ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (IX - начало XX вв.) Учебное пособие. История русской куль туры
Скачать 0.91 Mb.
|
Глава 5 ИСТОРИЯ ПОРЕФОРМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - КАЧАЛО XX ВЕКА) Буржуазно-демократические реформы 60-70-х годов XIX аека в области просвещения, народного образования, печати. Художественная культура. Расцвет художественной литературы в 70-е годы. Творчество И. Тургенева, Ф. Достоевского, Н. Некрасова, Л. Толстого и других. Расцвет изобразительного искусства во второй половине XIX века. Утверждение реализма. «Передвижники»: И. Крамской, В. Перов, И. Репин. Расцвет русского музыкального» искусства. П. Чайковский, композиторы «Могучей кучки». Поиски русского национального стиля в зодчестве. Художественная культура в конце XIX - начале XXвека. «Серебряный век» русской литературы. Возникновение модернистских течений(символизм, акмеизм, футуризм и др.). Творчество А. Блока, В. Брюсова, М. Волошина. Возрастание роли театра в конце XIX века. Изобразительное искусство в конце XIX - начале XX века. Модернизм в живописи. Творчество М. Врубеля, К. Коровина и других. «Мир искусства» и его идеалы. Новые черты и формы русской музыки, зодчества, архитектуры. Буржуазно-демократические реформы 60-70-х годов XIX века стали поворотным пунктом развития России. В стране был сделан первый шаг по пути преобразования в буржуазную монархию. Следует отметить, что реформы вызвали невиданный общественный подъем. 60-е годы XIX века воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений. Вопросы просвещения, народного образования особенно активно волновали демократическую общественность. В стране развернулось движение за создание народных школ, изменение методов преподавания, предоставление права на образование женщинам. Реформа провозгласила принцип общечеловеческого образования и всесословной школы. Предусматривалось применение достижений прогрессивной педагогики, учет возраста, наглядность обучения, запрещение телесных наказаний. Однако перестройка школы не привела к полной демократизации образования. Начальное образование имело весьма ограниченный уровень, оно не было бесплатным и обязательным. Начальные школы были разных типов (юсударственные, земские, церковно-приходские и др.) Они давали элементарную грамотность. Срок обучения ограничивался тремя годами. Среднее образование давали гимназии, которые делились на классические и реальные с семилетним сроком обучения. В классических гимназиях отдавалось преимущество гуманитарной подготовке и языкам. В реальных гимназиях заметное место занимали предметы естественного цикла. Считалось, что классическое образование имеет превосходство над реальным. Сословная политика царизма превратила классическую школу в удел дворянства. Общественное развитие диктовало необходимость подготовки специалистов, ибо во всех российских университетах к началу 60 - годов XIX века обучалось около 3 тыс. студентом Поэтому в стране расширяется высшее образование и учреждается новый университетский устав. Он ослабил бюрократическую опеку над университетами и дал им внутреннюю автономию. Однако и здесь оставались многочисленные пережитки старой эпохи: продолжало существовать сословное деление с [удентов различных факультетов, сохранялось право министра просвещения назначать и увольнять преподавателей, учреждать инструкции и т.п. Просвещение становилось ареной острой борьбы. В целом же в пореформенное время повысился уровень грамотности. Ко времени падения крепостного права доля грамотных среди населения России составляла примерно 7%, а к концу века - свыше 20% При этом к концу века лишь немногим более 1% населения имели высшее и среднее образование. Иными словами, уровень образованности в России определяли начальная школа. Следует подчеркнуть, что период буржуазных реформ коснулся и печати. Ранее внутри России в печать почти не допускались политические сочинения. В условиях недовольства общественности правительство допустило на страницы печати «сочинения о современной общественной жизни и связанной с ней правительственной деятельности". Это привело к резкому увеличению числа периодических изданий. Впрочем, ограничения в отношении газет и журналов в России были постоянно. Отметим, что большое развитие получили и различные формы культурно-просветительских учреждений (библиотеки, музеи, выставки). В 1862 г. открылась первая Публичная библиотека в Москве (ныне - Государственная библиотека им. В.И. Ленина). Основу ее фондов составили книги Н. Румянцева и других издателей и коллекционеров. В пореформенное время получает широкое распространение частное коллекционирование. На основе частных собраний создавались национальные художественные музеи. Так, в начале 80-х годов для посещения была открыта картинная галерея П. Третьякова. В 1893 г. он передал свою галерею в дар Москве. В 1893 г. в Москве был открыт Исторический музей. Общедоступность многих музеев, развитие выставочного дела свидетельствовали о постепенном процессе демократизации культуры. Выставки художников-передвижников, которые стали организовываться с начала 70-х годов, впервые знакомили с русской живописью не только столичную, но и провинциальную публику. Таким образом, уже в первые послереформенные десятилетия были достигнуты значительные успехи в распространении общеобразовательных и технических знаний, расширении круга читателей, Необходимо подчеркнуть, что особое место в художественной культуре России занимала литература. В России, ввиду слабого развития общественной жизни, она более чем где-нибудь служила выразительницей духовных сил страны. В истории русской литературы нет периода равного по интенсивности творчества концу 50-х - начала 60-х годов XIX века. Это «яркое созвездие великих имен»: И. Тургенев, Н. Лесков, Ф. Достоевский, Н. Некрасов, И. Гончаров, М. Салтыков -Щедрин, Л. Толстой. Критическое отношение к существующей действительности, стремление найти пути борьбы со злом характеризуют произведения этого периода. Надо иметь в виду, что нашу литературу всегда отличали демократизм, любовь к простому человеку. Развивалась в это время и так называемая «чистая поэзия». Она была представлена такими поэтами как: А. Майков, Я. Полонский. А. Фет. Бесспорным признанием пользовалась и поэзия Ф. Тютчева, современника и последователя А. Пушкина. Из других поэтов «чистого искусства» получает известность граф А. Толстой с его известным историческим романом «Князь Серебряный». Обращает внимание, что литература первой половины XIX века была в основном дворянской. В пореформенной же России и вожди теоретической мысли, и ряд новых беллетристов по происхождению принадлежат либо к духовенству, либо к мелкому чиновничеству. На литературное поприще вступает разночинец Необходимо подчеркнуть, что наша литература не замыкалась в сфере чисто художественных интересов, а, как и прежде, была кафедрой, с которой раздавалось учительское слово. Все крупные писатели и поэты становятся художниками- проповедниками. Ярче других начальные годы эпохи реформ отразил И. Тургенев, Его произведения представляют собой образец тесного взаимодействия литературы и общественной жизни. Вспомните его произведения: «Записки охотника», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Романами И. Тургенева не только зачитывались, его героям старались подражать. Огромную роль сыграло и произведение И. Гончарова «Обломов». Имя Обломов стало нарицательным для обозначения дореволюционной инертности и косности - и оно быстро вошло во всеобщий обиход, как только Н. Добролюбов сформулировал в своей знаменитой статье: «Что такое Обломовщина?» Казалось, что было найдено объяснение несовершенств российской жизни. Необходимо подчеркнуть, что 70-е годы XIX века оказались особо благоприятными для развития творчества трех великих писателей: М. Салтыкова - Щедрина, Ф. Достоевского и Л. Толстого, вступивших в литературу в 60-е годы. Так, чем круче становились времена, тем определеннее становилось мировоззрение М. Салтыкова-Щедрина. В его произведениях уже слышится не холодный юмор, а глубокая ирония. Символически резюмирует всю деятельность писателя диалог «торжествующей свиньи» с правдой. К середине 70-х годов относится апогей славы Ф. Достоевского. Никто не мог быть таким злым и жестоким, но никто также не мог доходить до такой всепроникающей любви к униженным и оскорбленным. Это-то и было оценено обществом. Ф. Достоевский стал учителем нравственным. Обращает внимание, что Ф.М. Достоевский предложил свой ответ и на вопрос о том, как изменить мир, человека. Проанализируйте отдельные высказывания великого писателя. «Назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским - стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». «Общество имеет предел своей деятельности, тот забор, на который оно наткнется и остановится. Этот забор есть нравственное состояние общества, крепко соединенное с социальным устройством его». «Между тем настоящее равенство говорит: «Какое мне дело, что ты талантливее меня, умнее меня, красивее меня? Напротив, я этому радуюсь, потому что люблю тебя. Но, хоть я и ничтожнее тебя, как человек я уважаю себя». Следует подчеркнуть, что властителем дум российского общества 70-80-х годов был Л.Н. Толстой. На всем протяжении его 50-летней деятельности и через все его великие произведения проходит одна и та же красная нить - искание смысла жизни и желание добиться правды. Планы преобразования жизни Л. Толстой связывал с преобразованием человека. Писатель отличается своеобразным толкованием идеи Бога. По его мнению, «Бог есть любовь». Практическое осуществление своих идей Л. Толстой связывал с концепцией непротивления злу насилием. Однако многие не разделяли эту концепцию. В 70-е годы XIX века среди радикальной интеллигенции возникает массовое хождение «в народ». Наиболее активные из народников решают прибегнуть и к террору. Крупным талантом 70-х годов был Г. Успенский. В своих очерках он с глубокой душевной болью показывает не только положительные качества народа. В его описаниях он может быть грубым, жестоким, корыстолюбивым. Но такая характеристика лишь усугубляла сознание, что интеллигенция должна внести свет в тьму народного невежества. Обращает внимание, что в творчестве многих ярких дарований 70-х годов чувствуется тот душевный разлад, который наряду с самопожертвованием, составляет одну из характерных черт литературного поколения семидесятых годов-Разлад вызван тем, что рядом с глубокой потребностью в деятельной борьбе со злом не было уверенности в торжестве добра, да и самая борьба противоречила столь же глубокому и всепроникающему чувству гуманности. В 80-е годы XIX века в общественно-политической обстановке России создалась особая атмосфера - откат от реформаторского духа предыдущих десятилетий. В 80-е годы окончательно сформировался реакционный курс в политике правительства по отношению к школе и печати. В народном образовании усилился контроль за начальной школой, ограничивалась роль земств, все гимназии были превращены в классические, были изданы правила, резко ограничивающие права на получение среднего и тем более высшего образования выходцам из низших слоев. В этих условиях огромный успех имеет толстовское учение о непротивлении злу насилием. На первый план под влиянием Л. Толстого выступает интерес к вопросам философско-религиозного характера. Особенно ярко это видно в творчестве философа, публициста, поэта - Соловьева. В 80-е годы в литературу входит А. Чехов, блестяще отразивший в своих произведениях атмосферу пасмурных 80-х годов. Писатель восстал против мира пошлости, мечтал о светлой жизни и прекрасной человеческой личности. Своему идеалу великий писатель не изменял никогда. Обратимся теперь к характеристике такого вида искусства как живопись Для живописи, как и для литературы, в пореформенной России характерна ярко выраженная гражданская и нравственная позиция, что способствует формированию такой художественной системы видения как критический реализм. Это искусство размышлений вполне в духе Л. Толстого, Ф. Достоевского. Душой этого нового направления в 60-е годы был В. Перов. Передовое русское общество 60-70-х годов, как бы понуждаемое самой жизнью, видело свою цель и задачу в служении народу. Особенно ярко это проявилось в деятельности передвижников. Название передвижники произошло от товарищества передвижных художественных выставок, которое возникло в 1870 г. и прекратило существование в 1922 г. В него входили все лучшие художники второй половины XIX века: И. Крамской, Г. Мясоедов, В. Перов, Н. Ге, И. Репин, В. Суриков, В. Маковский, А. Саврасов, A.M. и В.М. Васнецовы, В. Поленов, И.В. Шишкин, В. Максимов, В. Серов, И. Левитан, А. Куинджи. Товарищество превратилось в центр художественной жизни России, потеснив Академию художеств. Расцвет передвижных выставок приходился на 60-70-е годы. Всего было организовано 48 выставок. Перевозя картины из города в город, передвижники чрезвычайно расширили аудиторию русского искусства. Основополагающим принципом искусства передвижников был критический реализм. Однако в их творчестве он обрел новые черты: большую широту и масштабность охвата жизни, глубину социальных и психологических обобщений, живописное мастерство. Передвижники внесли в реализм позитивное начало, утверждая красоту и величие народных характеров, поэзию природы, своеобразие национальной истории. Обратите внимание, что в искусстве первой половины XIX века мы не найдем прямого отклика на движение декабристов, а во второй половине XiX века у художников-разночинцев социально-политические проблемы стали Реалиями искусства: острый и насущный для России «крестьянский вопрос», обнищание народа, подпольная деятельность народников и т.п. Выдающимся русским художником был И. Репин. Картины художника поднялись до уровня подлинных социальных эпопей, превращаясь в своего рода «романы» в красках, такие как; «Буряаки на Волге», «Не ждали», «Крестный ход в] Курской губернии» - подобно тем произведениям, что создавали его знаменитые 3 современники Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Тургенев. Наряду с бытовой картиной ведущими жанрами в искусстве передвижников стали портрет и пейзажная живопись, историческая картина. В 80-е годы рядом с И. Репиным в зените славы оказался и В. Суриков. Его исторические картины представляют собой как бы окна в прошлое. Они призывают нас к глубокому философскому размышлению. ' Зачем, во имя чего так страдают люди, за что борется и погибает пламенная раскольница? Если за право креститься двумя перстами, то почему ее так свирепо преследуют? Везде есть неразрешимое противоречие между народными характерами и гибельным расточением их в жестоком становлении русской государственности. Ко второй половине XIX века относится и расцвет пейзажной живописи. Картины И. Шишкина, П. Левитана, А. Саврасова, В. Поленова, И. Айвазовского относятся к числу шедевров мировой живописи. Перейдем теперь к характеристике архитектуры и скульптуры. Бурное развитие капитализма требовало новых разнообразных композиционных решений, которые архитекторы искали в декоративных формах прошлого. Такую архитектуру называют эклектикой. Период эклектики длился до рубежа XX столетия. В первые пореформенные десятилетия классические традиции в архитектуре уже исчезли Получает распространение рациональная архитектура с ее новыми функциональными концепциями. Главной становится техническая и функциональная целесообразность построек. Важно отметить, что появляются новые типы зданий: промышленные, административные, вокзалы, рынки, банки, доходные дома, многоквартирные жилые дома. В 60-70-е годы идут поиски русско) о национального стиля, основанные на изучении подлинных памятников древнерусского зодчества. Наиболее крупным представителем этого направления был архитектор И. Ропет. Этот стиль отличался обильным декорированием зданий узорами резьбы по дереву, русских народных вышивок. Наиболее значительными постройками этого стиля были здания Исторического музея (В. Шервуд, 1875), Верхние торговые ряды {А. Померанцев; В Шухов, 1892) здание Городской думы (В. Чичагов, 1890). В церковном строительстве возник эклектичный русско-византийский стиль. Основатель стиля архитектор К. Тон был автором проекта храма Христа Спасителя, строившегося с 1837 по 1883гг. Необходимо отметить, что оживление общественной жизни в пореформенный период отразилось и на развитии музыки. Школа передвижников в живописи и так называемая «могучая кучка» в музыке не случайное совпадение. В связи с народничеством в литературе и живописи девизом и музыке становится народность . Рядом с этой чертой замечается и сильно выраженное стремление к реализму, с которым связаны попытки преобразования оперы, создание особого вокального декламационного стиля. С европейским музыкальным искусством нашу музыку роднило стремление к изобразительности, живописности музыки, что наблюдалось уже у М. Глинки, но в основном было распространено на Западе После М. Глинки новая русская музыкальная школа своими основными характерными особенностями более всего обязана А. Даргомыжскому. Как и М. Глинка, он не был профессиональным музыкантом Отсюда сравнительная недостаточность композиторской техники. Но в отношении драматизма, способности переживать положение своих героев и передавать их душевнее состояние композитор не только равнялся с М. Глинкой, но и превосходил его. В правдивом, реалистичном выражении слова посредством звуков и заключается главное значение А. Даргомыжского в нашей музыке. Оперы А. Даргомыжского «Русалка», «Каменный гость», его романсы свидетельствовали о дальнейшем развитии русского музыкального искусства. Его традиции развивали композиторы «Могучей кучки»: М. Балакирев, Ц. Кюи, М. Мусоргский, А. Бородин, М.Н. Римский-Корсаков. Идейно-нравственные основы этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60-70-х годов. Композиторы стремились передать в музыке саму изменявшуюся жизнь, национальный характер. Они много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав несколько сборников народных песен. Широко используя народный фольклор, они тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы. Драма А. Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперы М. Мусоргского; А. Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам произведения "Слово о полку Игореве»; Н. Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе А. Островского «Снегурочка», оперы «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» по Н. Гоголю. Очень часто композиторы обращались к сюжетам русской истории. На эти темы были созданы оперы М. Мусоргского «Хованщина», Н. Римского-Корсакова «Псковитянка», «Царская невеста». В 60-70-е годы музыка в России выходит из салонов на публичную сцену. Однако музыкально неразвитое большинство публики и отсталая критика часто встречает их враждебно. Распространению и популяризации русской музыки способствовала организация Русского музыкального общества, консерватории, музыкальные школы. Необходимо подчеркнуть, что выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. Чайковского. К «кучкистам» он относился тепло, поддерживал их. Один из выдающихся композиторов нашей эпохи, он оставил большое творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», симфонии, романсы). Композиторы «Могучей кучки», П. Чайковский вошли в плеяду русской и мировой музыкальной классики. Они вдохновляют нас и сегодня. Вторая половина XIX века стала переломной и для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов. Монополия казенных театров под влиянием общественности в 1882 г. была отменена. Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александровский театры. Однако растет число театров и театральных трупп в провинции. Театр все более становится органической частью культурной жизни, охватывая все более широкие слои публики. Появляется и новый демократический зритель, главным образом разночинец. Развитие театра во второй половине XIX века связано с именем А.Н. Островского. Драматургия А. Островского - замечательное явление национальной художественной культуры. Среди произведений А. Островского были сатирические комедии «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы», драмы «Гроза», «Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники», пьеса «Снегурочка». На драматургии А. Островского воспитывались многие русские актеры -П. Садовский, М. Ермолова, П. Стрепетова, А. Мартынов и др. Однако в театрах ставились не только пьесы А. Островского, А. Сухово - Кобылина, И. Тургенева, А. Грибоедова, Н. Гоголя, Шекспира, но и мелодрамы, пустые водевили. Сцены Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге были отданы иностранным, преимущественно итальянским операм. Однако огромный прогресс в развитии русского театра во второй половине XIX века очевиден. Перейдем теперь к истории культуры России в конце XIX - начале XX века. Время рубежа XIX-XX века иногда называют русским ренессансом. По сравнению с 80-ми годами XIX века и двадцатыми годами XX века эта эпоха в четверть века была отмечена необычным взлетом духовности и культуры. «Только жившие в то время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения», - писал о тех годах философ Н. Бердяев. В самом деле, в России той поры творили Л. Толстой и А. Чехов, М. Горький и И. Бунин, А. Куприн и Л. Андреев, в живописи - В. Суриков и М. Врубель, Н. Репин и В. Серов, М. Нестеров и Б. Кустодиев, В. Васнецов и А. Бенуа, в музыке и театре - Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, С. Рахманинов и И. Стравинский К. Станиславский и В. Коммисаржевская, Ф. Шаляпин и Н. Нежданова, Л. Собинов и А. Качалов, А. Павлова и А. Карсавина. Бурно развивалась философия, выходили труды марксистов. При всех конфликтах и противостояниях не велось борьбы на истребление. Благодаря исключительному статусу, какой в России был присущ литературе со времени ее золотого, пушкинского века, она оказалась центром культурного феномена «серебряного века». Восприятие литературы «серебряного века" приводит к ощущению ее смелого новаторства, какой области ни коснись - поэзии, прозы, драматургии - любая удивляет необычностью авторских мироощущений, форм, структур. Необходимо подчеркнуть, что был и общий для них объективный побудитель такого поиска. Грозовая атмосфера стремительного XX столетия, небывалые потрясения войн и революций предельно обострили и изменили все процессы в стране. Возникла суровая необходимость понять «страшный мир» (А. Блок) в каких-то иных, неизвестных пока измерениях. Надо отметить, что конец XIX века был периодом распада стилей, выработанных предшествовавшими художественными эпохами. Классицизм себя исчерпал. Дух революционных перемен, предчувствие общественных катастроф, переоценка традиционных эстетических и нравственных норм - все это побуждало художников к поискам стиля, адекватно отражающего изменившийся мир. Это время породило множество течений, объединений, столкновение различных мировоззрений и вкусов. В русской художественной культуре, как и на Западе, получило распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Идея упадка - в противовес идее прогресса. В целом декаденс оказывает воздействие на большинство стилей. Основными из них были импрессионизм, символизм, модернизм, авангардизм др. Следует иметь в виду, что современная оценка этих течений и их оценка людьми, жившими в то время различна. Конечно, пересмотр всего того, что демократический дух XIX века признал за благо, равнодушие к истине, презрение к самопожертвованию, к нравственным задачам искусства не вызывало больших симпатий современников в России. Тем более, что в сравнении с классикой, получившей в России столь блестящее развитие, новые течения не помогали ответить на животрепещущие вопросы в осмыслении мира и человека, тем более русского. Философия Ницше с его желанием «стать по ту сторону добра и зла» и создать религию обожающей себя личности не получает, в отличие от Запада, широкого развития. Современное изучение русской культуры на рубеже веков позволяет глубже проанализировать этот феномен, хотя до сих пор не вполне решены многие вопросы, связанные с определением стилей и художественных направлений. Многое остается еще непонятным и непонятым. Поэтому ограничимся самыми общими сведениями. Необходимо подчеркнуть, что проблема личности в условиях буржуазной цивилизации, судьба человеческого в человеке - вот что волнует русских интеллигентов на рубеже XIX-XX веков. Именно моральная потребность защитить и утвердить собственно человеческие ценности, заключающиеся как в завоеваниях многовековой культуры, так и в духовном богатстве личности составляет основной смысл творчества всех наиболее талантливых художников. Из новых течений в литературе и искусстве наибольшей популярностью в образованных кругах русского общества тогда пользовались символизм, импрессионизм, модернизм, авангардизм. Заметим, что родиной символизма и импрессионизма была Франция. В этой стране символизм развивался на протяжении трех десятилетий, приобретая новые черты и эволюционируя от идеализации прошлого, от толкования основных символических мотивов (смерть, любовь, страдание, ожидание) - порой с подменой символов - аллегорией - к стремлению преодолеть неустойчивость мира, преобразить его, улучшить эстетическими средствами. Обратите внимание, что движение символистов в России возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. На щите символизма были начертаны идеализм и религия, хотя символизм возник в России под влиянием Запада, где он развивался намного раньше. Однако русский символизм резко отличался от западного всем своим обликом -духовностью, разнообразием творчества, высотой и богатством свершений. Символизм был реакцией на реализм, на натурализм. В 1892 г. философ и поэт Д. Мережковский создал поэтический сборник «Символы». Он писал: «Три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности». Слова, краски, звуки обрели глубинный символический смысл. К символистам в поэзии относились В. Брюсов, А. Блок, К. Бальмонт, Ф. Соллогуб, А. Белый, С. Соловьев. Надо отметить, что хотя символизм начинался как прозападное явление, но в нем сразу сказались национальные особенности; открытие русского художественного и духовного наследия недавнего прошлого, интерес к собственным корням - к славянской древности и русской старине. Были по-новому прочитаны и заново открыты писатели и поэты недавнего прошлого «золотого века». Поэтическое воскрешение в памяти своего родного проявилось в интересе к славянской мифологии, русскому фольклору. Однако подход к славянской и русской теме был взят не националистический, а общечеловеческий. Усилиями А. Блока, Соллогуба, В. Брюсова и др. символизм превратился в наиболее заметное явление русской литературной жизни. Обратимся к стихотворению А. Блока: "Ночь, улица, фонарь, аптека Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века-Все будет так. Исхода нет." Тут все - символы. Даже аптека - как переход от жизни к смерти. А. Блок хотел, чтобы его творчество рассматривалось как единый роман в стихах. Он разделил свою поэзию на три тома. Первый том белого цвета посвящен Прекрасной Даме. Второй том был синего цвета. Синий цвет символ надрыва, крушения идеала, веры. Это книга о Незнакомке. В третьем томе преобладает красный цвет - цвет крови и пламени, цвет российской трагедии. Цветовые эпитеты в стихах символистов играют весьма важную роль и несут большую смысловую нагрузку. Обращает внимание тот факт, что в произведениях символистов часто встречаются мрачные пророчества. Например, А. Белый писал: «Будут, будут кровавые полные ужаса дни...» Обращает внимание, что символистское движение в России началось с выходом в 1904 г. литературно-художественного журнала «Весы». Вскоре открылась выставка «Алая роза» первого художественного объединения символистского типа (впоследствии - «Голубая роза»). Ведущая роль в пропаганде идей символизма принадлежала поэтам, литературным деятелям. Можно сказать, что журнал «Весы» занимался сознательным формированием русского символизма. Среди русских мастеров живописи ведущее место принадлежало М. Врубелю, В. Борисову-Мусатову. Одним из творцов живописного символизма был М. Врубель, создавший работы «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный». Его демон скорее страдает сам, нежели приносит страдание. Всякое произведение символизма можно было расшифровывать по-разному. Подчас живописную историю Демона расшифровывают как судьбу российской интеллигенции. Как Вы к этому относитесь? Отметим, что идеи символизма оказали свое влияние и на развитие музыки. Музыкальная «Поэма экстаза», «Прометей» композитора А. Скрябина свидетельствуют о переходе к современному музыкальному языку XX в. Но многие его современники обвиняли его в символизме, модернизме и т.п. Сам же композитор писал: «Я пришел поведать Вам тайну жизни, тайну смерти, тайну неба и земли». В целом же изобразительная система символизма была лишена какой-либо внутренней цельности, так как разрывалась между поисками литературных образов, к музыкально-ритмической организации картины и к самостоятельной роли цвета и света. Постепенно символизм растворяется среди других течений. Обратимся к такому течению как импрессионизм (франц. - «впечатление»)-Он получил наибольшее распространение в живописи. Это была живопись настроения. Некоторые черты импрессионизма можно видеть уже в картинах И. Левитана и А. Серова. Интерес к воздушной среде, к неповторимым мгновениям жизни, к оттенкам, к изменчивости настроения - вот что отличает произведения импрессионистов. Первыми русскими импрессионистами были К. Коровин, И. Грабарь, К. Малявин. Картины импрессионистов сверкают, пахнут, звучат. Импрессионизм возник как направление в живописи. Но черты импрессионизма ощущаются и в других видах искусства. В творчестве таких композиторов как А. Глазунов, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов и др. Происходит известный пересмотр музыкальных традиции, отход от социальной проблематики к внутреннему миру человека. В известном смысле можно говорить об импрессионизме как литературном течении, как поэзии настроения; например, стихи И. Северянина. В целом необходимо подчеркнуть, что импрессионизм в России не прошел того длительного пути, который он проделал на Западе. Дело в том, что для России, вставшей на путь капитализма позже других развитых стран, были характерны ускоренные темпы развития (50-60 лет вместо 200-300 лет в Западной Европе). В равной мере это касалось и развития русского искусства. Многие русские художники, быстро освоив и творчески переработав какое-то новое направление, стремительно шли вперед. Поэтому иногда трудно четко отнести работу художника к определенному направлению. Таковы, например, работы В. Серова, М. Врубеля и др. Далее отметим, что бурное развитие искусства привело к концу XIX века к появлению стиля модерн. Если символизм и импрессионизм ассоциируются с законодательницей мод Францией, то модерн гораздо больше связывают с Австро-Венгрией или Германией. Для стиля «модерн» были характерны такие черты: как эклектизм, романтизм, чувственность, декоративность. Модерн был сложным течением, внутри которого были разные направления, преобладавшие на том или ином этапе его развития. В целом модерн предполагал отказ от классических форм, пересмотр сложившихся ранее традиций. Модерн пытался синтезировать разные виды искусства, соединить реальное с фантастическим, раскрыть возможности человека. Модерн проник во все виды искусства: в скульптуру, живопись, архитектуру, музыку, литературу. Необходимо отметить, что блистательным артистическим мифом в нашем искусстве остался журнал «Мир искусства» и объединившиеся вокруг него художники. В разных вариантах он существовал с конца 90-х годов XIX века до начала 20-х годов XX века. Основателями «Мира искусегеа» были А. Бенуа и С Дягилев. В него входили Ч. Рерих, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский, И. Грабарь и другие. Эти художники пользуются мировой известностью. Однако их идейные манифесты - защита «искусства для искусства» вызывали резкие споры, осуждения со стороны художников других направлений. Для «мирискусников» были характерны более свободное обращение с цветом, свобода в выборе сюжетов, увлечение историей, символикой. Они установили тесные связи с европейским художественным миром. Деятели «Мира искусства» отразили в своих произведениях российскую жизнь, искания общества. Свой взор они обратили к театру, особенно музыкальному, где модерн просто расцветает. Выставки русской живописи в Париже, дягилевские балетные спектакли и целые сезоны в Западной Европе. Эти гастроли оформлялись художниками из «Мира искусства». Приобщение «мирискусников» к европейской изобразительной культуре вызвало освоение русскими мастерами как Французского импрессионизма, так и общеевропейского стиля модерн. Можно сказать, что, сосуществование импрессионизма, модерна и академизма образовало тот сложный сплав, который оказался наиболее ярким выражением русского варианта стиля модерн. Наиболее близкими общеевропейскому варианту модерна представляются произведения Л. Бакста. Надо отметить, что модерн так и не выработал целостного единого сшля. Последние годы XIX века - начало XX века - это время господства модерна. Ярким примером модерна в России было творчество Ф. Рехтеля. В этом стиле построен особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве, Ярославский вокзал в Москве (арх. Ф. Рехтель), Казанский вокзал в Москве (А. Щусев), старое здание Третьяковской галереи (В. Васнецов), доходный дом К. Розенштейна на Архиерейской пл. (сейчас пл. Л. Толстого, арх. Белогруд), гостиница «Астория» в Петербурге (арх.Ф. Лидваль). Обращает внимание, что русский модерн представляет собой смесь с историческими стилями неоренессанса, необарокко, неорококо и др. Далее в нем были использованы все современные достижения архитектуры. Этот стиль обеспечивает целостный подход к ансамблевому решению интерьера. Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики. Он узнается везде своими тянутыми контурами и линиями, особой колористической гаммой пастельных тонов, Модерн обогатил мировую художественную культуру подлинными открытиями, послужил источников зарождения новых видов искусства XX века. В то же время во многих творениях эпохи модерна запечатлелись растерянность художественной интеллигенции перед неразрешимыми вечными вопросами бытия, страх перед прогрессом и опасностями для личности. Упадочность, заумность, склонность к мистификаторству стали восприниматься как чуть ли не основные черты нового искусства. Эти черты вызвали неприятие и критику многих современников В результате модерн надолго стал объектом отрицания и был основательно забыт. Открытие модерна состоялось в середине XX века. Начался процесс его изучения, который и сейчас идет. Обратите внимание, что развитие искусства ставило художников перед выбором идти вперед к «авангарду» с его непривычным выразительным языком или попытаться вернуться назад к единству «большого стиля». Буквальное значение слова «авангард» - передовой отряд. Авангард - одно из наиболее заметных и громких течений в литературе и искусстве XX столетия. Авангард - это атака, прорыв в будущее. Если импрессионизм - стихия влаги и воздуха, то авангард -стихия огня. Авангард индустриален. На природу и человека авангард смотрит технически. Он возникает как протест против эстетства импрессионизма и смутности символизма. В искусстве авангарда присутствует четкая конструкция картины, стиха, определенность архитектурной линии, интенсивность цвета, оптимистическое видение мира. Как и другие направления авангард был многолик и многообразен. Он представлен различными школами, группами, течениями К их числу относят футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский в поэзии, Р. Фальк и П. Филонов - в живописи), неопримитивизм (живопись Н. Гончаровой и М. Ларионова), экспрессионизм (В. Кандинский, художник и теоретик). Проявлениями авангарда можно считать абстракционизм, кубизм и другие варианты нетрадиционного осмысления мира Одним из наиболее выдающихся художников авангарда был К. Малевич. Хорошо известны его картины «Черный квадрат», «Сенокос» и др. К. Малевич выстраивает свои изображения из геометрических элементов и контрастных цветовых плоскостей. Сходные приемы использовав и поэты-авангардисты, конструируя образы из звуков. Сам К. Малевич говорил», что у него планетарно-космическая живопись. Подчас же полагают, что К. Малевич выразил мировоззрение крестьянства. Какой Вам представляется живопись Малевича? Заметим, что если одни абстракционисты абсолютизировали форму, то i другие экспериментировали с цветом. Таков был В. Кандинский. Используя цвет, он пытаемся освободиться от предметности. В. Кандинский стал создателем одного из направлений абстракционизма, цветового или психологического. Как Вы оцениваете «Композиции VI, VII В. Кандинского? Проложил ли он дорогу «в царство |