Главная страница
Навигация по странице:

  • Спеціальності 053 Психологія Освітньо-професійної програми «Практична психологія»

  • 4) Что по этому поводу говорят другие

  • риторика зачёт. Питання до заліку з навчальної дисципліни Риторика в професійній діяльності психолога для здобувачів вищої освіти першого (бакалаврського) рівня Спеціальності 053 Психологія Освітньопрофесійної програми Практична психологія


    Скачать 29.63 Kb.
    НазваниеПитання до заліку з навчальної дисципліни Риторика в професійній діяльності психолога для здобувачів вищої освіти першого (бакалаврського) рівня Спеціальності 053 Психологія Освітньопрофесійної програми Практична психологія
    Дата06.12.2022
    Размер29.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлариторика зачёт.docx
    ТипДокументы
    #831539

    ПИТАННЯ ДО ЗАЛІКУ

    з навчальної дисципліни «Риторика в професійній діяльності психолога»

    для здобувачів вищої освіти першого (бакалаврського) рівня

    Спеціальності 053 Психологія

    Освітньо-професійної програми «Практична психологія»


    1. Предмет, цілі і завдання риторичної науки.

    Риторика — наука о способах убеждения и влияния на аудиторию с учётом её особенностей. Она изучает методику составления текста, определяет его структуру, наиболее подходящую для понятного и аргументированного изложения мысли.

    Цели — повышение уровня коммуникативной сферы, формирование навыков общения и взаимодействия между социальными субъектами.

    Задания:

    1) усвоение базовых понятий и терминов, связанных с риторикой

    2) овладение закономерностями публичного выступления, особенностями речевого этикета

    3) формирование навыков составления партитуры текста

    4) развитие умения готовить речь на конкретную тему

    5) формирование критического отношения к собственной речи


    1. Зв'язок риторики з іншими науками.

    Поскольку риторика как искусство предполагает умение хорошо говорить, грамоно строить и использовать слова — она прежде всего связана с такими разделами науки о речи как стилистика, орфоэпия, синтаксис. Связь риторики с философией обуславливет то, что ораторское искусство — это ещё и умение говорить красиво, умение украшать свою речь. И помимо владения речью, оратор должен обладать информацией и уметь правильно её подбирать. На современном этапе риторика связана с психологией, философией, логикой, стилистикой, лингвистикой, грамматикой.


    1. Історія риторики.

    Риторика — одна из древнейших наук, она возникла ещё в античные времена. Тогда она выступала инструментом защиты и обвинения в судебном процессе. В древней Греции и Риме освоение риторики являлось необходимой составляющей образования. Греки обращались к специалистам по составлению речей, чтобы удачно защитить себя в суде.

    Древнегреческий оратор Аристотель выделял 3 способа убеждения: логический, эмоциональный и этичный. Самым выдающимся Римским оратором считается Цицерон, он занимался составлением речей и был автором трактатов об ораторском искусстве.

    В средневековой Европе риторика была искусством христианской проповеди. В Киевской Руси риторика развивалась под византийским влиянием. Выдающимися ораторами тех времён были Иларион, Кирилл Туровский. Первый курс риторики на украинском языке составил Иоаникий Галятовский. Он был ориентирован на составление церковных проповедей. Позже этот жанр развили Стефан Яворский, Дмитрий Туптало, Феофан Прокопович. Существовали три ораторских стиля (слоги): высокий, средний и низкий по степени усложнённости. В 20 веке риторика возродилась благодаря пониманию важности речи и умения убеждать, тогда же были основаны факультеты риторики в учебных заведениях. Позже с появлением масс-медиа роль риторики значительно возросла. Выдающимися современными теоретиками риторики считаются Хаим Перельман, Генри Джоунстоун, Кеннет Берк, Маршалл Маклуен. Так риторика становится наукой об эффективном общении во всех жизненных коммуникациях. Современная риторика — это теория и мастерство эффективного общения. Предмет — общие закономерности речевого поведения в разных ситуациях общения и практические возможности их применения. Эффективность речи определяется 3 компонентами: понятийно-логичным, оценочным и эмоциональным. Уместность речи — её соответствие цели оратора. Влиятельность речи — её способность пробудить разум и чувства, побудить слушателя сначала прислушаться, а после принять то видение мира, которое предлагает оратор.


    1. Значення риторики в сучасному світі.

    2. Відмітні ознаки науки. Зв'язок з іншими науками.

    Риторику можно считать и наукой и искусством. Главное её задание — убедить слушателей в чём-либо при помощи слова, донести до них через речь определённую мысль, заставить проникнуться определёнными чувствами. Риторика как наука — это наука о способах убеждения и влияния на аудиторию с учётом её особенностей. А риторика как искусство предполагает умение хорошо говорить, грамотно строить высказывание и использовать слова. В этом риторика связана с разделами науки о речи: стилистикой, орфоэпией и синтаксисом. Помимо этого, ораторское искусство это ещй и умение говорить красиво. Поэтому риторику ещё называют красноречием. Но даже хорошо владея речью, у оратора прежде всего должно быть что сказать. В этом связь риторики с философией — слово нераздельно с мыслью. На современном этапе риторика связана с психологией, философией, логикой, стилистикой, лингвистикой, грамматикой. Прикладной предмет риторики — публичное выступление в процессе коммуникации.


    1. Значення логіки у науці.

    Риторику и логику объединяет то, что их основой является мышление. В логике речь идёт об общих законах мышления, его формах и видах. А в риторике основным является вербальное мышление. Аристотель считал, что риторика служит воображению как логика разуму.


    1. Закони логіки. Мовні засоби. Види логіки.

    Знание законов логики позволяет уменьшить количество ошибок, тем самым совершенствуя мышление.

    Закон тождественности — требует определённости мышления, запрещает размытость, хаотичность выражения мыслей, тем самым способствуя соблюдению точности и ясности. Он имеет значение когда речь идёт о корректности дискуссии, результативности обсуждения важных вопросов.

    Закон непротиворечия — ничего не может иметь противоположные признаки в одном и том же смысле.

    Закон исключённого третьего — из двух противоречящих мыслей, высказанных в одном смысле, одна обязательно истинна. Этот закон не предполагает третьего высказывания, которое могло бы занять среднее положение и стать истинным.

    Закон достаточного основания — любая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Ни одно утверждение не может считаться истинным безосновательно.


    1. Організація мови у науці.

    Основные термины риторики — пафос, логос и этос. Пафос — задумка оратора, с целью развернуть какую-либо интересную для слушателя тему. Содержание пафоса — мысль, направленная на принятие решения.

    Правила пафоса:

    1) это основа задумки

    2) без него невозможны решения и действия

    3) ритор не должен создавать искусственный пафос, не соответствующий предмету речи

    4) пафос речи связан с эмоциями, которые могут возникнуть в аудитории и ритор должен их предвидеть

    5) ритор должен контролировать свои эмоции

    Логос — словесные средства (аргументация).

    Правила:

    Ритор не должен:

    1) вводить в заблуждение

    2) создавать необоснованные суждения

    3) создавать аргументацию, непонятную для аудитории

    Логос дополняется топосом — фактами из жизни и личными мыслями оратора, которые помогут сделать его речь более убедительной.

    Этос — условия прозношения речи, которые оратору создаёт общество.


    1. Функції мови.

    1. Комунікативна функція або функція спілкування. Суть її полягає в тому, що мова використовується як засіб спілкування між людьми, як інформаційний зв'язок у суспільстві.

    2. Номінативна функція або функція називання. Усе пізнане людиною (предмети, особи, явища, властивості, процеси, закономірності) одержує назву і так під цією мовною назвою існує в житті і в свідомості мовців.

    3. Мислетворча функція. Мова є не тільки формою вираження і передачі думки, а й засобом формування, тобто творення самої думки.

    4. Гносеологічна, тобто пізнавальна, функція мови. Вона полягає в тому, що світ людина пізнає не тільки з власного досвіду, а й через мову, бо в ній накопичено досвід попередніх поколінь, сума знань про світ.

    5. Експресивна або виражальна функція мови. Мова надає більше можливостей розкрити неповторний світ інтелекту, почуттів та емоцій людини. Кожний може впливати силою своїх переконань чи почуттів на інших.

    6. Волюнтативна функція є близькою до експресивної. Вона полягає в тому, що мова є засобом вираження волі співрозмовників (вітання, прощання, прохання, вибачення, спонукання, запрошення тощо).

    7. Естетична функція. Мова фіксує в собі естетичні смаки й уподобання своїх носіїв. Естетика мови виражається у контексті мистецтва. Словесне мистецтво – це творення художніх образів у літературі, у публіцистиці, ораторському слові.

    8. Культуроносна функція. Мова є носієм культури народу-мовотворця. Оволодіваючи мовою, людина оволодіває і культурою народу.

    9. Ідентифікаційна функція мови полягає у тому, що мова виступає засобом ідентифікації мовців, тобто засобом вияву належності їх до однієї спільноти, певного ототожнення.

    10. Магічно-містична функція мови збереглася з доісторичних часів, коли люди вірили у слово як реальне дійство, здатне зупинити небажаний хід дій, побороти злі сили, підкорити природу своїй волі.

    11. Регулятивна функція виконує роль планування поведінки, вчинків тощо.


    1. Структура мови та мовні аспекти.

    Структура — состав и внутренняя организация единого целого. Система — совокупность взаимосвязанных элементов. Речевая система неоднородна и имеет сложную структуру по уровням. Каждый уровень характеризует совокупность относительно однородных единиц и набор правил, которые регулируют их использование и группировку в разные классы и подклассы.


    1. Етико-педагогічні аспекти риторики.

    • вміння розуміти ситуацію спілкування і визначати мету комунікації;

    • вміння враховувати соціальні та індивідуальні риси особистості співрозмовника;

    • вміння створювати монолог, прогнозувати розвиток діалогу і направляти його у відповідності до мети діяльності та умов спілкування;

    • вміння ефективно слухати і читати;

    • вміння створювати і підтримувати доброзичливу атмосферу спілкування;

    • вміння контролювати емоційний стан адресата і виражати емоції;

    • знання етикету та чіткість виконання його правил;

    • володіння культурою мови в її нормативному аспекті: знання норм літературної мови і стійкі навички їх застосування у мовленні;

    • володіння культурою мовлення в її комунікативному аспекті: вміння реалізувати багатство, точність, логічність, дієвість і виразність мовлення;

    • володіння професійною термінологією;

    • володіння технікою мовлення;

    • володіння невербальними засобами спілкування.


    1. Значення психології в риториці.

    Ці науки перебувають у відношенні пересічення: психологія вивчає почуттєво-емоційну сферу життєдіяльності людини, сферу підсвідомого і закони, які нею управляють; риторика виявляє інтерес лише до тієї чуттєво-емоційної сторони, яка активно впливає на сферу вербального мислення і від управління якою значною мірою залежить ефективність мисленнєво-мовленнєвої переконуючої діяльності.


    1. Психологія аудиторії та оратора.

    Аудитория: массовая, целевая, потенциальная, расчётная, постоянная. Массовая — возникла случайно, пассивна. Целевая — люди с одним информационным интересом. Потенциальная аудитория — совпадение характеристик с целевой аудиторией. Расчётная — та, на которую направлены действия СМИ.


    1. Невербальні засоби оратора.

    Это факторы, которые присутствуют в общении но непосредственно с текстами не связаны (позы, жесты, мимика, одежда, манера общения). Знаки невербального общения изучает невербальная семиотика. Оратор должен обращать внимание на первое впечатление. Благодаря нему можно заполучить доверие аудитории. Оно устойчиво, и его корректировка требует значительных усилий. Основа его формирования — зрительный образ.

    Оратору следует выступать стоя, используя жесты открытости. Они воспринимаются аудиторией как намерение общаться. Аудитория позитивно воспринимает уверенного в себе оратора, поэтому стоит избегать жестов, выдающих нервозность. Важен зрительный контакт, не выделяя кого-то одного. Стоит обратить внимание на интонацию, её следует менять, чтобы избежать монотонности.


    1. Діалог. Поняття, умови протікання і структура діалогу у риториці.

    Діалог – двосторонній обмін інформацією між двома людьми в вигляді питань та відповідей. В основі діалогу лежить діалогічна єдність: вираження думок та їх сприйняття, реакція на них. Діалог складається з взаємопов'язаних реплік співрозмовників.

    Основними ознаками діалогу є: намір, цілеспрямованість, правила ведення розмови. Цілеспрямованість мовленнєвої дії в діалозі – це наявна чи прихована мета мовця (слухача) (повідомлення про щось, питання, наказ, порада, обіцянка). Необхідною для діалогу є правила ведення розмови: а) повідомлення подається певними порціями; б) повідомлення відповідає темі розмови; в) співрозмовники роблять мовлення зрозумілим, послідовним.

    Набір смислових частин розмови:

    1) установлення контакту із співрозмовником (зоровий – мовленнєвий, зоровий + мовленнєвий);

    2) початок розмови;

    3) розвиток теми (реакція співрозмовника + репліки); кінцівка розмови.

    Істотним для діалогу є той факт, що відповідач знає, про що йдеться, що дуже важливо. Саме знання ситуації і є тією ознакою, яка визначає граматичний лад усного діалогічного мовлення.


    1. Види діалогів.

    По характеру знаний собеседников: информационный (наличие разрыва в знаниях) и интепретационный (знания примерно одинаковые, но имеют разную интерпретацию).

    По целям общения: бытовой (спонтанность, разговорный стиль, любые темы), деловой (коммуникация в официально-деловой сфере), собеседование, интервью, переговоры.

    Чтобы повысить эффективность беседу нужно: заранее приготовить тему, использовать положения психологии о влиянии на собеседника (неблагоприятные моменты чередовать с благоприятными, в начале и конце беседы позитивные факты), помнить о мотивах собеседника, избегать вопросов на которые собеседник может ответить «нет», избегать пустых разговоров, высказываться уверенно и в оптимистичной манере.


    1. Елементи техніки мови.

    1) дихання – фізіологічна основа мовлення;

    2) голос – головний інструмент читця;

    3) дикція – чітке вимовляння звуків, слів, виразів;

    4) орфоепія – правильна літературна вимова.

    Без глибокого знання, практичного засвоєння еле­ментів техніки мовлення не можна досягти виразності мовлення та читання. Досягти високого результату словесної дії, тобто емоційного впливу на слухачів під час читання, мовлення є професійним обов’язком кожного ритора.

    У зв’язку із виразним мовленням / читанням постійно вживається термін «інтонація».

    Інтонація – це поєднання 3-х компонентів живої мови:

    1) дикційна чіткість та орфографічна грамотність;

    2) логічна ясність;

    3) емоційно-образна виразність.


    1. Поняття культури мовлення. Культура мови у риториці.

    Культура речи — соблюдение установленных речевых норм устной и письменной речи, сознательное употребление выразительных средств в зависимости от ситуации общения. Культура речи, как наука, которая разрабатывает рекомендации по умелому использованию речи, содержит 3 компонента: нормативный, коммуникативный и этичный.

    Типы культуры речи:

    Элитарная — свободное владение всеми возможностями речи, включая её творческое применение, строгое соблюдение всех норм.

    Полулитературная речь — неполное соблюдение норм, использование книжных или разговорных слов.

    Литературно-разговорная и фамилиарно-разговорная речь — только разговорный стиль. Для второго характерно просторечие.

    Риторика опирается на элитарный тип культуры речи.


    1. Інвенція як механізм створення концепції мовлення.

    Инвенция — поиск и предварительная систематизация материала. В процессе инвенции оратор должен ответить на 4 вопроса:

    1) О чём рассказать? (предмет, тема)

    2) Для чего? (цель: конкретная и общая: развлекательная, информационная, убеждающая)

    3) Что именно об этом рассказать? (круг вопросов)


    4) Что по этому поводу говорят другие?

    Выбор темы должен быть мотивирован интересом оратора и интересами слушателей.


    1. Інтерес як категорія риторики.

    Первый этап создания речи — выбор темы должен быть мотивирован интересом оратора и интересами слушателей. Интерес в переводе с латыни означает важно. Именно в этом смысле понимается интерес как категория риторики. По критерию важности выделяют интересы: общественный, групповой, индивидуальный. Сопер выделяет ещё злободневный. При выборе темы речи индивидуальный интерес оратора должен объединятся с интересами аудитории. Сопер выделил темы, интересные всем: вопрос жизни и смерти, физического и психического здоровья, денег и собственности, профессии и социального престижа, чести, справедливости, патриотизма.


    1. Риторичне градуювання за Є. Клюєвим.

    Клюев сформулировал такое правило инвенции: уровень интереса к той или иной теме определяется процедурой градуирования теми. Риторическое градуирование — подача теми серией последовательных подтем. Так широкую тему можно подать градацией более узких, конкретных и наоборот, узкую специфическую тему можно расширить до общественно важной. Процесс градуировки помогает найти ту тему, которая окажется в центре внимания конкретной аудитории, будет доступна слушателям и будет соответствовать их интересам.


    1. Таксономія як вчення про принципи і правила класифікації об’єктів.

    Таксономия — учение о принципах и правилах классификации объектов. Она даёт возможность преобразования индивидуального интереса специалиста-ритора в общественный. Таксономическая закономерность гласит, что чем шире берётся предмет, тем уже его содержание и тем сложнее будет сделать его предметом общественного интереса. Например, рассказ об отдельном стихотворении будет намного интереснее, чем про поэзию в целом. Слушателям интересны подробности.



    1. Мета промови. Формування змісту промови.

    Определение цели речи — важнейший этап в подготовке выступления, так как слушатели обычно пассивные участники риторической ситуации и не будут задумываться о намерениях оратора, если они не будут чётко прослеживаться. Это важно и для самого оратора, так как уже в конце выступления он может обнаружить, что у него не было чёткого представления о цели и такие выступления бывают не содержательными.

    Оратор должен сформулировать и проанализировать общую и конкретную цель речи. Она должна быть связана с содержанием выступления. Если определить ключевое слово в конкретной цели, оно покажет общую. Общая может состоять в том, чтобы развлечь слушателей, вдохновить, призвать к действию. От выбора цели зависит вид речи: развлекательная, информационная или убеждающая. Они могут сочетаться, но оратор должен чётко понимать как установка является основной и в соответствии с этим строить речь.


    1. Метод асоціацій як інструмент формулювання та означення понять. Денотатний граф як метод породження тексту.

    Для разработки содержания речи можно использовать метод ассоциаций, он помогает сформулировать определение понятий. Он активизирует воображение и расширяет словарный запас. Например этим способом можно развернуть такую тему как «Что такое справедливость?» (справедливость, закон, наказание, права).

    Ещё один способ — денотативный граф. Это система понятий, связанных между собой. Это способ разложения целого на части, декомпозиция термина и понятий и установление связей между частями и целым (упорядочивание понятий). Берётся ключевое понятие и к нему подбираются слова, которые помогут развернуть денотативный граф (глаголы, выражающие цель, результат, предпосылки). Затем ключевое слово дробится на составляющие. И с помощью этого разворачивается схема текста, где эти понятия будут упорядочены и логично связаны.


    1. Композиція як побудова виступу та співвідношення його окремих частин. Універсальна тричастинна композиція.

    Компонентами выступления являются вступление, основная часть и заключение. Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль; в основной части приводятся аргументы и доказательства; в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории.

    Во вступлении различают зачин (подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

    Основная часть содержит аргументацию тезиса.

    Заключение может включать напоминание (напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (вызвать реакцию слушателей).

    Принципы структурирования речи: последовательность, усиление (значимость аргументов должна расти), органического единства (распределение материала), экономии (достичь цели с минимальными речевыми затратами).


    1. Функції вступу.

    Функция вступления состоит в том, чтобы психологически подготовить аудиторию к восприятию темы, заинтересовать и создать психологически благоприятные условия для ее обсуждения. Для этого во вступлении следует подчеркнуть актуальность темы, ее значение для данной аудитории, сформулировать цель, кратко изложить историю вопроса. Вступление должно быть кратким.


    1. Хронологічний метод.

    Хронологический метод изложения – метод, при котором композиция определяется последовательностью событий во времени, так же таким методом может быть составлена инструкция.


    1. Дедуктивний метод. Індуктивний метод.

    Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Аргументы могут располагаться по убывающей: от сильного к слабому. Или по возрастающей от слабого к сильному и снова к слабому.

    Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях, когда трудно предусмотреть отношение аудитории к выдвигаемому тезису или когда оратор заранее знает, что его тезис будет встречен «в штыки». Аргументы располагаются от слабого к сильному по возрастающей.


    1. Метод аналогії. Концентричний метод.

    Метод аналогии — сопоставление различных событий, явлений, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

    Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.


    1. Ступеневий метод.

    Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.


    1. Причинно-наслідковий метод.




    1. Контрастний метод.

    2. Географічний метод.

    3. Лексичні норми як розрізнення значень і семантичних відтінків слів, а також закономірності лексичної сполучуваності.

    4. Граматичні норми як вибір правильної синтаксичної форми, правильного закінчення.

    5. Логічність мовлення як важлива ознака культури мовлення.

    6. Тропи мовлення: метафора, порівняння, антитеза, єпітет, алегорія та уособлення, гіпербола, літота, іронія.

    7. Фігури мовлення: анномінація, інверсія, повтор, анафора, риторичне запитання, питально-відповідальний хід.

    Фігури мови, або риторичні фігури – це особливі форми синтаксичних конструкцій, за допомогою яких посилюється виразність мови, ступінь її впливу на адресата (повтор, антитеза, риторичне питання і т.д.).


    написать администратору сайта