Главная страница
Навигация по странице:

  • Культурная картина мира в средневековой Европе.

  • Образование и литература

  • Архитектурные памятники

  • Романский и готический стили в архитектуре

  • Архитектура Романики

  • Готический стиль

  • Клерикальная, рыцарская, бюргерская, крестьянская культура. Клерикальная культура средневековья.

  • Рыцарская культура средневековья.

  • Бюргерская культура средневековья.

  • Список литературы

  • Культурология кр. Культорология.КР. План контрольной работы Введение 2 с


    Скачать 7.26 Mb.
    НазваниеПлан контрольной работы Введение 2 с
    АнкорКультурология кр
    Дата06.05.2023
    Размер7.26 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКульторология.КР.docx
    ТипДокументы
    #1112076

    План контрольной работы

    Введение 2 с

    Культурная картина мира в средневековой Европе 2 с

    Романский и готический стили в архитектуре 6 с

    Клерикальная, рыцарская, бюргерская, крестьянская культура 15 с

    Заключение 22 с

    Список литературы 23 с

    Введение

    Средневековье (V-XV/XVI вв.) – переломный момент в мировой истории.

    Термин «средние века» был введен в оборот в эпоху Возрождения итальянскими гуманистами.

    Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период. Образы средневековой архитектуры, скульптуры, живописи оказали огромное влияние на развитие художественной культуры.

    Этапы западноевропейского средневековья:

    • Раннее (V-IX вв.)

    • Зрелое или классическое (X-XIII вв.)

    • Позднее (XIV-XVI вв.)

    В обществе было четкое сословное разграничение: первым (высшим) сословием было духовенство, вторым – рыцарство, третьим – народ.

    Сословное разграничение в средневековом обществе повлияло на формирование основных направлений в его культурном развитии.

    Цель данной работы состоит в том, чтобы, проанализировав этапы, особенности и принципы формирования средневекового общества и взаимодействие различных культур, понять каким образом это влияет на современную культуру.

    Культурная картина мира в средневековой Европе.

    Все произведения искусства в Средневековье создавались таким образом, чтобы нести поучительный смысл. Они содержали мораль, отвлекали людей от повседневности. При этом был распространен образ скорбящего человека. Религиозные мастера часто изображали сюжеты мученичества. Это было присуще литературе, музыкальным произведениям, театральным спектаклям, живописи.

    Образование и литература

    В Западной Европе с XII века началось развитие художественной литературы. Произведения писали на латинском и национальных языках. Стали популярными несколько жанров:

    рыцарские романы и поэзия;

    героический эпос;

    басни;

    стихотворения трубадуров;

    поэзия вагантов.

    Важной частью был героический эпос, который делился на исторический и фантастический. Первый основывался на реальных событиях, второй - на сказках и фольклоре. Рыцарская литература была представлена в романах и поэзии. На самом деле оба вида - это стихотворные произведения, написанные в романском стиле.
    При дворах богатых феодалов часто выступали трубадуры с любовной лирикой. Во Франции прославились труверы, а в Германии миннезингеры. Городская литература была антирелигиозной и антифеодальной. Это басни, сатиры, грубоватые шутки. Самые известные произведения Средневекового периода:

    «Песнь о Роланде»;

    «Повесть о Тристане и Изольде»;

    «Эрек и Энеида»;

    «Ланселот, или Рыцарь Телеги»;

    «Роман о Розе».

    Старые монастырские школы в городах постепенно заменялись кафедральными заведениями. В них могли обучаться будущие священники и кадры светской администрации. Постепенно у школ появилось направление. В городах открывали музыкальные, математические, медицинские учреждения. А также внимание учителя уделяли таким наукам, как схоластика и теология. На западе Европы открылись университеты, что привело к дальнейшему развитию образовательной системы. Первый появился в итальянском городе Болонье, а следующие в Англии, Франции, Испании. Каждый университет имел единые факультеты и академический язык - латинский.

    На младшем курсе изучали семь свободных искусств:
    грамматика;

    риторика;

    арифметика;

    диалектика;

    геометрия;

    астрономия;

    музыка.
    Бакалавры знали правила сложения и вычитания, таблицу умножения, умели читать и писать, красиво говорить, распознавать созвездия и играть на нескольких музыкальных инструментах. Затем они могли искать работу или продолжить научную деятельность - поступить на старший факультет, где изучали юриспруденцию, медицину или богословие. Иногда студенты переходили из одного университета в другой, если им нужно было поменять место жительства.
    Архитектурные памятники

    Архитектурными центрами были итальянские города. Мастера, проживавшие в них, продолжали следовать античным традициям. Наиболее застроенным оказался город Равенна. Здесь во времена Средневековья возвели дворцы и соборы, гробницы и амфитеатры. Все сооружения украшали мозаикой. Среди практичных построек известны мосты, акведуки, храмы и баптистерии.

    Самые известные памятники архитектуры:

    мавзолей Теодориха;



    церковь мученика Виталия;



    базилика Святого Петра;



    мавзолей галлы Плацидии;



    церковь Сан-Лоренцо Маджоне.



    На западе Европы было гораздо больше храмов и соборов, чем на востоке. Практически все они возведены в античном стиле. Одно из основных внутренних украшений — мозаика. Но греки украшали ею полы храмов, а итальянцы, затем и другие мастера, простенки и апсид. Изготавливали ее не из цветных камней, а непрозрачного стекла — смальты. Рим был в эпоху Средневековья религиозным центром. Здесь находилась резиденция Святого Папы, церкви общин, базилики и храмы. Впервые в средневековой истории построили крипту с обходом вокруг надгробия. Позже она стала неотъемлемым атрибутом христианских храмов.
    Романский и готический стили в архитектуре

    Романское искусство, романский стиль или романика - это

    первый из крупных исторических стилей появившийся после

    падения Римской империи и завершения великого переселения

    народов.
    Основные черты романского стиля:

    • Рельефная плоскость, лаконичность и простота;

    • Цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный;

    • Бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и

    вертикальные линии;

    • Прямоугольные и цилиндрические формы;

    • Полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или

    растительный рисунок;

    • Залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;

    • Каменные, массивные, толстостенные конструкции;

    • Замковая и рыцарская тематика — факелы, доспехи, гербы, бои,

    оружие.
    Архитектура Романики

    Основные принципы романской архитектуры выражены в соборе, в монастырской церкви,

    которые были почти единственными видами общественных зданий эпохи.


    Лимбургский собор в Германии
    В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор,

    корабли или нефы и алтарь. При этом символически эти части уподоблялись

    человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу.

    Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу;

    западная — ад и была посвящена сценам Страшного Суда;

    северная — олицетворяла смерть, мрак, зло; а южная — посвящалась Новому Завету.

    Пизанский собор и Пизанская башня в Италии

    Интересно, что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.

    Композицию в средневековье понимали, буквально - как складывание нового из готовых форм. И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов, как из кубиков.

    Массивные башни с шатровыми вершинами;

    толстые стены узкими окнами, почти лишенные украшений;

    простота и строгость линий, подчеркивающих устремленность вверх, внушали

    мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем

    богослужении.


    Майнцский собор

    Скульптура
    Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 года,

    подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в

    основном использовалась во внешнем украшении соборов.


    Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений.


    Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

    Кроме тимпана, рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.



    Целостность и четкость объемов и лаконичный геометризм профилей архитектуры требовали от скульптуры безоговорочного подчинения, и в результате в рельефе человеческая фигура подвергалась еще большей деформации, чем в живописи. Так, в тимпанах полукруг верхнего контура властно подчиняет фигуры, заставляя их корчиться, на дверных же косяках фигуры непомерно вытягиваются.

    Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид

    крепостей: это замок-крепость и храм-крепость.

    В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и

    служить убежищем во время войны.

    Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от

    противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.

    Живопись
    Сохранившаяся до наших дней романская стенная живопись относится к периоду, который начинается приблизительно в последней четверти XI в. и заканчивается, в зависимости от районов, между 1150 и 1250 гг.

    Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины и миниатюра.


    Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое

    базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего.

    Однако, с началом Крестовых походов начался прогресс. Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и захотели частично воспроизвести её на родине.

    Это послужило толчком к развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль.

    Готический стиль
    XII-XV – готический стиль в

    архитектуре.
    Франция - родина готики.
    Характерные черты стиля:

    • Вертикальность композиций;

    • Стрельчатая арка;

    • Сложная каркасная система

    опор и ребристость сводов;

    • Устремленность вверх;

    • Легкость и ажурность образа



    Реймсский собор

    Архитектурные особенности готического храма

    Контрфорсы - наружные уступчатые с толбы, противодействующие силе

    бокового распора арки или свода





    Аркбутаны - опорные

    полуарки, расположенные

    снаружи здания и

    передающие боковой

    распор сводов на наружные столбы-

    контрфорсы

    О кно-роза –

    круглое окно на фасаде,

    украшенное витражом


    Главный портал -

    архитектурно

    оформленный вход в

    здание

    Витражи

    В готических храмах нет настенной живописи, и единственным источником

    цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи,

    вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков.





    Скульптура эпохи готики
    Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.





    Клерикальная, рыцарская, бюргерская, крестьянская культура.

    Клерикальная культура средневековья.

    Христианство находилось в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры. Клерикальная культура была универсальной, т.е. охватывала все стороны бытия, всю иерархию жизненных отношений.

    В иерархии сфер средневековой культуры доминирующее место принадлежало богословию (теологии). Другие сферы культуры - философская и научная мысль, система образования, искусство - призваны были служить богословию и рассматривались прежде всего, как средства приобщения человека к Богу, постижения его сущности.

    Средневековое образование было в основном образованием религиозным. Начиная с раннего средневековья вся система образования контролировалась церковью. Хотя основа, на которой строилось средневековое образование, была унаследована от античности - в монастырях и церковных школах раннего средневековья изучались "семь свободных искусств" (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия - учебные дисциплины, сложившиеся еще в поздней античности) - главным было изучение богословских наук. Вплоть до конца IX в. все школы находились в руках церкви (в них обучались как будущие священники, так и не предназначенные для церковной карьеры юноши).



    После завоевания арабами Испании и Сицилии возрождается интерес к изучению античного наследия. Рост городов способствовал подъему образования. Во второй половине XI в. появляются светские школы в городах, возникают университеты, ставшие центрами развития научной мысли своего времени. Первый университет был открыт в Болонье (1088 г.), позже в Париже (1160 г.), Оксфорде (1167 г.), Кембридже (1209 г.). В XIII - XV вв. уже почти во всех европейских странах существовали университеты. Университетское образование велось на латинском языке, что позволяло обучаться в любом университете студентам со всей Европы. Как правило, в средневековом университете имелось четыре факультета: подготовительный, где обучались семи "свободным искусствам", богословский, медицинский и юридический. Основывали университеты церковь, светская власть в лице королей, императоров, князей, а также города. Университет представлял собой корпорацию, сообщество преподавателей и студентов, возглавляемое избираемым магистром. Университет как институт научного познания и образования - выдающееся достижение средневековой культуры. В европейских университетах были разработаны и стали применяться основные формы обучения, научные принципы, которые характерны и для современного образования и науки (лекция, семинар, экзамен, сессия, публичная защита диссертации, научный диспут и многое другое).

    Средневековая литература носит религиозный характер, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на латинском языке. Согласно средневековым представлениям высший смысл открывается только откровением - видением. Видения оказали значительное влияние на развитие позднейшей средневековой литературы, начиная со знаменитого французского "Романа о Розе" (XIII в.), в котором ярко выражен мотив видений ("откровений во сне"), до "Божественной комедии" Данте.

    Среди лирических жанров клерикальной литературы доминирующее положение занимали гимны, воспевающие святых покровителей монастырей, церковные праздники. Литургия - главное христианское богослужение, известное со II века, носит строго канонический и символический характер. К эпохе раннего средневековья относится зарождение литургической драмы.

    Музыка как составляющая церковного католического бытия, духовности. Основу этой культуры составляло литургическое пение, воспевающее Бога в напевах, а потом в гимнах. Канонизированная музыка - григорианский хорал - включала в себя также песнопения, предназначенные для всех служб церковного календаря.

    Рыцарская культура средневековья.

    В XI-XII вв. оформился и был записан героический эпос, который до этого передавался только в устной традиции. Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой народ; в эпических сказаниях воспевались храбрость, сила, верность, воинская доблесть. Записанный в условиях феодализма, героический эпос испытал на себе влияние рыцарских и церковных представлений: героями эпоса всегда были преданные вассалы своих сюзеренов, защитники христианства. Величайшим памятником французского эпоса является «Песнь о Роланде», где франки оказываются жертвой низкого предательства графа Ганелона, в лице которого автор поэмы осуждает вероломство и феодальный произвол. Ганелону противопоставлен патриот Роланд, считающий целью своей жизни служение императору и «милой Франции». Но Роланд является также и верным вассалом своего сюзерена Карла: «Ведь для сеньора доблестный вассал обязан претерпеть великие страданья: снести и холод, и палящий жар и за него и плоть и кровь отдать…» Образ Карла воплощает идею государственного единства и величия. Во времена крестовых походов этот эпос служил призывом к борьбе христиан против «неверных».



    Крупнейшим памятником немецкого героического эпоса является «Песнь о Нибелунгах» (1200). В основе эпоса лежат древние германские сказания времен «великого переселения», историческая основа произведения - гибель Бургундского королевства, разрушенного гуннами в 437 г. Но весь характер песни связан скорее с феодальной рыцарской Германией XII в., чем с жизнью варварского общества V в.: при дворе бургундских королей царят рыцарские обычаи, проводятся пышные празднества, турниры. На этом основании некоторые зарубежные критики утверждают, что поэма -апофеоз феодальных порядков; но это скорее осуждение злодеяний феодального мира. Произведения средневекового эпоса типа «Песни о Роланде» или «Песни о Нибелунгах» - выдающиеся памятники мировой культуры.

    В XI-XII вв. сложился морально-этический образ рыцаря, отличавшегося светским характером, чуждым аскетизму. Рыцарь должен молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не лишать никого его собственности; воевать он обязан лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца, повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться у них свершению великих деяний по примеру Александра Македонского. Этот образ получил отражение в рыцарской литературе.

    Рыцарская поэзия возникла на юге Франции, где сложился очаг светской культуры в средневековой Западной Европе. В Лангедоке получила широкое распространение лирическая поэзия трубадуров на провансальском языке. При дворах феодальных сеньоров появилась куртуазная поэзия, прославлявшая интимные чувства и культ служения «прекрасной даме». Этот культ занимал центральное место в творчестве трубадуров - провансальских поэтов, среди которых были рыцари, крупные феодалы, короли, простые люди. Поэзия трубадуров имела много самых разнообразных жанров: любовные песни (одним из ярких певцов был Бернард де Вентадорн), лирические песни, политические песни (наиболее яркие песни у Бертрана де Борна), песни, выражавшие скорбь поэта по поводу смерти какого-либо сеньора или близкого поэту человека, песни-диспуты на любовные, философские, поэтические темы, плясовые песни, связанные с весенними обрядами.

    Бюргерская культура средневековья.

    Своеобразная городская культура складывается в Западной Европе со второй половины XI столетия. XII век и первая половина XIII в. стали в ее развитии важнейшим этапом.

    В отличие от крестьянства и от рыцарского сословия среда горожан была очень пестрой и многообразной. В ней можно выделить патрициат, державший в своих руках городское самоуправление и представлявший собой не только верхушку купечества и ремесленничества, но и внушительного землевладельца, смыкаясь в этом с рыцарством средней руки. Заметим, что в XII и особенно в XIII в. рыцари все чаще селились в городах, составляя влиятельную часть их населения. Основной массой горожан были ремесленники и торговцы, а также слуги и некоторое число представителей свободных профессий. Немало стекалось в город и бедноты из окрестных селений. Приток крестьян из крепостной деревни в город, где они получали свободу и овладевали городскими ремеслами, существенным образом влиял на лицо средневекового города. Нельзя также не упомянуть представителей клерикальных кругов, которые не только учились в городах, в епископальных соборных школах, но и оседали здесь на постоянное жительство.



    Все эти разнородные элементы были носителями разных культурных традиций, которые не только взаимодействовали, но и постоянно сталкивались, ведя порой упорную борьбу, часто в рамках одного, отдельно взятого произведения. Городская культура обладала значительно большей подвижностью, чем культура феодальная. Этим объясняется и развитие в городской литературе всевозможных жанров и форм. По сравнению со словесным искусством горожан разнообразные жанры куртуазной литературы отличались большим стилистическим и идеологическим единством. Многообразие и динамизм, присущие городской словесности на исходе Средневековья, привели к тому, что именно в недрах городской культуры возникли первые ростки Ренессанса.

    Сложным было взаимодействие городской литературы с литературой феодальной. Здесь можно говорить и об открытом, осознанном противостоянии, и об использовании куртуазного поэтического опыта для своих городских нужд. Городской патрициат всегда тянулся за культурой рыцарства, самозабвенно подражая ей и желая с ней сравниться. В то же время достижения городской культуры были небезразличны для рыцарства, в среде которого, несомненно, пользовались популярностью веселые рассказы о проделках хитроумного лиса Ренара, и возвышенные аллегории «Романа о Розе», и поучительные истории фаблио и шванков. Городская литература предназначалась не одним горожанам (вот почему в таком характерном жанре городской словесности, каким были фаблио, некоторые ученые увидели некий промежуточный жанр, остановившийся где-то между городом и замком).

    Важным фактором развития городской культуры был фольклор, прежде всего фольклор деревенский. Постоянный приток крестьян в города сказался в усилении народной тематики и проблематики в некоторых литературных сочинениях, созданных в городских стенах. Поэтому в ряде случаев уже нельзя говорить о произведении городской (или только городской) литературы, нужно говорить с полным основанием о памятниках литературы народной. Фольклорная основа, безусловно, просматривается кое-где и в произведениях куртуазных: в их ритмике, в образном строе; в городе воздействие фольклора было иным. Из него в городскую литературу широко проникли таящиеся в нем социальные, бунтарские мотивы. XII и XIII века были временем могучих народных движений, всегда захлебывавшихся в крови, но грозно сотрясавших здание феодализма. Эгалитарные устремления народа нашли отражение и в памятниках городской литературы, а фигура крестьянина приобретает в ней внушительные размеры, несопоставимые с образами вилланов рыцарской лирики и романа. На исходе Средневековья в творчестве англичанина Ленгленда этот боевой бунтарский характер, свойственный ряду явлений городской культуры, раскрылся с наибольшей отчетливостью и силой, суммируя могучие искания народа, противопоставившего себя не только феодальной верхушке, но и городскому патрициату. В творчестве Ленгленда культура города раздвигает свои рамки и приобретает черты культуры народных масс.

    Следует, однако, учитывать, что отношение к крестьянству со стороны средневекового города не было однозначным. Городская верхушка - патрициат - видела в крестьянине потенциального врага, и в годы грозных народных движений город часто становился на сторону феодалов, помогая им подавлять крестьянские мятежи. Неимущие слои горожан, еще вчерашних крестьян, видели в жителях деревни своих союзников в социальной борьбе. Но для городского плебея крестьянин был не только союзником; он олицетворял собой и мелкособственническое начало, тем самым становясь из союзника врагом. Поэтому образ крестьянина в городской литературе сложен и противоречив - он то оказывается олицетворением общенародных идеалов, то, наоборот, - всего косного, застойного, патриархального. Он то грозен, то добродушно сметлив и благороден, то непроходимо туп и комичен.

    Сатирические устремления сочетались с нравоучением, морализированием. Осмеяние пороков или предрассудков общества, или его отдельных представителей часто делалось не только в развлекательных и сатирических, но и дидактических целях. Вот почему культура города не только очень рано выработала целый ряд специфических нравоучительных жанров, но и наполнила дидактикой и веселые фаблио, и шванки, и аллегории «Романа о Розе», и сатирические сцены первых памятников драматургии.

    Городская литература не была замкнутой ни социально, ни географически. Между городами, дальними и ближними, постоянно осуществлялся культурный обмен. Ему способствовали частые многодневные ярмарки (например, знаменитые шампанские), куда съезжались купцы и торговцы со всей Европы. Мастера каменного дела - строители готических соборов - возводили свои величественные сооружения, путешествуя из страны в страну. Театральные братства разыгрывали свои спектакли в разных городах. Слагатели фаблио и шванков примыкали то к беспокойным ватагам вагантов, то к караванам купцов, то путешествовали с толпами паломников. Вместе с поэтами кочевали и сюжеты. Поэтому не приходится удивляться, что веселые и поучительные истории о глуповатых горожанах, пройдохах-купцах, беспутных горожанках, алчных и сластолюбивых священниках мы найдем и у французских поэтов, авторов фаблио, и у немецких слагателей шванков, и у испанских городских рассказчиков, и у авторов итальянских городских новелл. У всех у них были и общие истоки - ряд памятников латинской литературы, а также некоторые сюжеты, занесенные с Востока (об этом будет сказано ниже). Но непосредственные контакты и литературный обмен нельзя и абсолютизировать. Важным фактором стала типологическая общность городской культуры разных областей Европы. Сходность социальных структур обусловила появление сходных сюжетов, сходных образов и ситуаций. Близость изначальных идеологических посылок писателей-горожан отозвалась и сходным отношением к действительности, сходным решением нравственных и социальных проблем.

    Как и вся культура феодализма, культура средневекового города проявляла тенденцию к регламентации и каноничности. Но история городской словесности представляет собой историю непрерывного противоборства двух тенденций -канонизирующей, т. е. проявляющей стремление к замкнутости, к окостенению, и ей противоположной, с которой и связывается поступательное движение литературы. Борьба этих двух тенденций не всегда происходит в рамках одного жанра; чаще бывает иначе: одни жанры формализуются, останавливаются в своем развитии, но им на смену постоянно приходят новые жанры и формы, несущие в себе передовое мировоззрение, прогрессивные социальные устремления эпохи.

    Заключение

    Средние века, безусловно, очень значительно повлияли на формирование современной культуры. Множество произведений искусства: литература, скульптура, архитектура времен средневековья и в наше время являются объектами изучения и интереса людей самых разных профессий. От историков, писателей и архитекторов до режиссеров, постановщиков и людей других творческий специальностей.

    В XX-XXI вв. снято огромное количество фильмов и сериалов, посвященных средневековью, а образ рыцаря считается одним из самых популярных в сегодняшнем кинематографе.



    кадр из фильма «Меч короля Артура»

    Таким образом, можно сделать вывод, что культура средневековья проявляется во многих сферах современной жизни.

    Список литературы

    Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987

    Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987

    Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Москва 1984 г.

    Виппер Р.Ю. История средних веков. – СПб., 2000

    Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры

    Роде Ф. Роль христианства в европейской цивилизации. Европейский альманах: История. Традиции. Культура


    написать администратору сайта