Главная страница

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (IX - начало XX вв.) Учебное пособие. История русской куль туры


Скачать 0.91 Mb.
НазваниеИстория русской куль туры
АнкорИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (IX - начало XX вв.) Учебное пособие.doc
Дата16.02.2018
Размер0.91 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (IX - начало XX вв.) Учебное пособие.doc
ТипУчебное пособие
#15613
КатегорияИстория
страница2 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Мощной основой формирования древнерусской культуры было богатое наследие восточных славян. Восточные славяне (смесь различных расовых линий, индоевропейских арийских, тюркских) выделились как самостоятельная ветвь

славянства в VI в и уже тогда рассматривали себя как часть европейского мира. В VII -VIII вв. у них сложился основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда, определились главные виды производственной деятельности, были накоплены практические знания о природе. Закреплению и передаче накопленною опыта, трудовых навыков и полезных наблюдений служила языческая религия. С язычеством славян связана и богатая устная поэзия, которая оказала воздействие на развитие русской культуры.

Формируясь на основе культурных традиций восточных славян с включением в нее элементов культуры неславянских племен, древнерусская культура в то же время активно взаимодействовала с культурами народов других стран, творчески воспринимала их достижения.

Культурные общения Руси с другими странами складывались по-разному и различались по степени интенсивности, по характеру и масштабам влияния на древнерусскую культуру. Первоначально наиболее интенсивным и плодотворным было влияние Византии на древнерусскую культуру. Но оно не было постоянным и всеобъемлющим. В большей степени оно проявилось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства. Это естественно, ибо Русь приняла христианство от Византии. Светская культура была затронута слабее. В то же время ориентация на Византию имела и другую сторону. Она означала отторженность от латинства, от греко-римского наследия. Разумеется, полностью отрезанной от античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма сказалось через византийскую культуру. В первичном варианте античное наследие Руси усвоить не удалось. Оно пришло позднее, опосредованно, через опыт европейского возрождения.

Иной характер носили культурные связи Руси со странами Западной Европы. Они усилились во второй половине XII - начале XIII вв., в период расцвета романского искусства на Западе и ослабления византийского влияния на Русь. Важно отметить, что культурное взаимодействие Руси со странами Западной Европы было обоюдным и равноправным. Так, некоторые элементы романского стиля нашли свое отражение в архитектуре Новгорода, Полоцка, особенно ярко проявились в декоре Владимире - Суздальских храмов. Русь в свою очередь так же оказывала благотворное влияние на западноевропейскую культуру. Например, отдельные фольклорные мотивы, связанные с образом Ильи Муромца, вошли в скандинавский и немецкий фольклор. На Западе русские летописи были использованы для составления латинских хроник. Изделия русских ювелиров высоко ценились во многих странах. Шел взаимный процесс обмена светскими знаниями. Все эти многосторонние, взаимно-благоприятные культурные контакты окончательно определили европейскую направленность в развитии русской культуры.

Не умаляя значения культурных контактов, следует, однако, подчеркнуть, что главную и широкую основу для вхождения Руси в европейское общество создало принятие христианства. Оно явилось важным источником формирования древнерусской культуры, так как способствовало развитию письменности, просвещения, литературы, зодчества, искусства, гуманизации нравов народа, духовному возвышению личности. Христианство создало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных ценностей. В этом заключается его прогрессивное значение.

Известно, что христианство как новое вероучение пришло на смену язычеству. Почему именно оно стало духовной основой средневековой европейской цивилизации? Каково его влияние на культуру Руси, на менталитет народа?

Христианство и язычество - религии различных ценностных ориентации. Язычество пережили многие народы мира. Повсюду оно олицетворяло природные стихии и силы, рождало множество природных богов - политеизм. В отличие от других народов, переживших язычество, верховные боги славян были связаны не с жреческой, не с военной, а с хозяйственно-природной функцией. Хотя мировосприятие славян, как и всех язычников, оставалось примитивным, а нравственные принципы довольно жестокими, все же связь с природой оказывала благоприятное воздействие на человека, его культуру. Люди научились видеть в природе прекрасное. Не случайно, послы князя Владимира при встрече с обрядностью "греческой веры" оценили в первую очередь ее красоту, что в определенной степени способствовало выбору веры.

Но язычество, в том числе славянское, не обладало главным - понятием человеческой личности, ценностью ее души. Как известно, этими качествами не обладала и античная классика. Понятие личности, ее ценности, проявляющейся в ее духовности, эстетичности, гуманизме и т.д., складывается только в средневековье и находит свое отражение в монотеистических религиях: иудаизме, христианстве, исламе. Переход к христианству означал переход Руси к более высоким ценным гуманистическим и нравственным идеалам.

Важно отметить, что смена веры на Руси проходила без иностранного вмешательства, в то время как ее соседи приняли христианство из рук миссионеров или крестоносцев. Принятие хрисшанства было внутренней потребностью населения большой страны, его готовностью воспринять новые духовные ценности. Окажись перед нами страна с совершенно неразвитым художественным сознанием, не знающая ничего, кроме идолов, никакая религия с ее более высокими ценностными ориентирами не могла бы утвердиться.

В христианстве, как символе духовных ценностей, заложена идея необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Не случайно этот тип цивилизации называют христианским. С течением времени христианство распалось на западное и восточное, которые по-разному подходили к реформированию и толкованию символа веры На Руси христианство было принято в восточном, византийском варианте. Позднее оно получило название -православие, то есть истинная вера.

Однако, в православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея прогресса. Во времена Киевской Руси это различие не имело существенною значения. Но по мере того, как Европа ускоряла темп развития, а западное христианство, реформируясь, поддерживало этот процесс, православная церковь сохраняла традиционное понимание целей жизни человека. Русское православие ориентировало его на духовное, божественное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближало к христианским идеалам. Это способствовало появлению такого феномена, неизвестного западному христианскому миру, как духовность. Но при этом православие недостаточно давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни людей.

Но как бы там ни было, принятие христианства можно отнести к духовным революциям, а последние даром не даются и не могут носить характер идиллии.

На Руси были факты и насильственного крещения, характерна и временная растянутость приобщения к христианству, но это не умаляет значения новой веры, оказавшей огромное прогрессивное влияние на развитие культуры.

Выяснив источники культуры Киевской Руси, остановимся на основных направлениях ее развития: письменности и просвещении, фольклористике и литературе, архитектуре и искусстве.

Появление письменности на Руси было обусловлено внутренними потребностями общества на определенном историческом рубеже его развития. Это означало качественный скачок в развитии культуры. Письменность явилась средством закрепления и передачи знаний, идей, мыслей, сохранения и распространения достижений культуры.

В дохристианский период у восточных славян существовало примитивное пиктографическое письмо (черты, резы, знаки), возникшее еще в начале I тысячелетия н.э. Но оно было непригодно для записи сложных текстов, потребность в которой возросла с появлением первых славянских государств. Поэтому славяне стали использовать для записи родной речи греческие буквы, но «без устроения» т.е. не приспособив их к фонетике славянских языков («прото-кириллица»).

Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия, знаменитых «Солунских братьев». Во второй половине X в. была создана «глаголица», на которой писались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. Дошедшие до нас древнерусские глаголические памятники - это «Киевские листки» и «Зографское евангелие» К концу X в. возникла новая азбука - «кириллица», вытеснившая глаголицу. Кириллица имела гот же алфавитно-буквенный состав, что и глаголица, но отличалась от нее более простой и четкой формой букв и точным соответствием звуковому составу старославянского языка. Она лежит в основе большинства алфавитов славянских народов. Буквенный состав кириллического письма за 1000-летие существования нашего государства претерпевал неоднократные изменения. Реформы алфавита в 1710, 1735,1758,1917 гг. привели к созданию современного алфавита.

Важно иметь в виду, что принятие христианства на Руси способствовало распространению письменности и книжности, Вместе с богослужебными книгами на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый межславянский литературный язык, возникший на основе одного из диалектов древнеболгарского языка. Этот, так называемый старославянский (или церковнославянский) язык, стал языком религиозной литературы. В то же время на местной восточнославянской основе сформировался древнерусский литературный язык, обслуживающий различные сферы культурной, общественной и государственной жизни.

Существенное значение имело то, что христианство было принято в восточном варианте, допускавшем в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало условия для развития письменности на родном языке и распространения фамотности. Стали организовываться школы для детей месгной знати и духовных лиц. В них учили чтению, письму, основам христианского вероучения, счету, песнопению. О распространении грамотности среди посадского населения свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в Новгороде и других городах. Имелись школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них, наиболее известная,

существовала при Киево-Печерском монастыре. В таких школах наряду с богословием, изучалась философия, риторика, грамматика, использовались исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические и естественные труды.

Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских кругах. Такими «книжными мужами» (так летопись называет широко образованных и начитанных людей) были, например, князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл, Константин Всеволодович Ростовский.

В аристократической среде широко было распространено знание иностранных языков. Получали образование и некоторые женщины в княжеских семьях. Интересно отметить, что дочь Ярослава Мудрого Анна, королева Франции, умела читать и писать (сохранилась ее подпись), в отличие от своего мужа, французского короля Генриха I, ставившего вместо подписи крест. Княгиня Ефросинья Полоцкая не только хорошо знала современную литературу, но и сама писала книги. Черниговская княжна Ефросинья обучалась у боярина Федора и, как сказано в ее житии, хотя она в Афинах не обучалась, но «афинские премудрости» изучила, освоив греческий язык, философию, риторику, грамматику. Есть свидетельства, что в 1086 г. сестра Мономаха устроила в Киеве школу для девушек при одном из монастырей.

Образованность ценилась очень высоко. В литературе того времени находим немало панегириков о книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения»: книги «суть рекы, наполняющие вселенную»; «именье книг паче злата»; «сладко медвен сок и добро есть сахар, обо его же добрее книжный разум». Иногда мудрые книги называли «глубинными книгами». Велик ли был книжный фонд в древней Руси?

Исследователи пришли к выводу, что в XI-ХМ be. в обращении находилось около 130-140 тыс. книг нескольких сот названий. Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь незначительная часть книжных богатств Древней Руси - всего около 11 книг. Древнейшими из них являются «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г. и два «изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076. В «изборниках» помещены не только статьи богословского характера, но и светского, например, по астрономии, философии, математике, ботанике, истории, этике. «Изборники» богато иллюстрированы многокрасочными миниатюрами Высокий уровень профессионально! о мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI в., об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения».

Переписка книг была сосредоточена главным образом в монастырях и соборных церквах, при которых существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Здесь не только переписывались книги, но и велись летописи, создавались оригинальные литературные произведения, переводились иностранные книги. Одним из ведущих центров книжности был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. При монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, наиболее известные из них - это книгохранилища в Софийских храмах Киева и Новгорода. Как

свидетельствуют летописи, уже в XI в. на Руси были библиотеки.

Учитывая важность и значение книг в жизни древнерусского общества, интересно рассмотреть, каким образом создавались книги? Что они собой представляли? Средневековая книга - это рукопись, написанная на отдельных тетрадках, сшитых вместе и переплетенных. Техника переплетного дела была такова: тетрадь пришивалась к ремням, которые, в свою очередь, прикреплялись к деревянным доскам-переплетам (отсюда фразеологический оборот: «прочитать книгу от доски до доски»). Доски снаружи обтягивались кожей или какой-нибудь тканью, либо облекались в оклады. К переплетам прикреплялись кожаные завязки или застежки.

Материалом для русских книг до XVI в. служил пергамент, специально выделанная кожа, на Руси - обычно телячья. Пергамент разлиновывался писцом при помощи линейки. Затем писец не столько выписывал, сколько вырисовывал на листе каждую букву по строгому уставу. Отсюда и название основного типа русского письма XI-XIII вв. - устав. Писец употреблял чернила из сажи («копченые») и из отвара дубовой и ореховой коры. Слова в строке не разделялись, а только абзацы рукописи выделялись киноварной буквицей - инициалом. Исписанные листы сшивали в тетради. Формат книги выбирал сам писец.

С появлением бумаги ускорился и облегчился процесс письма, и уставное письмо с его правильным, почти квадратным начертанием букв сменилось округлым наклонным почерком - полууставом, а в деловых бумагах появилась скоропись

С появлением письменности, распространением грамотности получила развитие и древнерусская литература. При этом следует отметить, что на ее формирование благотворное влияние оказало устное народное творчество, уходящее своими корнями в тысячелетние глубины первобытно-общинного строя.

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Киевской Руси. Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, связанные с аграрным культом, а также свадебные песни, плачи-причитания, песни на тризнах и пирах. Распространены были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян о мироздании. Существовали виды фольклора, не связанные с языческим культом; пословицы, поговорки, сказки, притчи. Вершиной русского эпоса являются былины - устные поэтические произведения о прошлом, в основном о реальных событиях. Главная ценность былин состоит в том, что они созданы народом, отражают его оценку исторических событий и жизненных идеалов. В былинах воспевается русский народ и проводится мысль, что судьба Руси зависит от его единства и силы. Для былинных сказаний характерны идеи патриотизма, защиты родной земли, прославления воли и умения народа постоять за свою веру и отечество. Собирание былин началось в XIX и активно продолжалось в XX вв. Сегодня записано более 3 тыс. былин. Они являются бесценным свидетельством мироощущения и мировоззрения человека Древней Руси, его идеалов.

Богатая устная поэзия оказала свое влияние на развитие письменной литературы, ее художественные особенности, многожанровость, идейную направленность, на формирование древнерусского литературного языка. Несмотря на важную роль эпоса, язычества в формировании древнерусской культуры, с момента крещения Руси постепенно ведущей, определяющей в ней становится христианская традиция. Это нашло свое отражение прежде всего, в появлении большого количества книг, связанных с потребностями христианского культа.

Какие же книги религиозного содержания были наиболее распространены

на Руси? Новые религиозно-нравственные понятия содержали в себе богослужебные книги, такие как "Евангелия", излагающие основы христианского вероучения, "Служебные минеи", служащие руководством при совершении церковных обрядов. Очень рано стали известны на Руси "Толковая и Гадательная Псалтырь". В среде образованных людей и духовенства наибольший интерес вызывала патриотическая литература - тексты сочинений «отцов церкви», греко-римских философов-богословов II -VII вв. В этой литературе наиболее полно отразилась христианская догматика и организация церкви. Патриотические сочинения часто приходили на Русь в виде сборников «Златоуст», «Златоструй», «Златая цепь», «Маргарит» и др. В сборники включались выдержки из произведений античных писателей, изречения известных средневековых поэтов, писателей, богословов. На Руси сборники перерабатывались и дополнялись в соответствии с потребностями русской жизни.

Утверждению христианского мировоззрения и морали служили жития святых - жизнеописания приверженцев христианской веры, которые подвергались гонениям, мучениям языческими правителями в первые века существования христианства. Жития представляли собой увлекательное чтение, в них элементы чудесного переплетались с народной фантазией, эпосом, вместе с тем они давали читателю разнообразные сведения этнографического, исторического и бытового характера. С XI в. начинает создаваться древнерусская житийная литература. Таково житие святых мучеников Бориса и Глеба, житие княгини Ольги, князей Владимира, Александра Невского и др. От византийских житий древнерусские отличаются историзмом и патриотическим пафосом.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта