе. Речь идет об истории становления и развития культуры народа, создавшего Российское государство и сыгравшего огромную роль в развитии культурно-исторического процесса народов, вошедших в общероссийское государство. Культура русского народа построена на добре, выражает доброе начало в народе. "Самая характерная черта русской культуры, -писал академик Д. С. Лихачев, - проходящая через всю ее тысячелетнюю историю, начиная с Руси X - XIII веков, общей праматери трех восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, - ее вселенность, универсализм". По своей сути она является интегрирующей силой, органически взаимосвязанной с культурой народов мира. Изучение истории русской культуры открывает широкие возможности для понимания сути общемировой закономерности развития культуры. Для всей истории мировой цивилизации характерно взаимодействие самых различных культур Запада и Востока, их взаимообогащение и взаимовлияние. В результате диалога культур создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь. Диалог приводит к возникновению качественно нового образования - транс-культуры, представляющей собой органическое единство всех культур - мировую культуру. История русской культуры - это история российского разума. Исторический опыт поколений воплощен в созданных культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию. Широкий диапазон духовной культуры, накопленный человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, способностям и условиям жизнедеятельности.

    По своему происхождению понятие "культура" связано с латинским словом "cultura" - "возделывание", "обработка", которое использовалось для характеристики земледельческого труда. Однако очень скоро оно приобрело более широкий смысл, поскольку стало употребляться применительно ко всему, что сделано, преобразовано, улучшено человеческой деятельностью.

    Культура есть результат творчества человека в различных сферах его деятельности, совокупность всех тех знаний, которыми располагает общество на

    той или иной стадии своего развития. Но в процессе культурного развития человек не только действует, создавая мир предметов и идей, но и сам изменяется, создает самого себя. Состояние общества в целом зависит от культурного уровня его членов. Человеческие качества индивида есть прежде всего результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т.д. И в целом можно сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке.

    Однако важно осознавать, что культура - это не только система ценностей или совокупность достижений, но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей личности в ее сознательной деятельности в определенном историческом контексте, Именно развитие человека, а также его отношение к самому себе и другим людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать общей мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи. Важным критерием историко-культурного процесса выступают цели, возможности и способы распространения, использования культурных ценностей среди, различных социальных слоев.

    Таким образом, культура - это исторически развивающаяся многоликая, многослойная система, созданных человеком духовных и материальных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала общества в различных сферах социальных отношений. Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над естественной природой, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы.

    Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и этнография, история и социология, философия и культурология, а также науки, изучающие различные формы сознания - искусство, мораль, религию, этику и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования, Так, для археологии культура связана с исследованием остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых исторических эпох. И на основе такого исследования формируются научные представления о тенденциях и характере развития культуры человечества или отдельных народов. Этнография занимается исследованием становления и развития культуры того пли иного этноса во всем ее конкретном многообразии и проявлении Результаты подобных исследований дают нам представления о характере культуры, национальных традициях и обычаях, семейных и личностных отношениях. Для истории искусства предметом исследования выступает прежде всего художественная деятельность человека и ее результаты.

    История культуры изучает культуру как единство материального и духовного начала, сложившуюся в результате многовековой деятельности человеческой цивилизации под воздействием самых разнообразных конкретно-исторических условий, объективных и субъективных факторов. Для истории культуры характерен комплексный и системный подход к изучению своего предмета. Но это вовсе не означает, что история культуры не рассматривает отдельные составляющие культуры. Наоборот, наука и техника, общественное сознание и общественная мысль, религия и мораль, живопись и архитектура, музыка и литература и т.д. занимают важное место в изучении истории культуры. Исследуя различные

    направления культурной деятельности, можно дать более точный ответ на частные и общие вопросы науки, показать общие тенденции и особенности развития культуры в тот или иной исторический период, раскрыть ее влияние на процессы и тенденции в социальном развитии. История русской культуры своим предметом рассматривает как общие закономерности, так и национальные особенности становления и развития культуры русского народа в конкретно-историческом контексте, источники и направления развития различных ветвей культурного развития, художественные стили и творческую деятельность человека, характер распространения и потребления культуры в разных исторических эпохах, динамику и диалектику культурно-исторического процесса. Изучение места, роли и значения отдельных памятников русской культуры в истории российского государства и общества входит составной и органической частью в предмет науки.

    История русской культуры стремится выявить и показать социальные аспекты культурной жизни, роль народа и государства, деятельность интеллигенции и отдельных представителей различных ветвей культуры в историко-культурном процессе. Анализ причинно-следственных связей тех или иных явлений культуры, специфика их взаимосвязи с социально-кономическими процессами позволяет показать и определенную самостоятельность развития истории самой культуры. Важным направлением науки является изучение вопросов взаимоотношения различных форм общественного сознания и самого процесса его развития, возникновения и расширения культурно-информационной системы, способной к распространению культуры в обществе. Развитие науки, распространение знаний представляет собой культурно-творческий аспект общественной жизни и лежит в основе историко-функционального подхода к изучению истории культуры. История культуры - история многовекового искусства возделывания жизни, созидания бытия. Изучение истории русской культуры позволяет не только познать этот многовековой опыт формирования российского разума, но и приобщиться к нему, впитать в себя все лучшее, что создано великим русским народом, внести свой вклад в общую культурную сокровищницу нашего общества.

    Настоящее учебное пособие по истории русской культуры предназначено для студентов инженерно-физического технического университета и старшеклассников. Задача данного пособия состоит в том, чтобы оказать теорежческую и методическую помощь учащимся в овладении огромным культурным достоянием русского народа. В учебном пособии обращается внимание студентов на важнейшие стороны и явления русской культуры, на анализ общих закономерностей развития культуры и общества, национальных особенностей формироаания культурных ценноеiей, на преемственность в развитии культуры, на взаимосвязь и взаимодействие всех сфер социальных отношений с духовно-культурными ценностями. Пособие подготовлено в конкретно-историческом ключе, который позволяет студентам познать динамику и диалектику развития культуры, всю гамму культурных ценностей и почувствовать свою причастность к огромному национальному достоянию, осознать свою роль в освоении и обогащении духовных и материальных ценностей, созданных великим русским народом.

    В основе пособия лежат лекции по истории русской культуры, которые уже не один год читаются как на вечернем, так и на дневном Факультетах московского государственного инженерно-физического института /технического университета/.

    Для более глубокого и самостоятельного знакомства с историей русской

    культуры рекомендуется литература. Кроме того, основные подходы к изучению культуры русского народы студенты могут найти в Программе и учебном плане по курсу «История русской культуры», подготовленные кафедрой «Отечественная история».

    Глава I. Культура древней Руси /IX-XII1/

    Основные закономерности и тенденции в развитии культуры и культур различных народов. Источники формирования древнерусской культуры. Влияние религии на развитие культуры Руси. Христианство и духовно-нравственные ценности личности и общества. Основные направления в развитии культуры Древнерусского государства. Письменность и просвещение. Фольклористика и литература. Зодчество и изобразительное искусство. Особенности развития культуры в период феодальной раздробленности. Выводы.

    Становление и развитие русской культуры - это длительный процесс. Поэтому важно определить, с какого времени, исторического этапа следует начать изучение русской культуры? Известно, что корни и истоки любой культуры уходят з столь далекие времена, что определить их с необходимой для знания точностью невозможно. Сказанное относится ко всем культурам, и поэтому каждый из народов стремится придерживаться какой-то примечательной для него исходной исторической даты, хотя и условной в общем течении времени. Так, Несюр, автор знаменитой «Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля» в длиннейшей (от Сотворения Мира) череде тысячелетий первой «русской датой» назвал 6360 (852) год, когда в византийских хрониках словом «Русь' был назван целый народ. И действительно, IX век время рождения древнерусского государства с центром в г. Киеве, на которое постепенно распространилось название «Киевская Русь". Государство создало благоприятные условия для развития культуры. Доказательством этого является разительный подъем культуры Киевской Руси, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень.

    Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественных условиях На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следует изучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа.

    Древнерусское государство объединило восточнославянские и ряд неславянских племен. Политическое объединение этих племен способствовало их этнической консолидации и духовному единению. На этой основе сформировалась единая древнерусская народность с ее самобытной культурой. Каковы же источники этой культуры?
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта