|
План практического занятия 1
План практического занятия № 1.
Романтическая мифологизация и сатира в сказке Э.Т.А Гофмана «Крошка Цахес» (2 часа)
Щелкунчик
Возникновение и жанровые особенности литературной философской сказки.
Сюжет сказки «Крошка Цахес»:
Какие из авторских идей раскрывает сюжет? К какому типу сюжетов (по классификации Хализева) он относится? Почему необходима фантастика? Как соотносится содержание сказки с мыслями Шопенгауэра?
Основной романтический конфликт сказки (подтвердите свои мысли примерами).
Система образов:
Назовите основных персонажей сказки и объясните, почему автор помещает их в столь различные социальные группы?
Какие действия совершают князь Пафнутий, Адреас и придворные, как соединяются в их поступках нравственные и социальные побудительные причины? Почему автор сатирически описывает введение просвещения?
Какие действия совершают фея Розенгрюншен и Просперо Альпанус? Как в их поступках соединяются добро и зло, есть ли социальные побудительные причины?
Какие поступки совершают Бальтазар, Кандида и Фабиан? Есть ли свобода действий у этой группы персонажей?
Какими чертами автор наделяет мир филистеров? Что с ним роднит Кандиду? Каково положение среди этих миров волшебника Просперо и феи? Отметьте роль предметного мира, иронии и сатиры, а также способов ее реализации в создании двоемирия. Можно ли развести персонажей по двум мирам или эти миры тоже расслаиваются? Какова при этом роль предметного мира? Докажите текстом. Насколько идеи Шопенгауэра близки концепции мира Гофмана?
Портреты персонажей, авторские характеристики и характеристики других героев (Бальтазар, Кандида, фея, «ученого» Моша Терпина) Что сближет и отличает их друг от друга?
Почему в название сказки вынесено имя Цахеса?
Каким сына видит мать и что ее страшит?
В чем заключается дар феи? Какими свойствами она хотела наделить Цахеса и для чего? Что произошло в реальности?
Какие свойства приписываются Цахесу, имеют ли они отношения к внутренней его сущности или только к внешней стороне жизни? Кто и какими достоинствами наделяет его? В какое положение попадают те, у кого он «отбирает» свойства?
Каков смысл сцены похорон Цахеса? Почему эту важную сцену автор дает без комментариев? Как можно трактовать смысл финала и подарков Просперо Альпануса и феи Розеншен? Следует ли считать финал постижением мира с помощью романтической иронии? (см. высказывания Гофмана о связях иронии и гротеска) Или он может получить иное толкование? Обратите внимание на последние фразы сказки.
Можно ли, сопоставив всю идейную наполненность произведения и обобщенность в изображении мира, а также символичность главного героя, увидеть в литературной сказке черты мифа (А.Ф. Лосев писал, что миф не может быть символом, но символ может стать мифом)? Любое издание сказки |
|
|