Главная страница

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (IX - начало XX вв.) Учебное пособие. История русской куль туры


Скачать 0.91 Mb.
НазваниеИстория русской куль туры
АнкорИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (IX - начало XX вв.) Учебное пособие.doc
Дата16.02.2018
Размер0.91 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (IX - начало XX вв.) Учебное пособие.doc
ТипУчебное пособие
#15613
КатегорияИстория
страница4 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Глава 2. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV-XVII ВВ.

Русская культура и проблема объединения Руси /XIV-XVIbb./ Особенности историко-культурного процесса средневековой Руси. Формирование культурных центров, литературных и художественных школ. «Золотой век» русской культуры. Характеристика основных направлений русской культуры. Просвещение, общественно-политическая мысль и литература, архитектура и живопись. Церковь в истории развития русской культуры.

Русская культура XlV-XVi веков, хотя и не была чужда заимствованиям с запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествующего периода. Обратите внимание на такой факт, что советская историография немапо сделала, отыскивая аналоги таких эпохальных явлений Европы, как Возрождение и Реформация. Однако стоящая за такими поисками посыпка, трактующая

отсутствие данных феноменов как признак культурной отсталости, сомнительна) Русская средневековая культура в ряду особенностей своего формирования был? не просто региональным вариантом европейской культуры - это была друга! кульгура, основывающаяся на православии.

Определяя основное содержание и направление историко-культурной: процесса средневековой Руси, следует отметить, что кульгура уходила cbohmi корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своеп развития. Формирование русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия.

В историко-культурном процессе XIII-XV вв. выделяются два периода Первый (с 1240 г. до середины XIVb.) характеризуется заметным упадком во все) областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, датских, шведских, литовских и польски)) феодалов); второй период (вторая половина XIV-XV вв.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленности Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV в. завершить об^ процесса созданием единого и независимого государства. I

После исторической победы на Куликовом поле (1380 г.) главенствующая роль Москвы в развитии русского искусства становится все более несомненной. В обстановке национального подъема искусство Руси переживает расцве"в Предвозрождения. Москва становится художественным центром Руси.

В первое столетие после Батыева нашествия русский народ направил свои] усилия на восстановление разрушенного хозяйства и на сохранение уцелевшим от гибели культурных ценностей. Особо важную роль в сохранении культурного! наследия сыграли Новгород и Псков, а также другие западные города, на подвергавшиеся погрому. Здесь не прерывалось развитие письменности! архитектуры и живописи.

Необходимо отметить, чго XIV век в странах Европы был веком Предвозрождения, временем стремительного сложения элементов национальных, культур. Этот процесс захватил и Русь. Обратите внимание на то, что национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно во всей Европе, в России получают реальную опору в организации собственного национального' Русского государства. Вот почему национальное своеобразие русской культуры XIV-XV вв. выражено особенно отчетливо.

В этот период крепнет единство русского языка. Русская литература строга подчинена единой теме государственного строительства. Русская архитектура все сильнее выражает национальное своеобразие Распространение исторических знаний и интерес к родной истории вырастает до широчайших размеров.

С другой стороны, русская культура XIV-XV вв. была тесно связана с культурой Западной Европы, Востока и Средиземноморья Из Византии в русскиб земли поступали произведения искусства и литературы, приезжали византийские художники. На Руси дорого ценились византийские иконы и книги. Близость языке позволяла русским пользоваться болгарской и сербской литературой. С сербских и болгарских оригиналов были переписаны некоторые русские рукописи XIV-XVbb,

Первую часозвонную в Московской Кремле строил в 1404 г. серб Лазарь. С Западной Европой средневековая Русь была связана при посредстве Новгорода' и Пскова. В этих двух культурных центрах грекославянские традиции успешно

сочетались с западно- европейскими. Влияние Востока проявлялось главным образом в области прикладного искусства.

В XIV-XV вв. центрами летописания на Руси были крупные города - Новгород

и Псков, Тверь и Москва, Ростов и Нижний Новгород, Рязань и Смоленск. Летописи стали служить своеобразным ориентиром в политической жизни городов, княжеств, а потом и Русского государства в целом. Следует отметить, что наряду с достоверными, объективными данными летописи отразили и местный сепаратизм, пристрастно возвеличивая одних деятелей, умалчивая о других и ниспровергая

третьих. Тем не менее они являются ценнейшими источниками по истории средневековой Руси.

Русская литература XIV-XV вв. продолжала развивать две особенно важные в то время темы - борьбы русского народа за свержение ордынского ига и борьбы

за ликвидацию феодальной раздробленности, политическое объединение русских

земель

Средневековой культуре был присущ героический эпос: былины, легенды, сказки. Восходя еще к киевской поре, многие былины, претерпев воздействие новых условий, приобрели новые черты. Героический эпос стал активной силой, помогавшей народу отстоять свою землю от набегов завоевателей . А их было r то время немало: так, за XII-XIV и первую половину XV в. русские выдержали более 160 войн с внешними врагами, из которых 45 сражений - с татарами, 41 -с литовцами, 30 - с немецкими рыцарями, а все остальные - со шведами, поляками, венграми м волжскими болгарами.

Если 250-летний период монголо-татарского порабощения можно назвать "монашеским" периодом средневековой русской культуры, то период конца XIV,XV

- начала XVI вв. - временем ее наивысшего расцвета. История художественной культуры этого периода сохранила имена великих иконописцев, не уступавших н мастерстве своим современникам, мастерам культуры и искуссша Возрождения

- Феофана Грека, Андрея Рублева, Прохора с Городца. Эта культура оставила глубокий след в истории нашего Отечества и может быть названа поистине эпохой соборного творчества. Ибо в период феодальной раздробленности только русская православная церковь могла придать всем явлениям культуры общерусскую значимость. Среди ее самобытных достижений можно назвать и создание в XV в. многоярусного иконостаса, и национальной школы церковного зодчества (шатровый стиль ). К середине XVI в. русская культура стала приобретать черты развитого и зрелого самобытного явления. Впервые перед каждым ее представителем встали тогда общенациональные задачи.

Вслед за политическим "собиранием Руси" одновременно с ростом экономических связей различных частей государства началось «культурное собирание». Именно тогда умножились произведения житийной литературы, были созданы обобщающие летописные своды, начали сливаться воедино з общерусской культуре Москвы достижения крупнейших провинциальных школ в области изобразительного, архитектурного, декоративно-прикладного искусства. Русская православная культура в этот важнейший период нашего Отечества выполнила свой долг - сохранила и под татарским игом, и во времена собирания Руси идеал красоты.

Важно подчеркнуть, что два важнейших процесса идут- почти одновременно: формирование Российского государства и великорусской народности. К XVI в. сложились особенности языка, материальной и духовной культуры великороссов,

определилась основная территория, подвергавшаяся в дальнейшем существенному расширению в ходе колонизационных процессов. Именно в XVI в. выработалисц многие явления культуры, сохранившиеся в основных нертах в последующее время.' В сложных исторических условиях развитие продолжалось в целом во восходящей линии. Об этом свидетельствуют значительные достижения в развитии! материальной культуры, прогресс естественно- научных знаний, шедевры русского зодчества и иконописи, проявления русского вольнодумства в философии, литературе, публицистике, расширение географических представлений на Руси.'

Наконец, после двух с половиной веков почти полной изоляции культура молодого Российского государства вошла в соприкосновение с ренессансной культурой Запада, что стало важным условием преодоления известной культурной замкнутости и упрочения положения среди других европейских государств.

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозною мировоззрения. Церковь, особенно в раннее средневековье, сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Духовная жизнь в то время протекала в основном а рамках религиозно-богословской оболочки. Сковывающее влияние церкви прослежиаае(ся и во взаимодействии русской культуры с культурами Запада и Восюка. И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.

Конец XV - первая половина XVI вв. ознаменовались крупными изменениями в жизни русских земель. Развивавшиеся 8 течение длительного времени п&ъединительные процессы привели к образованию единого Российского государства. Москва- политическая и религиозная столица поднимающегося единого Российского государства, стала центром формирования великорусской народное™. Необходимость о&ороны консолидировала русские силы, в большей степени способствовала объединению русских земель, ускоряла процесс образования русского государства и формирования русской народности. (В эюм процессе главенствующее место безраздельно перешло к Москве). Разгром Византии и установление страшного для славян турецкого владычества на Балканах усилило значение Московской Руси как центра православия. В конце XV - начале XVI в. объединение русских земель под началом Москвы завершается. Москва и Тверь вцетупают наследниками владимиро-суздальских традиций в искусстве.

Основополагающей идеей русской культуры, национальной духовности и нравственности XIV-XV1 во была идея единения русских земель; рассматриваемая, во-первых, как идея возвышения национально-государственного начала с точки зрения становления внутреннего духа русского народа, следования традициям могучей Киевской Руси; во-вторых, идея противоборства с иноземными захватчиками - монголе-татарскими завоевателями, ослаблявшими не только экономику, торговлю, разорявшими русские земли и города, но и иссушавшими дух русского человека

Один из духовно-нравственных истоков русского народа, выразивших его стремление к независимости, единству, - мировоззрение игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского (1314-1392 гг.), ставшего духовным наставником русских людей в наиболее трагический период истории. Идеологом национального русского духовного начала и был Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых русской православной церкви

В русском народе накапливалась своеобразная социальная усталость от

иноземного ига, выраженного пусть не постоянной оккупацией территорий русских княжеств, а в набегах, обложении данью, унижениях, влиявших на состояние духа народа. Поколение Сергия Радонежского сконцентрировало в себе ту накопившуюся энергию, которая не находила должного выхода на протяжении XI первой половина XIV вв. Энергия эта к концу 70-х годов XIV в. охватила значительные массы русского населения и вылилась в великое сражение на Куликовом поле в 1380 году.

Куликовская битва, кроме исторического, военного, политического значения, сыграла еще и духовно-нравственную роль в восстановлении веры и возможности возрождения русского народа вокруг единой идеи независимости и свободы. И после Куликовской битвы преподобный Сергий стоял на страже единения Руси вокруг Москвы. Ему принадлежит заслуга в достижении мира между Москвой и Рязанью, война между которыми грозила на долгие годи нарушить нормальную жизнь в Русском государстве. Уже вскоре после смерти в 1392 г. Сергий стал почитаться троицкими монахами как святой. В 1422-23 гг. над могилой преподобного Сергия был построен каменный Троицкий собор, роспись и иконостас, которого выполнены кистью Андрея Рублева. С середины XV в. Сергий почитался как общерусский святой. Московские князья с периода правления Василия II (1425-1462 гг.) стали посещать Троицкий монастырь в день памяти Сергия - 25 сентября, совершая так называемые "троицкие походы" на богомолье.

Сведения о самых различных областях культуры и много интересных материалов чисто бытового характера содержатся в "житиях святых". Одним из лучших житийных писателей был ученик Сергия Радонежского - Епифаний Премудрый, живший в конце XIV - начале XV в. Его перу принадлежат два литературных памятника - жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского, который прославился своей миссионерской и просветительской деятельностью в земле коми.

Особое место в нашей средневековой литературе занимает русский Хронограф - сборник занимательных и нравоучительных новелл по всемирной истории. По словам академика Д.С. Лихачева, вся мировая история в изложении Хронографа - цепь нравоучительных историй, рисующих неслыханные злодеяния, неимоверные подвиги благочестия, мученичество праведных и преступления нечестивых. Чудесные события, предвещания, указания на символическое значение событий обильно насыщают повествование. По стилю Хронограф очень близок к житиям Епифания Премудрого.

Таким образом, на протяжении столетий, преодолевая неимоверные трудности, противостоя натиску внешних врагов, русский народ накапливал огромную духовно-нравственную энергию, позволявшую ему с честью выходить победителем из самых трудных испытаний, выпавших на его долю. Возрожденческие свойства духа русского народа проявлялись особо в периоды кризисов, когда нужно было показать силу воли, мужество и вместе с тем открытость характера, справедливость.

Подъем русской культуры непосредственно отразился в небывалом оживлении общественно-политической мысли в условиях единого государства. Конец XV века стал переломным в истории общественной мысли и публицистики: в это время было положено начало тем спорам об обрядах, которые в XVII столетии приведут к расколу; появились признаки религиозного свободомыслия, попытки рационалистической критики основных догматов православия; наконец, важнейшим

вопросом общественно-политической мысли сделался вопрос о месте церкви

государстве.

Одним из самих ярких проявлений умственной жизни средневеков! являлись ереси. Религиозные вопросы в конце XV века стали предметом широко обсуждения. Возникновение и развитие ересей было связано с определенны изменениями социальных условий в жизни средневекового обществ Возникновение и распространение на Руси оппозиционной и еретической мыс следует рассматривать не изолированно, а в связи с общими процессами развит философской и общественно-политической мысли в Европе. С другой стороны степень распространения оппозиционных воззрений всецело определялась внутренними социально-экономическими и политическими условиями.

Следует отметить, что некоторые идеи еретиков (отрицание монашества и церковного землевладения) вызывали симпатии государственной власти, видевшей в крупном церковном землевладении источник пополнения земельных фонда казны. Несмотря на поддержку Ивана III, Церковный собор 1490 г. осудил epeсь Идеи еретиков конца XV в. нашли свое продолжение у "нестяжателей". Учителя нестяжательства (идеологи Нил Сорский и Вассиан Патрикеев) высказывались за реформу монастырей для поднятия их авторитета, призывали монахов к аскетизм и нравственному самосовершенствованию, указывали на несоответствие церковной практики принципам христианства. Идеи нестяжательства нашли поддержку боярства , служилого дворянства и у великого князя, но со стороны многи церковников встретили враждебное отношение. Игумен Волоцкого монастыря Иосиф (от имени Иосиф происходит название течения "стяжателей" - "иосифляне или "осифляне") оправдывал наличие у церквей материальных богатств, изобража церковные земли как "убежища для бедных и разоренных крестьян". Осифлян добились союза с великокняжеской властью на условии сохранения своих позиций Иосиф Волоцкий развил теорию теократического абсолютизма, согласно которо власть великого князя имеет божественное происхождение, что не только укрепил ее авторитет, но и усиливало роль церкви в государстве. Нестяжатели же был осуждены, как еретики на церковных соборах 1503,1531 гг. Основные взгляды осифлян стали официальным учением церкви.

Неразвитость социально-экономических отношений, отсутствие широко социальной базы для реформационного движения предопределили поражени еретиков и укрепление позиции церкви. Это отразилось на развитии русской культуры XVI в, оказавшейся под жесточайшим прессом канонических требований

Многообразие общественных идей, выражавших устремления различных слоев в новых социально-политических условиях, отразилось в светской публицистике. В оформлении теории феодальной монархии принимали участи представители духовенства (теория "Москва - третий Рим" монаха Филофея выступившего с тезисом о богоизбранном царстве и обоснованием не только мирового значения Русского государства, но в еще большей стелен исключительного значения русской православной церкви), дворяне (челобитны И.С. Пересветова, содержащие программу строительства дворянского государств во главе с самодержцем); и, наконец, представители княжеско-боярско аристократии (переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским демонстрирует диаметрально противоположные взгляды на государственную власть венценосного апологета самодержавия и представителя княжеско-боярско оппозиции - убежденного сторонника сословно-представительной монархии). Эти

политические концепции отражали основные тенденции в развитии российской государственности, сложившиеся в XVI в.

Изучая вопрос о развитии русской литературы XVI в., следует указать, что она развивалась преимущественно в рамках традиционных жанров. В первой половине - середине XVI столетия были созданы несколько крупных летописных сводов, повествовавших о русской истории с древнейших времен - Никоновская и Воскресенская летописи, Лицевой свод и Степенная книга.

В середине XVI в. окружением митрополита Макария были созданы "Великие Четьи Минеи"- собрание разных по жанру книг, предназначенных для чтения (а не богослужения) в определенные месяцы и дня почитания святых. Тогда же при участия Сильвестра оформился "Домострой" - свод житейских правил, советов по ведению дома и домашнего хозяйства.

"Домострой" - своеобразная энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм XVI в "Домострой" содержит много практических указаний о ведении домашнего хозяйства в условиях городской жизни и адресован, по-видимому, как феодальной знати, имевшей свои городские дворы, так и зажиточной верхушке самого городского населения Интересно, что "Домострой" дает советы применительно к условиям рыночных отношений рекомендуя покупать товары, когда они бывают дешевы, и вести самый тщательный учет всем хозяйственным делам Много места уделяет "Домострой" вопросам морали и воспитания.

Следует отметить, что обычно на "Домострой" обычно ссылаются как на "классический" образец норм семейного права, построенного на всевластии главы семьи, его жестокости и беспрекословном подчинении домочадцев, принуждаемых к тому побоями Такие "указания" в "Домострое" действительно есть, и они типичны для феодального общества. Но вместе с тем надо заметить, что женщине в "Домострое" отводится не такое уж бесправное место, как может показаться на первый взгляд Согласно "Домострою", женщине должна принадлежать весьма значительная роль в управлении хозяйством и в воспитании детей.

"Домострой" четко определил обязанности человека по отношению к церкви и царю и последовательно проводил мысль о безропотном повиновении царской власти Важной частью "Домостроя» является раздел "О мирском строении, как жить с женами, детьми и домочадцами". Для Сильвестра дом был не временным земным прибежищем человека, а его храминой, о которой он обязан заботиться не меньше, чем о настоящих храмах. «Домострой» дает ряд практических советов по внешнему и внутреннему оформлению дома. Таким образом, «Домострой» был не только сводом правил поведения зажиточного человека XVI в , но и по сути первой энциклопедией домашнего хозяйства. Ценность этого произведения в том, что оно донесло до нас реальные особенности русского быта и языка XVI столетия.

Важно отметить, что в XVI в появился новый жанр литературы - ост­росюжетная повесть («Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзо-мысле», начало XVI в ) Симптоматично, что и в этом жанре заметно влия­ние общественно-политических идей Кроме занимательности сюжета успе­ху способствовало и то, что ее героем был купеческий сын Обратите внима­ние, что с ростом товарно-денежных отношений торговый люд занимал за­метное положение в феодальном обществе, обладая относительно высоким уровнем грамотности, он нуждался в своей литературе, и она появилась

Интенсивное экономическое развитие в конце XV-XV1 вв., рост

государственного аппарата, обеспокоенность церкви нарастанием] рационалистических и еретических идей в обществе, особенно в крупных городах] требовали повышения грамотности населения. Как и столетия назад, основным] видом учебного заведения оставались частные школы грамоты, чаще всего открывавшиеся в городах и сельских приходах и при монастырях. Учителями щ них за редким исключением выступали лица духовного звания. Обучение сводилось] к усвоению элементарной грамоты. В школах более высокого типа изучали арифметику, грамматику, закон Божий и другие предметы. Специальных учебных пособий не существовало, обучение велось в основном с помощью рукописных «Псалтыри» и «Часослова» и некоторых других книг.

Введение книгопечатания (попытки которого предпринимались с конца XV в., но первая типография была открыта в 1563 г.) явилось выдающимся событием общекультурного значения. В деле просвещения вклад его, может быть, особенно велик, Иван Федоров видел в книгопечатании эффективное средство распространения грамотности, недаром в числе первых изданных им книг находим] и «Букварь».

В конце XV-XVI в., в связи с ростом производства и общим культурным; подъемом, происходило дальнейшее накопление знаний в различных отраслях науки и техники, но по-прежнему научное знание носило прикладной характер. С' подъемом каменного строительства, особенно в Москве и других городах, накапливались практический опыт и теоретические знания (в том числе, заимствованные у лучших иноземных зодчих) не только в области культового зодчества, но и при возведении фортификационных сооружений. В этой области, в частности, был воспринят инженерный опыт итальянских мастеров - лучших в Европе строителей крепостей.

Учебные пособия по арифметике и геометрии для писцов, занимавшихся измерениями земельных площадей, свидетельствуют о развитии математики. Наиболее древним, из дошедших до нас русских учебников геометрии является руководство писцам 1556 г. Математические расчеты, связанные с измерением земель различной конфигурации, содержатся в известном сочинении XVI в. «Благохотящим царем правительница и землемерие» священника Ермолая -Еразма.

Отметим, что далеко вперед шагнули также географические знания. Получила развитие русская картография. Расширение территории Российского государства и рост связей с зарубежными странами способствовали развитию географических знаний на Руси. Развитие торговли привело к составлению справочника во внешней торговле - «Торговой книги» (вторая половина XVI в").

Важно подчеркнуть, что XV - XVI вв. были периодом интенсивного архитектурно— строительного процесса. В летописях того времени разносторонне освещается сооружение разнообразных каменных московских зданий, среди которых - не только культовые, но и гражданские, а также военно-оборонительные постройки. Творения русских мастеров в монументальных формах отражали крупные перемены, происходящие в жизни страны. С превращением Москвы в столицу независимого единого государства, с формированием представления о ней как об оплоте православия, связано стремление поднять художественный и технический уровень московского строительства. Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. В результате московское зодчество теряло региональную ограниченность и приобретало общерусский характер.

Русское зодчество XIV-XV вв. характеризуется дальнейшим развитием двух главных архитектурных школ - московской и новгородско-псковской, причем первая из них начинает играть все большую роль. Москва постепенно утверждала за собой значение столицы единого Русского государства, поэтому каменное строительство в ней стало приобретать общенациональный характер. Московская архитектурная школа опиралась на традиции владимиро-суздальского зодчества. Каменное строительство в Москве началось при Иване Калите (основателе соборного ансамбля Кремля) и продолжалось при Дмитрии Донском (белокаменный Кремль, монастыри-крепости вокруг Москвы). К памятникам московского зодчества начала XV в. относятся соборы Успения на Городке и в Саввино -Сторожевском монастыре близ Звенигорода, а также Троицкая церковь в Троице-Сергиевском монастыре и собор Андроникова монастыря в Москве.

Следует отметить, что каменные церкви строились не только в Москве. Они возводились в Нижнем Новгороде (здесь была выстроена даже каменная крепость), в Рязани и других городах. И все же в Новгородско-Псковской земле их сооружалось тогда значительно больше. Яркое представление о характерных особенностях новгородской архитектуры дают два сравнительно небольших храма - церкви Спаса на Ильине улице (построена в 1374 г.) и Федора Стратилата «на Ручью» (построена в 1361 г.) В отличие от сурового внешнего облика новгородских церквей XII-XIII вв., эти храмы поражают легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм.

Показательно, что весь период образования Русского централизованного государства, времена правления Василия II Темного, Ивана III, Ивана IV характеризуется интенсивным строительством городов, монастырей, храмов и крепостей-кремлей, высокими достижениями национальной архитектуры. В подтверждение общего расцвета московской архитектуры можно привести такие сравнительные данные: в течение третьей четверти XV столетия в Московской Руси было создано 29 построек, из них 26 - каменных; раннемосковское зодчество насчитывает около 30 памятников, но возведены они в продолжение целого столетия, с 1320 по 1420-е годы.

Причем подавляющее большинство зданий возводится в Москве. Именно в столице складывающегося единого и централизованного Русского государства происходит наиболее интенсивный процесс формирования нового московского зодчества, положивший начало блестящему развитию общерусской архитектуры конца XV-XVI вв.

При Иване III идет активная перестройка Кремля. Крепость Дмитрия Донского уже не соответствовала новым представлениям ни об оборонном зодчестве, ни о резиденции великого государя. В 1485-1496 гг. Кремль, по существу, был возведен заново , сохраняя при этом план старой крепости. Новый Кремль с краснокирпичными стенами протяженностью более чем в 2 км и 18 башнями, с бойницами, боевыми ходами представлял собой не только грозную крепость, но и прекрасный архитектурный ансамбль, вписанный в ландшафт Москвы.

Как только Москва стала во главе единого централизованного государства, возникла необходимость в возрождении больших монументальных форм государственно-митрополичьего жанра. В 1472 году Иван III повелел строить в Кремле новый Успенский собор по образцу Владимирского, но длиннее и шире последнего. В 1474 году недостроенный собор обрушился, но он хорошо известен

по описанию. Успенский собор 1472-1474 годов не только возрождал государственно-соборный /митрополичий/ жанр, но возрождал его с превышением владимирского оригинала, то есть явно был рассчитан на общерусскую функцию.

Неудача со строительством не остановила Ивана III. Поэтому третий Успенский собор (1475-1479 гг.) был построен Аристотилем Фиораванти тоже в государственно-соборном жанре. Образец Успенского собора оставил глубокий след в русской архитектуре. Он стал тем импульсом, который в течение всего XVI века поддерживал ренессансную линию в архитектуре Руси.

Следует отметить, что и церковные власти, и, в первую очередь, московский митрополит, принимали непосредственное участие в перестройке московского Успенского собора. Хотя церковь контролировала и определяла идейно-образную структуру искусства, в том числе и архитектуры, архитектурно-художественное построение собора отразило и новые светские черты. Их мы находим и в Архангельском соборе, заново отстроенном в 1505-1508 гг. - усыпальнице московских великих князей.

Примечательно, что формы московских соборов стали применять на Руси при постройке храмов в других городах, монастырях. По ним не только узнавали руку московского мастера, они символизировали силу и славу Москвы и ее великого князя - государя «всея Руси».

Благовещенский собор (1484-1489 гг.) и церковь Ризоположения (1484-1486 гг.), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны с традициями псковского, владимирского и ранне-московского зодчества. Завершают ансамбль Соборной площади Кремля Грановитая палата ( Марко Руфо и Пьетро Антонио Солари, 1467-1491 гг.), имевшая пятисотметровый квадратный зал, перекрытый четырьмя крестовыми сводами с мощным опорным столбом посредине, и высокий столпообразный храм-колокольня Иоанна Лествичника (Бон Фрязин, 1505-1508 гг.), представлявший башню из стройных восьмериков с арками для колоколов. Изящество постройки подчеркивали плоские лопатки на углах и легкие карнизы. Инженерный и эстетический опыт Москвы использовали строители многих русских крепостей (Новгород 1490-1500 гг.; Нижний Новгород 1500-1511 гг; Тула 1514-1521гг; Коломна 1525-1531гг.).

Немало примеров взаимосвязи исторической ситуации в стране и архитектурных решений дает нам XVI век, отмеченный не только интенсивным ростом старых городов, но и основанием новых. В них возводятся монументальные пятиглавые соборы, строятся каменные посадские храмы. Все чаще в архитектуре городских храмов звучат светские мотивы, многие храмы отражают вкусы посадских кругов, что придает архитектуре новую тональность, большую декоративность.

Объединение русских земель, образование единого общерусского Московского государства, освобождение от татарского ига, возвращение утраченных ранее областей и городов, покорение Казани, Астрахани, присоединение Сибири - все это, естественно, отражалось и на архитектуре.

Одной из самых интересных страниц в истории древнерусского зодчества стала шатровая архитектура XVI столетия. Как ни примечательны были отдельные здания начала XVI в, все же они представляли собой как бы подготовительный этап к сооружению тех редких по красоте и оригинальности шатровых храмов, которые знаменуют одну из высших точек в развитии древнерусского зодчества. Архитектура XVI в. исходила из темы прославления деяний могучей страны и сильного государя. Новый социальный заказ требовал от архитектуры иных форм.

Следует отметить, что храмы, завершаемые шатром, издавна известны в русской деревянной как церковной, так и светской архитектуре. Конструкция шатрового верха так и называлась "на деревянное дело". Памятниками шатрового зодчества XVI являются церковь Вознесения в Коломенском, Воскресенская церковь в Городне, церковь Иоанна Предтечи в Дьякове и собор Покрова «что на рву», известный в истории как храм Василия Блаженного, собор Соловецкого монастыря.

Один из первых и самых великолепных кирпичных памятников шатрового зодчества - церковь Вознесения в селе Коломенском (1530-1532 гг.), построенная Василием III в честь рождения сына, будущего царя Ивана Грозного. Это поистине русская во всех формах постройка, .порвавшая с привычным образом крестовокупольного храма. Композиция церкви складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами-притворами, образующими крестообразный план, восьмерика и шатра с главкой. При огромной высоте площадь храма невелика. Он создан прежде всего для обозрения снаружи, как торжественный памятник-монумент важному событию - рождение наследника престола.

Французский композитор Берлиоз, побывавший в России в середине XIX в, написал: «Ничто меня так не поразило как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес.. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный".

Следует отметить, что венцом русского зодчества XVI столетия стал широко известный Покровский собор на Красной площади в Москве, названный храмом Василия Блаженного. Собор вышел удивительный - девять церквей на едином основании, но стоят как одна, словно всегда только так и строили. Затейливый, но не вычурный. Праздничный, но не крикливый. Такой вышел замечательный собор. Существует легенда, что царь Иван Грозный, узрев это чудо, взял да ослепил мастера, чтобы тот не мог нигде больше, ни в какой другой стране ничего подобного построить. Покровский собор узаконил шатровый стиль в каменном зодчестве.

Важно подчеркнуть, что русское шатровое зодчество XVI в. до сих пор остается загадкой для исследователей, которые спорят о происхождении шатровых форм, связывая появление в архитектуре шатрового завершения то с деревянными шатровыми храмами, то с башнями крепостей.

Кстати, заметим, что самым вместительным зданием эпохи была трапезная Соловецкого монастыря (предположительно до 495 кв.м), больше знаменитой Грановитой палаты Кремля, а самим высоким зданием России XVI в. был главный храм Соловецкого монастыря - Преображенский собор.

XVI век - период расцвета крепостного зодчества. Оно было вызвано появлением новых орудий ведения боя. Крепость в большей степени определяет и планировку города. Слободы, посад под ее стенами, стали также укрепляться деревянными «острогами". Монастыри укреплялись тоже как крепости, являясь важными оборонительными оплотами как в самой Москве (Новодевичий, Симонов монастырь), так и на ближних к ней подступах (Троице-Сергиев), мощные монастыри-крепости строились и далеко на севере (Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкий монастырь).

Необходимо отметить, что во второй половине XVI в. культовом строительстве появилась консервативная тенденция. Стоглавый церковный собор 1551 г. строго регламентировал церковное строительство Зодчим было указано придерживаться канонического образца Успенского кремлевского собора; шатровые постройки, противоречившие византийским образцам, были запрещены. В результате появилось на Руси множество тяжеловесных повторений кремлевского шедевра. Лишь в самом конце столетия, при Борисе Годунове, в архитектуре вновь наметилась тяга к разнообразию и изяществу форм, повышенной декоративности (церковь в резиденции Бориса Годунова - селе Вяземы, 1598-1599 гг.), В целом, зодчество XVI в. по масштабам, разнообразию и оригинальности творческих решений принадлежит к наиболее ярким этапам в истории русской архитектуры.

Искусство не могло не отражать главных моментов русской истории. Поэтому, естественно, во многом развитие русской живописи второй половины XV-XVI столетий определялось таким важнейшим историческим процессом, как создание централизованного государства. В его задачу входило прославление государственной мощи. Расширяется идейное содержание искусства, но одновременно усиливается регламентация сюжетов и иконографических схем, что вносит в произведения отвлеченный официальный характер, определенную холодность. Однако все это касается уже искусства XVI столетия, а в конце XV в. ведущую роль еще играло рублевское направление. Художники больше обращались к сюжетам Ветхого завета, к легендарно-историческому жанру, проявляли интерес к национальному быту, к русским реалиям (архитектура, костюм и т.п.).

Обратите внимание, что из-за относительно слабого развития городов Русь не знала такого количества художественных школ, как Западная Европа. Если говорить о «золотом веке» русской иконописи, то это прежде всего московская, новгородская и псковская школы.

Счастливо избежавший татарского нашествия Новгород испытал в XV в. блестящий экономический и культурный расцвет. Своеобразный древнерусский демократизм нашел отражение и в изобразительном искусстве новгородцев Высокого развития достигла в XIV-XV вв. и новгородская живопись, опиравшаяся на прочные местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Как и в зодчестве, в живописи Новгорода XIV в. сложился новый стиль.

Важно отметить, что новым для русской живописи XIV века было вторичное сближение с искусством Византии, пережившим последний период расцвета, известный под названием «палеологовского Ренессанса». Но его сближение со стороны русского искусства уже не было ученическим. И Новгород с Псковом, и Москва с Ростовом, Тверью и другими среднерусскими городами обладали своим достаточно развитым искусством. Поскольку оно развивалось в довольно разной социальной среде: в Новгороде и Пскове - в боярско-купеческой, а в Москве и Подмосковье - в княжеско-церковной, — то и византийские импульсы были различными. Более демократическая боярско-купеческая среда была открыта к восприятию живописи широкого стиля; московским феодальным кругам больше нравилось искусство придворного, утонченного характера.

Конечно, это разделение условно. В первой половине XIV в. оно было мало заметно, и новгородские произведения с оттенком «палеологовского стиля», а также московские представляют, в сущности, единый этап. В живописи XIV века постепенно увеличивалось эмоциональное и вместе с тем живописное начало.

При этом новгородско-псковская живопись склонялась к большей внешней свободе стиля, а московская - к известной сдержанности. Кроме отмеченной выше социальной специфики к этому толкала и сама архитектура, точнее - храмовый интерьер.

В XIV-XV вв. живопись (преимущественно церковная иконопись) достигает своего наивысшего расцвета, благодаря творчеству двух великих русских художников - Феофана Грека и Андрея Рублева. В своем творчестве Феофан Грек соединял лучшие традиции византийского искусства с успехами русских живописных школ и оказал огромное воздействие на современных ему русских мастеров - с ними он работал сначала в Новгороде, а потом в Москве. Лучшими его работами были фрески в новгородском храме Спаса на Ильине улице и часть икон в иконостасе Благовещенского собора в Московском Кремле.

Андрей Рублев занимает особое место среди русских художников средневековья Лучшим творением Андрея Рублева общепризнана его замечательная икона «Троица». На иконе Рублева под сенью дуба за столом сидят трое прекрасных юношей и ведут неторопливую и, несомненно, дружескую беседу, исполненную печали. Произведения Андрея Рублева отличаются теплым, мягким и спокойным колоритом, сдержанной манерой кисти, глубокой человечностью и лиризмом образов, несущих идеи прощения, заступничества и гармонии В годы кровавых феодальных междоусобиц и ордынских набегов Андрею Рублеву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии и спокойствии. Многие исследователи называют Андрея Рублева человеком-легендой. Необходимо отметить, что в XV веке нет более звонкого имени Художник участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году, создал прекраснейшую рукопись с миниатюрами Евангелие Хитрово, расписывал Успенский собор во Владимире в 1406 году, создал знаменитый Звенигородский чин (иконы для соборного иконостаса), создал иконостас Троицкого собора и большую часть росписи Анронникова монастыря в Москве И все же, даже одной-единственной неповторимой «Троицы" было бы достаточно для бессмертия имени Андрея Рублева.

В «Троице» Рублев выступил с новаторских позиций не только как художник но и как мыслитель, философски обосновывающий идею нерасторжимости и единства всех трех лиц "Троицы". Единение трех лиц требовало единения русских земель, ибо поколение Рублева впитало в себя дух Куликовской битвы, став новым поколением, выросшем вне страха от нашествия ордынцев.

Другая идея, заложенная в «Троице» - идея любви, союза, доверия в отношение людей. На рублевской иконе все три изображенных ангела открыты миру, они существуют только в любви, в согласии, в единстве души и тела, жизненного и вечною В этом единении, вызванном своеобразной ситуацией на Руси в начале XV в., состоит основное содержание иконы, ее человеческое, возрожденческое начало. В творчестве А.Рублева русское искусство делало важный шаг по пути становления реалистического начала с индивидуальной свободой художественного творчества.

Крупнейшим художником рублевского направления на рубеже XV-XVI вв был Дионисий (30-40-е годы XV в. - около 1508 г.) Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 г.) Влияние Дионисия сказывалось на всем искусстве XVI в.

Вместе с тем, в русской живописи XVI в. появилось стремление к отвлеченному «мудрствованию», к истолкованию в художественных образах важнейших христианских догматов, что привело к перегруженности изображения деталями, символами. Но одновременно усиливалась регламентация художественного творчества. В постановлениях Стоглавого собора 1551 г. от иконописцев потребовали писать «како греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев, а от своего замышления ничто же претворяти». Строгий церковный надзор не только над иконописью, но и над самими иконописцами вменялся специальным старостам из «нарочитых мастеров». Идеальный образ, к которому должен был стремиться каждый художник, обрисован в 43-й главе Стоглава: «Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празнослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную...»

Для иконописи XVI в характерно возвеличивание средствами искусства официальных политических идей. Так, икона-картина «Церковь воинствующая» или «Благословенно воинство небесного царя» (середина XVI в.) мало напоминает традиционный молельный образ. На ней изображено торжественное возвращение в Москву русского войска из покоренной Казани, переданное как апофеоз «воинства царя небесного». Это скорее живописный памятник победе Ивана Грозного, произведение историко-аллегорического жанра. В XVI в. менялся и внешний облик русской иконы. Практически обязательной принадлежностью становится серебряный или чеканный оклад. Чтобы подчеркнуть блеск окладов, лики часто писались намеренно темными невыразительными красками.

Те же изменения, что и в иконописи, происходили в монументальной живописи, которая известна прежде всего по московским памятникам. Еще в традициях XV в., в стиле, близком ферапонтовским фрескам, сыном Дионисия - Феодосием расписан новый кремлевский Благовещенский собор (1506 г.). Вj стенописи нашла отражение идея преемственности власти владимирских князей и византийских императоров московскими князьями.

В росписях Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (около 1530 г.) воплотилась другая политическая теория - «Москва - третий Рим». Более сложна композиция стенописи Успенского монастыря в Свияжске под Казанью (1561 г.). Роспись представляет собой своего рода живописный богословский трактат, посвященный доказательству христианского догмата в воплощении. Знаменательно, что кроме эпизодов ветхозаветной истории, сложных символических изображений Христа и Богоматери роспись включает портреты государственных и церковных деятелей XVI в. (Ивана Грозного, митрополита Макария и др.). Развитие жанра исторического портрета связано с ростом интереса к исторической тематике.

Важно отметить, что традиционная книжная миниатюра претерпела в XVI столетии значительные изменения в связи с заменой пергамента бумагой и введением книгопечатания. В частности, появилась гравюра на дереве -ксилография. К числу лучших гравюр XVI в. принадлежит заставка с изображением евангелиста Луки в первой печатной книге И.Федорова «Апостол» (1564 г.) Ученик и последователь первопечатника Андроник Тимофеев Невежа, работавший в московской типографии после отъезда учителя, во многом содействовал развитию искусства книжной гравюры.

Таким образом, на рубеже ХУ-XVI вв. русская культура, переживавшая

Предвозрождение в XIV - начало XV в., приблизилась собственно к Ренессансу, практически даже вошла в него. Но наступившая в середине XVI в. реакция (решения Стоглавого собора 1551 г.), коснувшаяся всех сфер искусства, литературы, образования, породила своеобразные модификации Предвозрождения. Централизация государства, которая шла вместе с укреплением крепостничества, порождала противоречивую ситуацию. С одной стороны, правители государства обращались к передовым явлениям европейской культуры, а с другой - упрочение крепостничества толкало их на союз с реакционными силами церкви, боровшейся против нестяжателей и других еретиков. Как в архитектуре, так и в живописи, и в литературе XVI в. можно видеть не отрицание предвозрожденческих тенденций, но вынужденную модификацию Предвозрождения. Д.С.Лихачев писал об этом, правда применительно к литературе:«... эта литература (XVI в.) в большей мере, чем прежде, «чревата будущим», она чревата неизбежностью Ренессанса». Добавим, что вся русская культура этого времени «чревата будущим». В XVI в. сложилась культура великорусской народности, закрепившая

соответствующий этнический процесс. Именно с XVI в, началась история культуры русского народа в собственном смысле слова (так же, как и культура украинского и белорусского народов). Многообразные новые явления, характеризующие культурное развитие России в следующем, XVI столетии, были подготовлены историко-культурным процессом конца XV-XVI вв.

XVII вех был началом «нового периода русской истории» также и в области культуры. Объясняется это прежде всего изменениями в социально-экономической и политической жизни русского общества, вызвавшими заметное оживление общественно-политической мысли передовой части народа. Активизация городской жизни, развитие ремесла и торговли в значительной степени повысили роль посадского населения, его тягу к знаниям и просвещению.

Одной их из характерных черт духовной жизни России XVII в. (особенно второй половины столетия) стало значительное расширение и углубление ее связей с другими странами. Это было встречное движение, обнаружившее заинтересованность в контактах обеих сторон, но в тогдашних условиях во взаимодействии больше нуждалась Россия. Несмотря на внедрявшуюся в общественное сознание идею о богоизбранности России как центра и защитницы православия, постепенно преодолевалось недоверие к «люторам» и «латинянам»; их призывали в Москву для устройства культурного быта и обучения русских людей приемам профессиональной деятельности.

Важно отметить, что существенную роль в становлении «открытости» русской культуры сыграли посредники между Московским царством и Западной Европой - выходцы из Украины и Белоруссии. В культурном общении Россия была в основном воспринимающей стороной.

Обратите внимание на особенности новой культуры. Это прежде всего, светскость; углубление и качественно новый характер связей с культурами других стран и народов («открытость» культуры); значительное ускорение темпов развития (духовная жизнь становится более интенсивной и разнообразной); изменения отношения к человеческой личности («открытие человека»). Представляется, что в число признаков новой культуры следует включить и рационализм, проявившийся позднее в науке и градостроительстве. Отдельные элементы явлений, включенных в этот перечень, наблюдаются и до XVII в. Например, идеи светского характера можно обнаружить в сочинениях И. Пересветова и Ф. Карпова (XVI в.); достаточно

активные культурные контакты России с другими странами имели место и на рубеже XV-XVI вв.

Средневековая культура - это система, замкнутая в этнических и религиозных рамках. В XVII в. постепенно преодолевались ксенофобия и религиозная нетерпимость, церковь утрачивала монопольное влияние на духовную жизнь. Изменения в восприятии традиционных (средневековых) ценностей явились следствием объективных закономерностей развития культуры. Во всех странах, у всех народов на определенном этапе их истории культура приобретает светский, открытый, личностный характер. Россия вступила в этот период в XVII в. Вторая половина XVII в. - это время зарождения новой культуры, начало перехода от средневековья к новому времени в духовной области.

Следует отметить, что за пестротой, противоречивостью явлений российской действительности XVII в. трудно разглядеть ее культурное "лицо". Все же можно считать, что в целом русское общество строило свою жизнь по старине. Новая культура затронула небольшую часть господствовавших сословий, но и в среде боярства или дворянства тоже преобладал традиционный жизненный, уклад. Светские знания пробивались с трудом. Церковь неукоснительно следила за исправлением христианских обязанностей.

Вообще же наряду с начавшейся секуляризацией культуры в XVII в. наблюдается и противоположная тенденция - возрастание роли религиозно-этических факторов духовной жизни. В связи с церковным расколом довольно широко распространились - по преимуществу в старообрядческой среде -эсхатологические настроения {ожидания конца света). В этом смысле культура; переходной эпохи ближе к средневековой культуре, чем к культуре последующих периодов.

На смену единства и цельности классического времени Средневековья приходили раздвоенность противоположных тенденций. Раскол не только в церкви, но и во всей жизни, в менталитете общества и культуре. Давно замечена красочность, нарядность, декоративность в живописи и зодчестве, декоративно-прикладном искусстве, церковном пении XVII в. По-своему воплощенное «дивное узорочье» проникает и в литературу. Век «узорочья» закономерно стал и веком «обмирщения», секуляризации кулыуры, нарастания в ней светских начал. В литературе появляется, например, совершенно светская по характеру плутовская новелла, в живописи - вполне светский портрет, в архитектуре возрастает удельный вес гражданских построек.

В заключение следует отметить, что ростки нового, появлявшиеся в XVII] в., пробивались к жизни медленно, с трудом. Этот век не стал «новым периодом русской истории», хотя и мог бы, возможно, им быть. И культура, и быт, и весь жизненный уклад страны оставались по-прежнему традиционно-патриархальными, религия в целом владела умами, разрыв с Западной Европой нарастал.

И все же что-то новое постепенно вызревало, фигура царя Алексея Михайловича, прозванного в его «бун1ашный» век Тишайшим, как бы персонифицировала это парадоксальное, раздвоенное время. Характеристика царя В.О.Ключевским составляет яркую, возможно, чуть оптимистическую картину его времени:"... одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении».

На вопросы, который поставил XVII век, предстояло ответить XVIII веку.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта